СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания Всероссийской олимпиады по обществознанию 2019-2020 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию  10 класс 2019-2020 учебный  год

Просмотр содержимого документа
«Задания Всероссийской олимпиады по обществознанию 2019-2020 учебный год»

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 10 класс 2019-2020 учебный год

Время выполнения: 90 минут

(Максимальное количество –93 балла.)



1.Выберите верные ответы и впишите их в соответствующие ячейки таблицы.



1.1 Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется

а) активным избирательным правом

б) классическим избирательным правом

в) пассивным избирательным правом

г) консервативным избирательным правом


1.2 В соответствии с прагматической концепцией истинности истина – это

а) результат соглашения между учёными

б) свойство знания абсолютно соответствовать действительности

в) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям

г) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы



1.3 Выберите термин, который отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека

а) индивид

б) субъект

в) индивидуальность

г) личность

1.4 Критериями общественного прогресса не может выступать:

а) переход общества от простых, менее развитых форм к более развитым, сложным

б) развитие производительных сил

в) прогресс науки и техники

г) усиление господства человека над природой

д) возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку


1.5 Фискальной политикой называется:

а) политика распределения расходов;

б) политика установления налогов с населения;

в) политика регулирования экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учётной ставки и нормы обязательных резервов;

г) политика регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения.


1.6 Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе

а) владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы

б) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы

в) обладать властью над другими членами группы

г) уметь мотивировать к деятельности других членов группы


1.7 Социальное развитие современной России не характеризуется

а) усложнением социальной структуры

б) глубокой социальной дифференциацией

в) стабильностью социальных статусов людей

г) маргинализацией общества


За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 7 баллов.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7










2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Внесите в таблицу свои ответы.

2.1 Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

2.2 В случае, когда Президент РФ не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель правительства.

2.3 Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество.

2.4 Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

2.5 Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление её носителей.

2.6 В соответствии с законом адвокатская деятельность является предпринимательской.

2.7 Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

2.8 Согласно закону стоимости величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.

2.9 Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

2.10 Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 10 баллов.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10













3. Назовите понятие, общее для приведённых ниже рядов слов, объединяющее их, и запишите в таблицу.

3.1 Опека, брачный договор, несовершеннолетний ребёнок.

3.2 Палка-копалка, прялка, сверлильный станок.

3.3 Живопись, театр, музыка.

3.4 Учёба, игра, труд.

3.5 Прямой умысел, косвенный умысел, неосторожность.

3.6 Страта, класс, сословие.

3.7 Сбор налогов, защита границ, издание законов.

3.8 Православие, католицизм, протестантизм.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 8 баллов.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8











4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и числам.

4.1 внутренний, и, поведение, мысли, человек, его, контролёр, стремления

4.2 группа, стремление, противостояние, или, за, курс, официальный, социальный, за, влияние, или, власть, неё, на, политической, бороться

За правильно сконструированное определение – 1 балл. За правильно названное понятие – 1 балл. Всего – 4 балла.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Установите соответствие между основаниями возникновения прав военнообязанных и правами, возникшими на этом основании.


Основания

Права

А) несение военной службы противоречит убеждениям

Б) осуществление ухода за близкими родственниками

В) наличие учёной степени кандидата или доктора наук

Г) обучение в высшем учебном заведении

Д) наличие близких родственников, погибших при прохождении срочной военной службы

Е) принадлежность к коренным малочисленным народам

1) право на освобождение от

Призыва на военную службу

2) право на отсрочку от призыва

на военную службу

3) право на прохождение

альтернативной

гражданской службы




А

Б

В

Г

Д

Е








По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 6 баллов.


6. Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг, к которым они относятся.


Характеристики

Виды ценных бумаг

А) удостоверяет долю владения компанией и закрепляет права владельца на получение части прибыли

Б) удостоверяет право получить от лица, выпустившего

ценную бумагу, её номинальную стоимость в оговорённый в срок

В) удостоверяет право на получение от должника определённой суммы в указанный срок

Г) содержит распоряжение банку произвести платёж указанной суммы предъявителю


1) вексель

2) облигация

3) чек

4) акция



А

Б

В

Г






По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 4 балла.


7. Образованный человек должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

7.1 Экз__стенц__лизм – философия существования.

7.2 М__нт__л__тет – образ мышления личности или общественной группы.

7.3 Кс__н__ф__бия – нетерпимое отношение ко всему непривычному, чужому.

7.4 М__н__д__мент – управление производством.

7.5 И__п__ч__ент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.

7.6 Пр__ц__дент – случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.

7.7 С__гр__гация – вид расовой дискриминации.

7.8 Д__в__львация – официальное понижение стоимости денежной единицы.

7.9 С__п__ратизм – стремление к обособлению, отделению.

За каждый правильно написанный термин – 1 балл. Всего – 9 баллов.



8. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.


8.1 Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летного С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь? Укажите все нарушения (6 баллов).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.2 Депутатская фракция Государственной думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали лишать российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу. Каково должно быть заключение экспертов с позиции международного и внутреннего законодательства? Объясните (6 баллов). Почему? (2 балла). Всего – 14 баллов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из

предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.

Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.


В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается ________(А), то есть порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, где- то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной системе можно назвать социальным ________(Б). Под этим термином понимается положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определённый набор прав и ________(В). Все статусы делятся на две большие группы. К первой относятся ________(Г)

статусы. Среди них обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для

________(Д) обществ). Ко второй группе относятся ________(Е) статусы. Такой статус закрепляется только с учётом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, исполнительности или везению.

Раньше жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным ________(Ж), им и предоставлялись все основные права. И напротив, абсолютное большинство

жителей страны было лишено гражданских прав.

Выделяют учёные-обществоведы и другие виды статусов.__ Среди важнейших из них: ________(З) (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); ________(И) (положение человека как представителя большой

социальной группы); ________(К) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т. п.)).


Список терминов


1) обязанность 11) способность

2) традиционный 12) условный

3) индустриальный 13) иерархия

4) сословие 14) безусловный

5) основной 15) класс

6) личный 16) дополнительный

7) система 17) предназначение

8) групповой 18) статус

9) предписанный 19) подтверждённый

10) привилегия 20) достигаемый



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К












По 1 баллу за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов.



10. Решите правовую задачу.

Зотова нашла на рабочем столе своего сослуживца Крупина дневник, в котором Крупин писал, что хотел бы убить своего начальника Гришина, который, по мнению Крупина, незаслуженно понизил его в должности. В дневнике описывались несколько возможных способов убийства Гришина. Испугавшись, Зотова отнесла дневник в отделение полиции, где было возбуждено уголовное дело о приготовлении к убийству. Правильно ли были квалифицированы действия Крупина? Ответ обоснуйте.

Максимум за задание 6 баллов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



11. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Пол Самуэльсон

Экономика

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства…

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, – которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого – ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства…

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы: запрет на применение детского труда, на поджигание домов, на отравление окружающей среды фабричным дымом, на превышение продажных максимальных цен на продовольствие и пр. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя в то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением

Максимум за задание 15 баллов.

11.1. О каких функциях государства говорит автор? Назовите не менее трёх функций, о которых идёт речь в тексте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.2 Почему, по мнению автора, для современного демократического государства неприемлема «ничем не ограничиваемая рыночная экономика»? Назовите две причины с опорой на текст.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



11.3. Приведите три примера государственного регулирования экономических отношений, указанные автором

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 10 класс 2019-2020учебный год

(Максимальное количество – 93 балла.)



1. Выберите верные ответы и впишите их в соответствующие ячейки таблицы.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

В

Г

В

Г

Г

Г

В

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 7 баллов.

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Внесите в таблицу свои ответы.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 10 баллов.

3. Назовите понятие, общее для приведённых ниже слов, объединяющее их и запищите в таблицу.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

Семейное право

Орудия труда

Искусство

Деятельность

Вина

Социальные общности

Функции государства

Направления христианства

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 8 баллов.

4. Лингвистический конструктор.

4.1 Внутренний контролёр поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.

4.2 Противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или за влияние на неё – оппозиция.

За правильно сконструированное определение – 1 балл. За названное правильно понятие – 1 балл. Всего – 4 балла.

5. Установите соответствие между основаниями возникновения прав военнообязанных и правами, возникшими на этом основании.


А

Б

В

Г

Д

Е

3

2

1

2

1

3


По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 6 баллов

6. Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг, к которым они относятся.



А

Б

В

Г

4

2

1

3


По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Максимум за задание 4 балла.

7. Образованный человек должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

7.1 Экзистенциализм – философия существования.

7.2 Менталитет – образ мышления личности или общественной группы.

7.3 Ксенофобия – нетерпимое отношение ко всему непривычному, чужому.

7.4 Менеджмент управление производством.

7.5 Импичмент особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.

7.6 Прецедент – случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.

7.7 Сегрегация вид расовой дискриминации.

7.8 Девальвация официальное понижение стоимости денежной единицы.

7.9 Сепаратизм – стремление к обособлению, отделению.

За каждый правильно написанный термин – 1 балл. Всего – 9 баллов.

8.1 Следователь должен был предоставить протокол допроса для прочтения согласно статье 190 УПК РФ. – 2 балла.

Согласно статьям 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, не достигшего 16 лет, участвует защитник (2 балла), а также педагог или психолог (2 балла).

8.2 Экспертное заключение должно быть отрицательным (2 балла), так как законопроект не соответствует признаваемым РФ нормам международного права – статье 15 Всеобщей декларации прав человека (2 балла) и статье 6 Конституции РФ (2 балла), согласно которым гражданин не может быть лишён гражданства.

Всего за задание – 14 баллов.

9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из

предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода.

Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

13

18

1

9

2

20

4

5

8

6


По 1 баллу за каждую верную вставку.

Максимум за задание 10 баллов.



10. Решите правовую задачу.

Ответ: Нет, действия Крупина были квалифицированы неправильно. В дневнике содержались лишь мысли Крупина, а уголовное преследование за мысли не допускается. Уголовное должно быть возбуждено лишь в том случае, если Крупин начал реальные приготовления к совершению преступления.

3 балла за указание неправильной квалификации действий Крупина. 3 балла за верное обоснование. Максимум за задание 6 баллов.

11.

11.1. О каких функциях государства говорит автор? Назовите не менее трёх функций, о которых идёт речь в тексте.

11.2. Почему, по мнению автора, для современного демократического государства неприемлема «ничем не ограничиваемая рыночная экономика»? Назовите две причины с опорой на текст.

11.3. Приведите три примера государственного регулирования экономических отношений, указанные автором.

Ответ

Элементы ответа

Баллы

11.1. В тексте говорится о социальной, правоохранительной и оборонной функциях государства.

По 1 баллу за каждую верно названную функцию. Максимум 3 балла

11.2. Могут быть названы следующие причины.

-Нерегулируемая рыночная экономика ведёт к сильному социальному неравенству и не может гарантировать минимального жизненного уровня для определённой части населения.

-Рыночный сектор не может обеспечить необходимые для нормального существования государства и общества социальные услуги и социальную инфраструктуру.


Причины могут быть названы в других, близких по смыслу выражениях


По 3 балла за каждую верно указанную причину. Максимум 6 баллов

11.3. Могут быть приведены следующие примеры.

• осуществление денежной эмиссии;

• финансирование отдельных экономических проектов;

• перераспределение финансовых ресурсов через налогообложение;

• законодательное регулирование предпринимательской деятельности;

• ликвидация последствий стихийных бедствий; • создание системы здравоохранения;

• создание системы образования.


Примеры могут быть названы в других, близких по смыслу выражениях


По 2 балла за каждый верно приведённый пример. Максимум 6 баллов


.

Максимум за задание 15 баллов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!