СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания в формате ЕГЭ по теме Биогеоценоз.Экосистема.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания в формате ЕГЭ можно использовать к обобщающему уроку по теме Биогеоценоз.Экосистема, а также при подготовке к ЕГЭ по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Задания в формате ЕГЭ по теме Биогеоценоз.Экосистема.»

Биогеоценоз. Экосистема.

Выберите три верных ответа из шести:

Задание 1

Для биогеоценоза хвойного леса характерны следующие признаки:

1) разнообразие листопадных деревьев

2) обильное разнотравье

3) животный мир представлен хищниками, лосями, грызунами, кабанами и различными птицами

4) ветви у большинства деревьев растут со склоном вниз

5) большинство деревьев вечнозелёные

6) многоярусное сообщество трав, кустарников, деревьев

Задание 2

В экосистеме широколиственного леса — дубраве.

  1) короткие пищевые цепи

2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3) начальное звено цепи питания представлено растениями

4) популяционный состав животных не изменяется во времени

5) источник первичной энергии — солнечный свет

6) в почве отсутствуют редуценты

Задание 3

Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

  1) вырубка деревьев

2) увеличение затененности

3) недостаток влаги в летний период

4) сбор дикорастущих растений

5) низкая температура воздуха зимой

6) вытаптывание почвы

Задание 4

Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?

  1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

3) увеличение численности паразитов

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

6) уменьшение численности паразитов

Задание 5

Какие признаки характеризуют агроценоз?

1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2) высокая численность растений одного вида

3) большое число видов растений и животных

4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор

5) замкнутый круговорот веществ

6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

Задание 6

Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса?

 

1) почвенные зелёные водоросли 2) гадюка обыкновенная 3) мох сфагнум

4) подрост сосны 5) тетерев 6) лесная мышь



Задание 7

Какие из приведённых ниже свойств характерны для природных, а не искусственных экосистем?

  1) сбалансированный круговорот веществ

2) разветвлённые пищевые сети

3) изъятие части первичной продукции человеком

4) саморегуляция

5) необходимость в добавлении удобрений

6) доминирование одного вида продуцента

Задание 8

Яблоневому саду, в отличие от заливного луга, присущи

  1) доминирование одного вида продуцентов

2) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

3) разветвлённые пищевые сети

4) несбалансированный круговорот веществ

5) изъятие части первичной продукции человеком

6) избыточная увлажнённость почвы

Задание 9

Какие признаки являются общими как для природной экосистемы, так и для искусственной экосистемы?

  1) способны к саморегуляции

2) имеют сбалансированный круговорот веществ и энергии

3) устойчивы во времени

4) состоят из продуцентов, консументов и редуцентов

5) представляют собой открытые системы

6) испытывают действие естественного отбора и изменчивости

Задание 10

Численность консументов I порядка в пресноводном водоёме может сократиться вследствие.

  1) увеличения численности налима и окуня

2) сокращения численности щук

3) увеличения длины светового дня

4) проявления действия стабилизирующего отбора

5) сокращения численности водорослей и водных растений

6) глубокого промерзания водоёма зимой

З адание 11

Укажите консументы в экосистеме широколиственного леса.

 1) бересклет широколиственный

2) петров-крест

3) падуб остролистный

4) косуля европейская

5) паук-крестовик

6) денитрифицирующие бактерии

Задание 12

Какие из перечисленных организмов относят к редуцентам?

  1) денитрифицирующие бактерии

2) белоголовый сип

3) петров крест

4) мукор

5) пеницилл

6) обыкновенный шакал

 

Задание 13

Какие из перечисленных организмов образуют второй трофический уровень?

  1) ежа сборная 2) ёж европейский 3) косуля европейская

4) прыткая ящерица 5) полёвка обыкновенная 6) муха-журчалка

Задание 14

В экосистеме тайги третий трофический уровень занимают

  1. зерноядные птицы 2. Росомаха 3. сосна кедровая

4. горностай 5. Соболь 6. кабарга

Задание 15

Для экосистемы суходольного луга характерно

  1. преобладание продуцентов одного вида

2. разнообразный видовой состав трав

3. сбалансированный круговорот веществ

4. отсутствие консументов и редуцентов

5. разветвлённые пищевые цепи

6. преобладание действия искусственного отбора

Задание 16

Круговорот веществ в экосистеме обеспечивает

1) её устойчивость

2) многократное использование организмами одних и тех же химических элементов

3) сезонные и суточные изменения в природе

4) накопление торфа

5) непрерывность жизни

6) видообразование

Задание 17

Какие из перечисленных экосистем можно отнести к природным?

  1) яблоневый сад 2) заливной луг 3) хвойный лес

4) пшеничное поле 5) плантация масличной пальмы 6) пустыня Гоби

Задание 18

Какие из перечисленных экосистем можно отнести к агроэкосистемам?

  1) пойменный луг 2) саванна 3) плантация оливковых деревьев

4) виноградник 5) свекольное поле 6) верховое болото

Задание 19

Вследствие сведения лесов на обширных территориях происходит

 1) нарушение водного режима и опустынивание

2) эрозия и выветривание почвы

3) снижение парникового эффекта

4) уменьшение биоразнообразия

5) изменение направлений воздушных потоков

6) повышение интенсивности выпадения осадков

Задание 20

Укажите факторы, регулирующие численность популяции гусениц бабочки-белянки в устойчивом биогеоценозе.

  1) хищники и паразиты 2) фотопериодизм 3) газовый состав атмосферы

4) внутривидовая конкуренция 5) состав почвы 6) ёмкость среды

Задание 21

Чем характеризуется биоценоз смешанного леса?

  1) ярусностью 2) плохой освещённостью всех ярусов 3) отсутствием сбалансированного круговорота веществ 4) разнообразием древесных растений 5) наличием только консументов второго порядка 6) наличием консументов 1, 2, 3-го порядков



Задание 22

Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России. 

1) постоянная температура воздуха

2) видовое разнообразие

3) количество осадков в год

4) разветвлённость пищевых цепей и сетей

5) замкнутость круговорота веществ

6) многообразие источников энергии

Задание 23

Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

  1) пирамида видов

2) пирамида чисел

3) пирамида биомассы

4) пирамида энергии

5) пирамида редуцентов

6) пирамида динамики

Задание 24

Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.

  1) бактерии гниения

2) грибы

3) клубеньковые бактерии

4) пресноводные рачки

5) бактерии-сапрофиты

6) майские жуки

 Задание 25

Укажите признаки агроценоза.

  1) устойчивая, саморегулирующаяся система

2) имеет хорошо разветвлённые сети питания

3) характеризуется большим видовым разнообразием

4) нуждается в дополнительных источниках энергии

5) в нём незамкнутый круговорот веществ

6) в системе снижена способность к саморегуляции

 Задание 26

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется. Ответ запишите цифрами без пробелов.

  1) большим разнообразием видов

2) разнообразными цепями питания

3) незамкнутым круговоротом веществ

4) преобладанием одного — двух видов

5) влиянием антропогенного фактора

6) замкнутым круговоротом веществ


Задание 27

Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они

  1) превращают органические вещества организмов в минеральные

2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии

3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей

4) используются животными как пища

5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву

6) многоклеточные эукариотические организмы


Задачи по теме «Цепи питания. Экологические пирамиды»

  1. 2 площади экосистемы дает 800 г сухой биомассы за год. Построить цепь питания (4 трофических уровня) и определить, сколько гектаров необходимо, чтобы прокормить человека массой 70 кг ( из них 63% составляет вода).

  2. 2. Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в гектарах) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания:

А) планктон→рыба→тюлень (300 кг). Сухая биомасса планктона с 1м2 моря составляет 600г. Из указанной в скобках массы 60% составляет вода. 

3. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона ( водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог обитать один дельфин массой 300 кг.

4. Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в гектарах) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания:

А) планктон→мелкая рыба→щука (300 кг). Сухая биомасса планктона с 1м2 моря составляет 600г. Из указанной в скобках массы 60 % составляет вода. 




Биогеоценоз. Экосистема.ОТВЕТЫ

Выберите три верных ответа из шести:

Задание 1

Для биогеоценоза хвойного леса характерны следующие признаки:

1) разнообразие листопадных деревьев

2) обильное разнотравье

3) животный мир представлен хищниками, лосями, грызунами, кабанами и различными птицами

4) ветви у большинства деревьев растут со склоном вниз

5) большинство деревьев вечнозелёные

6) многоярусное сообщество трав, кустарников, деревьев

Задание 2

В экосистеме широколиственного леса — дубраве.

  1) короткие пищевые цепи

2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3) начальное звено цепи питания представлено растениями

4) популяционный состав животных не изменяется во времени

5) источник первичной энергии — солнечный свет

6) в почве отсутствуют редуценты

Задание 3

Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

  1) вырубка деревьев

2) увеличение затененности

3) недостаток влаги в летний период

4) сбор дикорастущих растений

5) низкая температура воздуха зимой

6) вытаптывание почвы

Задание 4

Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?

  1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

3) увеличение численности паразитов

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

6) уменьшение численности паразитов

Задание 5

Какие признаки характеризуют агроценоз?

1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен

2) высокая численность растений одного вида

3) большое число видов растений и животных

4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор

5) замкнутый круговорот веществ

6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию

Задание 6

Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса?

 

1) почвенные зелёные водоросли 2) гадюка обыкновенная 3) мох сфагнум

4) подрост сосны 5) тетерев 6) лесная мышь


Задание 7

Какие из приведённых ниже свойств характерны для природных, а не искусственных экосистем?

  1) сбалансированный круговорот веществ

2) разветвлённые пищевые сети

3) изъятие части первичной продукции человеком

4) саморегуляция

5) необходимость в добавлении удобрений

6) доминирование одного вида продуцента

Задание 8

Яблоневому саду, в отличие от заливного луга, присущи

  1) доминирование одного вида продуцентов

2) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

3) разветвлённые пищевые сети

4) несбалансированный круговорот веществ

5) изъятие части первичной продукции человеком

6) избыточная увлажнённость почвы

Задание 9

Какие признаки являются общими как для природной экосистемы, так и для искусственной экосистемы?

  1) способны к саморегуляции

2) имеют сбалансированный круговорот веществ и энергии

3) устойчивы во времени

4) состоят из продуцентов, консументов и редуцентов

5) представляют собой открытые системы

6) испытывают действие естественного отбора и изменчивости

Задание 10

Численность консументов I порядка в пресноводном водоёме может сократиться вследствие.

  1) увеличения численности налима и окуня

2) сокращения численности щук

3) увеличения длины светового дня

4) проявления действия стабилизирующего отбора

5) сокращения численности водорослей и водных растений

6) глубокого промерзания водоёма зимой

З адание 11

Укажите консументы в экосистеме широколиственного леса.

 1) бересклет широколиственный

2) петров-крест

3) падуб остролистный

4) косуля европейская

5) паук-крестовик

6) денитрифицирующие бактерии

Задание 12

Какие из перечисленных организмов относят к редуцентам?

  1) денитрифицирующие бактерии

2) белоголовый сип

3) петров крест

4) мукор

5) пеницилл

6) обыкновенный шакал

 

Задание 13

Какие из перечисленных организмов образуют второй трофический уровень?

  1) ежа сборная 2) ёж европейский 3) косуля европейская

4) прыткая ящерица 5) полёвка обыкновенная 6) муха-журчалка

Задание 14

В экосистеме тайги третий трофический уровень занимают

  1. зерноядные птицы 2. Росомаха 3. сосна кедровая

4. горностай 5. Соболь 6. кабарга

Задание 15

Для экосистемы суходольного луга характерно

  1. преобладание продуцентов одного вида

2. разнообразный видовой состав трав

3. сбалансированный круговорот веществ

4. отсутствие консументов и редуцентов

5. разветвлённые пищевые цепи

6. преобладание действия искусственного отбора

Задание 16

Круговорот веществ в экосистеме обеспечивает

1) её устойчивость

2) многократное использование организмами одних и тех же химических элементов

3) сезонные и суточные изменения в природе

4) накопление торфа

5) непрерывность жизни

6) видообразование

Задание 17

Какие из перечисленных экосистем можно отнести к природным?

  1) яблоневый сад 2) заливной луг 3) хвойный лес

4) пшеничное поле 5) плантация масличной пальмы 6) пустыня Гоби

Задание 18

Какие из перечисленных экосистем можно отнести к агроэкосистемам?

  1) пойменный луг 2) саванна 3) плантация оливковых деревьев

4) виноградник 5) свекольное поле 6) верховое болото

Задание 19

Вследствие сведения лесов на обширных территориях происходит

 1) нарушение водного режима и опустынивание

2) эрозия и выветривание почвы

3) снижение парникового эффекта

4) уменьшение биоразнообразия

5) изменение направлений воздушных потоков

6) повышение интенсивности выпадения осадков

Задание 20

Укажите факторы, регулирующие численность популяции гусениц бабочки-белянки в устойчивом биогеоценозе.

  1) хищники и паразиты 2) фотопериодизм 3) газовый состав атмосферы

4) внутривидовая конкуренция 5) состав почвы 6) ёмкость среды

Задание 21

Чем характеризуется биоценоз смешанного леса?

  1) ярусностью 2) плохой освещённостью всех ярусов 3) отсутствием сбалансированного круговорота веществ 4) разнообразием древесных растений 5) наличием только консументов второго порядка 6) наличием консументов 1, 2, 3-го порядков


Задание 22

Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России. 

1) постоянная температура воздуха

2) видовое разнообразие

3) количество осадков в год

4) разветвлённость пищевых цепей и сетей

5) замкнутость круговорота веществ

6) многообразие источников энергии

Задание 23

Какие три вида экологических пирамид различают учёные экологи?

  1) пирамида видов

2) пирамида чисел

3) пирамида биомассы

4) пирамида энергии

5) пирамида редуцентов

6) пирамида динамики

Задание 24

Выберите организмы, относящиеся к редуцентам.

  1) бактерии гниения

2) грибы

3) клубеньковые бактерии

4) пресноводные рачки

5) бактерии-сапрофиты

6) майские жуки

 Задание 25

Укажите признаки агроценоза.

  1) устойчивая, саморегулирующаяся система

2) имеет хорошо разветвлённые сети питания

3) характеризуется большим видовым разнообразием

4) нуждается в дополнительных источниках энергии

5) в нём незамкнутый круговорот веществ

6) в системе снижена способность к саморегуляции

 Задание 26

В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется. Ответ запишите цифрами без пробелов.

  1) большим разнообразием видов

2) разнообразными цепями питания

3) незамкнутым круговоротом веществ

4) преобладанием одного — двух видов

5) влиянием антропогенного фактора

6) замкнутым круговоротом веществ


Задание 27

Бактерии и грибы составляют в экосистеме группу редуцентов, так как они

  1) превращают органические вещества организмов в минеральные

2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и энергии

3) имеют микроскопические размеры, не образуют тканей

4) используются животными как пища

5) образуют доступные растениям неорганические вещества, выделяя их в почву

6) многоклеточные эукариотические организмы


ПРИМЕЧАНИЕ: Сходство агроценоза и биогеоценоза,

1. наличие трех звеньев: организмов — производителей, потребителей и разрушителей органического вещества,

2.круговорот веществ,

3. территориальные и пищевые связи между организмами,

4. растения — начальное звено цепи питания.

Отличия агроценоза от биогеоценоза:

1. небольшое число видов в агроценозе, преобладание организмов одного вида (например, пшеницы в поле, овец на пастбище),

2.короткие цепи питания,

3. неполный круговорот веществ (значительный вынос биомассы в виде урожая),

4.слабая саморегуляция, высокая численность животных отдельных видов (вредителей сельскохозяйственных растений или паразитов).

5.дополнительные источники энергии в агроценозе: энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель, механический труд (энергия для работы трактора, комбайна и т.д), энергия, потраченная человеком на обработку агроценоза и т. п.

Пояснение. Трофические уровни (задание 13)

 продуценты (первый трофический уровень): 1) ежа сборная;

 консументы 1 порядка (второй трофический уровень): 3) косуля европейская; 5) полёвка обыкновенная; 6) муха-журчалка

 консументы 2 порядка (третий трофический уровень): 2) ёж европейский; 4) прыткая ящерица





Задание 26  20422 



Докажите, что влияние человека на природные экосистемы при переходе от собирательства к земледелию и скотоводству увеличилось (приведите не менее ТРЕХ примеров).


Пояснение.

Когда человек вел собирательскую деятельность, он оказывал небольшое влияние на среду вокруг себя.

1) При переходе от собирательства к земледелию человеку нужно больше ресурсов, и он начал активно изменять окружающий мир в своих целях, вырубая леса для полей, распахивая земли. При неумелом пользовании землей это приводило к эрозии почв, уменьшению их плодородности. Для ведения животноводства также необходимы пастбища, которые часто вытаптываются скотом, и растительность там скуднеет. Создавая агроценозы, человек вмешивается в природу и подрывает стабильность природных экосистем, нарушает естественный круговорот веществ.

2) Для увеличения продуктивности животных и растений человек начал вести одомашивание диких животных и искуственный отбор. А для защиты своих животных человек убивал хищников, нападавших на его скот. Тем самым разрушая пищевые цепи в экосистемах и ставил некоторые виды на грани вымирания или полностью их уничтожал.

3) При переходе происходило увеличение численности людей и их расселение по Земле. Переселенцы вели такую же деятельность и влияние человека на природные экосистемы только росло.



Задание 26  24262 

Лесные пожары — чрезвычайно распространённое явление. Пожарная опасность зависит от характера леса. В каких лесах опасность возгорания и передача открытого огня будет выше — в лиственных или в хвойных? Дайте аргументированный ответ. Приведите три-четыре аргумента.

Пояснение.

1) Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха, а лиственные леса характеризуются большей влажностью ввиду большей площадью испарения воды с поверхности листьев;

2) Большее содержание эфирных масел, способствующих возгоранию и распространению огня, более характерно для хвойных лесов (особенно кедровых, пихтовых), чем для лиственных;

3) Поражённые жуком-короедом хвойные деревья засыхают и образуют сухостой, который легко воспламеняется;

4) Сухая лесная подстилка из опавшей хвои лучше горит, чем перегной из опавшей листвы.

Задание 26  24469 

ДДТ — инсектицид, ранее активно использовавшийся в сельском хозяйстве для контроля численности насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур. В настоящее время использование этого вещества в сельском хозяйстве запрещено, поскольку он не выводится из организмов и может накапливаться в пищевых цепях. Объясните, почему вещества, которые не выводятся из организма, могут достигать высоких концентраций в животных высоких трофических уровней. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) тем не менее допускает использование ДДТ для контроля малярии. Почему?

Пояснение.

1. Животные каждого трофического уровня за жизнь поедают множество организмов предыдущего трофического уровня.

2. При этом, если вещество не выводится, то каждый раз, получая его с пищей, животное будет накапливать это вещество в своём организме.

3. ВОЗ позволяет использовать ДДТ для контроля малярии, поскольку потенциальная польза от уничтожения малярийных комаров превышает экологический вред от использования ДДТ, или малярийный комар не находится в одной пищевой цепи с человеком, и вред от накопления ДДТ в данной пищевой цепи для человека минимален.
Задание 26 
 24497 

Экосистемы влажного экваториального леса и пустыни Сахары получают сходное количество солнечной энергии за год. Как абиотические условия существования данных экосистем связаны с их продуктивностью? Чем обусловлена большая устойчивость экосистемы тропического леса к внешним воздействиям? Ответ поясните.

Пояснение.

1. Экваториальный лес получает большое количество влаги, что позволяет растениям активно фотосинтезировать.

2. Из-за этого продуктивность экосистемы данного леса намного выше.

3. Более высокая продуктивность экосистемы позволяет ей иметь более длинные и более разветвлённые пищевые цепи, что обуславливает её устойчивость.

Задание 26  27599 

На болотах часто произрастают хищные растения. Объясните, для чего они поедают насекомых? Почему в большинстве экосистем такие растения не встречаются?

Пояснение.

1. На болотах растения часто сталкиваются с дефицитом азота в среде.

2. В этих условиях источником азота для них становятся насекомые, которых они ловят и переваривают.

3. В большинстве экосистем растения получают достаточно азота из почвы, и им не требуется поедать насекомых.



Задачи по теме «Цепи питания. Экологические пирамиды»

  1. 2 площади экосистемы дает 800 г сухой биомассы за год. Построить цепь питания (4 трофических уровня) и определить, сколько гектаров необходимо, чтобы прокормить человека массой 70 кг ( из них 63% составляет вода).

РЕШЕНИЕ 


Дано:

m – 70 кг (из них 63% - вода);

2 - 800 г/год (биопродуктивность);

цепь питания:

растения → консументы→

I порядка → консументы→

II порядка → человек 


Определяем процент органического вещества в теле человека: 70 кг • 0,37 = 25,9 кг 
Определяем массу органического вещества в теле человека: 

100 кг – 25,9 кг = 74,1 кг

Определяем количество биомассы в первом звене цепи питания:


растения→консументы →консументы → 

26000 кг 2600 кг 260 кг

человек.



26 кг

Определяем, сколько гектаров экосистемы могут прокормить человека на протяжении года: 1 м2 – 0,8 кг



х - 26000 кг 

х = 26000/0,8 =32500 м2 =3,25 га

Ответ. Необходимо 3,25 га.


Определить: S - ? 

2. Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в гектарах) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания:

А) планктон→рыба→тюлень (300 кг). Сухая биомасса планктона с 1м2 моря составляет 600г. Из указанной в скобках массы 60% составляет вода. 


Дано:

Планктон→рыба→тюлень

Планктон с 1м2 = 600г. 


РЕШЕНИЕ

Определяем сухую массу тела тюленя:


m =300 • 0,4 = 120 кг 
Сухая масса тюленя 120 кг.

Пользуясь правилом экологической пирамиды, определяем массу планктона:


планктон → рыба →тюлень 
12000 кг 1200 кг 120 кг

Площадь моря, которая может прокормить одного тюленя:


х = 12000 /0,6 =20000 м2

Ответ. Необходимо 2 га моря.


Определить:

S моря на 1 тюленя

3. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона ( водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог обитать один дельфин массой 300 кг.

РЕШЕНИЕ.

Зная, что в каждом следующем уровне экологической пирамиды сохраняется 10% вещества и энергии, можно определить массу рыбы, необходимой для существования дельфина.

Пищевая цепь:

Планктон → рыба нехищная → хищная рыба → дельфин

300000 кг 30000 кг 3000 кг 300 кг 

Ответ. Чтобы в Черном море вырос и мог обитать 1 дельфин массой 300 кг, необходимо 300000 кг или 300 т планктона.

4. Под соснами в лесу встречаются молодые ели, но под елями никогда нет молодых сосен. Почему? (Ели - теневыносливые растения. Ее всходы не выдерживают солнечных ожогов на открытой местности и находят благоприятные условия в сосновой тени. Светолюбивым соснам не хватает освещения под кронами ели).

5. Зимой на речках и озерах во льду делают проруби, в которые вставляют снопы камыша, соломы. С какой целью это делается? (Таким образом создаются условия для газообмена между воздухом и водоемом, вследствие чего она обогащается кислородом, и предотвращает замор рыбы).

6. Самая распространенная на Земле комнатная муха. Установлено, что с начала эта муха обитала в тропических широтах. Благоприятная для размножения температура 25 С. Какие биологические особенности насекомого позволили ей так широко распространиться на Земле, в том числе в северных широтах. (Высокая плодовитость, приспособленность к жизни возле человека, способность впадать в спячку при неблагоприятных условиях).

7. Пользуясь правилом экологической пирамиды, определите, какая площадь (в гектарах) соответствующей экосистемы может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания:

А) планктон→мелкая рыба→щука (300 кг). Сухая биомасса планктона с 1м2 моря составляет 600г. Из указанной в скобках массы 60 % составляет вода. 


Дано:

Планктон →мелкие рыбы→ щука

Планктон с 1м2 = 600г. 


РЕШЕНИЕ

Определяем сухую массу тела щуки:


х = 10 • 0,4 =4 кг

Пользуясь правилом экологической пирамиды, определяем массу планктона:


Планктон→мелкие рыбы→щука 

400 кг 40 кг 4 кг

Площадь водоема, которая может прокормить 1 щуку: х=400/0,6 =666,6 м2

Ответ. Необходимо = 0,07га водоема 


Определить:

S водоема на 1 щуку





23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!