М.Ю.Лермонтов. Проверочная работа по поэтическим произведениям.
М.Ю. Лермонтов и светское общество.
« Смерть поэта». (1837).
1.Какие чувства вызывает стихотворение?
2. Сколько героев в стихотворении?
3.В чем Лермонтов видит причины трагедии?
4. Указывает ли поэт на прямого убийцу Пушкина? Кто направлял пистолет Дантеса?
5. В чем особенности жанра стихотворения?
6. Поэтические интонации стихотворения?
7.Как Лермонтов характеризует Пушкина как поэта и как человека?
8.Каким был поэтический дар Пушкина?
9.Каким был характер Пушкина?
10. Как говорит об убийцах Пушкина?
11.Какими эпитетами характеризует Лермонтов убийц Пушкина?
12.Оправдана ли оценка этого стихотворения как «воззвания к революции»?
13.Изменится ли смысл стихотворения, если ему предпослать эпиграф?
14.В чем причина популярности этого стихотворения в дореволюционной России и в настоящее время?
М.Ю. Лермонтов и светское общество.
« Как часто пестрою толпою окружен…»
Какие чувства вызвали появление этого стихотворения?
Что раздражает поэта здесь, среди светского маскарада, и почему он стремится забыться памятью о старине?
Чем дорога поэту его мечта, почему он возвращается в памяти к старине?
Почему он старается удержать эту мечту?
Почему после «обмана» рождается желание «бросить в глаза железный стих»?
Почему неизбежен конфликт между поэтом и светским обществом?
Отношение М.Ю. Лермонтова к своему поколению.
« Дума».(1838).
1.В чем видит Лермонтов трагедию своего поколения и кого в ней обвиняет в ней?
2.Что выражают первые четыре строки?
3. Что в жизни современников вызывает решительное осуждение Лермонтова?
4. О каких сторонах жизни поколения пишет автор с сочувствием и болью?
5. Какие строки вам кажутся суровыми?
6.Какие еще стороны нравственного обнищания изображает Лермонтов?
7.Почему эту «угрюмую толпу» скоро позабудет будущее поколение?
8.Чем вы объясните цензурное запрещение строки : « И перед властию – презренные рабы»?
Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова.
« Из-под таинственной холодной полумаски..»(1840).
«Нет, не тебя я пылко так люблю…»(1840).
Что объединяет эти два стихотворения? Что отличает?
Чем отличаются женские образы в том и в другом стихотворениях?
Какое стихотворение , по-вашему, более трагично и почему?
Какой женский облик нарисован в каждом стихотворении?
Почему чувство одиночества не покидало Лермонтова тогда, когда он писал о любви?
Почему в его стихах о любви так мало светлых , радостных настроений?
Во что все-таки верит автор?
М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии.
« Поэт».(1836.)
1.На сколько частей делится стихотворение и почему?
2.С какой целью автор рассказывает историю кинжала?
3.Каков тон стихотворения? Почему?
4.Почему много слов старославянского происхождения?
5.Почему с 4-ой по 6-ю строфы изменяется словарь стихотворения, почему он упрощается?
6.Почему после рассказа об истории кинжала автор переходит неожиданно к теме поэтического творчества?
7.Чью поэзию имел в виду автор, сравнивая поэтическое слово с кинжалом?
8. Какие качества поэта утверждает Лермонтов в аллегорической истории кинжала?
9.В чем видит Лермонтов общественное значение поэзии и роль поэта?
10.Чем было поэтическое творчество для Лермонтова?
11. Каким Лермонтов видел истинного поэта?
Природа и родина в поэзии М.Ю.Лермонтова.
« Тучи.»
На сколько частей делится стихотворение?
Что значит « милый север», « южная сторона» в биографии Лермонтова?
Сопоставьте картины природы и жизни человека?
С какой целью использует автор цепь риторических вопросов?
Если в начальных строках поэт отождествлял себя с тучами, почему в конечных строках отвергает их?
« Родина» (1841.)
1.Почему В.Г.Белинский отзывался о Лермонтове так:
« Лермонтов- поэт русский в душе»?
2.Почему патриотизм Лермонтова особенный?
3.Как в стихотворении раскрываются особенности патриотизма Лермонтова?
4.Почему эта любовь названа странной?
5. какие картины природы возникают в стихотворении?
6.Почему именно эти картины рождают «отрадные мечтанья»?
7.Какие стороны народной жизни привлекают внимание Лермонтова и с каким чувством он о них пишет?
8.Что можно сказать об авторе стихотворения после его прочтения?
Природа и родина в поэзии М.Ю.Лермонтова.
« Выхожу один я на дорогу…»(1841)
1.Какие два лирических образа присутствуют в стихотворении?
2.Какой кажется природа?
3.Как выглядит герой на фоне этого пейзажа?
4.Почему , если так хорош мир, человеку « так больно и трудно»?
5. что олицетворяет природа для поэта в стихотворении?
6.Почему стихотворение начинается с тишины и неподвижности, а кончается звуками песни и шелестом ветвей?
7. Как вы понимаете выражение: « И звезда с звездою говорит»?
8.Почему дуб назван зеленым?
9. Какие картины природы вы представляете, читая 1-ю и последнюю строфы стихотворения?
Вольность и гордое одиночество в лирике М.Ю.Лермонтова.
« Парус».
1.В чем философский смысл стихотворения?
2.Сколько образов в стихотворении? Как соотносит их поэт?
3.Каковы романтические принципы, раскрытые на материале стихотворения?
4.В чем смысл последних строчек? Какая идея отстаивается в стихотворении?
« И скучно и грустно».(1840).
В чем причины грусти героя?
Почему ни любовь, ни идеалы, ни страсти не увлекают его?
Чем заканчивается каждое четверостишие?
Как выражена мысль о бесприютном одиночестве героя?