СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по функциональной грамотности на современном уроке географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.

Просмотр содержимого документа
«Задания по функциональной грамотности на современном уроке географии»

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках

географии

Задание 1

Прочитайте текст.

«Внутренние воды Евразии»:

Евразия богата внутренними водами. Это крупные реки, большие и

глубокие озера, запасы подземных вод, многочисленные болота и ледники.

Их расположение и распространение непосредственно зависит от рельефа и

климата.

Речная сеть во внутренних районах и на юго-западе материка очень

редкая, лишь на береговых участках она становится более густой. Бассейны

внутреннего стока составляют 1/3 площади материка.

Бассейн Северного Ледовитого океана охватывает крупнейшие реки

материка, протекающие по территории России, и короткие реки

Скандинавского полуострова. На горных реках в верхнем течении построены

гидроэлектростанции. Крупные равнинные реки используются для

судоходства и сплава леса.

К бассейну Атлантического океана относятся реки европейской части.

Реки в основном пригодны для судоходства, используются для полива полей,

садов и огородов. Сильно подвержены загрязнению.

К крупным рекам бассейна Тихого океана относятся Амур, Янцзы,

Хуанхэ, Меконг.

К крупным рекам бассейна Индийского океана относятся Инд, Ганг,

Брахмапутра, Тигр и Евфрат. Воды рек используются в основном для

орошения посевов.

К внутреннему бессточному бассейну относятся реки значительной

части Восточно-Европейской равнины, Уральских гор, Кавказа, почти всей

территории Средней Азии и Казахстана, Иранского нагорья и внутренних

районов Аравии.

В Евразии много озер, которые различаются по происхождению,

размерам, свойствам воды, закономерностям расположения. Они

сосредоточены в основном на северо-западе материка.

Самое большое по площади озеро – Каспий. Самое глубокое озеро –

Байкал.

Современное оледенение распространено на северных островах

Евразии (Исландия, архипелаги Шпицберген, Земля Франца Иосифа,

северная часть Новой Земли), а также на высокогорье (Альпы, Кавказские

горы, Тянь-Шань, Памир, Тибет, Гималаи). На Памире расположен

крупнейший на материке горный ледник Федченко (77 км).

Зона многолетней мерзлоты занимает большую площадь на севере

Евразии. Южные границы мерзлоты достигают Монголии. Ученые

объясняют причину возникновения многолетней мерзлоты среднегодовой

температурой ниже 0°С и тонким снежным покровом в условиях сурового

климата.

Болота распространены в районах многолетней мерзлоты и равнинных

территориях, где количество атмосферных осадков превышает величину их

испаряемости. В Евразии сосредоточено около 80% болот земного шара. Их

особенно много на Западно-Сибирской равнине, в Полесье, Мещере,

Приамурье, Колхиде и Прибалтике.

В Евразии имеется также большой запас подземных вод. Крупные

артезианские бассейны находятся на территории Западной Сибири и

Казахстана, Средней Азии и Монголии.

Ответьте на вопросы:

Вопрос 1 В чем причина неравномерного распространения

внутренних вод на территории материка?

Вопрос 2 Объясните значение внутренних вод в жизни людей.

Вопрос 3 Почему реки бассейна Атлантического океана сильно

подвержены загрязнению?

Задание 2

Прохождение Венеры по диску Солнца

8 июня 2004 года во многих местах Земли можно было наблюдать, как

планета Венера проходит перед Солнечным диском. Это явление называется

«прохождение Венеры по диску Солнца» и случается, когда Венера проходит

между Солнцем и Землей. Предыдущее прохождение Венеры произошло в

1882 году, а следующее - в 2012 году.

Ниже на рисунке показано прохождение Венеры в 2004 году. Телескоп был

направлен на Солнце, а изображение проецировалось на белый экран.

Венера

Вопрос 1

Почему прохождение Венеры наблюдалось посредством проецирования

изображения на белый экран, а не с помощью наблюдения прямо через

телескоп?

A. Солнечный свет был слишком ярким, и Венеру в нем не было видно.

B. Солнце достаточно большое, чтобы видеть его без увеличительных

приборов.

C. Если смотреть на Солнце через телескоп, можно повредить глаза.

D. Проецирование изображения на экран требовалось для его уменьшения.

Вопрос 2

Если смотреть с Земли, прохождение какой из следующих планет по диску

Солнца можно наблюдать в определенные периоды времени?

A. Меркурия

B. Марса

C. Юпитера

D. Сатурна

Вопрос 3

В следующем высказывании подчеркнуто несколько слов.

По прогнозам астрономов, в текущем столетии с планеты Нептун

можно будет наблюдать прохождение Сатурна по диску Солнца.

Какие три из подчеркнутых слов были бы наиболее полезны при поисках в

Интернете или библиотеках, если вам нужно узнать, когда именно может

произойти это прохождение?

Задание 3

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

Живым организмам необходима энергия для жизни. Энергия,

поддерживающая жизнь на Земле, приходит от Солнца, которое излучает

энергию в космос, так как оно очень горячее. Крошечная часть этой энергии

достигает Земли.

Атмосфера Земли действует как защитное одеяло, покрывающее поверхность

планеты, и защищает ее от перепадов температуры, которые существовали

бы в безвоздушном пространстве. Большая часть излучаемой Солнцем

энергии проходит через земную атмосферу. Земля поглощает некоторую

часть этой энергии, а другая часть отражается обратно от земной

поверхности. Часть этой отраженной энергии поглощается атмосферой. В

результате этого средняя температура над земной поверхностью выше, чем

она могла бы быть, если бы атмосферы не существовала. Атмосфера Земли

действует как парник, отсюда и произошел термин «парниковый эффект».

Считают, что парниковый эффект в течение двадцатого века стал более

заметным.

То, что средняя температура атмосферы Земли увеличилась, является

фактом. В газетах и другой периодической печати основной причиной

повышения температуры в двадцатом веке часто называют увеличение

выброса углекислого газа в атмосферу.

Школьник по имени Андрей заинтересовался возможной связью между

средней температурой атмосферы Земли и выбросами углекислого газа в

атмосферу Земли.

В библиотеке он нашел следующие два графика.

На основе этих двух графиков Андрей сделал вывод, что повышение

средней температуры атмосферы Земли действительно происходит за счет

увеличения выбросов углекислого газа.

Другая школьница, Вика, не согласна с выводом Андрея. Она сравнивает два

графика и говорит, что некоторые части графиков не подтверждают его

вывод.

Вопрос 1: Какие части графиков не подтверждают вывод Андрея? Приведите

пример и объясните свой ответ.

Андрей настаивает на своем выводе о том, что повышение средней

температуры атмосферы Земли вызывается увеличением выбросов

углекислого газа. Но Вика думает, что его вывод чересчур поспешный. Она

говорит: «Прежде, чем сделать окончательный вывод, ты должен убедиться в

том, что другие факторы, влияющие на парниковый эффект, остаются

постоянными».

Вопрос 2: Назовите один из факторов, которые имела в виду Вика.

Задание 4

Задание «ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА НА ЗЕМЛЕ»

В течение прошлого века средняя температура земной атмосферы

повысилась. В газетах и периодической печати основной причиной

повышения температуры часто называют увеличение концентрации

углекислого газа в атмосфере.

Вопрос 1: Одним из последствий повышения температуры на Земле является

таяние льдов, покрывающих Антарктиду и Гренландию. Таяние полярных

льдов может в будущем оказать значительное влияние на каждую страну

мира, находящуюся на побережье или рядом с ним.

В чем конкретно может проявиться это влияние в будущем?

Задание 6 В бутылке, выловленной в океане, было обнаружено

поврежденное водой письмо. Какое из чисел не может быть использовано

для восстановления части записи: «…..с.ш. и 1…з.д.»

A) 55 B) 107 C) 12 D) 78 E) 0

Ответ: B.

Задание 7

«Дорога то поднималась, то опускалась. По сторонам от дороги

в многочисленных овражках весело бежали ручьи». Эта дорога проходила

по…

A)горному ущелью B) горной стране

C)плоской равнине D)холмистой равнине

E)горному перевалу

Ответ: D.

Задание 8 «Разность времени».

Марк (из Сиднея в Австралии) и Ганс (из Берлина в Германии) часто

общаются друг с другом в Интернете. Им приходится выходить в Интернет в

одно и то же время, чтобы они смогли поболтать. Чтобы определить удобное

для общения время, Марк просмотрел таблицы, в которых дано время в

различных частях мира, и нашел следующую информацию:



Задание 10

Следующие пять утверждений описывают процессы, происходящие при

круговороте воды. Испарение воды с поверхности моря определяется как

первая стадия круговорота воды. Пронумеруйте другие утверждения от 2 до

5 в том порядке, в каком они следуют друг за другом в круговороте воды.

2__ Водяной пар поднимается в тёплый воздух.

5__ Вода течет по реке к морю. _

1__ Вода испаряется с поверхности моря. _

3__ Водяной пар охлаждается и превращается в облака.

4__ Облака перемещаются, и вода падает на землю в виде дождя.

Задание 11 Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Минералы, наряду с органическими материалами, находят широкое

применение. Человек использовал минералы с древнейших временb . Долгое

время основным полезным ископаемым был кремень, который первобытные

люди использовали ещеb в каменном веке. Кроме него применялись и другие

минералы, например, вишневый гематит и черные оксиды марганца – как

краски, а янтарь и нефрит, самородное золото – как материал для украшений.

В Древнем Египте из самородной меди, золота м серебра делали украшения.

Позже стали использовать бронзу для изготовления оружия и орудий труда.

Твердость минералов определяют по шкале Мооса (минералогическая шкала

тверb дости), которая была предложена в 1811 году немецким минералогом

Фридрихом Моосом. Шкала Мооса– набор эталонных минералов для

определения относительной твердости методом царапания. В качестве

эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей

твердости: тальк, гипс, кальцит, флюорит, апатит, ортоклаз, кварц, топаз,

корунд, алмаз.

Ответьте на вопросы:

1 Чем минералы отличаются от горных пород?

2 Перечислите самые красивые, на ваш взгляд, минералы. Почему вы их

выбрали.

3 Как в настоящее время человек использует минералы.

4 Почему алмаз является самым прочным минералом?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!