СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания на грамотность

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания на грамотность»

  1. Находить и извлекать информацию

Из «Слова о полку Игореве».

«Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не увижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава , с черниговскими боярами. Но сказали вы: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»…

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол блюсти? Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпывать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд! Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за Раны Игоря, буйного Святославича!

Галицкий Осмысл Ярослав Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!».

1 Какое историческое событие легло в основу «Слова»?. К какому времени относится это событие?

2 Что послужило автору «Слова» поводом для горьких раздумий о судьбах русской земли? В чем он упрекает князей Игоря и Всеволода? Укажите не менее трёх положений.

3 В чем суть призыва автора ко всем князьям? Приведите не менее двух положений.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Из летописной повести о побоище на Дону

«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он против Мамая скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе.

В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели…

Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди князь за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»… Князь сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло братья время битвы нашей»…И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день ,в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа…Князь же великий приготовил свои полки великие и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные…Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы, Господь Бог вёл его».

1 Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.

2 Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именного такого исхода битвы указывает автор? Назовите не менее двух причин.

3 Как автор относится к событиям, о которых повествует? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования своего мнения.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Историк С.Ф. Платонов о Борисе Годунове.

«Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и негневливым.

Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни» от царя Фёдора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твёрдою рукою и умел показать её не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и верёвки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровею, а ссылками, казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием».

В.О. Ключевский о царе Борисе.

«Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нём удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверие, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на всё способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток».

1 Как характеризует Бориса Годунова историк С.Ф. Платонов?

2 Найдите в тексте слова, характеризующие московский жворец при Борисе Годунове.

3 Как автор характеризует политику, проводимую Борисом Годуновым?

4 Почему историк сравнивает время Бориса Годунова и Ивана Грозного?

5 Согласны ли вы с мнением историка?

6 Каким характеризует Бориса Годунова историк В.О. Ключевский?

7 Найдите в тексте документа противоречивую характеристику Бориса Годунова.



*****************************************************************************

  1. Интегрировать и интерпретировать информацию




Основными дорогами и торговыми путями в древности были реки. В начале Х века был проложен первый водный торговый путь, связывающий Северную Русь с Византией. Торговый путь, проходивший от скандинавских полуостровов (земель варягов) и Прибалтийских стран через Балтийское море, славянские земли в Чёрное море, а оттуда в Константинополь, был назван путём _____________. Он соединял многочисленные княжества Древней Руси с могущественным соседом - Византией.

Задание 1. Обратитесь к атласу и рассмотрите карту Древней Руси, на которой изображён этот торговый путь. Напишите, как он назывался. Выпишите названия основных русских городов, через которые он проходил.

Задание 2. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Этот торговый путь был одним из важнейших в Европе в этот период.

2) Основным торговым партнером Руси в этот период была Византия.

3) Русские князья начали совершать военные походы на Византию в начале Х века.

4) Основными союзниками русских князей в конце IX — начале X века были печенеги.

5) Основными предметами экспорта были благовония и фрукты.

6) Население Древней Руси платило дань великому князю за управление русскими землями.

Задание 3. Используя ранее приобретенные исторические знания, напишите, когда и при каких обстоятельствах это произошло?

-----------------------------------------------------------------------------------


Задание 1. Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Задание 2. Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Задание 3. Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

Задание 4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

----------------------------------------------------------------------------------------

Задание 1. Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Задание 2. Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Задание 3. Напишите название морского сражения, обозначенного на схеме цифрой «2».

Задание 4. Обозначьте на карте штриховкой территории, отошедшие от России по Парижскому мирному договору 1856 г.


***************************************************************************

3. Осмыслять и оценивать содержание и форму текста

(по обществознанию)


Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________  (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________  (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________  (В). В-третьих, способствуют ___________  (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвёртых, обеспечивают ___________  (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________  (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечёт за собой применение серьезных санкций, например, уголовных или административных».

 

Задание. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Будьте внимательны и заметьте, что в списке слов больше, чем потребуется для заполнения пропусков.

 

1) санкция

2) группы

3) интеграция

4) идеал

5) контроль

6) эталон

7) правило

8) управление

9) стабильность

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какие пять видов расслоения общества названы в тексте? Что автор называет профессией? Как, по мнению автора, профессия влияет на духовный мир человека?


Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Проявление этого мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец — к немцу и т. д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий её языка, рад встретить лицо, говорящее на своём языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства.

Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям, иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум или трём государствам. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, например белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.

Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т. д. В современном обществе профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч. Профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает однопрофессиональных лиц солидарными друг с другом. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы.

Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных с давних пор было и остаётся одним из самых важных расслоений.

 

(По П. А. Сорокину)

Задание 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание 2. Что автор называет профессией? Как, по мнению автора, профессия влияет на духовный мир человека?

Задание 3. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, подтвердите примерами следующие суждения автора:

 

а) «население одного государства, например России, состоит из множества языковых групп»

б) «люди одной расы, например белые, говорят на разных языках»

в) «люди разных рас могут иметь один язык»

Задание 4. В ходе дискуссии было высказано утверждение о том, что профессия определяет имущественное положение человека. Согласны ли Вы с этим утверждением? Приведите два обоснования (аргумента) своего мнения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!