Просмотр содержимого документа
«Задания к историческим документам (фрагментам) по теме "Истории России конца XVIII века"»
Работа с документом.
Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и государственное право, были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней.
Какой учебный курс прошел великий князь Павел Петрович?
Чем он занимался «весьма прилежно»?
Какие предметы были изучены поверхностно, или «слегка затронуты»?
Какие манеры и свойства характера Павла отмечает современник?
Работа с документом.
Фрейлина Екатерины II о характере Павла и об отношении Екатерины к своему сыну
«Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а потом обижала. В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах, окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это разрешалось, императрица принимала его с холодностию…
Вопрос. Какой характер был у Павла?
Как Екатерина относилась к сыну?
Работа с документом.
Современники о перезахоронении Петра III.
Последовал приказ вырыть останки Петра III. Это оказалось весьма просто: он был похоронен на кладбище Александра-Невской лавры. Кости были вложены в гроб, который был установлен на одном катафалке с гробом Екатерины. Это произвело громадное впечатление: дураки рукоплескали, благоразумные потупляли свои взоры; но первых боле всего поразило то обстоятельство, что для оказания почестей праху Петра III выбрали именно тех людей, которые подготовили его смерть; из них выделялись князь Орлов, герой Чесмы, и обер-гофмаршал князь Барятинский.
Вопросы к документу. Как осуществлялось перезахоронение ПетраIII?
Для чего Павел устроил перезахоронение останков отца?
Что произвело впечатление на присутствующих?
Работа с документом.
Манифест Павла I о трехдневной барщине (1797).
Почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном сего закона исполнении, дабы никто не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских работ остающиеся на неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.
Вопросы.
Какой запрет вводил Павел I?
Как должны быть разделены «остающиеся в неделе шесть дней»?
Работа с документом
“Павел, сперва враг французской революции… вдруг совершенно изменяется и угрожает войной Англии. Разрыв с ней наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Эта торговля открывала единственные пути, которыми в Россию притекало все, для нас необходимое. Мысль извести Павла каким бы то ни было способом сделалась почти общею”.
М. Фонвизин
Вопрос.
Какое влияние оказала внешняя политика на внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в России?
«Хотя многие имели все основания забыть о Павле, фактически то, что он совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи».
Р. Мак-Грю