СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания к историческим документам (фрагментам) по теме "Истории России конца XVIII века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания к историческим документам (фрагментам)  по теме "Истории России конца XVIII века"

Просмотр содержимого документа
«Задания к историческим документам (фрагментам) по теме "Истории России конца XVIII века"»

Работа с документом.

Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и государственное право, были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней.

  1. Какой учебный курс прошел великий князь Павел Петрович?

  2. Чем он занимался «весьма прилежно»?

  3. Какие предметы были изучены поверхностно, или «слегка затронуты»?

  4. Какие манеры и свойства характера Павла отмечает современник?

Работа с документом.

Фрейлина Екатерины II о характере Павла и об отношении Екатерины к своему сыну

«Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а потом обижала. В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах, окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это разрешалось, императрица принимала его с холодностию…

Вопрос. Какой характер был у Павла?

Как Екатерина относилась к сыну?

Работа с документом.

Современники о перезахоронении Петра III.

Последовал приказ вырыть останки Петра III. Это оказалось весьма просто: он был похоронен на кладбище Александра-Невской лавры. Кости были вложены в гроб, который был установлен на одном катафалке с гробом Екатерины. Это произвело громадное впечатление: дураки рукоплескали, благоразумные потупляли свои взоры; но первых боле всего поразило то обстоятельство, что для оказания почестей праху Петра III выбрали именно тех людей, которые подготовили его смерть; из них выделялись князь Орлов, герой Чесмы, и обер-гофмаршал князь Барятинский.

Вопросы к документу. Как осуществлялось перезахоронение ПетраIII?

Для чего Павел устроил перезахоронение останков отца?

Что произвело впечатление на присутствующих?

Работа с документом.

Манифест Павла I о трехдневной барщине (1797).

Почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном сего закона исполнении, дабы никто не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских работ остающиеся на неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.

Вопросы.

  1. Какой запрет вводил Павел I?

  2. Как должны быть разделены «остающиеся в неделе шесть дней»?

Работа с документом

Павел, сперва враг французской революции… вдруг совершенно изменяется и угрожает войной Англии. Разрыв с ней наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Эта торговля открывала единственные пути, которыми в Россию притекало все, для нас необходимое. Мысль извести Павла каким бы то ни было способом сделалась почти общею”.

М. Фонвизин

Вопрос.

Какое влияние оказала внешняя политика на внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в России?

«Хотя многие имели все основания забыть о Павле, фактически то, что он совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи».

Р. Мак-Грю




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!