СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для школьного этапа олимпиады по географии 9 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиалные задания школьного этапа по географии. Часть 1 задания с одним ответом. Часть 2 установите соответствие часть 3 повышенного уровня

Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного этапа олимпиады по географии 9 класс.»

часть 1

1. Территорию России пересекает:

а. северный тропик б.северный полярный круг в.экватор

2.Координаты 65° с.ш., 169° з.д. имеет крайняя точка:

а. на острове Ратманова б. на острове Рудольфа в.на косе Гданьского залива

3. Укажите столицу государства, с которым Россия имеет самую короткую сухопутную границу.

а. Осло б. Пхеньян в. Таллин

4. Самый большой остров России от материка отделяет:

а. пролив Карские Ворота б. пролив Лаперуза в. Татарский пролив

5. Какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:

а. Уральские горы

б. Кавказские горы

в. Каспийское море

г. Прикаспийская низменность

6. В какой природной зоне природные комплексы труднее всего восстанавливаются после изменения их человеком?


а. Тундры и лесотундры б. Степи и лесостепи в. Широколиственных лесов г. Саванн

7. Определите по иллюстрациям типы электростанций.

а.б. в.

г. д .е.


8. Определите по фотографиям отрасли хозяйства.

а. б.в. г .


9. Каково происхождение котловины самого глубокого озера Земли?

А) вулканическое. Б) остаточное. В) тектоническое.

Г) ледниковое. Д) карстовое.

10. К.Паустовский так описывает этот ветер: «Над голым хребтом Варада выползают белые

клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к

морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в возду-

хе. Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море развиваются смерчи. Ветер на-

бирает полную силу, и через 2-3 часа уже хлещет с гор на дома… Ветер швыряет увесистые

камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные кры-

ши, качает стены домов. Ветер дует при ясном небе. Зимой он всегда сопровождается силь-

ными морозами. Корабли превращаются в глыбы льда…. Лед закупоривает наглухо двери

домов. Он забивает печные трубы… Жители страдают от жестокого холода. Человек, застиг-

нутый ветром на улице, катится по ветру, пока не задерживается у какого-нибудь препятст-

вия». Ветер часто наблюдается в одном населенном пункте Краснодарского края. Как назы-

вают такие ветры?

А) бора. Б) бриз. В) горно-долинные. Г) фен. Д) стоковые.

11. Экспедиция, возглавляемая великим русским путешественником Н. М. Пржевальским,

долго искала это озеро в Центральной Азии. Там, где оно было показано на старых китайских

картах, озеро найти не удалось, оно оказалось значительно южнее. Прошло несколько деся-

тилетий, и опять берега озера не обнаружили там, где нанесла их на карту русская экспеди-

ция. Блуждающее озеро «вернулось» на старое место. Как называется это озеро?

А) Иссык-Куль. Б) Поянху. В) Кукунор (Цинхай). Г) Лобнор. Д) Субсугул.

12. «На этом материке нет сырости ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют

не листья, а кору; где листья обращены к солнцу ребром и не дают тени; где деревья часто

несгораемы; … где леса низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны;

где у четвероногих имеются клювы, как у ехидны и утконоса, что заставило ученых приду-

мать особый класс птице-зверей; где у кенгуру лапы разной длины; где лисицы порхают с

дерева на дерево; где крысы вьют гнезда…»

О каком материке идет речь в книге Ж. Верна «Дети капитана Гранта»?

А) Южной Америки. Б) Северной Америки. В) Африки. Г) Евразии. Д) Австралии

13. Ямало- Ненецкий автономный округ расположен на севере крупнейшей равнины планеты:

А) Восточно-Европейской;                                 Б) Великих равнин;

В) Западно- Сибирской;                                      Г) Среднесибирской.     


14. Выделите из предлагаемого списка пять животных, которые могут «встретиться друг с другом» в однородных природных условиях:

а.Бурый медведь, б.белый медведь, в.пингвин, г.морж, д.тигр, е.лев,ж. пятнистый олень,з. соболь, и.бурундук.

15. Определите газовое месторождение Западной Сибири.

а. Ямантау Б. Тельпосиз в. Тордоки-Яни г.Мунку-Сардык

16. В результате деятельности человека образуются формы рельефа:


1) барханы;

2) карьеры;

3) овраги;

4) морены.

17. Материковым шельфом называется


1) прибрежная часть океанического дна с глубинами до 200 м;

2) осадочный чехол древних платформ;

3) базальтовый слой земной коры;

4) узкое и длинное океаническое понижение.

18. Определите, на какой из параллелей 40º с.ш., 10º с.ш., 10º ю.ш., 50ºю.ш. будет наблюдаться максимальная продолжительность дня в день, когда Земля находится на орбите в положении, показанном на рисунке цифрой 1?

19. Какие воздушные массы приносят на территорию России зимой морозную погоду при ясном небе, весной и осенью – заморозки, а летом, достигая южных районов, часто вызывают засуху?:


1) Континентальные умеренные;

2) Морские умеренных широт;

3) арктические;

4) тропические континентальные.

20. В южном полушарии отсутствует зона тайги, потому что там?


1) везде слишком жарко;

2) отсутствуют подзолистые почвы;

3) везде слишком холодный климат;

4) отсутствуют территории с подходящим климатом.

часть 2

1.К городам Федерального подчинения в Российской Федерации относятся:


а) Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург;


б) Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;


в) Москва, Новосибирск, Севастополь.


2. Узнайте по описанию субъект Российской Федерации и ответьте на дополнительные вопросы. Определите экономический район.

А) Территория республики с севера, востока и юга охватывает крупнейшее озеро Сибири и самое глубокое в мире. Титульный народ этнически обособился от монголов еще в 17 веке. Основные отрасли: горнодобывающая (вольфрам, молибден), машиностроение, лесная промышленность и овцеводство. Назовите:

- столицу;

-главную реку;

- религию коренного народа.

3. Единственный в России субъект, расположенный не на материке, страдающий от землетрясений, тайфунов и цунами. Отрасли промышленности – рыбная, лесная и целлюлозно-бумажная. Назовите:

-главные полезные ископаемые;

-пролив, отделяющий от материка;

-отрасль, осуществляющая химическую переработку растительного сырья.

4. Какую реку России можно образно назвать «машиностроительной артерией»? Какие предприятия расположены на её левом берегу, а какие – на правом? Какую продукцию они выпускают?

5. Выберите верное утверждение:


а) Численность населения России в два раза больше численности населения США;

б) К факторам, влияющим на рождаемость, относятся качество жизни, уровень развития здравоохранения, положение женщин в обществе, религиозные традиции;

в) Средняя продолжительность жизни в России выше, чем в странах Западной Европы и Японии;

г) К районам с положительным сальдо миграций относятся Республика Коми и Чукотский автономный округ.

6.Установите соответствие между путешественниками и территориями, которые они изучали

1. Крашенинников С.П. А. Арктика

2. Прончищев В.В. Б. Дальний Восток

3. Черский И.Д. В. Камчатка

4. Арсентьев В.К. Г. Восточная Сибирь


1) 1В2А3Г4Б 2)1Г2В3А4Б 3)1Б2Г3А4В

7. Определите регионы России по художественным описаниям:


а) «Край гранита, воды и лесов. Спокойна зеркальная гладь бесчисленных озёр, окаймлённых дремучими лесами. сказочно красивы их берега, сложенные из гранита и мрамора. Мощный ледник, точно гигантский панцирь, покрывающий некогда территорию, сползая на юг, придал её поверхности своеобразный облик. Сгладил острые гребни возвышенностей и гранитных скал, углубил впадины, разбросал по территории огромные массы валунов. »


б) «Терек воет, дик и злобен,


Меж утёсистых громад,


Буре плач его подобен,


Слёзы брызгами летят….»


стволов».

8. Укажите приборы (оборудование) и специалистов (ученых) для изучения природы:


9. У вершины залива Фанди (Канада), вдающегося в сушу на 300 км, два раза в сутки вода поднимается на высоту 6-ти этажного дома (18м), а затем стремительно опускается. Объясните: что происходит и почему? Как такие явления могут использоваться человеком для своих нужд? Используются ли они в России?

10. Установите соответствие между островом и акваторией, которая омывает его берега:


А. Куба 1. Восточно-Сибирское море


Б. Шри-Ланка 2. Охотское море


В. Врангеля 3. Карибское море


Г. Сахалин 4. Бенгальский залив

часть 3.

1.Какое утверждение о движении воздушных масс является верным?


1) Пассаты – это сезонные ветры, направленные зимой с океана на сушу, летом – с суши на океан;

2) Муссоны – это постоянные ветры, дующие между тропическими и умеренными широтами;

3) Антициклоны – это мощные атмосферные вихри с пониженным давлением в центре;

4) Бризы – это местные ветры, меняющие свое направление дважды в сутки.

2. Какая из территорий, выделенных штриховкой на карте России, имеет наиболее благоприятные природные условия для ведения сельского хозяйства?

3. Выберите из списка топонимы, относящиеся к России:


1) остров Крузенштерна;

2) остров Рудольфа;

3) оз. Селигер;

4) оз. Рица;


5) оз.Выштынецкое;

6) р. Поной;

7) остров Геральд;

8) остров Медвежий;


9) хр.Джагды;

10) хр.Хингай.

4. Расположите хронологически следующих географов и путешественников в зависимости от времени основного географического открытия, совершенного ими (от более ранних к более поздним):


Х.Колумб; Ф.Магеллан; Васко да Гамма ; А. Тасман; С. Крашенинников; В. Янсзон; Р. Амундсен; Марко Поло.

5. Какое из следующих утверждений является верным?


1) Озера бывают только пресными;

2) Более половины территории России занято болотами;

3) Подземные воды не подвергаются антропогенному загрязнению;

4) Многолетняя мерзлота занимает более половины территории России.

6. Установите соответствие между народом России и языковой семьей, к которой этот народ относится.


ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ

А) алтайская

Б) индоевропейская

В) уральско-юкагирская

Г) северокавказская


НАРОД

1) армяне

2) калмыки

3) удмурты

7. Самолет вылетел из Читы (VIII часовой пояс) в Мурманск (II часовой пояс) в 19 часов по местному времени. Из Читы до Мурманска лететь 5 часов. Сколько времени будет в Мурманске, когда самолет приземлится. Ответ запишите цифрами.

8. Какие районы России и почему перспективны для использования энергии приливов, солнечной энергии и гетермальной энергии. Имеются ли в нашей стране электростанции, использующие эту энергию. Почему люди стали обращать большое внимание на использование выше названных нетрадиционных источников энергии?

9. В некоторых высокоразвитых странах (Япония, Швейцария) наблюдается старение нации, т.е. увеличение доли людей старших возрастов. Для каких регионов России характерен этот процесс? С чем связан этот процесс? Какие проблемы порождают этот процесс?

10. Этот водоем самый глубокий в России, он содержит 1/5 запасов пресных вод планеты (не считая ледников). В него впадает более 300 рек, а вытекает из него только одна. Берега водоема покрыты почти полностью хвойными лесами. По берегам открыты заповедники. В одном из них, открытом в 1916 году, в районе хребта на восточном берегу обитает ценный зверек, имеющий такое же название, что и хребет, полученное по названию реки, впадающий в водоем. Эта же река дала имя северо-восточному ветру.


Водоем расположен в зоне активных тектонических движений. Поэтому часто в этом районе бывают землетрясения. В 1862 году в результате одного из них неподалеку от дельты самой крупной реки, впадающей в водоем, погрузился под воду большой участок суши. В 1920-х годах в поселке, расположенном у истока вытекающей реки, был открыт стационар по изучению водоема.


Что это за водоем?


В каких субъектах Российской Федерации он расположен?


Как называется река, вытекающая из водоема?


Как называется река, давшая название зверьку, хребту и ветру? Как называется этот зверек?


У устья какой реки находится погрузившийся объект и как он называется?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!