ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПРИЧИН ВЫЯВЛЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ И ИХ УСТРАНЕНИЯ
Задание 1. Изучение анализирующего наблюдения.
А. Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения.
Описание внешнего вида объектов (ветка дерева, чучело или детальное красочное изображение птицы или животного). Задание ученику: "Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду". Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта.
Определение недостающих деталей на рисунках. Задание ученику: "Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их". Оценивается число правильных ответов.
Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: "Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?" Под-считывается количество найденных отличий.
Задание "Запутанный рисунок": на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10- 15). Задание ученику: " Назови предметы, которые ты здесь видишь". Подсчитывается количество выделенных предметов.
Узнавание объектов. Ученику показываются контурные изображения птиц, листьев различных деревьев и предлагается узнать и назвать их. Выявляется степень полноты выделения свойств, диффе-ренцированность и тонкость различения признаков.
Б. Выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдения.
Ученику дается задание описать какую-либо сюжетную картинку. На основе полученных результатов можно определить уровень развития наблюдательности (анализирующего восприятия) учащегося:
I уровень - бедное и слабо дифференцированное восприятие (выделяются только броские черты, описание неполное, слабо выражена интерпретирующая деятельность;
II уровень - выделяются основные части объекта, но характеристика объекта односторонняя, интерпретирующая деятельность слабая;
уровень - разносторонность и полнота наблюдения, тонкость анализа в условиях самостоятельной деятельности. Интерпретация наблюдений осуществляется на основе вычленения связей, близких жизненному опыту школьника;
уровень- дается исчерпывающая характеристика воспринимаемых свойств объекта в условиях самостоятельной деятельности, подмечаются малозаметные детали. Проявляются интерес и потребность в наблюдении.
Задание 2. Изучение процессов произвольного внимания А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА
2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТАЛИММОДОРА КЛАТИМОР
РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
ГРУММОПД
5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА-ТОНОВ
6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА-ТЕНОРРА
ЛАЙОНОСАНДЕРА
МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ
МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ
АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН
БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА-ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН
ОСТИМАРЕ
Б. Корректурная проба.
Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течение 5 -7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву "а" зачеркивать, а букву "к" подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск букв и неправильно зачеркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой же цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.
Задание 3. "Найди красивые" (зрительный анализ) Ученику предлагается выбрать красивый дом:
Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифр '1", найти среди них красивые и обвести их карандашом.
Попросить ученика объяснить, почему, например, вторая цифра слева красивая, а седьмая - нет? Почему среди некрасивых единиц оказались такие, "носики" у которых красивые?
(Потому что палочки имеют разные наклоны, выходят за предел строк или короче их.)
~7
Как отличить красивый "носик" от некрасивого? Попросить уче ника определить, какие "носики" красивые, а какие - нет.
Задание ученику: красиво написать цифру "1" самостоятельно, н отрывая руки от бумаги. Работа над остальными цифрами проводите тем же способом.
Задание 4. Задания на зрительный анализ А. Сколько треугольников в данной фигуре?
Б. Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисованный на доске или листе бумаги учителем, и точно так же воспроизвести его в тетради.
В. Изображение какого-либо предмета (например, чайник, кастрюля, лампа, цветок или др.) расчертить на 16-25 квадратов (4x4 или 5x5). Дать ученику заранее приготовленную сетку из такого же числа квадратов большего или меньшего размера и попросить перерисовать по клеточкам заданное изображение.
Задание 5. "Найди слово " (зрительный анализ букв, выделение их в слове)
Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:
СЕ ОБ ГДЕ КОТ
слон
ВОДА
КАКОЙ
ЧАШКА
СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ
БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО
ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ
ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО
НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ
ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА
КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ
ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА
Задание 6. "Разноцветные точки" (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз)
Для выполнения задания необходима рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не Должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Сначала определяется, умеет ли ученик правильно устанавливать связь между цветом и его названием. Затем дается инструкция: " Называй эти точки по порядку, читай их". Ученик называет точки в том порядке, который он сам себе устанавливает. При этом взрослый не делает никаких замечаний. Школьник может прекратить "чтение" точек, если он заметил свою ошибку или сбился, и начать выполнять задание сначала, но это предварительно с учеником не оговаривается.
В протоколе записываются все названные учащимся точки. Анализ результатов ведется по следующим направлениям:
откуда ребенок начал "чтение", т.е. какая точка была названа первой (правильный ответ - крайняя левая точка верхней строки)',
в каком направлении ученик продолжил чтение, т.е. какая точка была названа второй (правильный ответ — расположенная рядом на той же строчке справа);
в какой последовательности ребенок называл точки на строке: слева направо без повторов, повторные "чтения", пропуски, "читает" в обратной последовательности (правильный ответ - слева направо без повторов, пропуск и чтение в обратной последовательности);
в какой последовательности школьник "читает" строчки на рабочей карточке: от верхней строчки к нижней без повторов и пропусков, повторяет "чтение" той же строчки, пропуск строчек, повторное "чтение" выше лежащей строки, "читает" от нижней строки к верхней (правильный ответ - от верхней строки к нижней без повторов и пропусков).
При наличии отступлений от указанных правил проводится кор-рекционная работа с использованием этой же рабочей карточки. Для этого ученику сообщаются условия "чтения" точек и вводится требование обязательного их выполнения. Взрослый активно руководит процессом выполнения задания.
Задание 7. Диагностика трудностей в выполнении пространственных учебных требований
Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на строчках, и нарисовать их на свободном месте справа от образца.
Задание выполняется на листе из школьной тетради. В данном варианте группы точек располагаются таким образом: 1)2-4-3- 1; 2) 3-1-2-4; 3) 2-3-1-4; 4) 3-1-4-2. Точка над строчкой ставится над первой точкой в группе из трех точек.
Инструкция ученику: "Перерисуй точки, соблюдая требования: а) начинать с самой верхней строчки; б) сначала срисовать самую крайнюю слева точку; в) следить за промежутками между точками; г)точка над строчкой должна ставиться точно над первой точкой группы".
Образец задания Место для копирования
образца
Выполненное учеником задание оценивается следующим образом: 1) ставит ли точки внутри строки; 2) сохраняет ли число точек в группе; 3) ставит ли точки в порядке слева направо; 4) отражает ли разницу в промежутках между точками; 5) не опускает ли точку над строчкой; 6) соблюдает ли порядок работы на строках от верхней к нижней.
Задание 8. Особенности зрительно-двигательной координации
А. "Змейка". На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.
Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.
Б. Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния.
Задание 9. "Палочки" (особенности саморегуляции интеллектуальной деятельности)
На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: I - II - III -1 - II - III - ...
Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила:
писать палочки и черточки в заданной последовательности;
правильно переносить системы знаков с одной строки на другую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку);
не писать на полях;
4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку.
Время выполнения задания - 10 - 15 минут.
Критерии оценки качества выполненной работы:
- степень полноты принятия задания (принимает все правила,
принимает частично, не принимает);
степень полноты сохранения задания до конца занятия (сохранение всех правил, сохранение лишь отдельных правил, не выполняет ни одного правила);
качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ли и исправляет ошибки или не замечает их);
качество самоконтроля при оценке результата деятельности (старается основательно проверить, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а сразу по окончании сдает на проверку учителю).