СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение анализирующего наблюдения, изучение процессов произвольного внимания и другие методики

Просмотр содержимого документа
«Задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПРИЧИН ВЫЯВЛЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ И ИХ УСТРАНЕНИЯ


Задание 1. Изучение анализирующего наблюдения.

А. Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения.

  • Описание внешнего вида объектов (ветка дерева, чучело или де­тальное красочное изображение птицы или животного). Задание уче­нику: "Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду". Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарак­теризованных свойств и признаков объекта.

  • Определение недостающих деталей на рисунках. Задание учени­ку: "Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправиль­но, дорисуй их". Оценивается число правильных ответов.

  • Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения пред­лагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: "Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?" Под-считывается количество найденных отличий.

  • Задание "Запутанный рисунок": на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10- 15). Задание ученику: " Назови предметы, которые ты здесь видишь". Подсчитывается ко­личество выделенных предметов.

  • Узнавание объектов. Ученику показываются контурные изобра­жения птиц, листьев различных деревьев и предлагается узнать и на­звать их. Выявляется степень полноты выделения свойств, диффе-ренцированность и тонкость различения признаков.

Б. Выявление способности к интерпретации, осмыслению наблю­дения.

Ученику дается задание описать какую-либо сюжетную картинку. На основе полученных результатов можно определить уровень разви­тия наблюдательности (анализирующего восприятия) учащегося:

I уровень - бедное и слабо дифференцированное восприятие (вы­деляются только броские черты, описание неполное, слабо выражена интерпретирующая деятельность;

II уровень - выделяются основные части объекта, но характеристика объекта односторонняя, интерпретирующая деятельность слабая;

  1. уровень - разносторонность и полнота наблюдения, тонкость анализа в условиях самостоятельной деятельности. Интерпретация наблюдений осуществляется на основе вычленения связей, близких жизненному опыту школьника;

  2. уровень- дается исчерпывающая характеристика восприни­маемых свойств объекта в условиях самостоятельной деятельности, подмечаются малозаметные детали. Проявляются интерес и потреб­ность в наблюдении.

Задание 2. Изучение процессов произвольного внимания А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА

2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТАЛИММОДОРА КЛАТИМОР

  1. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

  2. ГРУММОПД

5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА-ТОНОВ

6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА-ТЕНОРРА

  1. ЛАЙОНОСАНДЕРА

  2. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

  1. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

  2. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ

  3. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН

  1. БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА-ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН

  1. ОСТИМАРЕ

Б. Корректурная проба.

Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течение 5 -7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву "а" зачеркивать, а букву "к" подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск букв и неправильно зачеркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой же цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.


Задание 3. "Найди красивые" (зрительный анализ) Ученику предлагается выбрать красивый дом:

Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифр '1", найти среди них красивые и обвести их карандашом.

Попросить ученика объяснить, почему, например, вторая цифра слева красивая, а седьмая - нет? Почему среди некрасивых единиц оказались такие, "носики" у которых красивые?

(Потому что палочки имеют разные наклоны, выходят за предел строк или короче их.)


~7


Как отличить красивый "носик" от некрасивого? Попросить уче ника определить, какие "носики" красивые, а какие - нет.

Задание ученику: красиво написать цифру "1" самостоятельно, н отрывая руки от бумаги. Работа над остальными цифрами проводите тем же способом.

Задание 4. Задания на зрительный анализ А. Сколько треугольников в данной фигуре?










Б. Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, со­ставленный из геометрических фигур и нарисованный на доске или листе бумаги учителем, и точно так же воспроизвести его в тетради.

В. Изображение какого-либо предмета (например, чайник, кастрю­ля, лампа, цветок или др.) расчертить на 16-25 квадратов (4x4 или 5x5). Дать ученику заранее приготовленную сетку из такого же числа квадратов большего или меньшего размера и попросить перерисовать по клеточкам заданное изображение.

Задание 5. "Найди слово " (зрительный анализ букв, выделение их в слове)






Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые напи­саны до черты:



СЕ ОБ ГДЕ КОТ

слон

ВОДА

КАКОЙ

ЧАШКА


СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ

БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО

ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ

ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА

КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ

ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА

Задание 6. "Разноцветные точки" (однонаправленность считы­вания слева направо и сверху вниз)

Для выполнения задания необходима рабочая карточка, представ­ляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не Должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Сначала определяется, умеет ли ученик правильно устанавливать связь между цветом и его названи­ем. Затем дается инструкция: " Называй эти точки по порядку, читай их". Ученик называет точки в том порядке, который он сам себе уста­навливает. При этом взрослый не делает никаких замечаний. Школь­ник может прекратить "чтение" точек, если он заметил свою ошибку или сбился, и начать выполнять задание сначала, но это предвари­тельно с учеником не оговаривается.

В протоколе записываются все названные учащимся точки. Анализ результатов ведется по следующим направлениям:

  1. откуда ребенок начал "чтение", т.е. какая точка была названа первой (правильный ответ - крайняя левая точка верхней строки)',

  2. в каком направлении ученик продолжил чтение, т.е. какая точка была названа второй (правильный ответ — расположенная рядом на той же строчке справа);

  3. в какой последовательности ребенок называл точки на строке: слева направо без повторов, повторные "чтения", пропуски, "читает" в обратной последовательности (правильный ответ - слева направо без повторов, пропуск и чтение в обратной последовательности);

  4. в какой последовательности школьник "читает" строчки на рабо­чей карточке: от верхней строчки к нижней без повторов и пропусков, повторяет "чтение" той же строчки, пропуск строчек, повторное "чтение" выше лежащей строки, "читает" от нижней строки к верхней (правильный ответ - от верхней строки к нижней без повторов и пропусков).

При наличии отступлений от указанных правил проводится кор-рекционная работа с использованием этой же рабочей карточки. Для этого ученику сообщаются условия "чтения" точек и вводится требо­вание обязательного их выполнения. Взрослый активно руководит процессом выполнения задания.

Задание 7. Диагностика трудностей в выполнении пространст­венных учебных требований

Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, распо­ложенных на строчках, и нарисовать их на свободном месте справа от образца.

Задание выполняется на листе из школьной тетради. В данном ва­рианте группы точек располагаются таким образом: 1)2-4-3- 1; 2) 3-1-2-4; 3) 2-3-1-4; 4) 3-1-4-2. Точка над строчкой ставится над первой точкой в группе из трех точек.

Инструкция ученику: "Перерисуй точки, соблюдая требования: а) начинать с самой верхней строчки; б) сначала срисовать самую крайнюю слева точку; в) следить за промежутками между точками; г)точка над строчкой должна ставиться точно над первой точкой группы".

Образец задания Место для копирования

образца

Выполненное учеником задание оценивается следующим образом: 1) ставит ли точки внутри строки; 2) сохраняет ли число точек в груп­пе; 3) ставит ли точки в порядке слева направо; 4) отражает ли разницу в промежутках между точками; 5) не опускает ли точку над строчкой; 6) соблюдает ли порядок работы на строках от верхней к нижней.

Задание 8. Особенности зрительно-двигательной координации

А. "Змейка". На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.

Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 бал­лов, за каждое касание начисляется 1 балл.

Б. Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисо­ванный на стене, с разного расстояния.

Задание 9. "Палочки" (особенности саморегуляции интеллекту­альной деятельности)

На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними сле­дующим образом: I - II - III -1 - II - III - ...

Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила:

  1. писать палочки и черточки в заданной последовательности;

  1. правильно переносить системы знаков с одной строки на дру­гую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку);

  1. не писать на полях;

4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку.
Время выполнения задания - 10 - 15 минут.

Критерии оценки качества выполненной работы:

- степень полноты принятия задания (принимает все правила,
принимает частично, не принимает);

  • степень полноты сохранения задания до конца занятия (сохране­ние всех правил, сохранение лишь отдельных правил, не выполняет ни одного правила);

  • качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ли и исправляет ошибки или не замечает их);

  • качество самоконтроля при оценке результата деятельности (ста­рается основательно проверить, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а сразу по окончании сдает на про­верку учителю).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!