Задания для предметной диагностики образовательных результатов в 5 классе по биологии по ФГОС
УМК:
Пасечник В.В. "Вертикаль. Биология. 5 класс"
Автор: Андрианова Альбина Абдулхатовна, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 26» г. Набережные Челны
Задание 1.
Проверяемый результат: Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.
Тема «Грибы-паразиты»
Уровень 1. Среди приведенных на рисунке грибов, выберите те, которые являются грибами-паразитами:
А. Б. В.
Г. Д. Е.
Ответ: А – спорынья и Б - трутовик.
Тема «Общая характеристика грибов»
Уровень 2. Прочитайте текст, укажите номера предложений, содержащих признаки подберезовика как представителя царства Грибов
1. Подберёзовик обыкновенный - народные названия: подберёзовик, берёзовик, черноголовик. 2. Часто встречается в лесах с берёзами, так он получил своё название. 3. Образует микоризу с березой. 4. Появляется в первой половине лета и встречается до осени. 5. Клетки мицелия подберезовика не содержат хлорофилл. 6. Питается готовыми органическими веществами. 7. Съедобен, используют в пищу жареным, варёным и маринованным, сушат для заготовки впрок.
Ответ: 3, 5, 6.
Темы: «Грибы-паразиты» и «Голосеменные растения»
Уровень 3. Рассмотрите диаграмму, на которой показаны отличия в содержании смолы в древесине и ее твердости у таких растений, как сосна, ель, липа и осина.
Ответьте на вопрос, почему, как правило, грибами-паразитами повреждаются лиственные деревья, а хвойные породы повреждаются значительно реже?
Ответ: Причина данного явления кроется в строении древесины лиственных и хвойных пород, их физиологии. Так, древесина липы и осины гораздо мягче древесины сосны или ели. Другой причиной данного явления является выделение хвойными породами смолы, которая затягивает малейшие раны и морозобоины, не позволяя грибам - паразитам поселяться на оголенной древесине. Кроме того, смола обладает противогрибковыми и бактерицидными свойствами, т.е. убивает споры паразитических грибов и бактерий.
Задание 2.
Проверяемый результат: Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (царству)
Тема: «Шляпочные грибы»
Уровень 1.
Установите соответствие шляпочных грибов, изображенных на рисунке по их типам: А. трубчатые Б. пластинчатые. Заполните таблицу:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
Ответ:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
А | Б | Б | Б | А | Б |
Тема: «Общая характеристика грибов»
Уровень 2. Выявите признаки, которые являются общими для царства Растений и царства Грибов:
образуют органические вещества на свету из неорганических
питаются готовыми органическими веществами
растут в течение всей жизни
активно передвигаются
ведут прикрепленный образ жизни
клетки имеют клеточную стенку
Ответ: 3, 5, 6
Тема: «Общая характеристика грибов»
Уровень 3.
Среди объектов, изображенных на рисунке выберите те, которые не имеют хлорофилла и питаются гетеротрофно путем всасывания, растут всю жизнь, клетки их имеют в своем составе хитин. Назовите их. Обоснуйте свой выбор.
1. 2. 3.
4. 5. 6. 7.
Ответ: 1 (мукор), 5 (белый гриб), 7 (дрожжи). В условии задания перечислены характерные признаки царства Грибов.
Задание 3.
Проверяемый результат: Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Темы: «Плесневые грибы и дрожжи» и «Грибы – паразиты»
Уровень 1. В приведенном перечне представители царства Грибы выделите организмы, используемые человеком (А) и приносящие ему вред (Б). Укажите значение грибов, которые человек использует в медицине при производстве лекарств.
Представители царства Грибы:
1) трутовик, 2) дрожжи, 3) лисичка, 4) мукор, 5) ложный опенок, 6) пеницилл
Ответ: А: 2) дрожжи, 3) лисичка, 6) пеницилл
Б: 1) трутовик, 4) мукор, 5) ложный опенок
Дрожжи используют в хлебопечении. Лисичка – съедобный гриб. Из пеницилла изготавливают лекарство (антибиотик).
Тема: «Плесневые грибы и дрожжи»
Уровень 2. Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, через несколько дней сок забродил. Что могло вызвать брожение сока?
Ответ: дрожжевые грибки, так как сок содержит сахар, а сахар является благоприятной средой для размножения дрожжей.
Тема: «Шляпочные грибы»
Уровень 3.
1. На диаграмме приведено содержание различных веществ в 100 г съедобной части белого гриба. Запишите в порядке возрастания содержания питательных веществ в белых грибах названия этих питательных веществ (например «жиры» и т.д.):
2. Известно, что для роста детей нужны белки. Сколько граммов белка получит Петя, если съест суп-пюре из 100 г белых грибов во время обеда?
100 г;
20 г;
50 г;
4 г;
2 г.
Ответ: 1. Питательные вещества: белки; жиры; углеводы.
2. правильный ответ 4: 4 г белка.
Задание 4.
Проверяемый результат: Выявлять отличительные признаки основных групп растений (на примере покрытосеменных).
Тема «Покрытосеменные, или Цветковые»
Уровень 1. Найдите лишнее изображение, ответ обоснуйте:
1. 2. 3.
Ответ: 3. - береза, т. к. относится к семенным растениям так как имеют цветок, образуют семя и плод, а растения 1. (сфагнум) и 2. (хвощ) к споровым, так как цветков, семян и плодов не образуют.
Уровень 2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
Для Покрытосеменных растений характерно наличие ризоидов и побега (стебля и листьев)
Для Покрытосеменных растений характерна хорошо развитая проводящая система, обеспечивающая быстрое передвижение веществ в растении.
И Покрытосеменные, и Голосеменные растения имеют цветок, из которого образуется плод с семенами.
Для Покрытосеменных растений характерно не только семенное, но и вегетативное размножение, что обеспечивает их быстрое распространение.
Покрытосеменные растения представлены в основном кустарниками и деревьями.
Ответ: Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1. Для Покрытосеменных растений характерно наличие корней и побега (стебля и листьев).
3. Только Покрытосеменные растения имеют цветок, из которого образуется плод с семенами.
5. Покрытосеменные растения представлены травами, кустарниками и деревьями.
Уровень 3. Наблюдение за циклом развития растений позволяют определить, что образуют цветки и размножаются семенами:
кукушкин лен
щитовник мужской
лиственница даурская
береза повислая
эвкалипт ягодный
мокрица обыкновенная
Ответ: 4, 5, 6.
Задание 5.
Проверяемый результат: Объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Тема «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира»
Уровень 1. Установите соответствие между древними группами растений и их признаками:
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЯ
1. Появилась примитивная проводящая система А. Риниофиты
2. Имели корни, стебли и листья Б. Семенные
3. Размножались спорами папоротники
4. Семена развивались на листьях
5. Имели ризоиды
Ответ:
Уровень 2. Установите последовательность этапов развития растительного мира Земли от наиболее древних к современным:
А) появление псилофитов
Б) обилие древовидных папоротников, хвощей и плаунов
В) появление зеленых водорослей
Г) появление и расселение покрытосеменных растений
Д) появление первых фотосинтезирующих бактерий
Ответ: ДВАБГ
Уровень 3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Ископаемые остатки растений свидетельствуют о том, что в древние времена растительность была иной.
2. Первые простейшие одноклеточные организмы появились в воде около 3,5–4 млрд. лет назад.
3. С появлением фотосинтеза в атмосфере Земли стал накапливаться кислород.
4. От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли многоклеточные водоросли.
5. Возможно, первыми наземными растениями были риниофиты, имевшие древовидную форму, стебель и корни.
6. Древние хвощи, плауны и папоротники имели стебли, ризоиды и листья.
Ответ: ошибки допущены в предложениях 4, 5, 6.
От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли.
Возможно, первыми наземными растениями были риниофиты, у которых отсутствовали настоящие листья, стебли и корни.
Древние хвощи, плауны и папоротники имели стебли, корни и листья.