Задания для предметной диагностики метапредметных результатов по биологии в 5 классе по ФГОС. УМК:
Пасечник В.В. "Вертикаль. Биология. 5 класс"
Автор: Андрианова Альбина Абдулхатовна, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 26» г. Набережные Челны
Задание 1. Предметная диагностика метапредметных результатов
по теме: «Папоротники. Хвощи. Плауны»
(Назначение: для проверки умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков).
Известно, что щитовник мужской — многолетнее тенелюбивое травянистое растение.
Выберите из приведённого ниже списка три утверждения, которые описывают данные признаки этого растения и обведите соответствующие номера.
Листья щитовника мужского могут достигать длины одного или даже полутора метров,
Щитовник мужской освоил самые обширные территории произрастания, встречается практически на всех континентах (за исключением Австралии и Средней Африки).
Споры щитовника созревают во вторую половину лета, каждое зрелое растение образует до 10 млн. спор.
Растение около 100-120 см высотой с зимующими перисторассеченными листьями, собранными в плотные розетки.
Молодые листья улиткообразно свернуты. Черешки листьев короче листовой пластинки.
Растёт в лиственных и смешанных лесах, среди кустарников, в тенистых влажных местах.
В медицине используется экстракт растения мужского папоротника против ленточных глистов и остриц.
Растение не имеет надземного стебля. У щитовника короткое толстое горизонтальное или косое зимующее корневище бурого цвета, густо покрытое остатками прошлогодних черешков. Листья (вайи) собраны около корневища в воронкообразный пучок.
Правильные ответы: 4, 6, 8.
Задание 2. Предметная диагностика метапредметных результатов
по теме: «Плесневые грибы и дрожжи»
(Назначение: проверка умения формулировать результаты опыта)
Рассмотрите рисунок результата опыта с дрожжами. В каждом стаканчике находится раствор сахара и дрожжи. Как можно описать полученный в результате опыта результат? Выберите правильные утверждения?
Дрожжи выделяют углекислый газ.
Выделение углекислого газа не зависит от количества воды.
Дрожжи выделяют углекислый газ в сладкой воде, в результате сбраживания сахара.
Количество пузырьков зависит от температуры раствора сахара.
Чем выше температура раствора, тем больше пузырьков газа выделяется.
Дрожжи активнее выделяют углекислый газ при 36 o.
Правильные ответы: 3; 4; 6.
Задание 3. Предметная диагностика метапредметных результатов
по теме: «Строение и жизнедеятельность бактерий»
(Назначение: проверка умения формулировать вывод из опыта)
Учитель попросил учеников вырастить к следующему уроку культуру сенной палочки дома.
Для этого Маша одну часть сена залила десятью частями воды, добавила растертый мел из расчета 1 ч. ложка на 1 л воды. Этот раствор кипятила в течение 10 минут, затем перелила его в чистую банку. Раствор Маша поставила в теплое место, где температура была 25-29°С. Через двое суток жидкость сначала помутнела, а затем покрылась беловатой пленкой.
На следующем уроке биологии Маша стеклянной палочкой перенесла кусочек пленки с жидкостью на предметное стекло, для лучшей видимости добавила каплю красителя метиленового синего и накрыла покровным стеклом. При большом увеличении микроскопа она увидела следующую картинку.
Какие выводы сформулировала Маша в своем опыте? Выберите все подходящие формулировки вывода из этого опыты. Обведите номера ответов кружками.
Сенная палочка широко распространена в природе; она не вызывает заболеваний человека и животных, но является причиной порчи пищевых продуктов.
Сенная палочка - одноклеточный организм палочковидной формы.
Сенная палочка размножается поперечным делением.
Споры сенной палочки в настое сена выдерживают кипячение и не погибают, в то время как клетки и споры других микроорганизмов погибают.
Споры сенной палочки прорастают при температуре 25-29°С.
В молодом возрасте сенная палочка имеет много жгутиков и оживленно передвигается в питательном растворе.
Ответ: 2, 4, 5
Задание 4. Предметная диагностика метапредметных результатов
по теме: «Мхи»
(Назначение: проверка умения формулировать вывод из опыта)
Выполняя исследовательскую работу, Ваня высушивал на балконе в течение одного месяца привезенный с лесного болота мох сфагнум. Когда мох стал совершенно сухим, он отделил от дернины небольшое количества мха, поместил его в пластиковую коробочку и взвесил. Вес сфагнума в сухом состоянии вместе с коробочкой составил 60 г. Масса коробочки составила 40 г. Затем в коробочку была налита вода – 200 г. Через 12 часов мох снова взвешен, его чистый вес составил - 180 г. В коробочке осталась вода 80 г, которую он вылил.
Ваня сформулировал вывод: «Мох сфагнум впитывает воду в 8 раз больше своего сухого веса».
Обведите номер этого предложения кружком.
Лист сфагнума неоднородный, состоит из двух типов клеток: зеленых и бесцветных.
Если мох сфагнум вымачивать 12 часов, то он удерживает влагу в течение 3 недель.
Мох сфагнум впитывает воду в 8 раз больше своего сухого веса.
Интенсивно развиваясь, мхи могут ухудшать продуктивность сельскохозяйственных земель, способствуя их заболачиванию.
Торф используется как удобрение, при этом не только повышается урожай сельскохозяйственных культур, но и улучшается структура почвы.
Ответ: 3
Задание 5. Предметная диагностика метапредметных результатов
по теме: «Мхи»
(Назначение: проверка умения формулировать по описанию опыта проверяемое предположение (гипотезу опыта))
Выполняя исследовательскую работу, Ваня высушивал на балконе в течение одного месяца привезенный с лесного болота мох сфагнум. Когда мох стал совершенно сухим, он отделил от дернины небольшое количества мха, поместил его в пластиковую коробочку и взвесил. Вес сфагнума в сухом состоянии вместе с коробочкой составил 60 г. Масса коробочки составила 40 г. Затем в коробочку была налита вода – 200 г. Через 12 часов мох снова взвешен, его чистый вес составил - 180 г. В коробочке осталась вода 80 г, которую он вылил.
Какой предположение проверял Ваня своим экспериментом? Обведите номер этого предложения кружком.
Для роста сфагнума нужна вода.
Мох сфагнум может впитывать и удерживать большое количество воды (в несколько раз больше своего веса).
Обилие мертвых клеток-резервуаров позволяет сфагнуму долго сохранять запас воды и питать ей живые клетки.
Мхи растут на болотах, так как там много воды.
Мох сфагнум впитывает воду всей своей поверхностью.
Ответ: 2