Олимпиадные задания для 8 класса по русскому языку.2017 год
1.Прочитайте стихотворение Н.М. Рубцова. Сделайте фонетический разбор выделенных слов.
Давай, земля,
Немножко отдохнем
От важных дел,
От шумных путешествий!
2.Как правильно: планерный или планёрный?
3.Почему слова с приставками на –з(-с) разбиты на три группы? Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшие затруднения?
Исколесить беззвездный расщедриться
изрезать бессонный расчистить
распахать рассветает расчертить
разбудить рассказывает расширить
бескрайний рассматривает бесшумный
безграничный исследовать изжарить
4.Какой корень в слове сказка?
5. Как образовалось слово прачка?
6. Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1 склонения.
Метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня.
7. Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.
8. Отгадайте фразеологические загадки.
1)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
2)Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
3)Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.
4)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
5)Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.
6)Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
9.Почему местоимения таков и каков не склоняются?
10. Прочитайте отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина и подумайте, почему два последних в ряду однородных члена не разделяются запятой, хотя союз и повторяющийся.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
11.Саша разделил все русские четырёхбуквенные нарицательные существительные в начальной форме на 7 групп. Вот примеры пяти из них:
0: агат, балл, вещь, гонг, лифт
1–2: арба, врач, овин, рака
2–3: горб, крот, торс, шарм
3–4: арба, баян
1–4: храп, форт, шарм
11.1. По какому принципу эти слова распределены на группы? Почему слова арба и шарм
входят сразу в две их них?
11.2. Какие ещё две группы выделил Саша? Укажите, как он их обозначил, и приведите по
три примера слов, входящих в каждую из них.
11.3. Составьте из букв а, н, р и у все 4-буквенные нарицательные существительные в
начальной форме, имеющиеся в русском языке. Для каждого из них укажите, к какой
группе оно относится. Если какое-то из слов входит в две группы, отметьте это.
Ключи. Олимпиадные задания по русскому языку для 8 класса 2017год.
1.Немножко — [н'и эмношкъ], отдохнем — [адцахн'ом], путешествий— [путиэшэств'ий'].
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
2.Планерный или планёрный? Многие знают, что это слово разные люди произносят по-разному.
Ударение в существительном планёр (от фр. planum) точно соответствует французскому ударению, которое всегда прикреплено к последнему слогу. Однако в обыденной речи издавна произносится на русский лад планер.
От традиционного, нормативного планёр образуются слова планёрный, планёрная, а от разговорного планер — планерный, планерская.
Оценка: 0,5 балла.
3. Данные слова разбиты на три группы по сложности написания. Слова первой группы не должны вызывать затруднения в написании, так как здесь последовательно реализуется фонетический принцип «пиши, как произносишь».
Слова второй группы содержат двойные буквы зз — сс при произношении они могут сливаться в один долгий звук. Вопрос о нормативном написании решается на основе разбора по составу, например: без-звезд-н-ый или рас-сматр-ива-ет.
Слова третьей группы характеризуются существенным различием произношения и написания, поэтому здесь нельзя доверять произношению, а полезно прежде всего сосредоточить внимание на структуре слов: рас-щедр-и-ть-ся или бес-шум-н-ый.
Именно слова третьей группы могут вызвать наибольшие затруднения.
Оценка: 0,5 балла.
4.Корнем в слове сказка (если это слово разбирается с этимологической точки зрения) будет -каз-. Тот же корень содержится и в словах указ, приказ, отказать, рассказать. Однако при морфемном анализе слова сказка, с точки зрения современного русского литературного языка, в нем непроизводной основой выступает сейчас уже морфема сказ-, выделяемая в нем по соотношению со словами сказ «вид произведения устного народного творчества», сказитель «создатель или рассказчик былин и сказок», сказание «повествовательное произведение исторического или легендарного содержания». Таким образом, при разборе слова сказка по составу его следует делить на следующие морфемы: сказ-к-а . Объясняя происхождение этого существительного, можно указать на прежнюю членимость корня сказ-, в свою очередь, на приставку с- и корень -каз-.
Оценка: 1 балл.
5.Чтобы ответить на вопрос, от чего образовано слово прачка, достаточно вспомнить старый глагол пратъ, и сейчас еще употребляемый в некоторых диалектах. Его основное значение — «стирать, мыть, колотить». Это значит, что прачку назвали по ее действию, занятию, так же как, скажем, доярку (за то, что доит коров). Буквально прачка — это женщина, которая занимается стиркой.
Однако неправильно было бы думать, что слово прачка родилось прямо и непосредственно от глагола пратъ, причем с помощью суффикса -чк-. Слово прачка было образовано от существительного прач, в отдельных диалектах живущего и поныне. Прач в них обозначает валек для стирки белья. Таким образом, слово прачка образовано при помощи суффикса -к-.
Оценка: 3 балла.
6.Метла — мётел, кочерга — кочерёг, копна — копён, серьга — серёг, вожжа — вожжей, гостья — гостий, западня — западней.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
7.Актуальный — важный; антракт — перерыв; ситуация — обстановка, совокупность обстоятельств; лозунг — призыв; миссия — представительство, задание, роль; финал — завершение, конец; эпилог — заключительная часть; имитация — подражание, подделка; пролог — вступительная часть.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
8.1) Нос; 2) ветер; 3) каша; 4) уши; 5) вода; 6) язык.
Оценка 0,5 балла.
9.Местоимения таков и каков, как и краткие прилагательные и причастия, употребляются в роли сказуемого и, согласуясь с подлежащим, всегда находятся в именительном падеже.
Оценка: 0,5 балла.
10.Однородные члены шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой нельзя разделить запятой, так как имеется общее для них обстоятельство в час пирушки холостой.
Оценка: 0,5 балла.
11.1. Эти слова распределены на группы в зависимости от того, можно ли, переставив в них местами две буквы, получить другое русское нарицательное существительное (5 баллов).
Если можно, то слово попадает в группу, обозначенную номерами переставляемых букв (5
баллов); если, нельзя слово попадает в группу 0 (3 балла). Например, в слове врач можно
переставить 1-ю и 2-ю букву и получить слово рвач, так что это группа 1–2. Перестановка
одинаковых букв не учитывается (например, слова балл и гонг относятся в группу 0, а не в
3–4 и 1–4; 5 баллов). Из слов арба и шарм можно получить по два слова (раба, араб;
марш, шрам: 1 балл × 4 = 4 балла)
11.2. Остались неназванными группы 1–3 и 2–4 (1 балл × 2); за каждую пару слов даётся по 1 баллу (1 балл × 6), максимум — по 3 балла за примеры одной группы (пару можно не выписывать явно, достаточно указать одно слово).
Некоторые примеры для группы 1–3: сорт, лиса, мука, рака, руда, шина.
Некоторые примеры для группы 2–4: вход, стол, урок, сток, мачо, табу.
11.3. Из этих букв можно составить слова руна, уран и урна (0 баллов за 1 слово, 3 балла за 2 слова, 6 баллов за 3 слова); если участник приводил редкое слово нуар, оно также
засчитывалось, но более 6 баллов за эту часть решения не давалось. Их принадлежность к
группам: 1–2 руна (1 балл), 3–4 уран (1 балл), 1–2 и 3–4 урна (1 балл × 2 = 2 балла).