СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для олимпиады

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены олимпиадные задания по русскому языку в 8 классе. С ключами. 

Просмотр содержимого документа
«Задания для олимпиады»

Олимпиадные задания для 8 класса по русскому языку.2017 год

1.Прочитайте стихотворение Н.М. Рубцова. Сделайте фоне­тический разбор выделенных слов.

Давай, земля,

Немножко отдохнем

От важных дел,

От шумных путешествий!

2.Как правильно: планерный или планёрный?

3.Почему слова с приставками на –з(-с) разбиты на три груп­пы? Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшие затруднения?

Исколесить беззвездный расщедриться

изрезать бессонный расчистить

распахать рассветает расчертить

разбудить рассказывает расширить

бескрайний рассматривает бесшумный

безграничный исследовать изжарить

4.Какой корень в слове сказка?

5. Как образовалось слово прачка?

6. Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1 склонения.

Метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня.

7. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

8. Отгадайте фразеологические загадки.

1)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

2)Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

3)Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.

4)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

5)Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.

6)Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

9.Почему местоимения таков и каков не склоняются?

10. Прочитайте отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина и подумайте, почему два последних в ряду однород­ных члена не разделяются запятой, хотя союз и повторяющийся.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

11.Саша разделил все русские четырёхбуквенные нарицательные существительные в начальной форме на 7 групп. Вот примеры пяти из них:

0: агат, балл, вещь, гонг, лифт

1–2: арба, врач, овин, рака

2–3: горб, крот, торс, шарм

3–4: арба, баян

1–4: храп, форт, шарм

11.1. По какому принципу эти слова распределены на группы? Почему слова арба и шарм

входят сразу в две их них?

11.2. Какие ещё две группы выделил Саша? Укажите, как он их обозначил, и приведите по

три примера слов, входящих в каждую из них.

11.3. Составьте из букв а, н, р и у все 4-буквенные нарицательные существительные в

начальной форме, имеющиеся в русском языке. Для каждого из них укажите, к какой

группе оно относится. Если какое-то из слов входит в две группы, отметьте это.


Ключи. Олимпиадные задания по русскому языку для 8 класса 2017год.


1.Немножко — [н'и эмношкъ], отдохнем — [адцахн'ом], путе­шествий— [путиэшэств'ий'].

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

2.Планерный или планёрный? Многие знают, что это слово раз­ные люди произносят по-разному.

Ударение в существительном планёр (от фр. planum) точно со­ответствует французскому ударению, которое всегда прикреплено к последнему слогу. Однако в обыденной речи издавна произно­сится на русский лад планер.

От традиционного, нормативного планёр образуются слова планёрный, планёрная, а от разговорного планер — планерный, планерская.

Оценка: 0,5 балла.

3. Данные слова разбиты на три группы по сложности написания. Слова первой группы не должны вызывать затруднения в написании, так как здесь последовательно реализуется фонетический принцип «пиши, как произносишь».

Слова второй группы содержат двойные буквы зз — сс при произношении они могут сливаться в один долгий звук. Вопрос о нормативном написании решается на основе разбора по составу, на­пример: без-звезд-н-ый или рас-сматр-ива-ет.

Слова третьей группы характеризуются существенным разли­чием произношения и написания, поэтому здесь нельзя доверять произношению, а полезно прежде всего сосредоточить внимание на структуре слов: рас-щедр-и-ть-ся или бес-шум-н-ый.

Именно слова третьей группы могут вызвать наибольшие за­труднения.

Оценка: 0,5 балла.

4.Корнем в слове сказка (если это слово разбирается с этимо­логической точки зрения) будет -каз-. Тот же корень содержится и в словах указ, приказ, отказать, рассказать. Однако при морфемном анализе слова сказка, с точки зрения современного русского литературного языка, в нем непроизвод­ной основой выступает сейчас уже морфема сказ-, выделяемая в нем по соотношению со словами сказ «вид произведения уст­ного народного творчества», сказитель «создатель или рассказчик былин и сказок», сказание «повествовательное произведение ис­торического или легендарного содержания». Таким образом, при разборе слова сказка по составу его следует делить на следующие морфемы: сказ-к-а . Объясняя происхождение этого существи­тельного, можно указать на прежнюю членимость корня сказ-, в свою очередь, на приставку с- и корень -каз-.

Оценка: 1 балл.

5.Чтобы ответить на вопрос, от чего образовано слово прачка, достаточно вспомнить старый глагол пратъ, и сейчас еще употребляемый в некоторых диалектах. Его основное значение — «стирать, мыть, колотить». Это значит, что прачку назвали по ее действию, занятию, так же как, скажем, доярку (за то, что доит коров). Буквально прачка — это женщина, которая занимается стиркой.

Однако неправильно было бы думать, что слово прачка родилось прямо и непосредственно от глагола пратъ, причем с помощью суффикса -чк-. Слово прачка было образовано от существительного прач, в отдельных диалектах живущего и поныне. Прач в них обозначает валек для стирки белья. Таким образом, слово прачка образовано при помощи суффикса -к-.

Оценка: 3 балла.

6.Метла — мётел, кочерга — кочерёг, копна — копён, серьга — серёг, вожжа — вожжей, гостья — гостий, западня — западней.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.

7.Актуальный — важный; антракт — перерыв; ситуация — об­становка, совокупность обстоятельств; лозунг — призыв; миссия — представительство, задание, роль; финал — завершение, конец; эпилог — заключительная часть; имитация — подражание, поддел­ка; пролог — вступительная часть.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

8.1) Нос; 2) ветер; 3) каша; 4) уши; 5) вода; 6) язык.

Оценка 0,5 балла.


9.Местоимения таков и каков, как и краткие прилагатель­ные и причастия, употребляются в роли сказуемого и, согласуясь с подлежащим, всегда находятся в именительном падеже.

Оценка: 0,5 балла.

10.Однородные члены шипенье пенистых бокалов и пунша пла­мень голубой нельзя разделить запятой, так как имеется общее для них обстоятельство в час пирушки холостой.

Оценка: 0,5 балла.

11.1. Эти слова распределены на группы в зависимости от того, можно ли, переставив в них местами две буквы, получить другое русское нарицательное существительное (5 баллов).

Если можно, то слово попадает в группу, обозначенную номерами переставляемых букв (5

баллов); если, нельзя слово попадает в группу 0 (3 балла). Например, в слове врач можно

переставить 1-ю и 2-ю букву и получить слово рвач, так что это группа 1–2. Перестановка

одинаковых букв не учитывается (например, слова балл и гонг относятся в группу 0, а не в

3–4 и 1–4; 5 баллов). Из слов арба и шарм можно получить по два слова (раба, араб;

марш, шрам: 1 балл × 4 = 4 балла)

11.2. Остались неназванными группы 1–3 и 2–4 (1 балл × 2); за каждую пару слов даётся по 1 баллу (1 балл × 6), максимум — по 3 балла за примеры одной группы (пару можно не выписывать явно, достаточно указать одно слово).

Некоторые примеры для группы 1–3: сорт, лиса, мука, рака, руда, шина.

Некоторые примеры для группы 2–4: вход, стол, урок, сток, мачо, табу.

11.3. Из этих букв можно составить слова руна, уран и урна (0 баллов за 1 слово, 3 балла за 2 слова, 6 баллов за 3 слова); если участник приводил редкое слово нуар, оно также

засчитывалось, но более 6 баллов за эту часть решения не давалось. Их принадлежность к

группам: 1–2 руна (1 балл), 3–4 уран (1 балл), 1–2 и 3–4 урна (1 балл × 2 = 2 балла).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!