СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для Международной олимпиады по основам наук - химия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для Международной олимпиады по основам наук по химии

Просмотр содержимого документа
«Задания для Международной олимпиады по основам наук - химия»



Международная олимпиада по основам наук

Научный руководитель проекта по предмету: Моржерин Юрий Юрьевич, профессор кафедры технологии органического синтеза Уральского Федерального Университета, доктор химических наук.

Автор заданий: Лапина Ольга Евгеньевна, учитель высшей категории МАОУ СШ № 5 , город Улан-Удэ

Рецензент: Пашкевич Светлана Витальевна учитель высшей категории лицея № 130 город Екатеринбург


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Химическая олимпиада - традиционная форма оценки уровня знаний учащихся. Данные задания были разработаны и составлены мною для проведения международной олимпиады по основам наук (химия) для 8,9,10 классов.

Содержание заданий разработано на основе примерней программы основного общего образования по химии для базового уровня (68 часов).

При разработке заданий 8-х классов были включены задания по следующим разделам базового курса: «Первоначальные химические понятия» и «Периодический закон и ПСХЭ», «Химический элемент», «Свойства кислорода», «Свойства водорода», «Вода. Растворы», «Классификация неорганических соединений», «Молярный объём газов. Закон Авогадро», «Количественные соотношения в химии», «Вещества в окружающей нас природе и технике», «Строение вещества». Поэтому содержательные элементы олимпиадных заданий для 8 класса ориентированы на требования к уровню подготовки по темам этих разделов учебного материала.

При разработке заданий 9-х классов были включены задания по следующим разделам базового курса: «Общая характеристика химических элементов», «ЭДС. РИО, ОВР. Гидролиз солей» «Периодический закон и ПСХЭ» «Электролиз», «Количественные соотношения в химии», «Металлы» и «Неметаллы». Поэтому содержательные элементы олимпиадных заданий для 9 класса ориентированы на требования к уровню подготовки по темам этих разделов учебного материала.

При разработке заданий для 10-го класса были включены задания по следующим разделам базового курса: «Предмет органической химии. Теория химического строения», «Типы органических реакций», «Углеводороды и их природные источники» «Кислородсодержащие соединения», «Генетические связи между классами органических веществ». Поэтому содержательные элементы олимпиадных заданий для 10-го класса ориентированы на требования к уровню подготовки по темам этих разделов учебного материала.

В соответствии с требованиями к разработке олимпиадных заданий для третьего этапа конкурсные задания представлены в тестовой открытой и закрытой форме с использованием традиционных типов тестовых вопросов: «один из многих», «соответствие», «поле ввода» (для открытого ответа).

Расчётное время выполнения работы учащимися — 1 час 30 минут. Разработанные олимпиадные задания представлены четырьмя неидентичными блоками-уровнями, образованными в целом из 16 заданий.

Первый блок 5 заданий, оцениваемых в З балла, содержит вопросы, рассчитанные на умение участника внимательно прочитать задание и выбрать из предложенных вариантов правильный вариант ответа на основе имеющихся знаний, полученных в рамках школьной программы, на данном уровне правильный ответ может быть найден простым логическим путем.

Второй блок - 5 заданий, оцениваемых в 5 баллов, включает вопросы, требующие знания участником унифицированных трактовок понятий, определений, конкретных авторских концепций, теорий, знания содержания конкретных учебников или учебных пособий, первоисточников,

Третий ' блок 5 заданий, оцениваемых в 8 баллов, составлен из вопросов, предполагающих обязательное использование участником всего комплекса знаний, навыков, компетенций по предмету химии. Задания данного уровня рассчитаны на то, что участник может не только разобраться в структуре и логике вопроса, не только продемонстрировать свои знания, но и применить их для решения предложенного вопроса или задачи.

Четвёртый блок - 1 задание в виде задачи, повышенной сложности, которое решается путем установления логической и смысловой связи. Оценивается в 20 баллов.

Химия 8 класс

Проводится в честь Каримова Махмадкулы Бобоевича

Время выполнения работы 1 час 30 минут

Фамилия имя Отчество Нас.пункт Область Школа, Гимназия, лицей №

Вопрос

1

2

З

4

5

6

7

8

9



12

В

14

набрано баллов

ответ




























вопрос

15













вопрос

16











Первый блок. Задания, оцениваемые в З балла.

I Электронная формула внешнего уровня 2S2 соответствует атому: А) гелия Б) бериллия В) магния Г) углерода Д) натрия

  1. Изотопы химического элемента имеют:

А) равные числа нейтронов

Б) разные числа протонов

В) разные массы

Г) разные числа электронов

Д) разные числа электронов

  1. В периоде слева направо:

А) атомный радиус увеличивается

Б) числа электронов на внешнем уровне атома увеличивается

В) число электронов на внешнем уровне атома уменьшается

Г) заряд ядра атома уменьшается

Д) число электронов остается неизменным

  1. Присоединение или отдача электронов не характерны для атома:

А) аргона Б) железа В) магния Г) лития

5. Три неспаренных электрона в атоме:

Д) натрия

А) кремния Б) азота В) серы Г) фтора

Д) углерода



Второй блок. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

  1. В каком году Каримов Махмадкула Бабоевич, проректор по науке Таджикского национального университета, доктор химических наук, профессор, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук:

А) 1981 Б) 1991 В) 1994 Г) 1999 д 2000

  1. Наиболее полярная связь в молекулах:

А) CF4 Б) F2 В) NF3 Г) OF2 Д) Cl2

8.В молекулах H2O и CCl4 частичный отрицательный заряд имеют :

А) O и C Б) H и Cl В) O и Cl Г) H и C Д) C и Cl

  1. В молекуле N2:

А) тройная полярная ковалентная СВЯЗЬ

Б) З неполярных ковалентных связи

В) З полярных ковалентных связи

Г) тройная неполярная ковалентная связь

Д) Двойная полярная ковалентная связь

  1. Аллатропная модификация углерода:

А) алмаз Б) озон В) белый фосфор Г) углекислый газ Д) красный фосфор

  1. «Сухой лед» - это охлажденное вещество: А) CaO Б) NH3 В) H2O Г) CO2 Д) CH4

Третий блок. Задания, оцениваемые в 8 баллов.

  1. Наименьшую молярную массу (г/моль) имеет карбонат:

А) Марганца (II) Б) Бария В) Магния Г) Железа (III) Д) Кальция

  1. Сумма коэффициентов в уравнении Al + H2S04 + Н2 равна:

А) 9 Б) 11 В) 7 Г) 10 Д)12

  1. Установите соответствие между формулами кислот и соответствующих оксидам

1) HPO3 2) HClO 3) HNO2 4) H2SO4

А) Cl2O Б) SO3 В) P2O5 Г) N2O3

А) 1А,2Б,3Г,4В

Б) 1В,2А,3Г,4Б

В) 1Г,2В,3Б,4А

Г) 1Б,2Г,3А,4В

Д) 1В,2Б,3Г,4А



  1. Задача. При взаимодействии Zn с соляной кислотой выделилось 0,224 л. водорода (н.у.). Определите массу вступившего в реакцию цинка.

  2. +'2-» МОН

Определите формулы неизвестных веществ в цепочке превращений (в ответе представьте формулы веществ через запятую)

Четвертый блок. Задание, оцениваемое в 15 баллов.

Напишите эссе на тему: «Как хотя вошла в мою жизнь».

Критерии оценки:

Объем (10-14 предложений). — 2 балла

Соответствие заданному типу речи (аргументация, выводы). —3 балла

Личностная позиция — 4 балла

Речевая культура — 4 балла

Грамотность орфографическая и пунктуационная — 2 балла

Химия 9 класс

Проводится в честь Каримова Махмадкулы Бобоевича

Время выполнения работы 1 час 30 минут



Вопрос

1

2

з

4

5

6

7

8

9


11

12

13


набрано баллов

ответ





























вопрос

15













вопрос

16












Первый блок. Задания, оцениваемые в З балла.

1.Число протонов, нейтронов и электронов изотопа 90Sr соответственно равно:

2) Высший гидроксид хрома

А) проявляет кислотные свойства

Б) проявляет основные свойства

В) проявляет амфотерные свойства

Г) не проявляет кислотно-основных свойств

Д) имеет степень окисления хрома +3

З) Степень окисления железа в соединении равна:

А) 0 Б) +3 В) +2 Г) +1 Д)+5

  1. Раствор какого вещества разъедает стеклянную посуду: А) KOH Б) H2SO4 В) HCl Г) HF Д) HNO3

  2. В соединениях РНз, Р2О5, НзРОз фосфор имеет степени окисления соответственно равные: А) +3, +5-3 Б) -3, +5, +3 В) -3, +3, +5 Г) +3, -5, -3 Д)+3, +5, +3

Второй блок. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

  1. Каримов Махмадкула Бабоевич, проректор по науке Таджикского национального университета, доктор химических наук, профессор, работал над проблемой синтеза:

А) гетероциклических соединений на основе глицерина

Б) ароматических углеводородов

В) синтетических полиамидных волокон

Г) нитро соединений

Д) оксикарбоновых кислот

  1. Химические реакции возможны между:

А) Cu и FeSO4 Б) Cu и Ag2SO4 В) Hg и NaCl Г) Ag и CuSO4 Д) Hg и FeSO4



  1. Ионы, имеющие такую же электронную конфигурацию, что и атом аргона: А) K+ и S2- Б) K+ и Na+ В) Al3+ и S2- Г) Na+ и Al 3+ Д) Na+ и S2-

  2. Атомная кристаллическая решетка характерна для:

А) алюминия и карбида кремния

Б) серы и йода

В) оксида кремния и хлорида натрия

Г) алмаза и бора

Д) хлорида натрия и оксида меди

  1. Как гидроксид натрия так и гидроксид меди (II):

А) разлагаются при нагревании

Б) растворяются в серной кислоте

В) взаимодействуют с оксидом углерода (IV)

Г) изменяют окраску фенолфталеина

Д) являются растворимыми основаниями

  • 1) Продуктом химической реакции NO2 + O2 + H2O --- ?

А) HNO2 Б) HNO3 В) N2O5 Г) NH3 Д) NH4OH





Третий блок. Задания, оцениваемые в 8 баллов.

  1. Водородный показатель для слабокислотной среды может быть равен: А) 2 Б)5 В)7 Г)9 Д) 13



  1. В уравнении электролитической диссоциации соли (Si04)2 сумма коэффициентов перед формулами ионов равна: А)4 Б)5 В)6 Г)7 Д)8

  2. Установите соответствие между формулами веществ и продуктами электролиза его водного раствора:

1) NaCl 2) CuSO4 3) Al(NO3)3 4) HgCl2

А) Hg, Cl2 Б) H2, Cl2 , NaOH В) Cu, O2 , H2SO4 Г) H2 , O2



A) 1Б, 2Г, 3В, 4А

Б) 1Г, 2А, 3Г, 4Б

В) 1Б, 2В, 3Г, 4А

Г) 1А, 2В, 3Б, 4Г

Д) 1В, 2Б, 3А, 4В



  1. Задача : Какой объем углекислого газа (л.) приведенного к н.у., может выделиться при прокаливании 920 г. минерала доломита СаСОз * MgC03 в идеальном случае, если доломит не содержит примесей

16) Определите формулы неизвестных веществ в цепочке превращений (в ответе представьте формулы веществ через запятую):

Четвертый блок. Задание, оцениваемое в 15 баллов.

2010 год объявлен годом учителя, напишите эссе на тему: «Если бы я был учителем химии».

Критерии оценки:

Объем (10-14 предложений). — 2 балла

Соответствие заданному типу речи (аргументация, выводы). — З балла

Личностная позиция — 4 балла

Речевая культура — 4 балла

Грамотность орфографическая и пунктуационная — 2 балла



Химия 10 класс

Проводится в честь Каримова Махмадкула Бобоевича

Время выполнения работы час 30 минут

Вопрос

14



















Вопрос

15



















Первый блок. Задания, оцениваемые в З балла.

  1. Какие группы углеводородов входят в состав попутных нефтяных газов

А) метан, этан, пропан, бутан, пентан

Б) метан, пропан, гексан, декан, вода

В) этан, бутан, гексан, гептан, октан

Г) метан, этен, бутен, пентан, бензол

Д) метан, пропен, пентан, бутан, стирол

  1. Пропен не вступает в реакцию с веществом:

А) бромная вода

Б) раствор перманганата калия

В) металлический натрий

Г) вода

Д) кислород

З) Толуол является представителем гомологического ряда:

А) фенола Б) бензола В) метанола Г) стирола Д) ксилола

  1. Сколько существует изомерных триметилбензолов: в А)4 Б)3 В)2 Г)1 Д)5

  2. В каком году М.Б. Каримову была присуждена премия молодых ученых им. Исмоили Сомони: А) 1981 Б) 1991 В)1994 Г)1998 Д) 1999

Второй блок. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

  1. Какой химический метод используют для вторичной переработки нефти:

А) крекинг

Б) сжигание

В) перегонка

Г) разложение

Д) пиролиз

  1. Вид химической реакции, соответствующей схеме:

А) окисление

Б) восстановление

В) гидрирование

Г) гидротация

Д) ацилироваиие

  1. Зашипите номер атома углерода в молекуле фенола, у которого будет замещаться атом водорода при взаимодействии фенола с формальдегидом: А) 2 Б)3 В)4 Г)5 Д)6

  2. Реагенты и условия проведения реакции Кучерова:

А) H2 ; Ni ; t0

Б) Cl2 ; Уф-свет

В) Pt; 5 атм

Г) HgSO4 ; H2SO4 ; t0

Д) Na; t

  1. Число б связей в молекулах бензола равно: А)6 Б)12 В) 14 Г)16 Д)18

Третий блок. Задания, оцениваемые в 8 баллов.

  1. Данное вещество обработали раствором гидроксида натрия. Чему равна относительная молекулярная масса образовавшегося осадка:

А)184

Б)152

В)172

Г) 120

Д) 160

  1. Мыло утрачивает свои моющие свойства в жесткой воде, потому что на его поверхности образуется нерастворимая пленка, в составе которой:

А) стеариновая кислота, Б) стеарат кальция, В) стеарат калия, Г) стеарат натрия, Д) хлорид кальция



Установите соответствие: ВЕЩЕСТВО и РЕАГЕНТ И УСЛОВИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ РЕАКЦИИ:



1)формальдегид

2)муравьиная кислота

3) глицерин

4)фенол



А) Ag(NH3)2 OH р-р при t0

Б) Cu(OH)2тв

В)FeCl3 р-р

Г) Cu, при t0

Д) K4(Fe(CN)6) р-р



Задача.

Какой объем хлороформа плотностью 1,5 гр./мл. можно получить из природного газа объемом 60л. (ну.), объемная доля метана в котором составляет 900/0. Выход хлороформа 700/0 от теоретически возможного Ответ в миллилитрах запишите числом с точностью до целых.

1 5) Дайте название вещества Д по систематической номенклатуре

МОН, спирт. р-р вк-2 КОН изб.,спирт. р-р на Н2, Pt

СНз — СН2 — СНГ CH2Cl А Б В Г Д Е

В ответе представьте НАЗВАНИЕ вещества Е по систематической номенклатуре ШРАС без пробелов и запятых.

Четвертый блок. Задания, оцениваемые в 15 баллов.

16. Задача

Некоторый жир подвергли омылению. К продуктам реакции добавили кислоту и выделили З соединения: А, Б, В.

Соединение А образует с гидроксидом меди (П) ярко синее соединение. Вещества Б и В окрашивают лакмус в красный цвет и имеют неразветвленные углеродные цепи. Б легко присоединяет хлор, образуя дихлорпроизводное (массовая доля хлора равна 20, 1 %). Вещество В не присоединяет галогены. Массовая доля кислорода в веществе В равна 27,6%. Определите вещества А, Б, В.

В ответе дайте название веществам А,Б,В. Ответы представьте без пробелом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!