Задания для формирования компетенций естественно-научной грамотности по географии
Для учеников 7 класса по теме:
« Мировой океан – синяя бездна»
на базе учебника Е. М. Домогацких
Мировой океан — синяя бездна
§ 10. Мировой океан и его части
§ 11. Движение вод Мирового океана
§ 12. Органический мир океана
§ 13. Особенности отдельных океанов
МОУ Катуаровская СОШ
учитель географии Алавердова А.Ю.
«Мертвая вода» и Мировой океан
Как–то раз ученикам 7- ого класса Пете и Вите в кабинете географии во время генеральной уборки попались на глаза пожелтевшие листы старого журнала «Географические детективы». Они уже хотели избавится от обветшалого листочка , как на глаза им попалась небольшая статья «Рассказ бывалого моряка». Ребята грезили морем и мечтали о путешествиях. Вот небольшой отрывок из статьи: «Служил я как-то раз на рыболовецком сейнере, ловили мы треску у берегов Гренландии. Мы шли за косяком рыбы и вдруг натолкнулись на нечто. Машина работала полным ходом, а мы не могли сдвинуться с места. Капитан уже решил, что мы сели на мель. Включил эхолот. И что вы думаете под нами глубина в целую милю! Винт мотора работает вовсю, а мы ни с места. Тогда капитан приказал дать полный ход! Мы еле-еле двинулись вперед. Но как только машину остановили, какая-то неведомая сила потянула нас назад. Так мы простояли целый день. А потом наваждение исчезло. Мы еще раз попробовали запустить двигатель, и судно пошло вперед как ни в чем не бывало».
Заинтригованные, Петя и Витя решили во всем разобраться. Они подошли с вопросами к старшеклассникам. И им было предложено выполнить ряд заданий.
Задание № 1. (Научное объяснение явлений) Выписать цифры, обозначающие острова
Задание № 1.2. (Научное объяснение явлений) Перед вами контуры островов. К каким частям света они относятся?
Выполнив задания, ребята ещё раз подошли к старшеклассникам. Школьники рассказали им о феномене "мертвой воды". Речь идет о явлении, известном морякам с древних времен: корабли, идущие на полном ходу, внезапно замедляют движение или даже полностью останавливаются, несмотря на нормальную работу двигателей. Эффекту торможения или "мертвой воды" веками приписывалась сверхъестественная сила. Торможение возникает там и тогда, если морская вода сильно стратифицирована (т.е. отличаются температура и плотность воды на разных глубинах). Кстати, участки воды, где судно отказывалось идти, Фритьоф Нансен, ученый, полярный исследователь, назвал "мертвой водой" в 1893 году: в Северном Ледовитом океане его корабль в некоторых районах словно бы удерживался невидимой силой.
Основываясь на данных, приведённых в таблице, ответьте на вопрос: В каких широтах самая высокая соленость океанических вод? Ответ: Используя только первый столбик таблицы, ребята должны сделать следующий вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах.
Изменение солености с широтой
Изменение солености по океанам
Экватор : 34%
Изменение солености по частям океана
Тихий океан : 34, 8 %
Тропики : 35, 8 %
Атлантический океан : 35, 4 %
Средиземное море : 39%
Умеренные : 33 %
Черное море : 18%
Индийский океан : 34, 8 %
Северный Ледовитый океан : 32%
Красное море : 42%
Баренцево море : 35%
Карское море : 10%
Задание № 2.2.
Почему соленость воды изменяется с широтой ?
Ответ : на распределение солености в океане влияют как зональные, так и региональные факторы. Зональные связаны с климатическими условиями (распределение осадков и испарения). В экваториальных широтах воды слегка рассолены, в тропических и субтропических широтах соленость максимальная для поверхностных вод океана – 36-37%о, к северу и югу от этой зоны соленость понижается.
Итог. Проведение эксперимента.
Предложите и кратко опишите эксперимент, с помощью которого можно в домашних условиях смоделировать, изменится или не изменится уровень океана, если растают льды, плавающие на его поверхности.
Описание эксперимента: Описывается эксперимент, в котором взят мерный цилиндр с водой и кусочком льда (например, кубиком льда из морозильной камеры), плавающим на поверхности. Фиксируется уровень воды в цилиндре с плавающим кусочком льда и после того, как лед растает. Вывод зависит от того, различаются ли эти уровни.