СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для формирования компетенций естественно-научной грамотности по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания для формирования компетенций естественно-научной грамотности по географии»

Задания для формирования компетенций естественно-научной грамотности по географии   Для учеников 7 класса по теме:  « Мировой океан – синяя бездна» на базе учебника Е. М. Домогацких  Мировой океан — синяя бездна § 10. Мировой океан и его части § 11. Движение вод Мирового океана § 12. Органический мир океана § 13. Особенности отдельных океанов  МОУ Катуаровская СОШ  учитель географии Алавердова А.Ю.

Задания для формирования компетенций естественно-научной грамотности по географии

Для учеников 7 класса по теме:

« Мировой океан – синяя бездна»

на базе учебника Е. М. Домогацких

Мировой океан — синяя бездна

§ 10. Мировой океан и его части

§ 11. Движение вод Мирового океана

§ 12. Органический мир океана

§ 13. Особенности отдельных океанов

МОУ Катуаровская СОШ

учитель географии Алавердова А.Ю.

«Мертвая вода» и Мировой океан

Как–то раз ученикам 7- ого класса Пете и Вите в кабинете географии во время генеральной уборки попались на глаза пожелтевшие листы старого журнала «Географические детективы». Они уже хотели избавится от обветшалого листочка , как на глаза им попалась небольшая статья «Рассказ бывалого моряка». Ребята грезили морем и мечтали о путешествиях. Вот небольшой отрывок из статьи: «Служил я как-то раз на рыболовецком сейнере, ловили мы треску у берегов Гренландии. Мы шли за косяком рыбы и вдруг натолкнулись на нечто. Машина работала полным ходом, а мы не могли сдвинуться с места. Капитан уже решил, что мы сели на мель. Включил эхолот. И что вы думаете под нами глубина в целую милю! Винт мотора работает вовсю, а мы ни с места. Тогда капитан приказал дать полный ход! Мы еле-еле двинулись вперед. Но как только машину остановили, какая-то неведомая сила потянула нас назад. Так мы простояли целый день. А потом наваждение исчезло. Мы еще раз попробовали запустить двигатель, и судно пошло вперед как ни в чем не бывало».

Заинтригованные, Петя и Витя решили во всем разобраться. Они подошли с вопросами к старшеклассникам. И им было предложено выполнить ряд заданий.

Задание № 1. (Научное объяснение явлений)  Выписать цифры, обозначающие острова

Задание № 1. (Научное объяснение явлений) Выписать цифры, обозначающие острова

Задание № 1.2. (Научное объяснение явлений)  Перед вами контуры островов. К каким частям света они относятся?

Задание № 1.2. (Научное объяснение явлений) Перед вами контуры островов. К каким частям света они относятся?

Выполнив задания, ребята ещё раз подошли к старшеклассникам. Школьники рассказали им о феномене

Выполнив задания, ребята ещё раз подошли к старшеклассникам. Школьники рассказали им о феномене "мертвой воды". Речь идет о явлении, известном морякам с древних времен: корабли, идущие на полном ходу, внезапно замедляют движение или даже полностью останавливаются, несмотря на нормальную работу двигателей. Эффекту торможения или "мертвой воды" веками приписывалась сверхъестественная сила. Торможение возникает там и тогда, если морская вода сильно стратифицирована (т.е. отличаются температура и плотность воды на разных глубинах). Кстати, участки воды, где судно отказывалось идти, Фритьоф Нансен, ученый, полярный исследователь, назвал "мертвой водой" в 1893 году: в Северном Ледовитом океане его корабль в некоторых районах словно бы удерживался невидимой силой.

  Основываясь на данных, приведённых в таблице, ответьте на вопрос: В каких широтах самая высокая соленость океанических вод?            Ответ:  Используя только первый столбик таблицы, ребята должны сделать следующий вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах.    Изменение солености с широтой  Изменение солености по океанам Экватор : 34% Изменение солености по частям океана Тихий океан : 34, 8 % Тропики : 35, 8 % Атлантический океан : 35, 4 % Средиземное море : 39% Умеренные : 33 % Черное море : 18% Индийский океан : 34, 8 % Северный Ледовитый океан : 32% Красное море : 42% Баренцево море : 35% Карское море : 10%

Основываясь на данных, приведённых в таблице, ответьте на вопрос: В каких широтах самая высокая соленость океанических вод? Ответ: Используя только первый столбик таблицы, ребята должны сделать следующий вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах.

Изменение солености с широтой

Изменение солености по океанам

Экватор : 34%

Изменение солености по частям океана

Тихий океан : 34, 8 %

Тропики : 35, 8 %

Атлантический океан : 35, 4 %

Средиземное море : 39%

Умеренные : 33 %

Черное море : 18%

Индийский океан : 34, 8 %

Северный Ледовитый океан : 32%

Красное море : 42%

Баренцево море : 35%

Карское море : 10%

Задание № 2.2. Почему соленость воды изменяется с широтой ? Ответ : на распределение солености в океане влияют как зональные, так и региональные факторы. Зональные связаны с климатическими условиями (распределение осадков и испарения). В экваториальных широтах воды слегка рассолены, в тропических и субтропических широтах соленость максимальная для поверхностных вод океана – 36-37%о, к северу и югу от этой зоны соленость понижается. Итог. Проведение эксперимента. Предложите и кратко опишите эксперимент, с помощью которого можно в домашних условиях смоделировать, изменится или не изменится уровень океана, если растают льды, плавающие на его поверхности. Описание эксперимента: Описывается эксперимент, в котором взят мерный цилиндр с водой и кусочком льда (например, кубиком льда из морозильной камеры), плавающим на поверхности. Фиксируется уровень воды в цилиндре с плавающим кусочком льда и после того, как лед растает. Вывод зависит от того, различаются ли эти уровни.

Задание № 2.2.

Почему соленость воды изменяется с широтой ?

Ответ : на распределение солености в океане влияют как зональные, так и региональные факторы. Зональные связаны с климатическими условиями (распределение осадков и испарения). В экваториальных широтах воды слегка рассолены, в тропических и субтропических широтах соленость максимальная для поверхностных вод океана – 36-37%о, к северу и югу от этой зоны соленость понижается.

Итог. Проведение эксперимента.

Предложите и кратко опишите эксперимент, с помощью которого можно в домашних условиях смоделировать, изменится или не изменится уровень океана, если растают льды, плавающие на его поверхности.

Описание эксперимента: Описывается эксперимент, в котором взят мерный цилиндр с водой и кусочком льда (например, кубиком льда из морозильной камеры), плавающим на поверхности. Фиксируется уровень воды в цилиндре с плавающим кусочком льда и после того, как лед растает. Вывод зависит от того, различаются ли эти уровни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!