СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для формирования функциональной грамотности   могут быть представлены педагогами на уроках русского языка, литературы, родного русского языка, родной русской литературы, на занятиях внеурочной  деятельности  для диагностики,  формирования и оценки читательских умений, связанных с анализом информации, представленных в текстах разных форм и жанров.

Просмотр содержимого документа
«Задания для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность.»

ВАРИАНТ 1

Задания для формирования функциональной грамотности

Читательская грамотность

5 класс

1.Метаграмма.

1.1. Самостоятельно придумайте загадки-метаграммы (необязательно в стихотворной форме), используя следующие пары слов.

Полка – полька, араб – арап, хор – хорь, кровь – кров, вести – везти, молод – молот, воз – вёз ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.1.Установите, в каких парах слова произносятся совершенно одинаково. Как называются эти слова?

_____________________________________________________________________________

2. Превращение слов.

2.1. Игру придумал английский математик и писатель Льюис Кэрролл. Догадайтесь, как одно слово превратить в другое: волка в козу, реку в море.

в

о

л

к


р

е

к

а

п





у






а

м






з




з


к




л









о







п










р






г











е





м






2.2. Установите, в каких словах, записанных вами в клеточки. Имеются по два одинаковых гласных звука. Почему они на письме обозначаются разными буквами?

3.Анализ художественного текста.

«Листопад», Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.


3.1. Выразительно прочитайте стихотворение. Почему оно называется «Листопад»?

3.2. Определите тему и основную мысль стихотворения.

3.3. Какие цветовые образы возникают в воображении?

3.4. Выпишите слова, с помощью которых передаётся цвет.

____________________________________________________________________________

3.5. С помощью каких частей речи автор передаёт цвет?

____________________________________________________________________________

3.6. Прочитайте последние две строчки стихотворения. Как вы их понимаете? Почему слово Осень написано с большой буквы? Подберите синонимы к слову терем. Объясните употребление этого слова в тексте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.7. Выпишите выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.8. Выпишите словосочетания:


глагол (предлог) существительное

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


3.9. Выпишите из текста 5 слов, в которых есть звук Й. Как он передаётся при написании этих слов?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.10. Затранскрибируйте слова: берёзы, просветы, ёлочки.

_____________________________________________________________________________


4. Прочитайте рассказ Константина Паустовского «Осень» и выполните задания 4.1.- 4.6.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние деньки, когда в саду шумит вполголоса неторопливый осенний дождь.

Но в саду становится пустынно и скучно. А дождь все сыпет и сыпет... сперва тихо, осторожно, потом все гуще и, наконец, превращается в ливень с бурей и темнотой. Из такой трепки сад выходит совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и становится каким-то притихшим, смирившимся.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шёлка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

И вдруг, краем глаза, я вижу, как из густых садовых зарослей вышел под яблоню заяц и остановился. Ах, это листопадничек! Эх, зайцы-зайцы, всё ещё не можете примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков! Листья тихо падают. Заяц замер, прислушался. Кто боится чего-то в саду, то лучше не ходи, пока падают и шепчутся листья. Слушает заяц: наверное, все ему кажется, будто кто-то, шурша листьями, сзади крадется.


4.1.Составьте к рассказу вопросы друг другу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Какова основная мысль текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.

Р ассказать, как животные готовятся к зиме?

П оказать красоту осенней природы?

У бедить в том, что осень самое лучшее время года?

О бъяснить, как осеннее время года влияет на животный мир?


4.3. Какое (-ие) утверждение (-ия) правильно передаёт(-ют) содержание текста? Отметьте правильный (-ые) ответ(-ы).

О сенью холодно и скучно.

В оздух, деревья, садовые дорожки пропитвны дождём и влагой.

П рирода увядает, но жизнь в ней продолжается.

П рирода замирает и оживёт только весной.


4.4. Какое настроение передаётся вам при чтении текста? Сформулируйте и запишите ответ.

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.5. Какие изобразительно-выразительные средства русского языка использует автор? Запишите и объясните их лексическое значение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.6. Назовите прочитанные вами рассказы и стихотворения об осеннем времени года.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Словарь для любознательных.

Названия некоторых знаков препинания послужили основой создания фразеологизмов. Например: высказать свою точку зрения, поставить точку над И; между ними запятая вышла; попасть в самую точку и т.д.

5.1. Пользуясь фразеологическим словарём, запишите фразеологизмы, в которых ключевыми словами являются знаки препинания.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ВАРИАНТ 2

Задания для формирования функциональной грамотности

Читательская грамотность

5 класс

1. Метаграмма.


1.1.Отгадайте загадки.

1. Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву Е на У смени –

Стану спутником земли.

_____________________________________________________________________________

2. Ты меня, конечно, знаешь,

Я в сказке Пушкина герой.

Но если Л на Н заменишь,

Сибирской стану я рекой.

_____________________________________________________________________________


1.2. Какое орфографическое правило объединяет слова-отгадки?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Превращения слов.

2.1.Попробуйте без букв-подсказок превратить рожь в муку.


р

о

ж

ь

















м

у

к

а


2.2. В каких словах, записанных вами, происходит оглушение звонких согласных?

_____________________________________________________________________________


3.Анализ художественного текста.

Снова в печке огонь шевелится.

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы по книгам ложится

Мирный круг на вечернем столе.

Вот и кончились наши заботы:

Спит задачник, закрыта тетрадь,

Руки тянутся к книге…


3.1. Выразительно прочитайте стихотворение.

3.2. Определите тему и основную мысль стихотворения.

3.3. Выпишите из стихотворения образное выражение, передающее значение «хочется скорее заняться…»

__________________________________________________________________________

3.4. Выпишите из стихотворения олицетворения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.5. Подберите к стихотворению заголовок, выражающий основную мысль текста.

_____________________________________________________________________________

3.6. А как в вашей семье проходят вечерние часы? Напишите небольшое сочинение на тему «Вечер дома». Расскажите, как вы его проводите, чем любите заниматься в это время и что дают вам эти занятия. Продумайте основную мысль своего сочинения и отразите её в заголовке.


4. Прочитайте текст и выполните задания 4.1.- 4.5.

Утром 7 октября 1812 года французская армия начала отступление из Москвы. Захватчики везли с собой на повозках много награбленного добра. Уходя из города, Наполеон приказал взорвать Кремль. Это была месть непокорённому народу за неудачи завоевателей. ……… Кремль был спасён. Выйдя из Москвы, французская армия направилась на юг, чтобы двигаться по ещё не разорённым местам, где можно добыть продовольствие. Но русские войска преградили ей путь. После ожесточённых боёв они заставили французов отступать по местности, которую сами же и разорили.

Погода установилась морозная. Армия Наполеона, покорившая всю Европу, отступала, замерзая в снегах непокорённой России. Русская армия, голод и холод окончательно сломил волю французских солдат.

4.1. Составьте к тексту вопросы друг другу.

4.2. Какова основная мысль текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.

Отечественная война 1812 года.

У ход французской армии из Москвы.

А рмия Наполеона в Москве.

С пасение Кремля.

4.3. Какое предложение должно быть на месте пропуска в этом тексте? Отметьте ОДИН правильный ответ.

Н емногим больше месяца были французы в Москве и убедились, что она стала для них ловушкой.

Ф ранцузы вели себя как варвары.

Н о патриоты-москвичи сумели вовремя потушить фитили у большинства пороховых зарядов.

К ремлю угрожало полное уничтожение.

4.4. Объясняется ли в тексте, почему Наполеон отдал приказ взорвать Кремль?

____________________________________________________________________________


4.5. Разделите текст на три абзаца.


5. Словарь для любознательных.

Фразеологизмы зарубить на носу, втирать очки ничего общего не имеют со словами нос (орган обоняния) и очки (оптический прибор).

Нос – специальная дощечка, которую носили с собой в древности неграмотные люди, чтобы делать на них зарубки на память. Отсюда зарубить на носу значит запомнить крепко-накрепко.

Выражение втирать очки (обманывать) восходит к речи карточных жуликов и называет нечестный приём, которым они пользовались во время игры. Используя особый порошок, игрок превращал шестёрку в семёрку, семёрку в восьмёрку и т.д.


5.1. Пользуясь фразеологическим словарём, запишите и объясните фразеологизмы, заинтересовавшие вас.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ВАРИАНТ 3

Задания для формирования функциональной грамотности

Читательская грамотность

  1. класс

1. Загадочный квадрат.

1.1. Заполните квадрат словами, учитывая их лексическое значение:


1) Небольшое помещение для мытья.

2) Способ передвижения.

3) Яркое освещение горизонта неба.

4) Просьба.

5) Доля, участь, случайное стечение обстоятельств в жизни человека.

6) Рисунок на дереве, кости.

1




ь


а

2




ь


а

3




ь


а

4




ь


а

5




ь


а

6




ь


а

1.2. Объясните правописание слов.

1.3. Какой словообразовательной модели соответствуют подобранные слова.


2. Волшебная лесенка.

2.1. Попробуйте спуститься по лесенке, заполняя каждую ступеньку именем существительным. При заполнении можете пользоваться орфографическим или толковым словарями.


И





И




И




И





И












И







И








И









И










И











И












И













2.2. На какой ступеньке оказалось слово, не являющееся именем существительным?

2.3. Какой частью речи оно является?

_____________________________________________________________________________

2.4. Составьте и запишите два предложения, в которых это слово соединяет однородные сказуемые, части сложного предложения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.5. Почему это слово иногда называют «опасным союзом»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Анализ художественного текста.

3.1. Выразительно прочитайте стихотворение С. Баруздина «Стихи о человеке и его словах».

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.


Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету –

Слово – это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова…

Человек без дела –

Человек без слова!


3.2. Определите тему и основную мысль стихотворения.

3.3. Выпишите из стихотворения образное выражение, передающее значение

«неумеющий держать слово».

__________________________________________________________________________

3.4. Выпишите из стихотворения метафоры.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.5. Подберите к стихотворению свой заголовок, выражающий основную мысль текста.

_____________________________________________________________________________

3.6. Умеете ли вы держать данное слово? Напишите небольшое сочинение на тему «Давши слово - держись, а не давши - крепись». Расскажите, как вы понимаете эту пословицу. Продумайте основную мысль своего сочинения и отразите её в заголовке.


4. Прочитайте текст и выполните задания 4.1.- 4.8.

Вы не задумывались, почему среда называется средой? Всем известно, что это связано со словом «середина». Но почему именно среду считают серединой недели? Ведь в неделе семь дней. Правильнее было бы серединой считать четверг. Видимо, дело в том, что у древних славян неделя состояла из шести дней. Первый день – нерабочий – назывался «неделя», от «не делать». Поэтому следующий день был понедельник, то есть «после недели». Потом шли «второк», «середа», «четверток», «пяток» - все со славянскими названиями. Лишь позже славяне переняли у греков семидневную неделю и у них же заимствовали искажённое древнееврейское слово «суббота».

4.1. Составьте к тексту вопросы друг другу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Какой заголовок точнее отражает тему текста? Отметьте ОДИН правильный ответ.

Древние славяне.

П очему в неделе семь дней.

Ч то значило раньше слово «неделя».

К ак появились названия дней недели.

4.3. В тексте пропущено предложение «Не было субботы». Укажите место его среди других предложений.

_____________________________________________________________________________

4.4. Разделите текст на два абзаца.

4.5. В последнем предложении есть местоимение с предлогом – у них. Какому существительному или словосочетанию оно соответствует по смыслу?

у славян

у древних славян

у греков

у древних греков

4.6. Выпишите из текста синонимы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.7. Как произошло слово «понедельник»? Напишите развёрнутый ответ из 3-5 предложений.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.8. Назовите тип речи 1-6 предложений.

_____________________________________________________________________________


5. Словарь для любознательных.

Семь пятниц на неделе – так говорят о человеке, который часто меняет свои решения. Но почему именно пятница стала символом человеческого непостоянства.

Объясняется это особенностями старого русского быта. В далёкие времена именно пятница была свободным от работы днём. Это был базарный день, когда исполнялись различные торговые обязательства. Получая деньги, в пятницу давали обещание привезти на следующей неделе нужный товар или отдать за уже привезённый товар деньги. О нарушенных договорённостях говорили, что у таких людей семь пятниц на неделе, то есть неделя состоит из одних пятниц.

Давно уже канули в прошлое базарные пятницы, а выражение широко используется в русской речи и характеризует человека, который не выполняет своих обязательств.


5.1. Придумайте сказку, основная мысль которой будет связана с числом семь.


ВАРИАНТ 4

Задания для формирования функциональной грамотности

Читательская грамотность

  1. класс

1. Загадка.

1.1. Прочитайте и отгадайте загадку.

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличии от ёлки

Опадают те иголки.

____________________________________________________________________________

1.2. Составьте словообразовательную цепочку, которая бы объясняла последовательность образования слова- отгадки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Волшебная лесенка.

2.1. Попробуйте спуститься по лесенке, заполняя клеточки так, чтобы на каждой ступеньке стояло слово. При заполнении можете пользоваться орфографическим или толковым словарями.


Я




Я



Я



Я




Я











Я







Я








Я









Я










Я












2.2. Какой частью речи является слово, состоящее из одной буквы?

_____________________________________________________________________________

2.3. Расскажите о грамматических особенностях этого слова.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Какой частью речи являются остальные слова? Составьте два предложения, осложнённые обращением.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Анализ художественного текста.

3.1. Выразительно прочитайте стихотворение Агнии Барто «Если б я была дельфином»

Если б я была дельфином
И людей спасать могла!..
Ветер лодку опрокинул:
Нет ни лодки, ни весла...

Все сильней бушует ветер,
Налетает на причал,
Он сорвал рыбачьи сети,
Он все море раскачал...

Если б я была дельфином,
Я была бы гибкой, длинной,
Я бы мчалась как стрела,
Рыбака бы я спасла.

В грозном море черно-синем
Гибель ждет его вот-вот,
Но раздался свист дельфиний —
Друг на выручку плывет.

У дельфина тайн немало:
Как он слышит без ушей?
Как сзывает по сигналам
Годовалых малышей?

Он от всей души резвится,
Ловко скачет по волнам.
Как сумел он так развиться?!
Непонятно это нам.

Ненадолго, хоть на месяц,
Я хочу дельфином стать.
Все увижу, все замечу,
Стану школьницей опять.

3.2. От имени кого ведется в стихотворении повествование?

_____________________________________________________________________________

3.3. О чем мечтает рассказчик?

_____________________________________________________________________________

3.4. Выпишите выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.5. Объясните, как вы понимаете, смыл 5-го четверостишия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.6. Какова основная мысль стихотворения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Прочитайте текст В. Михина и выполните задания 4.1.- 4.5.

Далеко на востоке, на самом краю нашей земли, от Камчатки до Японии, вытянулась гигантская дуга Курильских островов, вершины которых высоко поднимаются над уровнем моря.

На небольших клочках земли уживаются представители разных растительных поясов: степной ковыль, высокогорный лишайник, красавица магнолия.

Подлинным хозяином на островах является Курильский бамбук. От зимних ветров и морозов он укрывается под снегом. В долинах рек и кратерах потухших вулканов, где снега особенно много, заросли бамбука достигают трёхметровой высоты. Бамбук вытесняет из своих владений все растения, кроме кедрового стланика. Он, как и бамбук, с наступлением зимы пригибается к земле и прячет свои ветви под снегом.

Но самое интересное на Курилах – это вулканы. Чаще всего они шипят и свистят. С гулом и стоном вырываются из земли раскалённые газы. На острове Кунашир есть настолько горячий берег, что на песке можно приготовить обед.

Много чудес на Курилах, но большинство из них связано с вулканами.

4.1. Составьте план текста. Озаглавьте текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Запишите основную мысль текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.3. Тип речи.

_____________________________________________________________________________

4.4. Пользуясь толковым словарём, объясните лексическое значение слова «подлинный».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.5. Выпишите выразительные средства языка.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Словарь для любознательных.


Фразеологизм реветь белугой известен всем. Белуга – рыба. Разве рыба белуга может издавать какие-то звуки? Громкие? Конечно, рыба не умеет «реветь».

Дело в том, что поговорка имеет в виду не рыбу белугу, а белуху – крупного морского зверя, похожего на тюленя и обитающего в северных морях. Взрослая белуха имеет белый цвет, поэтому такое и название. И вот эта белуха умеет реветь, да ещё как! Когда крупный морской зверь высовывает морду из воды и набирает воздух, он произносит длинный жалобный звук – рёв.


5.1. Пользуясь фразеологическим словарём, запишите и объясните выражения, заинтересовавшие вас.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!