СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся по теме: "Классы Ракообразные и Паукообразные" (7 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены авторские задания по оцениванию функциональной грамотности учащихся в 7 (8) классе по теме: "Классы Ракообразные и Паукообразные".

Просмотр содержимого документа
«Задания для формирования естественнонаучной грамотности учащихся по теме: "Классы Ракообразные и Паукообразные" (7 класс)»

Тема: «Классы Ракообразные и Паукообразные»

Вариант 1.

1. Прочитайте текст.

Артемии - жаброногие рачки, обитающее в соленых озерах, реже в морских заливах со времен динозавров. Биологическая стратегия артемии - это выживание в экстремальных условиях, которые не подходит для существования большинства других организмов. Они настолько массово размножаются в озерах, что вода кажется розовой от их присутствия. Розовый цвет придает рачкам гемоглобин в их крови и каротиноиды. Причем, чем больше соленость, тем интенсивнее выражен розовый цвет. Рачки - ценный питательный продукт, содержат витамины группы В, каротиноиды, белок, биологически-активные вещества. Если куры получают в корм артемии, то их яйценосность повышается в 2 раза, а яйца становятся на 40-50% крупнее. Кормление рачками форели и семги, при искусственном разведении, способствует ее росту, набору массы, жира и яркому окрашиванию мышц. 

Для аквариумистов - это ценный корм для мальков, поэтому рачков выращивают время от времени, если занимаются разведением рыбок. 

Люди, также используют рачков в пищу. Элитный продукт - арабская паста, готовится из артемий. Что же такое цисты артемий? Это не яйца, как их ошибочно называют. Это законсервированные многоклеточные эмбрионы в хитиновой оболочке, сохраняющие жизнеспособность несколько лет. В аквариумных магазинах можно купить сухие цисты. Рассматривая их под микроскопом, можно заметить, что далеко не все цисты сохраняют свою целостность.

Рис. 1 Рачки артемии под Рис. 2. Цисты артемий под

микроскопом микроскопом

Юннаты на кружке зоологии при изучении темы о ракообразных провели опыты с рачками артемиями. Для этого они использовали цисты рачков артемий. Для этого они вскипятили 3 литра воды и растворили в них 3 столовых ложки соли. Остудили. Получили таким образом основной субстрат для развития рачков.

Создали различные условия для опыта. В стаканчики поместили основной субстрат. В стаканчик №1 добавили чайную ложку соли. Стаканчик №2 - оставили субстрат без изменений. В стаканчик №3 с основным субстратом был помещен компрессор-аэратор, обеспечивающий перемешивание воды. Во все стаканчики добавили одинаковое число цист. Стаканчики оставили на 2 дня при комнатной температуре.

Рис. 3. Результаты опыта с артемиями



2. Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

1. Какова цель опыта, проведенного юннатами?

2. Какой вывод могли сделать учащиеся исходя из результатов данного опыта?

3. Почему в стаканчике № 1 не развились артемии? А в стаканчике № 3 количество артемий было больше в 2 раза по сравнению со стаканчиком № 2?


Тема: «Классы Ракообразные и Паукообразные»

Вариант 2.

1. Прочитайте текст.

Это событие произошло на даче эти летом. В кухне нашего деревенского дома за печью я обнаружил сплетенную серебристую ажурную сеть, расчерченную как по линейке. Я упросил маму не убирать её и стал наблюдать, кто же её хозяин? Вскоре паук появился  и быстро пробежал по тонким ниточкам паутины.  Тело его было гладкое, шарообразное брюшко молочного цвета с чуть темными пятнышками. На следующий день паука не было видно, но была видна сигнальная нить. Когда я  поймал  живую муху и бросил в сеть паука, муха прилипла к нитям и сотрясла паутину. Сразу подбежал паук  и очень быстро опутал ее паутиной, проколол жертву мощными челюстями и ввел ей внутрь яд. Таким образом, паук парализовал её, выдернул жертву из паутины и унес с собой в укрытие. Когда я бросил мертвую муху, паук не подошел. Вечером я поймал живую муху и бросил её в сеть. Когда муха изо всех сил барахталась в сети, сразу выскочил паук из укрытия и опутал нитью, сделав кокон.

Рис. 1. Паук в центре паутины Рис. 2. Старая паутина

На следующий день, поднявшись на чердак, я обнаружил, много прошлогодней паутины и там. Я решил провести опыты с паутиной. Для этого поместил в полиэтиленовый герметичный пакет паутину и положил в морозильную камеру, где температура воздуха минус 10о С, на 24 часа. По внешнему виду и качеству (осталась клейкой) паутина не изменилась. Затем я повесили этот же пакет на солнце, где температура воздуха плюс 20о С, внешний вид паутины не изменился, остался прежним. По качеству паутина не изменилась-осталась клейкой.

2. Рассмотрите рисунки и дайте ответы на вопросы:

1. Какова цель первого опыта, проведенного автором?

2. Какой вывод мог сделать автор, анализируя результаты второго опыта?

3. Почему в первом опыте паук не реагировал на мертвую муху?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!