СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для экологического слета

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать для проведения командных соревнований

Просмотр содержимого документа
«Задания для экологического слета»

___________________________

Название отряда


_______________________________

Школа

I ЭТАП – Занимательная теория

СТАНЦИЯ 1 – решение кроссворда

1. Кроссворд. Решите кроссворд, чтобы по вертикали получилось название науки о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Максимальная оценка – 9 баллов (по одному за каждое верное слово)

По горизонтали:

1. Разрушение или снос почвенного слоя потоками воды или ветра.

2. Цветочно-декоративное растение, оранжевые соцветия которого широко применяются в медицине в качестве противовоспалительного средства.

3. Лекарственное растение, называемое «степным женьшенем». Один из самых доступных способов его использования — это употребление корня в натуральном виде. Раньше, когда сахар был редкостью, дети вырывали корни этого растения и жевали их, чем способствовали, в частности, крепости своих зубов.

4. Травянистое растение семейства бобовых, является прекрасным кормом для скота.

5. Древесное лиственное растение, является лучшим «пылесосом», т.е. поглотителем пыли из атмосферы, его преимущественно сажают в городах.

6. Ученый-эмбриолог, основатель науки экологии.

7. Хвойное древесное растение, сбрасывающее иголки на зиму, фитонциды которого губительны для микробов.

8. Хвойное дерево, одно из самых высоких на Земле, заросли которого обладают наибольшей звукопоглотительной способностью. Является символом Калифорнии.







 

 

 

 

 

 








 

 

 

 

 

 

 

 

 







 

 

 

 

 

 

 








 

 

 

 

 

 

 







 

 

 

 

 

 








 

 

 

 

 

 

 







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 




























Ответы к кроссворду:







9 баллов
































___________________________

Название отряда


_______________________________

Школа


I ЭТАП – Занимательная теория

СТАНЦИЯ 2 – Экологическая ГОЛОВОЛОМКА

Головоломка «Ловкость глаз и...»

Здесь зашифровано высказывание Ж.-И. Кусто об охране океана. Чтобы его прочесть, вы должны сделать следующее:

Из этих строчек семь зверей

Изгнать ты должен поскорей,

И зашифрованную весть

Сумеешь сразу ты прочесть.


Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г


Максимальная оценка 7 баллов: 6 – за названия животных, плюс 1 – за верно записанную фразу.

Подсказка: как искомая фраза, так и названия животных состоят из букв, следующих друг за другом по порядку, слева направо. Не надо пытаться «собирать» слова, выбирая буквы в случайном порядке. Каждая буква используется только один раз, в одном слове. Пробелы и знаки препинания в головоломке не учтены.

(Первое животное ЖИРАФ выделено, осталось найти шесть)


ЖИВОТНЫЕ:


1._________________________


2._________________________


3._________________________


4._________________________


5._________________________


6._________________________


ОТВЕТ (высказывание Ж.-И.Кусто):


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________






Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г



Ответ: «Наше будущее – в океане. Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями.»


Ж -И. Кусто

Животные:

собака,

дикобраз,

лошадь,

кабан,

коза,

носорог.






















Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г



Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г



Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г



Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г



Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г



Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г



Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г



Ж Н А И Ш Е Р Б У Д А У Щ Е Е Ф В С О К Е А О Н Е Б Ч Е Л А О К В Е К А Д О Д Л И Ж Е Н К Н О А У Б Ч И Р Т Ь А С Я З Б Л Е Р О Е Ч Ь Ш В А О Д Д Н Ь Ы Е Б А С С Е К Й Н Ы А У Х А Б Ж И А В А Н Т Ь З А К Н О И З М И А И З А И Х О Н Б И О Т А С Т Е О Л Я Р М О И Г


___________________________

Название отряда


_______________________________

Школа


I ЭТАП – Занимательная теория


СТАНЦИЯ 3 – Экологический ребус


Максимальная оценка – 9 баллов.






РЕШЕНИЕ:


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________
















Ответ:

1б 1б 1б 1б 1б 1б

«Экология стала самым громким словом на земле,

1б 1б 1б

громче войны и стихии».



(В.Распутин)







































___________________________

Название отряда


_______________________________

Школа


II ЭТАП – Практические задания

СТАНЦИЯ 4 – Логическая цепочка.

Пример неудачной интродукции растений. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности.

Максимальная оценка - 13 баллов.

1. Из Америки в Австралию завезли кактусы.


2. Кактусы в Австралии стали быстро размножаться, захватывая пастбища, что вызвало недовольство фермеров.


3. В Австралии развито овцеводство, но овец нужно пасти.


4. В Америке ограничивающим фактором для кактусов является кактусовая моль, личинки которой повреждают ткани кактуса.


5. Но кактусов в Австралии нет, значит, их надо привезти.


6. Для выпаса овец необходимо огораживать территорию.


7. Сначала кактусы исправно выполняли роль колючих живых изгородей, которым не требовалось ремонта.


8. Фермеры стали рубить кактусы на куски, но кактусы размножаются вегетативно, поэтому их становилось все больше.


9. Лишь тогда, когда в Австралию из Америки была завезена кактусовая моль, кактусы перестали наступать на пастбища.


10. Можно огораживать участки живыми колючими растениями, например кактусами.


11. Но в Австралии нет кактусовой моли.


12. Почему в Мексике кактусы не столь быстро захватывают землю, как в Австралии?


13. Фермеры обливали кактусы бензином и пытались их сжигать, но сочные ткани кактусов плохо горят.


ОТВЕТ (последовательность цифр):


____________________________________________________________________



Логическая цепочка


Ответ: 3- 6-10-5-1-7-2- 8-13-12- 4-11-9.


3. В Австралии развито овцеводство, но овец нужно пасти.


6. Для выпаса овец необходимо огораживать территорию.


10. Можно огораживать участки живыми колючими растениями, например кактусами.


5. Но кактусов в Австралии нет, значит, их надо привезти.


1. Из Америки в Австралию завезли кактусы.


7. Сначала кактусы исправно выполняли роль колючих живых изгородей, которым не требовалось ремонта.


2. Кактусы в Австралии стали быстро размножаться, захватывая пастбища, что вызвало недовольство фермеров.


8. Фермеры стали рубить кактусы на куски, но кактусы размножаются вегетативно, поэтому их становилось все больше.


13. Фермеры обливали кактусы бензином и пытались их сжигать, но сочные ткани кактусов плохо горят.


12. Почему в Мексике кактусы не столь быстро захватывают землю, как в Австралии?


4. В Америке ограничивающим фактором для кактусов является кактусовая моль, личинки которой повреждают ткани кактуса.


11. Но в Австралии нет кактусовой моли.


9. Лишь тогда, когда в Австралию из Америки была завезена кактусовая моль, кактусы перестали наступать на пастбища.










II ЭТАП – Практические задания


СТАНЦИЯ 5 – Правильный выбор


Здравствуйте! Вы попали на станцию «Правильный выбор». Часто в нашей жизни происходят проблемные ситуации, из которых нам нужно найти правильный выход, не навредив своему здоровью. Сначала ознакомьтесь с заключением медицинских экспертов.


Марихуана — запрещенный наркотик, поэтому употребляющие ее люди становятся нарушителями закона.

С виду марихуана - это сушеные листья и цветы растения конопли. Наркоманы их курят. Можно услышать и жаргонные названия, такие, как анаша, травка, гашиш, план, дурь. Так марихуану обычно называют наркоманы.

Состав марихуаны очень сложен — это целая природная химическая лаборатория. В дыме одной сигареты содержится более 400 химических соединений, которые при курении преобразуются в 2000. Поэтому до конца все последствия курения марихуаны на здоровье человека еще не изучены.

В момент курения курильщики марихуаны теряют интерес к тому, что происходит рядом с ними. Марихуана изменяет их чувства. Поэтому наркоман видит, слышит и чувствует иначе, чем обычный человек. Его восприятие света, звуков, запахов, вкусовых ощущений и прикосновений болезненно обостряется. Иногда он смеется и болтает без остановки, иногда речь его невнятная, он с трудом выговаривает слова. Сердце наркомана бешено бьется (до 160 ударов в минуту!), пульс лихорадочный, белки глаз становятся красными, во рту сухо, трудно дышать, льется пот. У наркомана может появиться чувство страха, переходящее в панику. В этом состоянии наркоман может совершать рискованные поступки и правонарушения.

Со временем марихуана вызывает привыкание, нарушает работу мозга, легких, сердца и печени, снижает выработку гормонов роста у подростков, отрицательно влияет на репродуктивную систему организма. Человек, курящий марихуану, часто болеет, так как повреждаются белые кровяные тельца, необходимые для иммунного ответа организма.

Все курильщики марихуаны теряют память. Поэтому подростки, курящие марихуану, не в состоянии хорошо учиться. Им трудно концентрировать внимание на учебе. Нарастают изменения характера. Открытый жизнерадостный человек превращается в подозрительного, нелюдимого. Энергичный становится пассивным и равнодушным. Наркоман, испытывающий трудности концентрации внимания и координации движений, эмоционально нестабильный (иногда курильщики испытывают страхи, галлюцинации и даже психозы), за рулем опасен не только для себя, но и для окружающих.





__________________________

Название отряда


_______________________________

Школа

СИТУАЦИЯ :

Мы прочитаем вам 10 утверждений о марихуане. Вы должны решить, какие из них – правда (+), а какие – ложь или миф(-) и почему (максимум – 10 баллов).


1. Тот, кто курит марихуану, быстрее решает математические задачи.



2. Курение марихуаны в четыре раза опаснее для здоровья, чем курение табака.



3. Курильщик марихуаны хорошо водит машину.



4. Покурив марихуану, подростки становятся дружелюбными и веселыми.



5. Все подростки курят марихуану.



6. Марихуана — запрещенное психоактивное вещество.



7. Курильщики марихуаны часто совершают опасные проступки и преступления.



8. Курение марихуаны позволяет подростку казаться старше.



9. Покурив марихуану, подросток становится физически сильнее.



10. Если очень захотеть, то бросить курить марихуану легко.



Итак, ребята, прежде, чем совершить какой-либо поступок, оцените его положительное и отрицательное влияние на ваше здоровье. И сделайте правильный выбор!



ОТВЕТЫ. (максимум 10 баллов)

СИТУАЦИЯ :

Мы прочитаем вам 10 утверждений о марихуане. Вы должны решить, какие из них – правда, а какие – ложь или миф и почему.

1. Тот, кто курит марихуану, быстрее решает математические задачи. (Ложь - Курение марихуаны притупляет умственную активность, ухудшает способность концентрировать внимание, нарушает память. Курильщики марихуаны начинают хуже учиться. Им требуется значительно больше времени, чтобы решить какую-либо задачу.)

2. Курение марихуаны в четыре раза опаснее для здоровья, чем курение табака. (Правда - Курение марихуаны приводит к поражению головного мозга, сердца, легких. Несмотря на то, что ее курят, она поражает печень.)

3. Курильщик марихуаны хорошо водит машину. (Ложь - Курение марихуаны снижает способность кон­центрации внимания, повышает время реакции и нарушает координацию движений, необходимых, например, при вождении автомобиля)

4. Покурив марихуану, подростки становятся дружелюбными и веселыми. (Ложь – Курение марихуаны изменяет характер человека. Открытый, радостный человек через какое-то время превращается в подозрительного, раздражительного и нелюдимого. Характерная улыбка на лице курильщика марихуаны - всего лишь
следствие судорог мимической мускулатуры.)

5. Все подростки курят марихуану. (Ложь - По данным – ученых только 15% подростков пробовали курить марихуану; 85% подростков сказали, что они осудили бы своих друзей, если бы узнали, что они курят марихуану.)

6. Марихуана — запрещенное психоактивное вещество. (Правда - Употребление марихуаны запрещено законом.)

7. Курильщики марихуаны часто совершают опасные проступки и преступления. (Правда - Курение марихуаны приводит к изменением в поведении. Человек не может контролировать свои поступки и часто рискует. Для того чтобы купить марихуану, некоторые наркоманы вынуждены воровать.)

8. Курение марихуаны позволяет подростку казаться старше. (Ложь - Курение марихуаны снижает выработку гормонов роста у молодых людей и замедляет развитие. Курильщики марихуаны начинают отставать в развитии от сверстников.)

9. Покурив марихуану, подросток становится физически сильнее. (Ложь – Курение марихуаны наносит вред физическому здоровью человека, он худеет, становится вялым и слабым.)

10. Если очень захотеть, то бросить курить марихуану легко. (Ложь - Ученые сделали вывод, что марихуана вызывает привыкание.)


Итак, ребята, прежде, чем совершить какой-либо поступок, оцените его положительное и отрицательное влияние на ваше здоровье. И сделайте правильный выбор!


__________________________

Название отряда


_______________________________

Школа

II ЭТАП – Практические задания

СТАНЦИЯ 6 – Найдите ошибки

Найдите ошибки в экологических очерках и исправьте их:

  1. Уж возился в навозе за скотным двором. Он отложил яйца в навоз, и они, согретые его теплом, стали развиваться. Уж копал рядом землю и поедал дождевых червей, кишащих в ней. Иногда он делал резкий выпад и ловил синюю навозную муху.

____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


  1. Соседство грибов с определенными видами деревьев не случайно. Оплетая гифами корни, такие грибы как подосиновики, осенние опята, маслята и боровики, поглощают из них воду, снабжая их витаминами и другими органическими веществами. Поэтому соседство с грибами для деревьев – благо.

____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


  1. В пресноводных водоемах всегда много водорослей. Как правило, это растения с крупными плавающими листьями и большими корневищами. Там запасается много питательных веществ. Таковы сусак, частуха – семена этих водорослей, отделяясь от материнских растений, быстро намокают и тонут.

____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________


____________________________________________________________________



ОТВЕТЫ

Найдите ошибки в экологических очерках и исправьте их:

А.Уж возился в навозе за скотным двором. Он отложил яйца в навоз, и они, согретые его теплом, стали развиваться. Уж копал рядом землю и поедал дождевых червей, кишащих в ней. Иногда он делал резкий выпад и ловил синюю навозную муху.

Уж не копает землю.

1б.

Уж не питается червями и мухами, а поедает лягушек, мелких грызунов, реже рыбу, заглатывая их целиком.

1б.

Максимальная сумма баллов

2


Б. Соседство грибов с определенными видами деревьев не случайно. Оплетая гифами корни, такие грибы как подосиновики, осенние опята, маслята и боровики, поглощают из них воду, снабжая их витаминами и другими органическими веществами. Поэтому соседство с грибами для деревьев – благо.


Осенние опята являются грибами паразитами, а не симбионтами.

1б.

Наоборот, грибница поглощает из почвы воду и растворенные минеральные вещества, которые поступают в корни деревьев. А получает от деревьев органические вещества.

1б.

Не всегда соседство гриба и дерева благо.

1б.

Максимальная сумма баллов

3


В. В пресноводных водоемах всегда много водорослей. Как правило, это растения с крупными плавающими листьями и большими корневищами. Там запасается много питательных веществ. Таковы сусак, частуха – семена этих водорослей, отделяясь от материнских растений, быстро намокают и тонут.


Водоросли не имеют корней, стеблей, листьев и семян. В тексте описаны не водоросли, а вторичноводные высшие цветковые растения.

1б.

Сусак и частуха не имеют плавающих листьев.

1б.

Плоды водных растений обычно долго плавают на воде.

1б.

Максимальная сумма баллов

3




Итого максимально возможное число баллов – 8 баллов за три очерка.





__________________________

Название отряда


_______________________________

Школа


II ЭТАП – Практические задания


СТАНЦИЯ 7 – Ярусное распределение растений в биоценозе широколиственного леса — дубраве


Вам выдан гербарный материал растений, лишайников, муляжи грибов, входящих в биоценоз дубравы.


Определите растения и разложите всё по 5 ярусам:


I ярус

II ярус

III ярус

IV ярус

V ярус




















Объясните свой выбор.


Максимальное количество баллов – 15.





















Ярусное распределение растений в биоценозе широколиственного леса — дубраве



Ответы:





I ярус

II ярус

III ярус

IV ярус

V ярус


Дуб


Липа


Вяз





Клен


Ясень


Черемуха


(Вяз)


Орешник (лещина)


Боярышник


Бересклет



Ландыш


Чистотел


Ветреница




Мхи


Лишайники


Грибы



В первом (верхнем) ярусе располагаются самые высокие деревья.

Во втором – деревья пониже.

В третьем – кустарники.

В четвертом – травянистые растения.

В пятом, самом нижнем – мхи, лишайники, грибы.


Ярусное сложение леса позволяет растениям более эффективно использовать солнечный свет: светолюбивые растения образуют верхний ярус, а растения других ярусов приспособились к жизни в условиях с малой освещенностью или развиваются и зацветают ранней весной до распускания листьев на деревьях (пролески, ветреницы, хохлатки, гусиный лук).



Максимальное количество баллов – 15.












__________________________

Название отряда


_______________________________

Школа


II ЭТАП – Практические задания


СТАНЦИЯ 8 – Взаимосвязи организмов в природных сообществах.


Вам выданы карточки с изображением различных организмов.


Отберите карточки, иллюстрирующие:

  1. 2 примера симбиотических отношений (по 1 баллу);

  2. 2 примера отношений между паразитом и хозяином (по 1 баллу);


Составьте пищевую цепь:

  1. для степи (2 балла);

  2. для пресного водоема (2 балла).


Назовите животных и растения.


Примечание: каждую карточку можно использовать только один раз.

В 1) и 2) заданиях ответом может быть не только две, но и одна карточка.


Максимальное количество баллов – 8.


  1. Симбиотические отношения:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


  1. Паразит и хозяин:

__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


  1. Пищевая цепь для степи:

__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


  1. Пищевая цепь для пресного водоема:

__________________________________________________________________


__________________________________________________________________





ОТВЕТЫ:


  1. Симбиотические отношения:


    1. Лишайник – симбиоз гриба и водоросли. 1 балл

    2. Шмель и клевер. 1 балл


  1. Паразит и хозяин:


    1. Печеночный сосальщик (плоский червь – сосальщик) и корова. 1 б.

    2. Омела на дереве. 1 балл


  1. Пищевая цепь для степи:


Семена подсолнечника → мышь → перепел → орел 2 балла


  1. Пищевая цепь для пресного водоема:


Одноклеточные зеленые водоросли и бактерии → инфузория-туфелька →

→ пресноводная гидра → белая (бурая) планария (плоский ресничный червь) → сазан → щука 2 балла



Итого максимум – 8 баллов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!