Задания 1. Вопрос об одном из прав гражданина РФ (для работы с заданиями из ВПР)
1.В ст. 37 Конституции РФ записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Труд свободен».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома?
2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
2. В ст. 29 Конституции РФ записано:
«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова... Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. ...».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».
2. Составьте рассказ о способах поиска, получения и распространения информации, используя следующий план:
1) Какими способами Вы ищите и получаете необходимую информацию? Для чего Вы ее получаете?
2) В каких способах распространения информации Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
3. В ст. 34 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Свобода предпринимательской деятельности».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей предпринимательской деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время. Составьте рассказ о своих способностях к экономической деятельности, используя следующий план:
1) Какие у Вас есть способности к экономической деятельности? Какое имущество Вам потребуется для реализации своих способностей?
2) В каких видах экономической деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
4. В ст. 38 Конституции РФ записано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».
2. Проанализируйте, что Вы знаете о том, как государство реализует защиту семьи, материнства и детства. Составьте рассказ о важности государственной поддержки семьи, используя следующий план:
1) Какие существуют способы государственной поддержки семьи? Для чего государство осуществляет поддержку семьи?
2) Какими мерами государственной поддержки пользовалась или могла бы воспользоваться Ваша семья?
В чём Вы видите пользу такой поддержки для себя и своей семьи?
5. В ст. 39 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом».
2. Проанализируйте свои знания о мерах государственной социальной поддержки граждан. Составьте рассказ о видах социального обеспечения, используя следующий план:
1) Какие Вы знаете меры государственного социального обеспечения граждан? Зачем государство оказывает социальную поддержку гражданам?
2) Какими видами социального обеспечения пользуются или могли бы пользоваться члены Вашей семьи?
В чём Вы видите пользу таких мер социальной поддержки для себя и членов Вашей семьи?
6. В ст. 42 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду».
2. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место деятельности по заботе об окружающей среде в нём. Составьте рассказ о видах своей деятельности по заботе об окружающей среде, используя следующий план.
1) Как Вы заботитесь об окружающей среде? Для чего Вы это делаете?
2) В каких видах деятельности по заботе об окружающей среде Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
7. В ст. 43 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на образование».
2. В подростковом возрасте главная деятельность — это учёба в школе. Проанализируйте своё свободное от учёбы в школе время и место дополнительного образования в нем. Составьте рассказ о видах дополнительного образования, используя следующий план:
1) Какие виды дополнительного образования существуют? Для чего люди получают дополнительное образование?
2) Какие виды дополнительного образования Вы могли бы получать или получаете?
В чём Вы видите пользу дополнительного образования для себя и своих сверстников?
8. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Свобода творчества».
2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место творчества в нем. Составьте рассказ о видах своей творческой деятельности, используя следующий план:
1) Чем Вы занимаетесь, когда осуществляете творческую деятельность дома? Для чего Вы занимаетесь творческой деятельностью дома?
2) В каких видах общественно полезного творчества Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
9. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на доступ к культурным ценностям».
2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место участия в культурной жизни в нём. Составьте рассказ о своем участии в культурной жизни, используя следующий план:
1) Каким образом Вы участвуете в культурной жизни? Для чего Вы участвуете в культурной жизни?
2) Какие учреждения культуры Вы могли бы посетить или посетили?
В чём Вы видите пользу посещения учреждений культуры для себя и своих сверстников?
10. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия».
2. В школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место заботы о сохранении исторического и культурного наследия в нем. Составьте рассказ о видах заботы о сохранении исторического и культурного наследия, используя следующий план:
1) Каким образом Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия? Для чего Вы заботитесь о сохранении исторического и культурного наследия?
2) О каком памятнике культуры или истории Вы могли бы позаботиться или заботились?
В чём Вы видите пользу такой деятельности для себя и своих сверстников?
11. В ст. 45 Конституции РФ записано: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
2. Проанализируйте свои познания в области защиты своих прав и свобод. Составьте рассказ о способах защиты прав и свобод, используя следующий план:
1) Какие существуют способы защиты прав и свобод подростков? Для чего необходимо защищать права и свободы подростков?
2) Кто, помимо самого подростка, может осуществлять защиту его прав и свобод?
В чём Вы видите пользу такой защиты для себя и своих сверстников?
12. В ст. 48 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».
2. Составьте рассказ о видах юридической помощи, используя следующий план:
1) Какие Вы знаете виды юридической помощи гражданам? Для чего оказывается юридическая помощь?
2) В каких ситуациях Вам могла бы потребоваться или потребовалась юридическая помощь?
В чём Вы видите пользу юридической помощи для себя и своих сверстников?
13. В ст. 35 Конституции РФ записано: «Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Право частной собственности охраняется законом».
2. Составьте рассказ о своей частной собственности, используя следующий план:
1) Какой частной собственностью Вы владеете? Для чего Вы ее используете?
2) Каким образом Вы бы могли распорядиться или уже распорядились своей собственностью с пользой для общества? В чём Вы видите пользу такого распоряжения своей собственностью для себя и своих сверстников?
14. В ст. 26 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на пользование родным языком».
2. Составьте рассказ о языках, помимо родного, на которых Вы общаетесь, которые Вы учите или используете для творчества, используя следующий план:
1) Какими языками Вы владеете или учите, помимо родного? Для чего Вы учите другие языки или где используете неродной Вам язык, которым владеете?
2) В каких видах общественно полезной деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали, используя неродной Вам язык? В чём Вы видите пользу изучения или владения другим, помимо родного, языком для себя и своих сверстников?
15. В ст. 30 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на объединение... для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Каждый имеет право на объединение».
2. Взрослые могут многое рассказать о политических партиях и общественных движениях, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место тех или иных объединений в нем. Составьте рассказ об объединениях и сообществах, куда Вы входите, помимо школы, используя следующий план:
1) В какие объединения и сообщества Вы входите, помимо школьного класса? Для чего Вы входите в них?
2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали в рамках данного сообщества или объединения? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
16. В ст. 38 Конституции РФ записано: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
2. Сейчас Вы еще не достигли совершеннолетия, но обязанности помогать своим родителям и другим членам семьи, прежде всего моральные, у Вас уже есть. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место оказания помощи своим родителям и другим членам семьи в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, направленного на помощь семье, используя следующий план:
1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома, помогая родителям? Для чего Вы помогаете родителям?
2) В каких видах полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали с целью оказать помощь другим членам семьи, помимо родителей? В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
17. В ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Отправление правосудия».
2. Некоторые взрослые работают в юридической сфере — судьями, адвокатами и т. д. Но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте свой уровень правовой культуры. Составьте рассказ о способах повышение своей правовой грамотности, используя следующий план.
1) Каким образом Вы можете повысить свой уровень правовой грамотности вне школы? Для чего Вы будете повышать свой уровень правовой культуры?
2) В каких ситуациях Вы бы могли или уже использовали свои познания в правовой сфере ?
В чём Вы видите пользу таких познаний для себя и своих сверстников?
18. В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место труда в нём. Составьте рассказ о видах своего труда, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда трудитесь дома? Для чего Вы трудитесь дома?
2) В каких видах общественно полезного труда Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
19. В ст. 37 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Право на отдых».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей трудовой деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место отдыха в нём. Составьте рассказ о видах своего отдыха, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда отдыхаете дома? Для чего Вы отдыхаете дома?
2) В каких видах полезного для себя и окружающих отдыха труда Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?
20. В ст. 39 Конституции РФ записано: «Поощряются ... создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.».
1. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Поощряется благотворительность».
2. Взрослые могут многое рассказать о своей благотворительной деятельности, но в школьные годы главная деятельность — это учёба. Проанализируйте своё свободное от учёбы время и место помощи окружающим в нём. Составьте рассказ о видах своей помощи окружающим людям, используя следующий план.
1) Чем Вы занимаетесь, когда помогаете другим людям? Для чего Вы помогаете другим людям?
2) В каких видах волонтерской деятельности Вы могли бы участвовать или участвовали?
В чём Вы видите пользу такого участия для себя и своих сверстников?