СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание. Возрастно-нормативные модели развития личности детей школьного возраста

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание. Возрастно-нормативные модели развития личности детей школьного возраста

Просмотр содержимого документа
«Задание. Возрастно-нормативные модели развития личности детей школьного возраста»

Задание. Возрастно-нормативные модели развития личности детей школьного возраста

Заполните таблицу

Характеристика социальной ситуации развития

Ведущая деятельность

Нормы развития1

Центральные новообразования

Показатели развитиясубъектности

Ключевые особенности организации образовательного процесса

Субъектность в деятельности

Субъектность в общности

Субъектность в сознании

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ


Школьная









Освоение статуса школьника.

Формирование умений учебного взаимодействия


Формирование реалистичного отражения мира, а не

фантазийность.


Неустойчивость произвольного внимания младшего школьника, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции.








Ориентация на группу сверстников.








Ориентация на собственно учебные аспекты школьной жизни и содержательное отношение к школе.









Выстраивание взаимоотношений с учителем и одноклассниками, отработка правил действий в совокупности учебной деятельности, принятие условий совместной работы, восприятие другой точки зрения







Осознание статуса школьника, преобладает ситуативная самооценка.









Определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Элементы игры и игровые уроки.

Нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);

Совместная работа не должна превышать

10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;

не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

Применение элементов поощрения .


















Ученическая











Становление ученика как субъекта учебных действий.

Готовность обучаться.

Рефлексия норм учебного взаимодействия












Осмысленность и произвольность запоминания (овладение приемами н способами запоминания).

Восприятие как целенаправленный, управляемый процесс.







Интеллектуальные и познавательные силы










Принимает учебную задачу, поставленную взрослым, проявляет инициативу в поиске информации посредством вопросов учителю, понимает и различает общий и частной способы действия.









Проявляет инициативу в установлении и поддержании деловых отношений на основе учебных интересов. Учитывает мнение других.









Рефлексивные операции осуществляются в контексте организуемым взрослым деятельности, критичная самооценка своей деятельности, рефлексия норм учебного взаимодействия.










Учебная








Способность к выделению учебной задачи, поиску способа действия, контролю и оценке результатов учебной деятельности. Осознание себя как индивидуального субъекта деятельности в составе совместно-действующих одноклассников


Формирование разнообразных типов мышлении, которые способствуют успешности в овладении учебного материала. Постепенное формирование самоорганизации и внутреннего плана действии ребенка. Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах.

Осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.

Способен к выделению учебной задачи, поиску общего способа действий, контролю и оценке результатов общей деятельности, овладению мотивационно-смысловой учебной деятельностью.

Отношение к взрослому как сотруднику по способу организации учебной деятельности, направленность на сверстника как на партнера учебной деятельности, проявление инициативы во взаимодействии

Критическое отношение к себе. Понимает, что «знает» и что «не знает».

Готовность работать над преодолением «незнания».

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ


Учебно-экспериментальная ситуация








Переход на смысловой уровень осуществления учебной деятельности.

Развитие самооценки, оценка своих возможностей, способностей


Развитие самосознания, собственного мнения,

собственных взглядов, ценности, значимости учения.


Чувство взрослости, потребность в самоутверждении, умения строить взаимоотношения на основе определенных морально-этических норм.

Способность к самостоятельной постановке и решению учебной задачи как совместно-организованной деятельности.

Взаимодействие с окружающими на принципах равноправия.

Способность предъявлять свой вклад в решение учебной задачи как общезначимую ценность.

Сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.


Проектно-исследовательская











Преобразование учебной деятельности в учебно-проектную и исследовательскую деятельность

Развитие саморегуляции действий, психическийх процессов

Самореализация (чувство взрослости).



Переход от учебных действий как способов теоретического познания к практическому их опробованию через учебное исследование и проектные формы его организации

Способность организации «своей группы» в рамках учебного исследования/ в рамках реализации своего замысла, своей проектной идеи, «своего проекта», равно как и вхождения в другую группу при участии в реализации проекта

«Способность соединить различные проявления своего «учебного Я» в единый, целостный, образовательный «образ Я» через выполнение индивидуального образовательного проекта, являющегося механизмом становления целостности подросткового самосознания

Ситуация предпрофессионального выбора в микросреде.







Выбор профиля обучения на старшей ступени школы. Демонстрация интеллектуальных достижений.

Внутренний план действий, умение анализировать

Подчинение нормам коллективной жизни.

Становление авторства, субъектности в деятельности: подросток замысливает деятельность, осуществляет ее, получает собственный продукт и оценивает его

Отношение и способы общения со сверстниками и другими школьниками определяются общей профессиональной направленностью и/или стремлением к опробованию разных сфер практической деятельности.


Способность моделировать нормы построения целостного поведения, рефлексировать свои способности, определять границы своей взрослости. Формирование адекватной Я-концепции

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Ситуация предпрофессиональ ного

самоопределения в макросреде





Формирование установок учащихся на развитие способностей и умений применения систематических научно -теоретических знаний на практике, с освоением особого типа знания -технологического (знание об использовании научно -теоретического знания в производстве и в социальных практиках).

Процесс консолидации внутренних сил, самообразование и саморазвитие в соответствии с перспективой выбора жизненного пути и выбора профессии.

Профессиональное самоопределение и мирровозрение.

Освоение способности и умения самоопределения в пространстве практико-ориентированной учебной деятельности, в совместных исследованиях и проектах, принятия ответственных решений

Тенденции на отождествление со взрослыми — в общении со взрослыми обсуждаются темы выбора профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали, жизненного самоопределения, формируются умения высказывать собственное мнение и суждение, понять и оценить иную точку зрения, отстоять свою позицию в дискуссии.

Развитие внутренней рефлексии, более полному и адекватному пониманию себя, своих достоинств и недостатков, появлению целостных представлений о себе, включая представление о себе как о взрослом и представление о своей будущей перспективе, включая профессиональную.





Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временноў й перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.


Ситуация поиска индивидуальной траектории образования







Наращивание интеллектуального и личностного потенциала юношей и девушек через участие в исследовательской и проектной работе, а также в продуктивной и социально-значимой деятельности

Анализ содержательных характеристик образо­вательного пространства, в котором главным высту­пает движение личности от позиции «Я» человека, получающего образование» до «субъекта образова­ния, выводит нас к необходимости выделения ряда принципов, лежащих в основе такого видения пути к образованному человеку.

Мирровозрение

Опробование действием своих профессиональных предпочтений и проектирование для этого собственной, индивидуальной образовательной программы


Осознание себя потенциальными авторами собственной биографии, принятие персональной ответственности за свое будущее, уточнение границ своей идентичности в событийной общности с другими

Моделирование норм построения целостного поведения — «своих норм» для управления собственным поведением, построение отношений с другими и самим собой из разных социокультурных позиций и тем самым проявление для себя своего места в будущем, определение своей жизненной перспективы



Ситуация социального и профессионального самоопределения












Консолидация внутренних сил, определение собственной траектории самообразования и саморазвития в соответствии с перспективой выбора жизненного пути и выбора профессии

 Формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение требований к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию


Профессиональные интересы.

Овладение структурой целостной деятельности, приобретение способностей познавательной самоорганизации: анализа, управления, оценки результатов своей деятельности.

Способность строить отношения со взрослыми из разных социокультурных ПОЗИЦИЙ, освоенных в совместной деятельности, что обеспечивает возможность опробования освоенных норм культурного взаимодействия

Формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства





1 см. ФГОС соответствующего уровня образования, требования к планируемым результатам освоения основных образовательных программ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!