Характеристика социальной ситуации развития | Ведущая деятельность | Нормы развития1 | Центральные новообразования | Показатели развитиясубъектности | Ключевые особенности организации образовательного процесса |
Субъектность в деятельности | Субъектность в общности | Субъектность в сознании |
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ |
Школьная | Освоение статуса школьника. Формирование умений учебного взаимодействия | Формирование реалистичного отражения мира, а не фантазийность. Неустойчивость произвольного внимания младшего школьника, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. | Ориентация на группу сверстников. | Ориентация на собственно учебные аспекты школьной жизни и содержательное отношение к школе. | Выстраивание взаимоотношений с учителем и одноклассниками, отработка правил действий в совокупности учебной деятельности, принятие условий совместной работы, восприятие другой точки зрения | Осознание статуса школьника, преобладает ситуативная самооценка. | Определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей. Элементы игры и игровые уроки. Нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); Совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Применение элементов поощрения . |
Ученическая | Становление ученика как субъекта учебных действий. Готовность обучаться. Рефлексия норм учебного взаимодействия | Осмысленность и произвольность запоминания (овладение приемами н способами запоминания). Восприятие как целенаправленный, управляемый процесс. | Интеллектуальные и познавательные силы | Принимает учебную задачу, поставленную взрослым, проявляет инициативу в поиске информации посредством вопросов учителю, понимает и различает общий и частной способы действия. | Проявляет инициативу в установлении и поддержании деловых отношений на основе учебных интересов. Учитывает мнение других. | Рефлексивные операции осуществляются в контексте организуемым взрослым деятельности, критичная самооценка своей деятельности, рефлексия норм учебного взаимодействия. |
Учебная | Способность к выделению учебной задачи, поиску способа действия, контролю и оценке результатов учебной деятельности. Осознание себя как индивидуального субъекта деятельности в составе совместно-действующих одноклассников | Формирование разнообразных типов мышлении, которые способствуют успешности в овладении учебного материала. Постепенное формирование самоорганизации и внутреннего плана действии ребенка. Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. | Осознанность волевых действий, формирование волевых качеств. | Способен к выделению учебной задачи, поиску общего способа действий, контролю и оценке результатов общей деятельности, овладению мотивационно-смысловой учебной деятельностью. | Отношение к взрослому как сотруднику по способу организации учебной деятельности, направленность на сверстника как на партнера учебной деятельности, проявление инициативы во взаимодействии | Критическое отношение к себе. Понимает, что «знает» и что «не знает». Готовность работать над преодолением «незнания». |
СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ |
Учебно-экспериментальная ситуация | Переход на смысловой уровень осуществления учебной деятельности. | Развитие самооценки, оценка своих возможностей, способностей Развитие самосознания, собственного мнения, собственных взглядов, ценности, значимости учения. | Чувство взрослости, потребность в самоутверждении, умения строить взаимоотношения на основе определенных морально-этических норм. | Способность к самостоятельной постановке и решению учебной задачи как совместно-организованной деятельности. | Взаимодействие с окружающими на принципах равноправия. | Способность предъявлять свой вклад в решение учебной задачи как общезначимую ценность. | Сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. |
Проектно-исследовательская | Преобразование учебной деятельности в учебно-проектную и исследовательскую деятельность | Развитие саморегуляции действий, психическийх процессов | Самореализация (чувство взрослости). | Переход от учебных действий как способов теоретического познания к практическому их опробованию через учебное исследование и проектные формы его организации | Способность организации «своей группы» в рамках учебного исследования/ в рамках реализации своего замысла, своей проектной идеи, «своего проекта», равно как и вхождения в другую группу при участии в реализации проекта | «Способность соединить различные проявления своего «учебного Я» в единый, целостный, образовательный «образ Я» через выполнение индивидуального образовательного проекта, являющегося механизмом становления целостности подросткового самосознания |
Ситуация предпрофессионального выбора в микросреде. | Выбор профиля обучения на старшей ступени школы. Демонстрация интеллектуальных достижений. | Внутренний план действий, умение анализировать | Подчинение нормам коллективной жизни. | Становление авторства, субъектности в деятельности: подросток замысливает деятельность, осуществляет ее, получает собственный продукт и оценивает его | Отношение и способы общения со сверстниками и другими школьниками определяются общей профессиональной направленностью и/или стремлением к опробованию разных сфер практической деятельности. | Способность моделировать нормы построения целостного поведения, рефлексировать свои способности, определять границы своей взрослости. Формирование адекватной Я-концепции |
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ |
Ситуация предпрофессиональ ного самоопределения в макросреде | Формирование установок учащихся на развитие способностей и умений применения систематических научно -теоретических знаний на практике, с освоением особого типа знания -технологического (знание об использовании научно -теоретического знания в производстве и в социальных практиках). | Процесс консолидации внутренних сил, самообразование и саморазвитие в соответствии с перспективой выбора жизненного пути и выбора профессии. | Профессиональное самоопределение и мирровозрение. | Освоение способности и умения самоопределения в пространстве практико-ориентированной учебной деятельности, в совместных исследованиях и проектах, принятия ответственных решений | Тенденции на отождествление со взрослыми — в общении со взрослыми обсуждаются темы выбора профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали, жизненного самоопределения, формируются умения высказывать собственное мнение и суждение, понять и оценить иную точку зрения, отстоять свою позицию в дискуссии. | Развитие внутренней рефлексии, более полному и адекватному пониманию себя, своих достоинств и недостатков, появлению целостных представлений о себе, включая представление о себе как о взрослом и представление о своей будущей перспективе, включая профессиональную.
| Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временноў й перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. |
Ситуация поиска индивидуальной траектории образования | Наращивание интеллектуального и личностного потенциала юношей и девушек через участие в исследовательской и проектной работе, а также в продуктивной и социально-значимой деятельности | Анализ содержательных характеристик образовательного пространства, в котором главным выступает движение личности от позиции «Я» человека, получающего образование» до «субъекта образования, выводит нас к необходимости выделения ряда принципов, лежащих в основе такого видения пути к образованному человеку. | Мирровозрение | Опробование действием своих профессиональных предпочтений и проектирование для этого собственной, индивидуальной образовательной программы | Осознание себя потенциальными авторами собственной биографии, принятие персональной ответственности за свое будущее, уточнение границ своей идентичности в событийной общности с другими | Моделирование норм построения целостного поведения — «своих норм» для управления собственным поведением, построение отношений с другими и самим собой из разных социокультурных позиций и тем самым проявление для себя своего места в будущем, определение своей жизненной перспективы |
Ситуация социального и профессионального самоопределения | Консолидация внутренних сил, определение собственной траектории самообразования и саморазвития в соответствии с перспективой выбора жизненного пути и выбора профессии | Формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение требований к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию | Профессиональные интересы. | Овладение структурой целостной деятельности, приобретение способностей познавательной самоорганизации: анализа, управления, оценки результатов своей деятельности. | Способность строить отношения со взрослыми из разных социокультурных ПОЗИЦИЙ, освоенных в совместной деятельности, что обеспечивает возможность опробования освоенных норм культурного взаимодействия | Формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства | |
1 см. ФГОС соответствующего уровня образования, требования к планируемым результатам освоения основных образовательных программ