Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/_Т.П.Татаринцева/ Протокол № __ от ______2018 | «Принято» Педагогический совет Протокол № __ от______2018 | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 34» ____________/Т.И.Никитина/ Приказ № __ от _______2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Роенко Лилии Сергеевны,
учителя первой квалификационной категории
по внеурочной деятельности,
кружка «Как стать журналистом» для 6,7 классов
Бийск
2018- 2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Как стать журналистом» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);
- Приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373, от 17.12.2010 г. №1897, от 17.05.2012 №413, об утверждении ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Примерные основные образовательные программы НОО и ООО (разработаны в соответствии с требованиями части 9 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ).
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, в редакции Изменений №1, от 29.06.2011 №85, в редакции Изменений №2, от 25.12.2013 №72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
• Устав МБОУ « СОШ №34»;
Согласно учебному плану на занятия кружка «Как стать журналистом» отводится 34 часа. Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Важнейшим средством коммуникации является слово. Возможностей у ребят выражать свои мысли, излагать свои идеи, грамотно научиться выражать чувства явно недостаточно.
Программа «как стать журналистом» рассчитана на обучающихся 6, 7 классов, увлекающихся литературной и художественно-творческой деятельностью, может помочь обучающимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.
Работа по данной программе поможет учащимся развивать и повышать культуру речи, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Кружок преподается в рамках дополнительного образования.
Цель программы.
Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела;
Обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов.
Задачи программы.
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;
формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
активизировать познавательную мыслительную деятельность;
развивать критическое мышление;
развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
прививать культуру общения;
воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
формировать творческие способности детей;
уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате изучения программы, обучающиеся должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля в соответствии с темой и основной мыслью;
отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие УУД:
познавательные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия:
целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
личностные учебные действия:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
формирование интереса к выполнению творческих проектов;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
метапредметные результаты освоения программы « Юный журналист» проявляются в:
расширении круга приёмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. Журналистика как профессия. | 1 | 2.09. |
2. | Функции журналистики. | 1 | 9.09. |
3 | Требования к журналисту. | 1 | 16.09 |
4 | История российской журналистики. | 1 | 23.09 |
5 | Жанры журналистики. | 1 | 30.09 |
6 | Язык журналистики. | 1 | 7.10 |
7 | Стилистические фигуры речи. | 1 | 14.10 |
8 | Стилистические фигуры речи | 1 | 21.10 |
9 | Композиция журналистского материала. | 1 | 26.10 |
10 | Публицистический стиль. | 1 | 9.11 |
11 | Информационные жанры. | 1 | 16.11 |
12 | Аналитические жанры. | 1 | 23.11 |
13 | Художественные жанры. | 1 | 30.11 |
14 | Практическая работа «Написание статьи». | 1 | 7.12 |
15 | Технические средства журналиста. | 1 | 14.12 |
16 | Особенности газетного языка. | 1 | 21.12 |
17 | Речевая культура. | 1 | 28.12 |
18 | Эстетика и дизайн. | 1 | 11.01 |
19 | Школьная газета. | 1 | 20.01 |
20 | Роль школьной газеты. | 1 | 25.01 |
21 | Читатель и его интересы. | 1 | 1.02 |
22 | Как и о чем писать для школьной газеты? | 1 | 8.02 |
23 | Темы газетных публикаций. | 1 | 15.02 |
24 | Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта | 1 | 22.02 |
25 | Требования к информации. | 1 | 24.02 |
26 | Источники информации. | 1 | 1.03 |
27 | Заголовки и иллюстрации. | 1 | 15.03 |
28 | Интервью. | 1 | 22.03 |
29 | Выпуск газеты. | 1 | 5.04 |
30 | Школьная редакция. | 1 | 12.04 |
31 | Практическая работа по выпуску школьной газеты. | 1 | 19.04 26.04 |
32 | Путевые заметки | 1 | 10.05 |
33 | Интернет-журналистика. | 1 | 17.05 |
34 | Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» | 1 | 24.05 |
Всего часов | 34 | |
Информационно- методическое обеспечение.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
разработки по темам;
тематический материал периодической печати;
справочники;
словари;
наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
различные периодические печатные издания.
тексты для редактирования;
компьютер;
Интернет-источники:
1. www.proshkolu.ru
2. www.testoch.com
3. www.festival.1september.ru
4. www.nsportal.ru
5. www.uroki.net
Методическая литература для педагога.
1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987
2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы.– М.: Просвещение. 2002
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1998
4. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996
5. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
7. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990