СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 9. огэ по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Задание 9. ОГЭ по русскому языку. Осложненное простое предложение.

Просмотр содержимого документа
«Задание 9. огэ по русскому языку.»

ЗАДАНИЕ 9

Осложнённое простое предложение

Это задание непосредственно связано с пунктуационной грамотностью и про­веряет умение находить такие осложнители предложения, как обособленные согласованные и несогласованные определения, в том числе распространённые и нераспространённые обособленные приложения; обособленные обстоятельства, уточнения, необособленные распространённые согласованные определения, одно­родные члены предложения.

Прежде всего стоит обратить внимание на причастный оборот как на согла­сованное определение, которое может быть обособленным и необособленным, а также на деепричастный оборот как на обособленное обстоятельство.

Ответом к заданию 9 является число, которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

Среди данных ниже предложений найдите предложение с обособленным со­гласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в го­сти, каждому личный подарок привезли. (2)Но и они тоже, вы знаете, в долгу перед нами оставаться не хотят: одному приготовили кисет вышитый, другому преподнесли рисуночек какой-нибудь, блокнот...

(3)А ко мне подбегает маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как маков цвет и протягивает маленький беленький пакетик, перевязанный ниткой. «(^Поздрав­ляю, — говорит. — (5)Только вы этот пакетик, пожалуйста, развяжите тогда, когда Берлин возьмёте».

Ответ: .

Среди приведённых ниже предложений найдите предложение с обособленны­ми однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

(1)Плёс у Егора небольшой. (2)Ему нужно зажечь фонари на четырёх бакенах, два из которых стоят наверху, два — внизу. (З)Каждый раз он долго и лениво, как будто впервые, соображает, куда ловчее сначала грести: вверх или вниз. (4)Потом стучит вёслами и начинает, как обычно, выгребать против течения. (5)«Всё это тра-ли-вали...» — думает он, гребя резкими рывками.

(6)Егор очень молод, но относится ко всему наплевательски, с равнодушием, с насмешкой. (7)Ленив он необыкновенно, а работа бакенщика, лёгкая, стариков­ская, избаловала его окончательно.

Ответ: .

Среди данных ниже предложений найдите предложение с обособленным об­стоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1)На волнах у пристани кричат чайки, пахнет водорослями, йодом, рыбой — морем...

(2)Даже не верится, что я на родине. (З)Вот каменная дорога через разлив, по этой дороге, будучи мальчишкой, с ватагой моих подчинённых бежал я в яхт-клуб,


прыгал с камня на камень. (4)Это только название — дорога, на самом же деле это просто большие камни, глыбы гранита, наваленные как попало. (5)Они образовали что-то наподобие каменного забора, и тянется этот забор каменной тропинкой через разлив метров на пятьсот.

Ответ: .

9.4 Среди данных предложений найдите предложение с обособленным обстоятель­
ством.
Напишите номер этого предложения.

(1)Мелодия же нашего состояния заключалась в том, что кругом нас и в нас са­мих жил отрадный, добрый, засыпающий лес, и жила июльская ночь, и была везде наша родина.

(2)Обычно большие понятия ничего не выигрывают от частого употребления слов, которые их выражают. (3)И тогда мы либо стыдимся пользоваться такими словами, либо ищем новые, ещё не затасканные досужими языками и перьями. (4)И обычно ничего не выходит из этой затеи. (5)Потому что большим понятиям нет дела до на­шей словесной возни, они живут без нашего ведома, снова и снова питая смыслом и первоначальным значением слова, выражающие их.

Ответ: .

9.5 Среди помещённых ниже предложений найдите предложение с обособленным
уточняющим приложением. Напишите номер этого предложения.

(1)Майор спустился вниз, остановился около мелкого песчаного брода и лёг в траву, на спину.

(2)До Каравайки — родимой деревни — оставалось два километра. (З)Четыре последних дня отодвинули в небыль всё то, что было до этого, и это всё: служба, аэродром, свист двигателей — казалось таким дальним, почти нереальным.

(4)Майор то смотрел в небо, то опять закрывал глаза и не торопился вставать, отодвигая счастье встречи с деревней.

Ответ: .

9.6 Среди данных ниже предложений найдите предложение с обособленным уточ­
няющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1)Выходит, несчастным и от доброты тоже стать можно.

(2)Серёже делается жалко маму. (3)Он берёт её под руку, заглядывает ей в гла­за. (4)Сердце у него щемит от жалости. (5)Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сдела­лось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. (6)Но придумать ничего не может.

Ответ: .

9.7 Среди данных предложений найдите предложение с обособленным согласован-

ным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)Великолепный пурпурно-золотой Порфирий принял его как радушный хозяин. (2)И вот милое, сердечное обращение Порфирия и его славное, доброе лицо сде­лали то, что жёлтый скучный газ, только что облекавший всё мироздание, начал понемногу таять, исчезать...


(З)Только что входит Александров в большой зал, подымаясь по ступенькам га­лереи, как распорядитель торжественно объявляет: — (4)Последний танец! (5)Вальс! (б)Через всю залу, по диагонали, Александров сразу находит глазами Зиночку.

Ответ: .

9.8

9.9

В приведённом фрагменте найдите предложение с обособленным обстоятель­ством. Напишите номер этого предложения.

(1)Он стелет здесь полушубок, садится, опираясь спиной о борт лодки.

(2)А закат прекрасен, а на лугах туман, как разлив, и черна полоска леса на го­ризонте, и черны верхушки стогов. (З)Ветви берёз над головой неподвижны, трава волгла, а воздух спокоен и тёпел.

— (4)Ну... — говорит Егор.

(5)Потом набирает полную грудь воздуха, напрягается и начинает заунывно чи­стейшим и высочайшим тенором:

(б)Вдо-о-оль по морю...

Мо-о-орю си-и-инему...

Ответ: .

В данном фрагменте найдите предложение с обособленным уточняющим об­стоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1)Так и превратился он из Пономарёва в Панаму.

(2)И ещё у него была беда. (З)Постоянно Пономарёв опаздывал в школу. (4)Вы-ходил-то из дому вовремя, просыпался рано, в шесть часов, когда отец вставал гим­настику делать. (5)А на улице обязательно что-нибудь происходило. (6)То в трамвае мотор перегорел: дым валит, вожатый бегает, пожарные прикатили. (7)То увидел, как над городом журавли летят в тёплые страны, — в люк свалился, в открытый. (8)Ещё хорошо, не сломал себе ничего.

Ответ: .


9.10

В следующем фрагменте найдите предложение с необособленным распростра­нённым согласованным определением (или с необособленными распространённы­ми согласованными определениями). Напишите номер этого предложения.

(1)Я перебегаю, босой, к окошку, прыгаю на холодный стул, и меня обливает бле­ском. (2)Но вдруг сплошной завесой валятся снеговые комья, и острая снеговая пыль, занесённая ветром в форточку, обдаёт мне лицо и шею. (З)Сбрасывают снег с дома!

(4)По завеянному снежком двору бродят куры и голуби, выбирают просыпанный лошадьми овёс. (5)С крыш уже прямо льёт, и на заднем дворе, у подтаявших шта­белей сосновых, начинает копиться лужа — верный зачин весны.

Ответ: .


9.11

В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным обстоятель­ством. Напишите номер этого предложения.

(1)06 этом постоянно говорили по телефону его родители, и даже по местному телевидению сообщали о небывалом количестве грибов. (2)В связи с этим преду­преждали о чём-то опасном, не рекомендовали брать незнакомые грибы и покупать консервированные неизвестного производства.



9.12

9.13

(З)Дима давненько не был в лесу. (4)Грибы он собирать любил. (5)Он любил уми­ротворённо идти по лесу, бережно делая каждый шаг, и вдруг среди травы, листиков и кружевных теней обнаруживать гриб. (6)Вот ещё миг назад гриб сливался со всем тем, что шелестело и потрескивало под ногами, а вдруг — хоп!.. — есть гриб. (7)Потом медленно опускаешься рядом с ним на колени, внимательно осматриваешься вокруг...

Ответ: .

В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным обстоятель­ством. Напишите номер этого предложения.

(1)Валька Мухин стоял на крыше сарая, сжимая в руке ручку от зонтика, и всё никак не решался прыгнуть. (2)Он оттягивал миг полёта, примеривался, пригляды­вался, прислушивался непонятно к чему.

— (З)Мухин, ты там заснул? — спросил конопатый Борька. — (4)Если струсил,
так и скажи. (5)Лучше на речку пойдём купаться.

Ответ: .

В следующем фрагменте найдите все предложения с обособленным обстоя­тельством. Напишите номера этих предложений.

(1)На мгновенье рыба вырвалась из воды, но Яшка, уперев комель удилища в жи­вот, подвёл упирающуюся рыбу к берегу, рывком выбросил её на траву и сейчас же упал на неё. (2)У Володи пересохло горло, сердце неистово колотилось...

  • (З)Что? — присев на корточки, спрашивал он. — (4)Покажи, что у тебя?

  • (5)Ле-ещ! — с упоением выговорил Яшка.

(6)Он осторожно вытащил из-под живота большого холодного леща, повернул к Володе своё счастливое широкое лицо, и оба мальчика весело засмеялись.

Ответ: .


9.14

В следующем фрагменте найдите предложение с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

— (1)Игорь, я сегодня смотрела на тебя на физкультуре, когда мы в ручеёк играли, — ты же весь в синяках... (2)Я читала: одного мальчика так басмачи пы­тали — били его проводами. (З)Игорь, ты им, наверное, задолжал? (4)Вот, держи .мои деньги и колечко, — приговаривает Маша, ползая по песку и собирая рассы­павшееся богатство. — (5)Они тебя вовлекли и запутали. (6)Я давно хотела с тобой поговорить, да за тобой разве угонишься! (7)А сегодня как посмотрела на тебя...

Ответ: .


9.15

В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным распространён­ным несогласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)Динка с беспокойством выпячивает шею, пробирается ближе и видит, как на палубе мелькает голова Лёньки.

(2)С ведром и тряпкой в руке, он торопится на зов хозяина. (З)Задёрганный с утра грубыми окриками, потный, взъерошенный, Лёнька кажется таким маленьким и жал­ким рядом с мощной фигурой Гордея Лукича, что среди грузчиков раздаётся смех.

— (4)Ты ещё воробья найми, хозяин!

Ответ:

9.16 В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным распространён­ным несогласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. (2)С обрывком верёвки на шее, он сидел, забившись между брёвен, и дрожал. (З)Доктор остано­вился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.

(4)Дома доктор вымыл его тёплой водой с мылом и накормил. (5)По привычке пёс вздрагивал и поджимался во время еды. (6)Ел он жадно, спешил и давился.

Ответ: .

9.17 В следующем фрагменте найдите предложения с необособленным распростра­нённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

(1)...В ту морозную, снежную февральскую ночь 1942 года мне не спалось. (2)Я смотрел на огонь печурки, стоявшей посередине землянки. (З)Неожиданно открылась дверь, и вместе с морозным паром в землянку ворвался солдат Абай, в руках он держал завёрнутого в полушубок маленького, только народившегося же­ребёнка. (4)Он положил свою ношу возле печурки, посмотрел на меня: «(5)Совсем плохо, товарищ капитан, — мать помирай». (6)3нал я, что совсем исхудавшая ко­былица не выдержит такого испытания, погибнет.

Ответ: .

9.18 В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным согласованным
распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Напишите
номер этого предложения.

(1)Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая стар­ческая слеза, и он уснул.

(2)Утром, когда роса горела от солнца на травах так сильно, что весь воздух во­круг был полон влажного блеска, мерин проснулся и громко заржал. (3)Из лугов шёл к нему с недоуздком, перекинутым через плечо, колхозный конюх Петя, недавно вер­нувшийся из армии белобрысый красноармеец. (4)Мерин медленно пошёл к нему на­встречу, потёрся головой о плечо Пети и безропотно дал надеть на себя недоуздок.

(5)Петя привязал его к изгороди около стога, а сам подошёл к нам — побесе­довать.

Ответ: .

9.19 В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным согласованным
распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Напишите
номер этого предложения.

(1)Даю вам четыре рубля, а брюки у меня оставьте, — сказала нам мать. — (2)Только не говорите, что у вас есть деньги. (З)Скажите проклятому соседу: денег достать не могли, заплатим грушами, по груше за цыплёнка. (4)Если же не согла­сится, заплатите четыре рубля и возьмите кота.

(5)Мы так и сделали. (6)Пока художник обедал, натрясли сорок груш, взяли кота, вернули художнику, а брюки мама ему сама принесла.

(7)Но что-то страшное оставалось у нас в душе с тех пор. (8)И чем я старше делался, тем яснее мне становилась эта злая сила между людьми, разделёнными друг от друга заборами.

Ответ:

9.20 В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным обстоятель­
ством.
Напишите номер этого предложения.

(1)Он был ещё трёхмесячным щенком коричневого окраса с жёлтыми подпа­линами на груди и белыми отметинами на всех четырёх лапах — природа не по­жалела для него красок. (2)Его держал на верёвке мужчина в форме пожарного. (З)Щенок топтался на месте, вертел головой в разные стороны, всем улыбался, выказывая немыслимое дружелюбие. (4)Он мне сразу понравился: весёлый такой пузан.

(5)Я подошёл ближе. (б)Щенок неистово завилял хвостом и вдруг с визгом бро­сился ко мне. (7)Он прыгал вокруг меня, плясал от восторга, радовался так, словно встретил ближайшего родственника.

Ответ: .

9.21 В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным обстоятель­
ством.
Напишите номер этого предложения.

(1)Наклонились мы, смотрим, а она барахтается, хватается за края льда, лёд под её руками обламывается. (2)Опомнился я, схватил её лыжу, протягиваю ей:

— (З)Держись! — кричу.

(4)А там неглубоко было. (5)Оттолкнула она молча лыжу и, хватаясь за корни, ловко выбралась на берег. (б)Синяя вся, зубы лязгают. (7)Молча взяла у меня лы­жу из рук, другую подняла и побежала по тропке к дому, а сама шатается: трудно в намокшей одежде бежать.

Ответ:

9.22 В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание фильма или книги, прочитанной нами обоими.

— (2)Какая диковинная память, а! (З)Всё помнит, как будто вчера читал... (4)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(5)Мне кажется, отец просто счастлив, что всё забывает и путает.

Ответ:

9.23 В следующем фрагменте найдите предложение с необособленным распростра­нённым согласованным определением, выраженным причастным оборотом. На­пишите номер этого предложения.

(1)Сергей Васильевич негромко и неторопливо рассказывает о встречах с Горь­ким, о столь памятных сокровенных чаепитиях, под конец замечая с болью в голосе:

— (2)Плох был уже тогда Алексей Максимович, совсем плох.

(3)И печально глядит поверх голов на полку серванта, где покоится за стеклом горьковская чашка, и задумывается отрешённо, словно смотрит в те далёкие, уже ставшие историей годы...

(4)Когда начинают танцевать, будущий филолог после некоторых колебаний, по­правив короткий пиджачок, подходит к Сергею Васильевичу и, достав новенький блокнот, окая сильнее обычного и чуть запинаясь, неуверенно просит автограф.

Ответ:


9.24

В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным распространён­ным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1)Однажды Сыроежкин придумал такую историю.

(2)Вот он — никому не известный девятиклассник — приходит в университет на математическую олимпиаду. (З)Берёт лист бумаги, читает условия задач. (4)Десять минут — и он подаёт комиссии исписанный листок. (5)В зале скрипят вовсю перья, но он удаляется, даже не оглянувшись. (б)Комиссия читает его работу и дивится: «(7)Кто такой этот Сыроежкин? (8)Никогда не посещал математических кружков, а так легко, играючи нашёл свои остроумные решения. (9)Даже странно, что для него не существует неразрешимых задач...»

Ответ: _^___ .


9.25

В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным обстоятель­ством. Напишите номер этого предложения.

«(1)Вот это сила воли, — думает Столбов. — (2)Её даже учителя боятся. (З)Если ей нужно на тренировку, так она с последнего урока, никого не спрашивая, уходит. (4)Директор в коридоре встретит: «(5)Ну, Юленька, как наши успехи?» «(б)Наши»! (7)А сам, наверное, на коньках-то и ездить не умеет. «(8)Спасибо, хорошо». (9)И глаз­ки такие скромные сделает, как будто она тихонькая такая девочка.

Ответ: .


9.26

В следующем фрагменте найдите предложение с необособленным распростра­нённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)Я был на одной из картинных выставок, сезон которых теперь в полном раз­гаре, и тратил вторые полчаса на созерцание висевшей передо мной странной кар­тины.

(2)Картина эта не возбуждала во мне весёлого настроения... (З)Через всё по­лотно шла жёлтая полоса, по одну сторону которой были наставлены маленькие закорючки чёрного цвета. (4)Такие же закорючки, но лилового цвета приятно раз­нообразили тон внизу картины. (5)Сбоку висело солнце, которое было бы очень недурным астрономическим светилом, если бы не было односторонним и притом голубого цвета.

Ответ: .


9.27

В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

  • (1)Идём! — звонко крикнула Люся, увлекая Наташу вниз по лестнице.

  • (2)А Катя? — спросил Леонтий Фёдорович.

  • (З)Она сегодня не может, — весело сообщила Люся. (4)Наташа молчала.

  • (5)Жаль, — сказал Леонтий Фёдорович. — (6)Ну, пошли.

(7)Всю дорогу Люся болтала без умолку, но Наташа шла тихая и молчаливая. (8)Нехорошо было у неё на душе. (9)Всё время стояло перед глазами Катино лицо, мелькнувшее в приотворённой двери.

Ответ:

9.28 В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным распространён­ным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.

— (1)Ну, давай, садись, — сказал руководитель изостудии, задумчивый и мед­ленный человек в старой вязаной кофте. (2)Он дал мне карандаши и большой лист ватмана. (3)И ушёл. (4)Видимо, задумчивый в вязаной кофте просто забыл сказать, что именно я-то должен делать. (б)Напряжённая обстановка действовала угнетающе. (6)Все рисовали какие-то тени, штрихи...

(7)Наверное, задание было такое: нарисовать чайник так, чтобы это был всё-таки чайник, но чтобы его никто не мог узнать.

Ответ: .

9.29 В следующем фрагменте найдите предложение с обособленным обстоятель­
ством.
Напишите номер этого предложения.

(1)И смотришь только на него, он главное пятно на картине. (2)А осень отошла на второй план. (3)Ты понимаешь, о чём я говорю? (4)Твоего бы рыбачка на отдельную картину, это совершенно самостоятельный сюжет. (5)Нарисуй его отдельно и покруп­нее, и это будет замечательная работа. (6)А Левитана оставь в покое. (7)Пожалей его... (8)То же самое и с Куинджи.

(9)Евграф Кузьмич положил мне руку на плечо.

— (10)Для чего нужно изучать великих мастеров? (11)Чтобы, отталкиваясь от них, дальше идти собственной дорогой, — сказал Евграф Кузьмич и показал за окно, где начинался мой путь.

Ответ: .

9.30 В данном ниже фрагменте найдите предложение с обособленным распростра­
нённым согласованным определением, выраженным причастным оборотом. На­
пишите номер этого предложения.

(1)На следующий день я решил нарисовать наш дом — таким, каким хотел бы его видеть. (2)3амысел был отличным, но воплотил я его не совсем удачно. (З)Луч-ше всего получился дым, валивший из трубы. (4)Дым по достоинству оценили все, в том числе и мои приятели.

(б)Возгордившись, я целую неделю рисовал «дымные» картины. (6)Из одних до­мовых труб текли густые тёмные реки, из других тянулись лёгкие струйки, словно растянутые пружины.

Ответ:



ЗАДАНИЕ 9 Осложнённое простое предложение


№ варианта задания

Правильный ответ

9.1

3

9.2

7

9.3

3

9.4

5

9.5

2

9.6

5

9.7

2

9.8

1

9.9

4

9.10

4

9.11

5

9.12

1

9.13

1, 3

9.14

4

9.15

2

9.16

2

9.17

3, 6

9.18

3

9.19

8

9.20

3

9.21

5

9.22

1

9.23

3

9.24

2

9.25

3

9.26

1

9.27

9

9.28

1

9.29

11

9.30

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!