СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 14 ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это задание проверяет умение олознавать в тесте и анализировать сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.

Просмотр содержимого документа
«Задание 14 ОГЭ по русскому языку»

ЗАДАНИЕ 14

Синтаксический анализ сложных предложений с разными видами связи между частями

Это задание проверяет умение опознавать в тексте и анализировать сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной или подчинительной свя­зью. Уровень владения этим умением прямо связан с уровнем восприятия пись­менной речи и с пунктуационной грамотностью.

Выполняя задание, сначала нужно найти все сложные предложения, состо­ящие не менее чем из трёх частей, поскольку два вида связи предполагают не менее трёх связываемых частей. Затем необходимо обратить внимание на то, какие именно виды связи между частями должны быть в предложении. Ска­жем, если в задании сказано найти предложение с бессоюзной и сочинительной связью, это означает, что в искомом предложении не должно быть других видов связи между частями, например подчинительной. Определяя виды связи, обра­щайте внимание на средства синтаксической связи: сочинительные союзы, или подчинительные союзы и союзные слова, или отсутствие любых союзов между частями.

Ответом к заданию 14 является число или числа, которые следует за­писать в поле ответа в тексте работы.

14.1 В данном фрагменте найдите сложное предложение с разными видами связи
бессоюзной и союзной сочинительной связью) между частями. Напишите но­
мер этого предложения.

(1)Скрывать не буду: заплакал я. (2)С детства не плакал, жену и дочку за годы войны потерял, даже тогда слёз не было, а тут — на тебе, пожалуйста, — глаза на мокром месте!

(3)И я повернулся на восток и несколько раз помахал туда белым платочком. (4)И представилось мне, что далеко-далеко, на берегу Невы, стоит сейчас малень­кая девочка Лида и тоже машет мне своей худенькой ручкой, и тоже радуется по­беде...

(5)Полковник расправил на колене платок, улыбнулся и сказал:

(6)Вот я его с собою и таскаю, как талисман...

(7)Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.

Ответ: .

14.2 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной связью
между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)На Трубецком плёсе медленно возникает и так же медленно пропадает гу­стой, бархатистый, трёхтоновый гудок. (2)Немного погодя показывается пароход, ярко озарённый светом, шипит паром и снова гудит. (3)И шум его, плеск, гудение гулко, знобяще отдаются в прибрежных лесах. (4)Егор смотрит на пароход и ещё сильнее тоскует.

(5)Он воображает дальнюю дорогу, воображает, как возле машинного отделения сладко, мягко пахнет паром, начищенной медью и утробным машинным теплом. (6)На верхней палубе сидят одинокие пассажиры, они завернулись в пальто, смотрят в темноту, на огоньки бакенов, на редкие красные костры рыбаков, и всё это им кажется прекрасным...

Ответ: .

14.3


В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Жизнь нам казалась тогда простой: будь смелым, ловким, сильным — и ты победишь все трудности. (2)Это сугубо физическое понятие, но другого мы тогда не знали...

(З)Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат. (4)Люблю этих птиц за то, что они птицы моей родной стихии — моря.

(б)Изменился наш остров, изменился и город.

Ответ: .

14.4


В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Далеко внизу, сквозь сосновые лапы, сквозь кусты ивы, берёзовую и рябиновую листву виднелась не очень широкая, светлая даже ночью река. (2)Левее была обшир­ная, пересечённая извилистой старицей, окаймлённая лиственным недвижимым лесом пойма. (З)Пойма была спокойно-светла, копила в своих низинках белый туманец, и он сперва стушёвывал, потом тихо гасил цветочную синь и желтизну некошеного луга.

(4)Домик кротко глядел на всё это с высоты угора, а позади тихо спали тёплые ельники, рядом дремали сосняки. (5)И всё было спокойно, отрадно и радостно.

(б)Здравствуй, земля моя родная.

Ответ: .

14.5 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной связью
между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)3а соснами было небольшое поле, а там косогор и родимая Каравайка.

(2)Майор шёл всё быстрее.

(З)Вот позади и Вороньи сосны, травяная тропа выпрямилась, незаметно перешла в колёсную дорогу, и он взбежал на косогор.

(4)Каравайки на косогоре не было.

(5)Ночь пришла тихая до звона в ушах. (б)Золотым блином висела в небе луна, и от стожка, смётанного посередине бывшей деревенской улицы, почти не виде­лось тени. (7)Только вокруг этого стожка лежала ровная лужайка, а дальше везде дремала густая трава.

Ответ: .

14.6 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­
тельной
связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!

(2)Они смеются обе. (З)Действительно, что поделать? (4)Они подруги, и не про­сто подруги, а товарищи по работе. (5)У них одна профессия — дикторы, только одна — радиодиктор, другая — теледиктор.

(6)Но разница между ними всё-таки есть. (7)Про эту разницу мама любит тёте Нине рассказывать.

— (8)Возраст — раз. (9)Вывеска — два. — (10)Это мама лицо вывеской называ­
ет. — (11)Три — характер. (12)А на трёх китах, как известно, держится мир.

(13)Характеры у них действительно разные. (14)Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды — взорвётся.

Ответ: .

14.7 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­
тельной
связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Он видел, подходя к ней, как она от нетерпения встала, резким движением сложила веер и уже приподымала машинально, сама этого не замечая, левую руку, чтобы опустить её на его плечо...

— (2)Я... я... собственно... — начал было он.
(3)Но она перебила его:

— (4)Молчите, и не нужно ни о чём говорить, теперь будем только танцевать
вальс. (б)Раз-два-три, — подсчитывала она под темп музыки, и они закружились
опять в блаженном воздушном потоке.

Ответ: .

14.8 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­
тельной
связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Алёнка зажмуривается, выжидая время, и вступает низко и звучно, дух в дух:

(2)Плывёт ле-ебедь со лебё-о-душкой...

(3)Ах, что за сладость — песня, что за мука! (4)И как больно, и как знакомо всё это, будто уж и жила она когда-то, давным-давно, и пела вот так же, и дивный голос Егора слушала! (5)Стонет и плачет Егор, с глубокой мукой отдаётся пению, и дрожит его кадык, и скорбны губы, и влажны глаза.

(6)И они поют, чувствуя только одно: вот сейчас разорвётся сердце, сейчас упа­дут они на траву мёртвыми, и не воскреснуть им после такого невиданного счастья.

Ответ: .

14.9 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­
тельной
связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Он действительно был немножко шляпой. (2)Начнёт в футбол играть, ударит по мячу — мяч в окне, ботинок в воротах. (З)Пойдёт рыбу ловить, насадит червя­ка, махнёт удилищем — червяк за шиворот, а крючок вместе с удочкой и большим клоком штанов далеко в реке плавает. (4)Все ребята, конечно, кричат:

  • (5)Шляпа, лопух! (6)А один говорит:

  • (7)Панама!

(8)Так и превратился он из Пономарёва в Панаму.

Ответ: .

14.10 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)В тревожно-радостном полусне слышу я это всё торопящееся «кап-кап»...

(2)И просыпаюсь я под это таратанье, и первая моя мысль, конечно: весна взя­лась. (З)Протираю глаза спросонок, и меня ослепляет светом. (4)Полог с моей кро­ватки сняли, когда я спал, в доме большая стирка, и окна без занавесок, и такой день чудесный, такой весёлый. (5)Вон как капель играет: тра-та-та-та!

Ответ:


14.11

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Верх взяли такие аргументы, как: «(2)А куда девать эти грибы?» и «(3)Да сей­час в лесу народу больше, чем на площади в базарный день». (4)Дима остался дома и прочёл несколько детективов, которые нашёл в прикроватной тумбочке. (5)0 чём они были, он не мог вспомнить уже назавтра, да и надо ли было вспо­минать?

(б)Спокойствие! (7)Оно было таким, что ничего не хотелось. (8)Было спокойно, тихо думалось, и мысли приходили в голову какие-то неторопливые...

Ответ:


14.12

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Утром, проснувшись, Валька вырвал из тетрадки в клеточку лист и написал на нём печатными буквами: «СЕГОДНЯ В 12 НА ЛАСТОЧКИНОЙ ГОРЕ». (2)Потом сделал из листа самолётик...

(З)Ласточкина гора — это такое место в километре от посёлка. (4)Речка там де­лает поворот; в мелкой серебристой воде мальчишки ловят пескарей и уклейку; левый берег — песчаный пляж, а на правом — высокий крутой обрыв с дырочками ласточкиных гнёзд. (5)А над обрывом, неизвестно зачем, поднимается деревянная вышка.

Ответ: .


14.13

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Деревня осталась позади, бесконечно потянулся низкорослый овёс, а впереди еле проглядывала тёмная полоса леса.

  • (2)Долго ещё идти? — спрашивал Володя.

  • (З)Скоро... (4)Пошли ходчее, — отвечал Яшка.

(5)Вышли на бугор, спустились вниз, прошли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река.

(б)Солнце наконец взошло, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозо­вело всё вокруг.

Ответ: .


14.14

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

— (1)Ты что, — сказал Панама, — чернил выпила? (2)Вот девчонки, начитаются
всякой дряни, телевизора насмотрятся и выдумывают! — (З)Его прямо душило воз­
мущение.

(4)И тут он услышал странный звук, тоненький такой, жалобный, — это Маша заплакала.

— (5)Да не реви ты!

(6)Но Маша встала и пошла, только плечи дёргаются да помпон на шапочке дро­жит.

— (7)Стой, Маш, да не реви ты!

Ответ: .

14.15 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Ухватившись за рукав хозяина и упираясь ногами, она добирается до злодей­ской бороды и, вцепившись в неё обеими руками, соскальзывает вниз.

— (2)Грузчики! (З)Грузчики! (4)Робя! — отчаянно кричит она, чувствуя, как рядом
из последних сил бьётся Лёнька.

(5)Лицо хозяина багровеет, и он, освободив одну руку, хватает девочку за волосы.

— (6)Робя! (7)Робя! — стонущим криком зовёт Динка, руки её слабеют, но груз­
чики уже со всех сторон сбегаются на помощь.

Ответ: .

14.16 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. (2)Иногда он приоткрывал свои мёртвые глаза, настораживал уши и поводил го­ловой, принюхиваясь. (З)Потом снова клал морду на лапы, успокаивался, закрывал глаза.

(4)А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал ему имя. (5)Как его назвать? (6)Да и зачем ему пёс? (7)Доктор задумчиво поднял глаза: низко над горизонтом переливалась синим блеском большая звезда.

Ответ: .

14.17 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Видели это и японцы, но на неё они не обратили внимания: часто можно было видеть в то время бесхозных лошадей.

(2)Возле моста остановилась. (З)Медленно стала ложиться. (4)Единый миг, и она уже несла раненого к нам. (5)Опоздали японцы — их пулемётные очереди, пущенные вдогонку, не достали Ризому.

(б)Подошла артиллерия, и по целям, засечённым на офицерской карте, все ог­невые точки японцев были уничтожены.

Ответ: .

14.18

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

— (1)Всё-таки, — сказал Рувим, — он, наверное, о чём-нибудь думает.

(2)Мне казалось, что если мерин о чём-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности. (З)Что он слышал за всю свою жизнь? (4)Одни только несправедливые окрики. (5)А он таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по косогорам, по «битым» дорогам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой, яблоками и капустой...

(б)Мерин опустил голову к самой земле, из его глаз выкатилась одинокая стар­ческая слеза, и он уснул.

Ответ:

14.19 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)В ответ кот повёл себя так, будто он понял и согласился. (2)И каким нашим большим другом сделался этот кот!

(З)Сказать, что кот неотрывно жил у нас, я не могу. (4)Он жил, как все коты: уходил надолго, показывался на чужих крышах, на заборах. (5)Обедать, однако, он всегда приходил и спал постоянно на одной постели с художником.

(б)Однажды художник очень увлёкся своей картиной, и мы тоже замерли в удив­лении: какой чудесный сад был на холсте! (7)Вдруг, очнувшись, мы видим: на той стороне забора сосед держит в руке нашего кота и надевает ему на шею петлю...

Ответ: .

14.20 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­
тельной
связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1 разумеется, и выходя на прогулку, Челкаш первым делом зорко осматривает всё дворовое пространство: не видно ли где дымка? (2)Как-то дворник Иннокентий запалил кучу опавшей листвы — мой друг тут же сморщил лоб, подбежал, и листва вмиг была потушена.

  • (З)Челкаш — настоящий пожарник, — смеются ребята.

  • (4)Огнеборец, — кивает дворник Иннокентий. — (5)Приходится жечь листву, когда он, настырный, сидит дома.

(6)В прошлые годы, бывало, ребята шутки ради поджигали бумагу у помойки — специально, чтобы Челкаш её «тушил». (7)Но потом я объяснил им, что мой друг сильно волнуется в такие моменты и у него может случиться нервный срыв.

Ответ: .

14.21 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­
тельной
связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Шёл девятьсот девятнадцатый год, бурное было время. (2)Был у меня в детдо­ме дружок Гулька. (З)Годами он был не много старше меня, а жизненным опытом, наверное, вдвое. (4)Я перед ним чувствовал себя щенком, смотрел на него чуть ли не с благоговением.

(5)Шла зима, и у нас с ним твёрдо было решено: весной удерём и пойдём бро­дяжничать.

(б)Ранней весной, как только закапало с крыш, приехал новый заведующий, Ми­хаил Иванович.

Ответ:

14.22 В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Но как-то я сел возле приёмника, стал настраивать его на концерты и делал вид, что сам получаю огромное удовольствие.

  • (2)Я знал, что в конце концов музыка тебя проймёт. (3)Ты ведь мой сын!

  • (4)Твой, твой! — сказал я отцу.

(5)Он улыбнулся счастливой и гордой улыбкой: дескать, долго мы тебя ждали, но такого стоило подождать!..

Ответ:

14.23 В данном фрагменте найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной связью) между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)0н уходит, и сразу становится как-то обыденно...

(2)А в конце вечера будущий филолог, находясь под впечатлением этой нео­бычной и радостной для него встречи, стоит у серванта, зачарованно уставясь на горьковскую чашку. (З)Толстое стекло сдвинуто, и она, доступная сейчас не только глазам, манит его как ребёнка: страшно хочется хотя бы дотронуться. (4)Наконец, не в силах более удерживаться, он осторожно, как реликвию, обеими руками при­поднимает её. (5)Рассматривая, машинально переворачивает и на тыльной стороне донышка видит бледно-голубоватую фабричную марку.

Ответ: .

14.24 В данном фрагменте найдите сложное предложение с сочинительной и под­чинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (2)Так долго бежа­ла, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она удрала. (З)Чего она, глупая, испугалась?..

  • (4)0 чём ты думаешь? — спрашивает отец, прервав свой рассказ.

  • (5)Пап, а собака — умное существо? (6)0на понимает, что ей говоришь?

Ответ: .

14.25

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)А подружка её закадычная — Маша Уголькова — совсем другая. (2)0на и с ви­ду отличается. (З)Юля — высокая, мускулистая, ей на глаз можно лет пятнадцать дать, а Маша — маленькая, худая и сутулится. (4)А краснеет как! (5)Вызовут к доске, она — раз! — и вся красная делается. (6)Её даже дразнить неинтересно — сразу плакать начинает...

Ответ: .


14.26

14.27

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Я попробовал взглянуть на картину в кулак: впечатление сконцентрировалось, и удивительная картина стала ещё непонятнее...

(2)Я пустился на хитрость: крепко зажмурил глаза и потом, поболтав головой, сразу широко открыл их...

(З)Одностороннее солнце по-прежнему пузырилось выпуклой стороной, и зако­рючки с утомительной стойкостью висели — каждая на своём месте.

Ответ: .

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)День был солнечный и ветреный, и по ярко-синей Неве весело бежали белые барашки; ослепительно блестели адмиралтейская игла и круглые купола Исаакиев-ского собора...


14.28

(2)В музее Люся сразу пришла в неистовый восторг. (З)Решительно всё, начиная с нарядного входа, широкой белой лестницы, высоких потолков, огромных окон, приводило её в шумное восхищение.

(4)Наташа с отцом не спеша переходили из зала в зал. (5)Леонтий Фёдорович обращал внимание Наташи то на одну, то на другую картину, объяснял её содер­жание, рассказывал об авторе. (б)Долго стояли перед «Бурлаками» Репина, и На­таша вспомнила, как увлекательно говорила её учительница Вера Петровна о работе художника над этим произведением. (7)Перед этой картиной притихла даже Люся, почти не слушавшая рассказов Леонтия Фёдоровича и всё время убегавшая вперёд.

Ответ: .

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Я представлял себе чёрный закопчённый чайник, висящий над костром на су­коватой палке, а вокруг сидят партизаны, партизаны молчат. (2)Сегодня у них был трудный день: они минировали мосты, заваливали дороги спиленными деревьями, сбивали самолёты, уничтожали технику и живую силу немецко-фашистских захватчи­ков. (З)Теперь партизаны пьют чай из чайника и слушают сводку Совинформбюро.

(4)Чайник моего соседа почему-то больше походил на индейский. (5)Я живо пред­ставил себе чёрный индейский чайник, который висит над костром на суковатой палке. (б)Кругом горы, возможно Кордильеры, в воздухе стрекочут цикады, индейцы сидят молча.

Ответ:


14.29

14.30

В данном фрагменте найдите сложное предложение с бессоюзной и сочини­тельной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)В те мрачные военные годы комната Евграфа Кузьмича мне казалась настоя­щим музеем, хранилищем бесценных вещей. (2)В ней я ежедневно открывал неведо­мые пласты в искусстве, и, что особенно важно, старый инженер вселял в меня свою влюблённость в живопись, я выходил из его комнаты насквозь пропитанным этой влюблённостью. (З)Под руководством Евграфа Кузьмича я сделал головокружитель­ный скачок в восприятии живописи. (4)Это восприятие, словно пожар, охватывало меня со всё нарастающей силой. (5)В конце концов я почувствовал внутри такое адское пламя, что буквально заболел: во сне я писал картины не хуже Шишкина, Левитана и Куинджи, а иногда даже лучше.

Ответ: .

В данном фрагменте найдите сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной связью) между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)В зрелости, познав многие радости и боли, задумываемся: каким же он дол­жен быть, этот мир?

(2)Мои первые открытия — зеркальные отражения. (З)Помню, года в четыре меня поразил отражённый в озере ельник. (4)Вода была спокойной и прозрачной; я раз­личал каждый ствол, каждую ветку; на них, словно ёлочные игрушки, висели кув­шинки. (5)Некоторые ёлки, казалось, верхушками касались дна озера, и между ними проплывали облака, мелькали ласточки и стайки мальков.

Ответ:

ЗАДАНИЕ 14

Синтаксический анализ сложных предложений

с разными видами связи между частями



№ варианта задания

Правильный ответ

14.1

2

14.2

6

14.3

1

14.4

4

14.5

3

14.6

5

14.7

4

14.8

6

14.9

3

14.10

2

14.11

8

14.12

4

14.13

1

14.14

6

14.15

7

14.16

1

14.17

1

14.18

6

14.19

6

14.20

2

14.21

5

14.22

5

14.23

3

14.24

2

14.25

3

14.26

1

14.27

1

14.28

1

14.29

2

14.30

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!