СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи на смеси и сплавы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание ЕГЭ № 11: способы и методы решения заданий данного типа.

Просмотр содержимого документа
«Задачи на смеси и сплавы»

 Задачи на смеси и сплавы

Задачи на смеси и сплавы

Задачи на смеси и сплавы охватывают большой круг ситуаций:  смешение товаров разной цены;    смешение жидкостей с различным содержанием соли;    смешение кислот разной концентрации;    сплавление металлов с разным содержанием некоторого металла.

Задачи на смеси и сплавы охватывают большой круг ситуаций:

  • смешение товаров разной цены;
  • смешение жидкостей с различным содержанием соли;
  • смешение кислот разной концентрации;
  • сплавление металлов с разным содержанием некоторого металла.
Основные сведения При решении текстовых задач на смеси и сплавы постоянно приходится работать со следующими понятиями. Абсолютное содержание вещества в смеси – это количество вещества, выраженное в обычных единицах измерения (граммах, литрах и т.д.). Относительное содержание вещества  в смеси – это отношение абсолютного содержания к общей массе (объему) смеси, т.е.     абсолютное содержание Относительное содержание = общая масса Часто относительное содержание называют  концентрацией или процентным содержанием, а абсолютное содержание - количество чистого вещества.

Основные сведения

При решении текстовых задач на смеси и сплавы постоянно приходится работать со следующими понятиями.

Абсолютное содержание вещества в смеси – это количество вещества, выраженное в обычных единицах измерения (граммах, литрах и т.д.).

Относительное содержание вещества в смеси – это отношение абсолютного содержания к общей массе (объему) смеси, т.е.

абсолютное содержание

Относительное содержание =

общая масса

Часто относительное содержание называют концентрацией или процентным содержанием, а абсолютное содержание - количество чистого вещества.

Алгоритм1.  Арифметический способ решения При образовании смеси складываются абсолютные содержания. Поэтому, если известны только относительные содержания, то нужно: подсчитать абсолютные содержания компонентов каждой смеси; сложить абсолютные содержания, то есть подсчитать абсолютные содержания компонентов полученной смеси; найти массу полученной смеси; подсчитать относительное содержание компонентов полученной смеси. Записать ответ.

Алгоритм1. Арифметический способ решения

При образовании смеси складываются абсолютные содержания. Поэтому, если известны только относительные содержания, то нужно:

  • подсчитать абсолютные содержания компонентов каждой смеси;
  • сложить абсолютные содержания, то есть подсчитать абсолютные содержания компонентов полученной смеси;
  • найти массу полученной смеси;
  • подсчитать относительное содержание компонентов полученной смеси.
  • Записать ответ.

Задача 1.   Даны два куска с различным содержанием олова. Первый, массой 300г, содержит 20% олова. Второй, массой 200г, содержит 40% олова. Сколько процентов олова будет содержать сплав, полученный из этих кусков? Решение. 300 • 20 : 100 = 60 (г) - олова в первом сплаве, 200 • 40 : 100 = 80 (г) - олова во втором сплаве ; 60 + 80 = 140 (г) - олова в двух сплавах вместе; 200 + 300 = 500 (г) – масса куска после сплавления; 140 : 500 • 100 = 28% -содержится олова после сплавления.   200г 40% олова 300г Ответ: 28%. 20% олова

Задача 1. Даны два куска с различным содержанием олова. Первый, массой 300г, содержит 20% олова. Второй, массой 200г, содержит 40% олова. Сколько процентов олова будет содержать сплав, полученный из этих кусков?

Решение.

  • 300 • 20 : 100 = 60 (г) - олова в первом сплаве, 200 • 40 : 100 = 80 (г) - олова во втором сплаве ;
  • 60 + 80 = 140 (г) - олова в двух сплавах вместе;
  • 200 + 300 = 500 (г) – масса куска после сплавления;
  • 140 : 500 • 100 = 28% -содержится олова после сплавления.

200г

40% олова

300г

Ответ: 28%.

20% олова

Проверь себя Смешали 300г 50%-го и 100г 30%-го раствора кислоты. Определите процентное содержание кислоты в полученной смеси. (Из «Арифметики» А.П. Киселева) 30 ведер вина в 48 градусов смешано с 24 ведрами вина в 36 градусов. Сколько градусов в смеси? (Число градусов означает процентное содержание чистого спирта в вине) Имеется чай двух сортов – по 80р. И 120р. За 1кг. Смешали 300г первого и 200 г второго сорта. Определите цену 100г полученной смеси. (Из «Арифметики» А.П. Киселева) Смешано три сорта муки: 15 фунтов по 8к., 20фунтов по 7к. и 25 фунтов по 4к. за фунт. Что стоит фунт смеси? Сплавили 2 кг сплава цинка и меди, содержащего 20% цинка, и 6 кг сплава цинка и меди, содержащего 40% цинка. Найдите процентную концентрацию меди в получившемся сплаве.

Проверь себя

  • Смешали 300г 50%-го и 100г 30%-го раствора кислоты. Определите процентное содержание кислоты в полученной смеси.
  • (Из «Арифметики» А.П. Киселева) 30 ведер вина в 48 градусов смешано с 24 ведрами вина в 36 градусов. Сколько градусов в смеси? (Число градусов означает процентное содержание чистого спирта в вине)
  • Имеется чай двух сортов – по 80р. И 120р. За 1кг. Смешали 300г первого и 200 г второго сорта. Определите цену 100г полученной смеси.
  • (Из «Арифметики» А.П. Киселева) Смешано три сорта муки: 15 фунтов по 8к., 20фунтов по 7к. и 25 фунтов по 4к. за фунт. Что стоит фунт смеси?
  • Сплавили 2 кг сплава цинка и меди, содержащего 20% цинка, и 6 кг сплава цинка и меди, содержащего 40% цинка. Найдите процентную концентрацию меди в получившемся сплаве.
Алгоритм2.  Применение линейного уравнения При составлении уравнения прослеживается содержание какого-нибудь одного вещества из тех, которые сплавляются (смешиваются) и т.д. Обозначить неизвестную величину через х. Составить уравнение по условию задачи. Решить получившееся уравнение. Перейти к условию задачи (ответить на вопрос). Записать ответ.

Алгоритм2. Применение линейного уравнения

При составлении уравнения прослеживается содержание какого-нибудь одного вещества из тех, которые сплавляются (смешиваются) и т.д.

  • Обозначить неизвестную величину через х.
  • Составить уравнение по условию задачи.
  • Решить получившееся уравнение.
  • Перейти к условию задачи (ответить на вопрос).
  • Записать ответ.

Задача 2 .  Сколько литров воды надо добавить к 20 литрам 5% раствора соли, чтобы получить 4% раствор? Решение.  Пусть количество добавленной воды – х (л), тогда масса нового раствора – 20+х (л), 20×0,05=1(л)- содержится соли в 20 литрах 5% раствора. Имеем : соли 1 (л) это 4%,  раствора 20+х (л) это 100 %. Составим и решим уравнение:   20 (л)  5% соли Ответ: 5 литров воды надо добавить.

Задача 2 . Сколько литров воды надо добавить к 20 литрам 5% раствора соли, чтобы получить 4% раствор?

Решение.

Пусть количество добавленной воды – х (л),

тогда масса нового раствора – 20+х (л),

20×0,05=1(л)- содержится соли в 20 литрах 5% раствора.

Имеем : соли 1 (л) это 4%,

раствора 20+х (л) это 100 %.

Составим и решим уравнение:

20 (л)

5% соли

Ответ: 5 литров воды надо добавить.

Проверь себя.  У торговца имеется два бочонка вина: емкостью 40л и емкостью 10л. Цены вина за литр различны, но неизвестны. По какому одинаковому количеству вина надо взять из каждого бочонка и перелить в другой бочонок, чтобы цена вина за литр в двух бочонках сравнялась. Имеется кусок сплава меди с оловом 12кг содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому сплаву, чтобы получился новый сплав содержащий 40% меди?  Из сосуда, содержащего 54л чистой кислоты, вылили несколько литров и после этого долили сосуд водой до прежнего объема. Затем из сосуда вылили смеси столько же литров, как и в первый раз. В результате в смеси, оставшейся в сосуде, осталось чистой кислоты 24л. Сколько кислоты вылили в первый раз?

Проверь себя.

  • У торговца имеется два бочонка вина: емкостью 40л и емкостью 10л. Цены вина за литр различны, но неизвестны. По какому одинаковому количеству вина надо взять из каждого бочонка и перелить в другой бочонок, чтобы цена вина за литр в двух бочонках сравнялась.
  • Имеется кусок сплава меди с оловом 12кг содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому сплаву, чтобы получился новый сплав содержащий 40% меди?
  • Из сосуда, содержащего 54л чистой кислоты, вылили несколько литров и после этого долили сосуд водой до прежнего объема. Затем из сосуда вылили смеси столько же литров, как и в первый раз. В результате в смеси, оставшейся в сосуде, осталось чистой кислоты 24л. Сколько кислоты вылили в первый раз?
Алгоритм 3.   Применение систем линейных уравнений Обозначить одну неизвестную величину через х, другую  неизвестную величину через у. Составить систему двух линейных уравнений по условию задачи. Решить получившуюся систему уравнений. Перейти к условию задачи (ответить на вопрос). Записать ответ.

Алгоритм 3. Применение систем линейных уравнений

  • Обозначить одну неизвестную величину через х, другую неизвестную величину через у.
  • Составить систему двух линейных уравнений по условию задачи.
  • Решить получившуюся систему уравнений.
  • Перейти к условию задачи (ответить на вопрос).
  • Записать ответ.
Задача 3 .   Имеется два раствора поваренной соли разной концентрации. Если слить вместе 100г первого раствора и 200 г второго раствора, то получится 50%-й раствор. Если же слить вместе 300г первого раствора и 200г второго, то получится 42%-й раствор. Найти концентрацию второго раствора. Решение. Пусть процентное содержание соли  в первом растворе – х %, а во втором растворе – у %. Составим и решим систему уравнений:  х + 2у = 0,5·(100+200),  3х + 2у = 0,42(300+200);   х + 2у = 150,  3х + 2у = 210;   х = 30,  у = 60. 100 (г) 200 (г ) Ответ: 60% концентрация второго раствора.

Задача 3 . Имеется два раствора поваренной соли разной концентрации. Если слить вместе 100г первого раствора и 200 г второго раствора, то получится 50%-й раствор. Если же слить вместе 300г первого раствора и 200г второго, то получится 42%-й раствор. Найти концентрацию второго раствора.

Решение.

Пусть процентное содержание соли

в первом растворе – х %,

а во втором растворе – у %.

Составим и решим систему уравнений:

х + 2у = 0,5·(100+200),

3х + 2у = 0,42(300+200);

х + 2у = 150,

3х + 2у = 210;

х = 30,

у = 60.

100 (г)

200 (г )

Ответ: 60% концентрация второго раствора.

Проверь себя.

  • В сосуде было 12 л чистого спирта. Часть спирта отлили и сосуд долили водой. Затем отлили ещё столько же и опять долили водой. Сколько (в литрах) отливали каждый раз, если в сосуде оказался 25%-й раствор спирта?
  • В каждой из двух бочек содержится по 10 вёдер смеси спирта с водой. На 3 части воды приходится в первой бочке 7 частей спирта, а во второй- 2 части спирта. По сколько вёдер нужно взять из этих бочек для составления новой смеси, содержащей спирт и воду в отношении 5:3, чтобы из оставшейся в бочках смеси получить смесь, в которой спирта и воды поровну?
  • Имеются два раствора кислоты разной концентрации. Объем одного раствора – 4л, а другого -6л. Если их слить вместе, то получится 35%-ный раствор кислоты. Если же слить равные объемы этих растворов, то получится 36%-ный раствор кислоты. Сколько литров кислоты содержится в каждом из них первоначальных растворов?
  • Имеются два раствора кислоты разной концентрации. Объем одного раствора – 4л, а другого -6л. Если их слить вместе, то получится 35%-ный раствор кислоты. Если же слить равные объемы этих растворов, то получится 36%-ный раствор кислоты. Сколько литров кислоты содержится в каждом из них первоначальных растворов?

Способы решения задач с помощью таблиц с помощью схем старинным арифметическим способом  алгебраическим способом  с помощью графика  построением диаграмм

Способы решения задач

  • с помощью таблиц
  • с помощью схем
  • старинным арифметическим способом
  • алгебраическим способом
  • с помощью графика
  • построением диаграмм
   Задача 1 . Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г  70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?   Решение: Наименование веществ, смесей Процентное содержание вещества Исходный раствор 70 % = 0,7 Масса раствора (г) Вода Новый раствор Масса вещества (г) 200 - 8 % = 0,08 0,7·200 х - 200 + х 0,08(200 + х) Анализируя таблицу, составляем уравнение :  0,08(200 + х) = 0,7·200  16 + 0,08х = 140  0,08х = 124  х = 1550 Ответ :1,55 кг воды.

Задача 1 . Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?

  • Решение:

Наименование веществ, смесей

Процентное

содержание вещества

Исходный раствор

70 % = 0,7

Масса

раствора (г)

Вода

Новый раствор

Масса вещества (г)

200

-

8 % = 0,08

0,7·200

х

-

200 + х

0,08(200 + х)

Анализируя таблицу, составляем уравнение :

0,08(200 + х) = 0,7·200

16 + 0,08х = 140

0,08х = 124

х = 1550

Ответ :1,55 кг воды.

 Задача 2 . Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?   Решение: м м м с с с  30% 65% 15% (200-х) г 200г Х г ОТВЕТ :140г, 60г .

Задача 2 . Имеется два сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?

Решение:

м

м

м

с

с

с

30%

65%

15%

(200-х) г

200г

Х г

ОТВЕТ :140г, 60г .

 Задача 3 Свежие абрикосы содержат 80 % воды по массе, а курага (сухие абрикосы) – 12 % воды. Сколько понадобится килограммов свежих абрикосов, чтобы получить 10 кг кураги? Решение: При высыхании абрикос испаряется вода, количество сухого вещества не меняется . Схема для решения такой задачи имеет вид: с.в. вода с.в. вода вода = - 20% 88% 12% 100% 80% х кг  10 кг (10-х)кг Составим уравнение, подсчитав количество сухого вещества в левой и правой части схемы: 0,2х=8,8 х=44. Ответ:44кг.

Задача 3 Свежие абрикосы содержат 80 % воды по массе, а курага (сухие абрикосы) – 12 % воды. Сколько понадобится килограммов свежих абрикосов, чтобы получить 10 кг кураги?

Решение:

При высыхании абрикос испаряется вода, количество сухого вещества не меняется . Схема для решения такой задачи имеет вид:

с.в.

вода

с.в.

вода

вода

=

-

20%

88%

12%

100%

80%

х кг

10 кг

(10-х)кг

Составим уравнение, подсчитав количество сухого вещества в левой и правой части схемы:

0,2х=8,8

х=44.

Ответ:44кг.

  Задача 4  При смешивании 5% -ного раствора кислоты с 40% -ным раствором кислоты получили 140 г 30% -ного раствора. Сколько грамм каждого раствора надо было взять?   Решение:  Рассмотрим пары 30 и 5; 30 и 40. В каждой паре их большего числа вычтем меньшее и результат запишем в конце соответствующей чёрточки. Получилась схема  5 10  30  40 25 Из неё делается заключение, что 5% раствора следует взять 10 частей, а 40 % - 25 частей. Узнав, сколько приходится на одну часть  140: (10+25) = 4 г., получаем, что 5% - ного раствора необходимо взять 40г, а 40% -ного -100 г Ответ: 40 г - 5% -ного раствора и 100г - 40% - ного раствора

Задача 4 При смешивании 5% -ного раствора кислоты с 40% -ным раствором кислоты получили 140 г 30% -ного раствора. Сколько грамм каждого раствора надо было взять?

Решение: Рассмотрим пары 30 и 5; 30 и 40. В каждой паре их большего числа вычтем меньшее и результат запишем в конце соответствующей чёрточки. Получилась схема

5 10

30

40 25

Из неё делается заключение, что 5% раствора следует взять 10 частей, а 40 % - 25 частей. Узнав, сколько приходится на одну часть 140: (10+25) = 4 г., получаем, что 5% - ного раствора необходимо взять 40г, а 40% -ного -100 г

Ответ: 40 г - 5% -ного раствора и 100г - 40% - ного раствора

Задача 6  Рассмотрим прямоугольники с площадями S 1 и S 2  Прямоугольники равновелики, так как количество соляной кислоты в обоих растворах после смешивания одинаково (Масса смеси умножить на концентрацию равно количество чистого вещества.)   Приравняв площади, равновеликих прямоугольников получаем   15x = 5 (600- x)  15х = 3000 – 5х  15х + 5х = 3000  20х = 3000  Х = 150  600 – 150 = 450г. Ответ: 150 г 30% и 450г 10% раствора

Задача 6 Рассмотрим прямоугольники с площадями S 1 и S 2 Прямоугольники равновелики, так как количество соляной кислоты в обоих растворах после смешивания одинаково (Масса смеси умножить на концентрацию равно количество чистого вещества.)

  • Приравняв площади, равновеликих прямоугольников получаем

15x = 5 (600- x)

15х = 3000 – 5х

15х + 5х = 3000

20х = 3000

Х = 150

600 – 150 = 450г.

  • Ответ: 150 г 30% и 450г 10% раствора
Задача 7 . Сначала приготовили 25%-ый водный раствор поваренной соли. Затем одну треть воды выпарили. Найти концентрацию получившегося раствора. Решение:  До выпаривания:  25%  25% 25% 25%  После выпаривания:  Сейчас соль стала составлять одну треть всего раствора или  Ответ : соль вода вода вода соль вода вода

Задача 7 . Сначала приготовили 25%-ый водный раствор поваренной соли. Затем одну треть воды выпарили. Найти концентрацию получившегося раствора.

Решение:

До выпаривания:

25% 25% 25% 25%

После выпаривания:

Сейчас соль стала составлять одну треть всего раствора или

Ответ :

соль

вода

вода

вода

соль

вода

вода

Задача 7 . Сначала приготовили 25%-ый водный раствор поваренной соли. Затем одну треть воды выпарили. Найти концентрацию получившегося раствора. Решение:  До выпаривания:  25%  25% 25% 25%  После выпаривания:  Сейчас соль стала составлять одну треть всего раствора или  Ответ : соль вода вода вода соль вода вода

Задача 7 . Сначала приготовили 25%-ый водный раствор поваренной соли. Затем одну треть воды выпарили. Найти концентрацию получившегося раствора.

Решение:

До выпаривания:

25% 25% 25% 25%

После выпаривания:

Сейчас соль стала составлять одну треть всего раствора или

Ответ :

соль

вода

вода

вода

соль

вода

вода

Метод Пирсона при решении задач на смеси и сплавы Обозначим массу 1-го раствора m 1 , а 2-го m 2 , тогда при смешивании масса смеси будет равна сумме этих масс.  Массовая доля растворённого вещества в 1-м растворе –  ω  1 , во 2-м – ω  2 , а в их смеси – ω  3 .

Метод Пирсона

при решении задач на смеси и сплавы

Обозначим массу 1-го раствора m 1 , а 2-го m 2 ,

тогда при смешивании масса смеси будет равна сумме этих масс. Массовая доля растворённого вещества в 1-м растворе – ω 1 , во 2-м ω 2 , а в их смеси – ω 3 .

2  способ (метод Пирсона) Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго? 10х+30(200-х)=25∙200 10х+6000-30х=5000 20х=1000 х=50 50кг- масса первого сплава, 150кг- масса второго сплава 150-50=100(кг)- На столько килограммов масса первого сплава меньше массы второго. Ответ:100

2 способ (метод Пирсона)

Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

10х+30(200-х)=25∙200

10х+6000-30х=5000

20х=1000

х=50

50кг- масса первого сплава, 150кг- масса второго сплава

150-50=100(кг)- На столько килограммов масса первого сплава меньше массы второго.

Ответ:100

Литературные источники. 1. Шевкин А.В. Текстовые задачи. 7-11 классы: Учебное пособие по математике. –М.:Русское слово – РС,2005. 2. Шагин В.Л. Вступительные экзамены по математике в Высшей школе экономики,1995-1996. – М.:Вита-Пресс,1998  3. Семёнова А.Л. ЕГЭ 2012. Математика. Типовые экзаменационные варианты. -М.: Национальное образование , 2011. 4. Лебедев В.В.,Михайлов П.А.,Ефимова М.В. Пособие по математике для подготовки к вступительному экзамену в Государственную академию управления. -М.:ГАУ,УЦ «АЗЪ»,1998. 5. Математика, № 6, 2006. (Приложение «1 сентября»).

Литературные источники.

1. Шевкин А.В. Текстовые задачи. 7-11 классы: Учебное пособие по математике. –М.:Русское слово – РС,2005.

2. Шагин В.Л. Вступительные экзамены по математике в Высшей школе экономики,1995-1996. – М.:Вита-Пресс,1998

3. Семёнова А.Л. ЕГЭ 2012. Математика. Типовые экзаменационные варианты. -М.: Национальное образование , 2011.

4. Лебедев В.В.,Михайлов П.А.,Ефимова М.В. Пособие по математике для подготовки к вступительному экзамену в Государственную академию управления. -М.:ГАУ,УЦ «АЗЪ»,1998.

5. Математика, № 6, 2006. (Приложение «1 сентября»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!