КРАЕВОЙ КОНКУРС
«Технологии формирования естественнонаучной и математической грамотности школьников»
Учебные задания практико-ориентированного характера по формированию математической и естественнонаучной грамотности.
Учитель математики МБОУ СОШ №1
Каневского района
Кучер Валентина Викторовна
Ст.Каневская Каневского района
2021г
Практико- ориентированные задачи на уроках математики направлены на применение математических знаний и умений в реальной жизненной ситуации. Они позволяют реализовывать «прикладную» направленность обучения. Представленные в работе задачи предназначены для учащихся 5 классов.
Задача №1
Задача | Предмет, класс | Тема урока, на которой можно использовать данную задачу |
Норма веществ в рационе подростка. | Математика, 5 класс | Действия с натуральными числами |
Межпредметная связь: математика, биология | Уровень сложности: базовый |
Содержательная область | Контекст | Компетенстностная область |
Количество | Научная жизнь | Применять |
На уроках биологии двенадцатилетняя Наташа узнала о важности сбалансированного питания, о веществах, входящих в состав пищи. Это жиры, белки, углеводы, минеральные соли, витамины и вода.
В интернете она нашла таблицу суточных норм питания детей и подростков.
Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей и подростков с учетом их возраста:
Возраст, лет | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7-10 | 77 | 79 | 330 | 2300 |
11-15 | 90 | 92 | 375 | 2850 |
Старше 16 | 80 | 83 | 475 | 3100 |
Задание 1
Используя данные таблицы, определите какое общее количество белков, жиров и углеводов должна получить Наташа за 4 дня. Ответ дать в г.
Задание 2
Определите количество углеводов, которые должен получить в школьной столовой класс, в котором обучается Наташа, состоящий из 25 учащихся. Норма потребления питания в обед составляет суточного рациона.
Критерии ответов:
| Решение | Критерии оценивания |
1 | (90+92+375) 4=2228(г) | Показано решение задачи и получен правильный ответ-1балл |
2 | (90+92+375) 25=13925(г) дневная норма класса 13925:5 2=5570(г) | Показано решение задачи и получен правильный ответ-2балла; Показано решение задачи и получен ответ, но допущена вычислительная ошибка -1балл. Решение не соответствует данным критериям- 0 баллов. |
Задача №2
Задача | Предмет, класс | Тема урока, на которой можно использовать данную задачу |
Рост учащихся | Математика, 5 класс | Среднее арифметическое. Сравнение чисел. |
Межпредметная связь: математика, физическая культура | Уровень сложности: базовый |
Содержательная область | Контекст | Компетенстностная область |
Количество | Общественная жизнь | Применять |
Перед школьными соревнованиями измерили рост всех мальчиков в 5Аклассе. Результаты измерений занесены в таблицу:
№ п/п | Рост в см |
1 | 148 |
2 | 161 |
3 | 152 |
4 | 145 |
5 | 160 |
6 | 162 |
7 | 145 |
8 | 144 |
9 | 157 |
10 | 158 |
Задание 1
Определить средний рост учащихся 5А класса. Ответ указать в см.
Задание 2
Сколько мальчиков выше среднего роста?
Задание 3
Рост одного из мальчиков определен с ошибкой. Каким может быть средний рост мальчиков класса, если ошибка составляет 4 см?
Критерии ответов:
| Решение | Критерии оценивания |
1 | 1532:10=153,2(см) | Показано решение задачи и получен правильный ответ-1балл |
2 | 5 мальчиков | Получен правильный ответ-1балл |
3 | 1)1536:10=153,6(см) 2)1528:10=152,8(см) | Показано решение задачи и получен правильный ответ-2балла; Рассмотрен один из возможных случаев-1балл; Решение не соответствует данным критериям- 0 баллов. |
Задача №3
Задача | Предмет, класс | Тема урока, на которой можно использовать данную задачу |
Аквариум | Математика, 5 класс | Объем прямоугольного параллелепипеда |
Межпредметная связь: математика, геометрия, биология | Уровень сложности: базовый |
Содержательная область | Контекст | Компетенстностная область |
Пространство и форма | Личная жизнь | Применять |
Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого равна 70 см, ширина и высота соответственно- 40см и 50см.
Задание 1
Сколько литров составляет объём аквариума? В одном литре 1000 кубических сантиметров.
Задание 2
На сколько см надо увеличить длину аквариума, чтобы его объем увеличился на 36000 см3?
Задание №3
Сколько рыбок может поместить в аквариум, если для нормальной жизнедеятельности одной рыбки необходим объем 400см3?
Критерии ответов:
| Решение | Критерии оценивания |
1 | 70 × 40 × 50 =140000(см3) 140000см =140(л) | Показано решение задачи и получен правильный ответ-1балл |
2 | 1)36000+140000=176000(см3) 2)176000:(40 50)=88(см)-длина второго аквариума. 3)88-70=18(см) | Показано решение задачи и получен правильный ответ-2балла; Показано решение задачи и получен ответ, но в ходе решения допущена вычислительная ошибка -1балл. Решение не соответствует данным критериям- 0 баллов. |
3 | 140000:400=35 (рыбок) | Показано решение задачи и получен правильный ответ-1балл |
Задача №4
Задача | Предмет, класс | Тема урока, на которой можно использовать данную задачу |
Самые большие животные | Математика, 5 класс | Сравнение величин |
Межпредметная связь: математика, биология | Уровень сложности: повышенный |
Содержательная область | Контекст | Компетенстностная область |
Изменение и зависимости | Научная жизнь | Применять |
В энциклопедии о животных Павел нашел следующие сведения о больших животных:
Самые большие животные
Синий кит – морское животное, которое является представителем отряда китообразных. Синий кит – самый большой кит из всех китообразных в настоящее время. Также синий кит – это самое большое животное на Земле. Размеры синего кита огромны и производят сильное впечатление. Гиганты длиной в 30 метров и весом более 150 тонн поразительны.
Отдельные особи достигают в длину до 33м, а их масса - до 190 тонн.
Самое крупное наземное млекопитающее - африканский слон, масса которого может доходить до 7 тонн, а рост - до 4 метров.
Самый крупный наземный хищник - белый медведь, который может достигать длины 3,5 метра и массы 1 тонна (что втрое больше массы самого крупного льва или тигра).
Самое высокое наземное животное планеты - жираф. Самый крупный жираф был ростом около 6 метров.
Самая большая рептилия - гребнистый крокодил, длина которого доходит до 7 метров, а масса - до полутора тонн.
Самая большая змея - анаконда, которая может достигать в длину 11,5 метров.
Задание 1
Можно ли построить диаграмму: сравнение размеров животных. Ответ обоснуйте.
Задание 2
Верными или неверными являются следующие утверждения, объясните решение:
А. Масса трех африканских слонов больше массы самой крупной рептилии в 14 раз;
Б. Существует синий кит длиной более 30 метров;
В. Восьмиметровая высота жирафа наводит на мысль о нескладности млекопитающего. Но в действительности это животное прекрасно приспособлено к существованию в саванне.
Критерии ответов:
| Решение | Критерии оценивания |
1 | Из данных, приведенных в тексте, мы видим, что для некоторых животных указана их высота, а для других - длина. Вывод - нельзя построить диаграмму размеров этих животных. | Приведены рассуждения к решению задачи- 1 балл |
2 | А -1)7 3=21(т) масса 2)21:1,5=14, верно Б-Так как существует кит, длина которого 33м, то утверждение верное. В- Так как высота жирафа около 6 м, то не существует жираф, высота которого 8м. Утверждение неверное | Даны объяснения ко всем трем предложениям с правильными ответами- 2 балла; Приведены два верных рассуждения или 3, но одно из них ошибочно- 1 балл. |