1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотивация | - В школе добрыми делами занята, Тихо ходит в нашем классе доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час. Стихотворение «Доброта» - Послушайте стихотворение. Подумайте, о чём оно. Доскажите последнее слово, в нём и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить. -Это слово серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец …. ДОБРОТА. Догадались, что это? Сердец доброта! - О каком качестве пойдёт речь? Да сегодня мы будем говорить о доброте. (озвучивание темы урока) |
Высказываний учащихся | Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, Регулятивные УУД:понимать цель выполняемых действий Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Целеполагание | - Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. - Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Доброта…Добро…Что же это такое? Сегодня мы тоже попытаемся ответить на эти непростые вопросы: - Что делает человека добрым и злым? - Зачем творить добро? - Нужно ли сегодня самоотвержение? - Каким человеком вы бы хотели видеть себя? Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. | Высказывания учащихся
Формируют учебную задачу Определяют цели урока | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
3 | Открытие новых знаний | -Какие ассоциации вызывает у вас слово доброта? - А кто, ребята, из вас знает, какие синонимы употребляются в православии к записанным вами словам. - В православии, всё, что связано с добром, называют ДОБРОДЕТЕЛЬЮ, ПРАВЕДНОСТЬЮ) -В одной из своих проповедей Иисус рассказал притчу о добром самарянине. ВЕДУЩИЙ: Однажды путник шел в Иерихон. Был мирен и спокоен он. Но вот разбойники напали на него, А он не смог поделать ничего! 1-Й РАЗБОЙНИК: Бери скорее кошелек, Держи, чтоб он сбежать не смог! 2-Й РАЗБОЙНИК: Уж слишком ты его избил, Оставь его. Чтоб жив он был. ВЕДУЩИЙ: Остался путник чуть живой. Священник шел дорогой той СВЯЩЕННИК: Ах, бедный, весь изранен ты! Никто не даст тебе воды! Однако нужно мне спешить! Я должен скоро в храме быть! ВЕДУЩИЙ: И по своим пошел делам. Левит остановился там. ЛЕВИТ: Кто мог его вот так избить? Как может их земля носить? Другие пусть заботятся о нем, Мне некогда, и я тут ни при чем. ВЕДУЩИЙ: Так путник наш один остался, Но вдалеке вдруг ослик показался. Какой-то человек на нем сидит. Он слез. На путника глядит. И видно, не уходит он, Быть может. Путник наш спасен?! САМАРЯНИН: О, что с тобой? Ты весь избит! И кровь из ран твоих бежит! ПУТНИК: Они меня убить хотели, Да почему-то пожалели. САМАРЯНИН: Я маслом раны заживлю, Тебя водою напою. Идем в гостиницу со мной! К твоим услугам ослик мой. ПУТНИК: Но не смогу я заплатить, Ведь прежде, чем вот так избить, Они ограбили меня. Но все ж благодарю тебя! САМАРЯНИН: Ну, за тебя я заплачу, Ведь я помочь тебе хочу! ВЕДУЩИЙ: Он позаботился о нем. А я хочу сказать о том, Что ближних мы любить должны, А ближний тот, кому важны, Забота наша и любовь. Добро же к нам вернется вновь! -Эта притча ещё раз говорит нам о том, как мы должны поступать с ближними. Является ли поступок совершенный путником добрым? Почему он так поступил? (он сделал это бескорыстно, поступил как истинный христианин) - Вы хотели бы быть похожими в своих поступках на этого человека? Как называют, если человек хочет быть на кого-то похожим? (подражать - Вспомним о волшебном цветке из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Кому и как | Рассуждения учащихся (милосердие, сострадание, нежность, забота, помощь, жалость, великодушие) | Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение; самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ; |
| | помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? - Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. (предлагается работа с иллюстрациями) -Пробуют ответить на вопрос: Что олицетворяет одно дерево и другое? Были ли деревья одинаковыми первоначально? Что случилось со вторым деревом и почему? (деревья прикреплены на доску) Приложение 1 (Скорее всего, это будут однотипные ответы: добро-всё хорошее, полезное) Добрый, добродушный, добряк |
Работа на листочках
Учащиеся проводят сравнительный анализ двух деревьев.
Заслушиваются ответы ребят. | Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью |
4 | Творческая работа. | - Какие плоды могут расти на дереве «Добро»? А на дереве «Зло»? Раскрась, подпиши и прикрепи плоды на каждое дерево. Возможные слова: тепло, война, смерть, веселье, мама, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе. Слова прикрепляются на деревья. – Какие доводы могут убедить людей творить добро? | Анализируют, высказывают свои предположения. Выполняют задание | |
5 | Физминута | 4.Физминутка Поиграем в игру «Топаем – хлопаем» Если поступок добрый – хлопаем, плохой , злой – топаем. | | |
6 | Работа с текстом учебника | 1.Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете» 2. Чтение статьи учебника. 3. Работа по тексту. – Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли? – Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить? –«Золотое правило этики»– сформулируй его – «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило? 4.(Слайд. Распятие). - Беседа по вопросам. - Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить? - Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа? - (Слайд. «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо )Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы? - Что ты знаешь о преследованиях христиан? (Вывод: основе добра лежит самоотвержение, или самоотверженность. По-настоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его) Работа в группах: Составление словарной статьи слова «самоотвержение». (Слайд. «Самоотвержение-?») Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?) Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может - Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом«самоотвержение и противоположные ему по ценностному смыслу. 1 группа: самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление 2 группа: самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность.(Приложение2) Составление «лестницы» самоотверженности Герды. - Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления. Давайте обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева». Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности. (Приложение 3) Проследите за тем, какие поступки совершает Герда и какие решения принимает. Связаны ли они с отказом от личного благополучия? Постройте «лестницу» самоотверженности Герды, где на каждой ступеньке укажите поступок или решение Герды, а рядом – от чего отказывает себе девочка.Как вы думаете, почему мы не просто записали поступки Герды, а построили лестницу? Вывод: каждое новое испытание требовало от Герды всё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно. (Слайд. Герда –«сотворение добра требует самоотвержения») - Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом. - Выберите из предложенных ситуаций те, на которых изображено действие, приносящее не просто радость, а радость духовную. (Слайды: Тебе купили игрушку. Сводили в аквапарк. Ты получил пятёрку. Чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им. После болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое-то время она будет с вами: с тобой и твоей семьёй. Вы всей семьёй празднуете праздник Воскресения Христово.) - Можно ли сказать, что по-настоящему счастливым делает человека духовная радость, что духовная радость преображает человека |
Работа с учебником
Учащиеся в группах составляют определение
Задание выполняется самостоятельно в группах
| Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы. Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы |
7 | Решение проблемных ситуаций | Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю две ситуации. Послушайте их внимательно. СИТУАЦИЯ 1. Возвращаясь из школы, ученик увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил помощь. Мальчик помог донести сумку, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось. СИТУАЦИЯ 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его. -Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?(В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.) - Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?(Нет.) -Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны! | | |
8 | Рефлексия | - Как вы понимаете слова? Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет! (Шота Руставели) Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский) Идет процесс чтения и комментирования пословиц: (слайд) Пословицы. * Худо тому, кто добра не делает никому. *Доброе дело само себя хвалит. *Доброе слово и кошке приятно. *Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. * Добро творить – себя веселить. * Добра желаешь- добро и делай * Получив добро –помни, а сделав-забудь. | Работа с пословицами.
Ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет.
| Регулятивные УУД : -оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности - удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативные УУД -быть терпимым к другим мнениям; -учитывать их в совместной работе. Личностные УУД - проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор; |
9 | Итог урока | Спасибо всем за урок. - Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела. - Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. И запомните главное: Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела. -А закончить наш урок я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе. | Дети поют песню кота Леопольда «Если добрый ты» | -
|
10 | Домашнее задание | Прочитайте текст с. 68 -69, Выполнить задание в рабочем листе, посмотрите в словаре слово «Добродетель». Написать развернутый ответ на вопрос «Добрый ли я человек?» | | |