СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачем творить добро?

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по основам православной культуры для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Зачем творить добро?»


Технологическая карта урока


Предмет: Основы православной культуры Класс _____________4____________

Базовый учебник: А.В.Кураев « Основы православной культуры»

Тема урока «Зачем творить добро?»

Цель урока: осмысление учащимися нравственных христианских основ отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи:

Образовательные:

выяснить причины, по которым христиане стремятся совершать добрые поступки (благодарность за подвиг Христа и подражание подвигу Христа);

выработать понимание терминов «Добро» , «Доброта»;

учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

учить размышлять над нравственной сутью поступков;

помочь детям понять, зачем нужно делать добро.

обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.



Развивающие:

- мотивация школьников на нравственные поступки и деяния;


понять, почему самоотверженность (отказ от своих желаний во благо другого человека) может приносить духовную радость на примере подвигов апостолов Петра и Андрея;

развивать умение работать в группах; коммуникативную компетенцию учащихся, творческие способности;

способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

способствовать осознанию того, что стремление жить и творить добро другим людям, бескорыстно дает человеку духовную радость.

воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия

продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро,уважение, любовь;

развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу; к окружающим;

воспитывать доброту, человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни;

повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе .


Тип урока: открытие нового знания

Необходимое оборудование: презентация, мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, иллюстрация деревьев, фломастеры.

Критерии достижения цели урока: положительный настрой учащихся на работу,активное участие в обсуждении, вопросы от учащихся, проявление эмоций.


Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Мотивация

- В школе добрыми делами занята,

Тихо ходит в нашем классе доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Стихотворение «Доброта»

- Послушайте стихотворение. Подумайте, о чём оно. Доскажите последнее слово, в нём и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

-Это слово серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец …. ДОБРОТА.

Догадались, что это? Сердец доброта! - О каком качестве пойдёт речь? Да сегодня мы будем говорить о доброте. (озвучивание темы урока)





















Высказываний учащихся

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

Регулятивные УУД:понимать цель выполняемых действий

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2

Целеполагание

- Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми.

- Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Доброта…Добро…Что же это такое?

Сегодня мы тоже попытаемся ответить на эти непростые вопросы:

- Что делает человека добрым и злым?

- Зачем творить добро?

- Нужно ли сегодня самоотвержение?

- Каким человеком вы бы хотели видеть себя?

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Высказывания учащихся





Формируют учебную задачу

Определяют цели урока

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3

Открытие новых знаний

-Какие ассоциации вызывает у вас слово доброта?

- А кто, ребята, из вас знает, какие синонимы употребляются в православии к записанным вами словам. - В православии, всё, что связано с добром, называют ДОБРОДЕТЕЛЬЮ, ПРАВЕДНОСТЬЮ)

-В одной из своих проповедей Иисус рассказал притчу о добром самарянине.

ВЕДУЩИЙ:
Однажды путник шел в Иерихон.
Был мирен и спокоен он.
Но вот разбойники напали на него,
А он не смог поделать ничего!
1-Й РАЗБОЙНИК:
Бери скорее кошелек,
Держи, чтоб он сбежать не смог!
2-Й РАЗБОЙНИК:
Уж слишком ты его избил,
Оставь его. Чтоб жив он был.
ВЕДУЩИЙ:
Остался путник чуть живой.
Священник шел дорогой той
СВЯЩЕННИК:
Ах, бедный, весь изранен ты!
Никто не даст тебе воды!
Однако нужно мне спешить!
Я должен скоро в храме быть!
ВЕДУЩИЙ:
И по своим пошел делам.
Левит остановился там.
ЛЕВИТ:
Кто мог его вот так избить?
Как может их земля носить?
Другие пусть заботятся о нем,
Мне некогда, и я тут ни при чем.
ВЕДУЩИЙ:
Так путник наш один остался,
Но вдалеке вдруг ослик показался.
Какой-то человек на нем сидит.
Он слез. На путника глядит.
И видно, не уходит он,
Быть может. Путник наш спасен?!
САМАРЯНИН:
О, что с тобой? Ты весь избит!
И кровь из ран твоих бежит!
ПУТНИК:
Они меня убить хотели,
Да почему-то пожалели.
САМАРЯНИН:
Я маслом раны заживлю,
Тебя водою напою.
Идем в гостиницу со мной!
К твоим услугам ослик мой.
ПУТНИК:
Но не смогу я заплатить,
Ведь прежде, чем вот так избить,
Они ограбили меня.
Но все ж благодарю тебя!
САМАРЯНИН:
Ну, за тебя я заплачу,
Ведь я помочь тебе хочу!
ВЕДУЩИЙ:
Он позаботился о нем.
А я хочу сказать о том,
Что ближних мы любить должны,
А ближний тот, кому важны,
Забота наша и любовь.
Добро же к нам вернется вновь!

-Эта притча ещё раз говорит нам о том, как мы должны поступать с ближними. Является ли поступок совершенный путником добрым? Почему он так поступил? (он сделал это бескорыстно, поступил как истинный христианин)

- Вы хотели бы быть похожими в своих поступках на этого человека? Как называют, если человек хочет быть на кого-то похожим? (подражать

- Вспомним о волшебном цветке из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Кому и как

Рассуждения учащихся

(милосердие, сострадание, нежность, забота, помощь, жалость, великодушие)


Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации

выбор наиболее эффективных способов решения задач; планирование ;



помогла девочка? Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? - Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

(предлагается работа с иллюстрациями) -Пробуют ответить на вопрос: Что олицетворяет одно дерево и другое? Были ли деревья одинаковыми первоначально? Что случилось со вторым деревом и почему? (деревья прикреплены на доску) Приложение 1


(Скорее всего, это будут однотипные ответы: добро-всё хорошее, полезное)

Добрый, добродушный, добряк










Работа на листочках





Учащиеся проводят сравнительный анализ двух деревьев.



Заслушиваются ответы ребят.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.

Коммуникативные УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

4

Творческая работа.

- Какие плоды могут расти на дереве «Добро»? А на дереве «Зло»?

Раскрась, подпиши и прикрепи плоды на каждое дерево. Возможные слова: тепло, война, смерть, веселье, мама, слёзы, семья, ласка, разруха, отзывчивость, горе. Слова прикрепляются на деревья.

– Какие доводы могут убедить людей творить добро?


Анализируют, высказывают свои предположения.

Выполняют задание


5

Физминута

4.Физминутка

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой , злой – топаем.




6

Работа с текстом учебника

1.Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

2. Чтение статьи учебника.

3. Работа по тексту.

– Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли?

– Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?

–«Золотое правило этики»– сформулируй его

– «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?

4.(Слайд. Распятие).

- Беседа по вопросам.

- Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?

- Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?

- (Слайд. «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо )Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?

- Что ты знаешь о преследованиях христиан?

(Вывод: основе добра лежит самоотвержение, или самоотверженность. По-настоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его)

Работа в группах:

Составление словарной статьи слова «самоотвержение».

(Слайд. «Самоотвержение-?»)

Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)

Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может


- Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом«самоотвержение и противоположные ему по ценностному смыслу.

1 группа: самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление

2 группа: самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность.(Приложение2)


Составление «лестницы» самоотверженности Герды.

- Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления. Давайте обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева». Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности. (Приложение 3) Проследите за тем, какие поступки совершает Герда и какие решения принимает. Связаны ли они с отказом от личного благополучия? Постройте «лестницу» самоотверженности Герды, где на каждой ступеньке укажите поступок или решение Герды, а рядом – от чего отказывает себе девочка.Как вы думаете, почему мы не просто записали поступки Герды, а построили лестницу? Вывод: каждое новое испытание требовало от Герды всё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно. (Слайд. Герда –«сотворение добра требует самоотвержения»)

- Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.

- Выберите из предложенных ситуаций те, на которых изображено действие, приносящее не просто радость, а радость духовную. (Слайды: Тебе купили игрушку. Сводили в аквапарк. Ты получил пятёрку. Чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им. После болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое-то время она будет с вами: с тобой и твоей семьёй. Вы всей семьёй празднуете праздник Воскресения Христово.)

- Можно ли сказать, что по-настоящему счастливым делает человека духовная радость, что духовная радость преображает человека



Работа с учебником































Учащиеся в группах составляют определение



















Задание выполняется самостоятельно в группах

















Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

7

Решение проблемных ситуаций


Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю две ситуации. Послушайте их внимательно.
СИТУАЦИЯ 1. Возвращаясь из школы, ученик увидел, как пожилая женщина, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил помощь. Мальчик помог донести сумку, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
СИТУАЦИЯ 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
-Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?(В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.)
- Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?(Нет.)
-Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!




8

Рефлексия

- Как вы понимаете слова?

Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет! (Шота Руставели) Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали. (Л.Н. Толстой)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)

Идет процесс чтения и комментирования пословиц: (слайд)

Пословицы.

* Худо тому, кто добра не делает никому.

*Доброе дело само себя хвалит.

*Доброе слово и кошке приятно.

*Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно.

* Добро творить – себя веселить.

* Добра желаешь- добро и делай

* Получив добро –помни, а сделав-забудь.



Работа с пословицами.







Ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет.




              1. Регулятивные УУД :

-оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности

- удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативные УУД

-быть терпимым к другим мнениям;

-учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД

- проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор;


9

Итог урока

Спасибо всем за урок.

- Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

И запомните главное:

Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желанийзлые дела.

-А закончить наш урок я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.


Дети поют песню кота Леопольда «Если добрый ты»

10

Домашнее задание

Прочитайте текст с. 68 -69, Выполнить задание в рабочем листе, посмотрите в словаре слово «Добродетель».

Написать развернутый ответ на вопрос «Добрый ли я человек?»

























Приложение 1




Приложение 2





Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку

Слова с основой «само», имеющие

положительную оценку


Самолюбование

Самолюбие,

Самолюбивость

Саможаление

Самомнение

Самонадеянность

Самоограничение

Самоотречение

Самостоятельность

Самоотверженность






Приложение 3



Поступки и решения Герды

От чего отказывается Герда,

принимая решение.

Просьба к реке вернуть названного братца

От новых красных башмачков

Решение плыть в лодке дальше по реке

Разлука с близкими, разлука с бабушкой

Побег от старушки

От тепла, уюта, покоя, красоты домика,

в котором приютила Герду старушка

Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона

От шёлковой и бархатной одежды,

роскошной жизни во дворце

Отъезд из разбойничьего замка

Крышу над головой, тепло от очага,

ненадёжную, но защиту, которую могла

ей дать маленькая разбойница

Отъезд из дома финки

Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение

полного одиночества среди бескрайней

снежной равнины


28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!