СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачетная работа по роману "Тихий Дон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс составил коллега по цеху. Мне очень понравился ресурс. Проверяет не только знание текста, но и восприятие  героев в современном варианте.

Просмотр содержимого документа
«Зачетная работа по роману "Тихий Дон"»

Контрольная работа по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Вариант 1 Прочитайте отрывок. Выполните задания 1-12.

День был на редкость ясный, морозный. Около солнца радужные дымились столбы. Ветер гнул с севера. В степи сипела поземка. Но снеговые просторы, обнятые горизонтом, были светлы, лишь на востоке, под самым острием горизонта, задернутая лиловой марью, курилась степь.

Пантелей Прокофьевич, везший Григория из Миллерова, решил в Ольховом Рогу не останавливаться, а тянуть до Кашар и там заночевать. Он выехал из дому по телеграмме Григория, к вечеру 28 января приехал в Миллерово.

Ехал Григорий со смешанным чувством недовольства и радости: недовольства – потому, что покидал свою часть в самый разгар борьбы за власть на Дону, а радость испытывал при одной мысли, что увидит домашних, хутор; сам от себя таил желание повидать Аксинью, но были и о ней думки.

С отцом они встретились как-то отчужденно. Пантелей Прокофьевич (нажужжал ему в уши Петро) хмуро присматривался к Григорию – в его коротких, бивших наосклизь взглядах густели недовольство, выжидающая тревога. На станции вечером он долго расспрашивал Григория о событиях, полыхавших в области; ответы сына, видимо, его не удовлетворяли. Он жевал поседевшую бороду, глядел на свои подшитые кожей валенки, чмыкал носом. В спор вступил неохотно, но разгорелся, защищая Каледина,– в горячую минуту по-прежнему прицыкнул на Григория и даже хромой ногой затопотал.

–Ты мне не толкуй! Был у нас по осени Каледин в хуторе! Сбор был на майдане, он на стол влез, гутарил со стариками и предсказал, как по Библии, что придут мужики, война будет, и ежели будем мы туды-суды шататься – заберут все и зачнут заселять область. Он ишо в то время знал, что будет война. Что ж вы, сукины сыны, думаете? Аль он меньше вашего знает? Ученый такой генерал, армию водил – и меньше твоего знает? В Каменской-то позасели вот такие, как ты, пустобрехи необразованные – и мутят народ. Подтелков твой – из каких? Вахмистр?.. Ого! Одних со мной чинов. Вот это так!.. Дожи-ли… Дальше некуда!

Григорий неохотно спорил с ним. Знал, еще не видя отца, какого тот толка. А тут новое всучилось: не мог ни простить, ни забыть Григорий гибель Чернецова и бессудный расстрел пленных офицеров.

Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «Неужто прав Изварин? К кому же прислониться?» Об этом невнятно думал Григорий, привалясь к задку кошелки. Но, когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля,– выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости,– теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось,– поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Все напоминало ему полузабытую прежнюю жизнь: и запах овчин от тулупа, и домашний вид нечищеных лошадей, и какой-нибудь петух в слободе, горланящий с погребицы. Сладка и густа, как хмелины, казалась ему в это время жизнь тут, в глушине.

  1. К какому жанру относится "Тихий Дон"?

  2. Как называется средство характеристики персонажа, в котором описывается внешний вид, например: "...младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое..."?

  3. Определите героя по его портрету: "...сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену..."

  4. Какое средство выразительности использовано М.Шолоховым в отрывке: "... как в топкой гати, забилась под ногами почва..."?

  5. Установите соответствие между героями и событиями в их жизни:

А. Петро Мелехов

Б. Михаил Кошевой

В. Григорий Мелехов

Г. Митрий Коршунов

А. Погиб в первые дни Гражданской войны.

Б. Оказался предателем казаков.

В. Прослыл жестоким палачом во время Гражданской войны.

Г. Участвовал в становлении советской власти в хуторе Татарском.

Д. Не участвовал в Гражданской войне, так как был хромоногим.

Е. Командовал казаками во время Вёшенского восстания.

  1. Какое синтаксическое средство выразительности использовано писателем в предложении: "Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза." 7. В романе "Тихий Дон" автор активно использует разговорную, диалектную лексику, чтобы создать особый, народный колорит казачьего сословия. Постарайтесь определить значения диалектных и просторечных слов, употребляющихся на страницах романа "Тихий Дон": а) наосклизь; б) гутарил; в) глушина.

  1. Какое средство выразительности использовано писателем в отрывке: "Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира"?

  2. Выпишите эпитет из предложения: "В спор вступил неохотно, но разгорелся, защищая Каледина,– в горячую минуту по-прежнему прицыкнул на Григория и даже хромой ногой затопотал".

  3. Выпишите контекстуальные синонимы из предложения: «Мира и тишины хотелось,– поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца».

  4. Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Тогда герои литературных произведений могли бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные сайты.

Подумайте, как могла бы выглядеть «страничка», (например «В контакте» или в Фейсбуке) или сайт у Григория Мелехова… Какая главная информация могла бы на ней появиться?

  1. В мире существуют памятники не только выдающимся людям, оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге – Носу майора Ковалёва из повести Н.В. Гоголя «Нос», или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову из рассказов А.П. Чехова.

Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник героине романа "Тихий Дон" Ильиничне, матери Григория Мелехова. Опишите свой памятник. Где бы вы выбрали для него место? (В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить? Дайте ответ в виде связного текста.

Контрольная работа по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Вариант 2 Прочитайте отрывок. Выполните задания 1-12.

Григорий расседлал коней, стреножил их, положил под куст седла и оружие. Обильная густая роса лежала на траве, и трава от росы казалась сизой, а по косогору, где все еще таился утренний полумрак, она отсвечивала тусклой голубизной. В полураскрытых чашечках цветов дремали оранжевые шмели. Звенели над степью жаворонки, в хлебах, в душистом степном разнотравье дробно выстукивали перепела: "Спать пора! Спать пора! Спать пора!" Григорий умял возле дубового куста траву, прилег, положив голову на седло. И гремучая дробь перепелиного боя, и усыпляющее пение жаворонков, и теплый ветер, наплывавший из-за Дона с неостывших за ночь песков, - все располагало ко сну. Кому-кому, а Григорию, не спавшему много ночей подряд, пора было спать. Перепела уговорили его, и он, побежденный сном, закрыл глаза. Аксинья сидела рядом, молчала, задумчиво обрывая губами фиолетовые лепестки пахучей медвянки.

  • Гриша, а никто нас тут не захватит? - тихо спросила она, коснувшись стебельком цветка заросшей щеки Григория.

Он с трудом очнулся от дремотного забытья, хрипло сказал:

  • Никого нету в степи. Зараз же глухая пора. Я усну, Ксюша, а ты покарауль лошадей. Потом ты уснешь. Сон сморил меня... сплю... Четвертые сутки... Потом погутарим...

  • Спи, родненький, спи крепше!

Аксинья наклонилась к Григорию, отвела со лба его нависшую прядь волос, тихонько коснулась губами щеки.

  • Милый мой, Гришенька, сколько седых волос-то у тебя в голове... - сказала она шепотом. - Стареешь, стало быть? Ты же недавно парнем был... - И с грустной полуулыбкой заглянула в лицо Григорию.

Он спал, слегка приоткрыв губы, мерно дыша. Черные ресницы его, с сожженными солнцем кончиками, чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа, обнажая плотно сомкнутые белые зубы. Аксинья всмотрелась в него внимательнее и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах... И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула.

Спустя немного Аксинья тихонько встала, перешла поляну, высоко подобрав юбку, стараясь не замочить ее по росистой траве. Где-то недалеко бился о камни и звенел ручеек. Она спустилась в теклину лога, устланную замшелыми, покрытыми прозеленью, каменными плитами, напилась холодной родниковой воды, умылась и досуха вытерла порумяневшее лицо платком. С губ ее все время не сходила тихая улыбка, радостно светились глаза. Григорий снова был с нею! Снова призрачным счастьем манила ее неизвестность... Много слез пролила Аксинья бессонными ночами, много горя перетерпела за последние месяцы. Еще вчера днем, на огороде, когда бабы, половшие по соседству картофель, запели грустную бабью песню, - у нее больно сжалось сердце, и она невольно прислушалась. Тега-тега, гуси серые, домой, Не пора ли вам наплаваться?

Не пора ли вам наплаваться,

Мне, бабеночке, наплакаться... - выводил, жаловался на окаянную судьбу высокий женский голос, и Аксинья не выдержала: слезы так и брызнули из ее глаз! Она хотела забыться в работе, заглушить ворохнувшуюся под сердцем тоску, но слезы застилали глаза, дробно капали на зеленую картофельную ботву, на обессилевшие руки, и она уже ничего не видела и не могла работать. Бросив мотыгу, легла на землю, спрятала лицо в ладонях, дала волю слезам...

Только вчера она проклинала свою жизнь, и все окружающее выглядело серо и безрадостно, как в ненастный день, а сегодня весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного летнего ливня. "Найдем и мы свою долю!" - думала она, рассеянно глядя на резные дубовые листья, вспыхнувшие под косыми лучами восходящего солнца.

  1. К какому жанру относится роман "Тихий Дон"?

  2. Известно, что литературный портрет персонажа складывается не только из описания внешнего вида, но и из описания его жилья. Чей дом описан в отрывке: "В горнице над кроватью протянута веревочка. На веревочку нанизаны белые и черные порожние, без ниток, катушки. Висят для красоты. На них ночлежничают мухи, от них же к потолку - пряжа паутины"?

  3. Определите героя по его портрету: "...траурно чернели глубокие ямы под глазами; припухшие, слегка вывернутые, жадные губы ее беспокойно и вызывающе смеялись".

  4. Какое средство выразительности использовано М.Шолоховым в отрывке: "... трава от росы казалась сизой, а по косогору, где все еще таился утренний полумрак, она отсвечивала тусклой голубизной"?

  5. Установите соответствие между героями и событиями в их жизни:

А. Аксинья Астахова

Б. Наталья Коршунова

В. Дарья Мелехова

Г. Дуняшка Мелехова

А. Вышла замуж за убийцу своего брата.

Б. Уехала из хутора в Крым во время Гражданской войны.

В. Умерла от потери крови.

Г. Утонула по своей воле.

Д. Умерла в старости.

Е. Погибла от случайной пули.

  1. В романе "Тихий Дон" автор активно использует разговорную, диалектную лексику, чтобы создать особый, народный колорит казачьего сословия. Постарайтесь определить значения диалектных и просторечных слов, употребляющихся на страницах романа "Тихий Дон": а) баз; б) гутарил; в) завеска.

  2. Выпишите фразеологизм из предложения: "Бросив мотыгу, легла на землю, спрятала лицо в ладонях, дала волю слезам..."

8.Какое средство выразительности использовано в предложении: " Много слез пролила Аксинья бессонными ночами, много горя перетерпела за последние месяцы"?

  1. Какой "герой" романа один противопоставлен вражде, смерти, кровопролитию и символизирует в произведении созидание и жизнь: "В полураскрытых чашечках цветов дремали оранжевые шмели. Звенели над степью жаворонки, в хлебах, в душистом степном разнотравье дробно выстукивали перепела: "Спать пора! Спать пора! Спать пора!"?

  2. Выпишите пары контекстуальных антонимов из предложения: «Только вчера она проклинала свою жизнь, и все окружающее выглядело серо и безрадостно, как в ненастный день, а сегодня весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного летнего ливня». 11. В мире существуют памятники не только выдающимся людям, оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге – Носу майора Ковалёва из повести Н.В. Гоголя «Нос», или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову из рассказов А.П. Чехова.

Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник героине романа "Тихий Дон" Наталье, жене Григория Мелехова. Опишите свой памятник. Где бы вы выбрали для него место? (В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить? Дайте ответ в виде связного текста.

12. Представьте себе, что Интернет появился гораздо раньше, чем это произошло в реальности. Тогда герои литературных произведений могли бы завести себе странички (аккаунты) в социальных сетях или отдельные сайты.

Подумайте, как могла бы выглядеть «страничка», (например «В контакте» или в Фейсбуке) или сайт у Аксиньи Астаховой… Какая главная информация могла бы на ней появиться?



Ключ к контрольной работе по роману М.А.Шолохова

"Тихий Дон" Вариант 1

  1. -роман-эпопея

  2. - портрет

  3. - Пантелей Прокофьевич Мелехов

  4. - сравнение

  5. - А - А, Б - Г, В - Е, Г - В

  6. - ряд однородных членов

  7. а) наискось; б) говорил; в) глухое, безлюдное место

  8. - эпитет

  9. - горячую минуту

  10. - мира и тишины

Вариант 2

  1. – роман-эпопея

  2. - дом Аксиньи Астаховой

  3. - Аксинья

  4. - метафора

  5. - А - Е, Б - В, В - Г, Г - А

  6. - а) двор; б) волк; в) женская головная повязка

  7. - дала волю слезам

  8. - лексический повтор

  9. - природа

  10. - серо и безрадостно/ ликующим и светлым


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!