СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зачет по учебной дисциплине "Экология"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект контрольно-измерительных материалов (далее КИМ) предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Экология» основной профессиональной образовательной программы по профессии.

В результате освоения учебной дисциплины Экология обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования по специальности умениями и знаниями.

Просмотр содержимого документа
«Зачет по учебной дисциплине "Экология"»

Задание № 1.


1. Обозначьте объект изучения экологии.

2. Охарактеризуйте историю развития экологии.

3. Решите задачу. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.


Задание № 2.


1. Перечислите методы, используемые в экологических исследованиях.

2. Обозначьте роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

3. Решите задачу. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу – недостаток

  1. света 2) тепла 3) воды 4) минеральных веществ


Задание № 3.

1. Дайте понятие среды обитания и факторов среды.

2. Общие закономерности действия факторов среды на организм.

3. Решите задачу. На полях, занятых сельскохозяйственными растениями, часто происходит сильное увеличение численности видов насекомых, которые никогда не размножаются в таких количествах в дикой природе. Объясните почему это происходит.

Задание № 4.


1. Дайте понятие: популяция, экосистема, биосфера.

2. Обозначьте основные характеристики популяций, экосистемы и биосферы.

3. Решите задачу. К абиотическим факторам среды относят

  1. Повреждение деревьев короедами

  2. Нашествие саранчи

  3. Скопление помета в колониях птиц

  4. Обильный снегопад


Задание № 5.


1. Сформулируйте предмет изучения социальной экологии.

2. Опишите, среду, окружающую человека, ее специфику и состояние.

3. Решите задачу. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь полевка - хорек - филин.


Задание № 6.


1. Охарактеризуйте демографию как проблемы экологии.

2. Опишите демографическую проблему в России.

3. Решите задачу. Какое количество планктона (в кг) необходимо, чтобы в водоёме выросла щука массой 8 кг?

Задание № 7.


1. Опишите природные ресурсы, используемые человеком.

2. Дайте понятие «загрязнение среды».

3. Решите задачу. Вес каждого из двух новорожденных детенышей летучей мыши составляет 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. Какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?


Задание № 8.


1. Охарактеризуйте экологические проблемы: региональные и глобальные.

2. Назовите причины возникновения глобальных экологических проблем.

3. Решите задачу. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?


Задание № 9.


1. Сформулируйте основные глобальные экологических проблемы.

2. Назовите возможные способы решения глобальных экологических проблем.

3. Решите задачу. Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?


Задание № 10.


1. Охарактеризуйте окружающую человека среду и ее компоненты. Дайте понятие социальная среда.

2. Опишите естественную и искусственную среду обитания человека.

3. Решите задачу. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?


Задание № 11.


1. Обозначьте основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

2. Охарактеризуйте, как осуществляется контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

3. Решите задачу. Выберите уровни организации живых организмов из перечисленных, которые изучает экология (не менее 3)

  1. Молекулярный 2) клеточный 3) тканевый 4) организменный

  1. видовой 6) популяционный


Задание № 12.


1. Охарактеризуйте городскую квартиру и требования к ее экологической безопасности.

2. Опишите шум и вибрацию в городских условиях и их влияние на здоровье городского человека.

3. Решите задачу. Многие уверяют, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте ответ.


Задание № 13.


1. Сформулируйте экологические требования к организации строительства в городе.

2. Опишите материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений, их экологическую безопасность и контроль за качеством строительства.

3. Решите задачу. Приспособления организмов к обитанию в определенных условиях называются:

  1. анабиоз 2) адаптации 3) фотопериодизм 4) миграции 5) гомеостаз



Задание № 14.


1. Дайте понятие среды обитания человека.

2. Охарактеризуйте особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.

3. Решите задачу. Укажите абиотический фактор, необходимый для жизни растений:

  1. наличие углекислого газа в атмосфере

  2. внесение человеком минеральных удобрений

  3. конкуренция растений за свет

  4. повреждение растений вредителями


Задание № 15.

1. Обозначьте экологические проблемы сельского хозяйства.

2. Назовите пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

3. Решите задачу. Благодаря созданию искусственного микроклимата люди могут жить и работать в разных температурных условиях, вплоть до антарктической зимы или космической стужи. Значит ли это, что температура не является фактором, ограничивающим деятельность человека?


Задание № 16.


1. Охарактеризуйте глобальные экологические проблемы.

2. Назовите пути решения глобальных экологических проблем.

3. Решите задачу. Интенсивность любого экологического фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности, называют:

1) максимальной 2) сдерживающей 3) оптимальной 4) ограничивающей


Задание № 17.


1. Охарактеризуйте возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

2. Опишите эволюцию взглядов на устойчивое развитие. Обозначьте переход к модели «Устойчивость и развитие».

3. Решите задачу. Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы:

  1. деятельность человека 2) биотические 3) абиотические 4) климатические


Задание № 18.


1. Дайте понятие «устойчивость» и «устойчивое развитие».

2. Сформулируйте способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

3. Решите задачу. Почему медицинские инструменты стерилизуют не путем промораживания, а длительным кипячением или нагреванием в автоклавах при высоком давлении?


Задание № 19.


1. Обозначьте экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости.

2. Представьте взаимодействие и взаимовлияние экономического, социального, культурного и экологического способов устойчивости.

Экологическая ниша – это

  1. любые свойства внешней среды, влияющие на живой организм.

  2. свойства среды, требующиеся для существования конкретного вида.




Задание № 20.


1. Сформулируйте понятие экологический след и индекс человеческого развития.

2. Запишите формулу для расчета индекс человеческого развития.

3. Решите задачу. Суточный ритм – это

  1. фотопериодизм 3) приспособление к смене дня и ночи

  2. мимикрия 4) анабиоз


Задание № 21.


1. Охарактеризуйте историю охраны природы в России.

2. Обозначьте принципы природоохранной деятельности.

3. Решите задачу. У верблюдов после летней стрижки расход воды на испарение увеличился на 50%. Почему это произошло? В какое время года вы рекомендуете стричь животных?


Задание № 22.


1. Назовите типы организаций, способствующих охране природы.

2. Охарактеризуйте заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

3. Решите задачу. Среди перечисленных экологических факторов укажите абиотические (не менее 3):

  1. наводнение 2) конкуренция между особями вида 3) понижение температуры

4) хищничество 5) недостаток света 6) паразитизм


Задание № 23.


1. Назовите особо охраняемые природные территории.

2. Охарактеризуйте законодательный статус особо охраняемых природных территорий.

3. Решите задачу. Причина сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху –

  1. небольшая продолжительность их жизни 2)сезонные изменения в жизни растений

  2. их гибель от насекомых-вредителей 4) изменение человеком их среды обитания


Задание № 24.


1. Охарактеризуйте экологические кризисы и экологические ситуации.

2. Обозначьте экологические проблемы России.

3. Решите задачу. Ограничивающим называют фактор, при наличии которого в популяции

  1. организмы нормально функционируют

  2. повышается приспособленность особей

  3. возникает экологическая изоляция

  4. существование вида становится невозможным.


Задание № 25.


1. Обозначьте экологические проблемы России.

2. Охарактеризуйте природно-территориальные аспекты экологических проблем.

3. Решите задачу. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне

  1. высокая температура 2) отсутствие перегноя

  2. недостаток влаги 3) ультрафиолетовые лучи


Задание № 26.

1. Обозначьте экологические проблемы России.

2. Охарактеризуйте социально-экономические аспекты экологических проблем.

3. Решите задачу. В каких условиях адаптивна форма растения перекати-поле?


Задание № 27.

1. Дайте понятие природных ресурсов и способов их охраны.

2. Охарактеризуйте охрану водных ресурсов в России.

3. Решите задачу. Во многих районах с интенсивным земледелием в почвах исчезли черви из-за постоянного внесения ядохимикатов. Как вы думаете, отразится ли это на почвенном плодородии, если в землю регулярно вносят высокие дозы минеральных удобрений.


Задание № 28.


1. Дайте понятие природных ресурсов и способов их охраны.

2. Охарактеризуйте охрану почвенных ресурсов в России.

3. Решите задачу. Приведите примеры:

  1. избегания организмами неблагоприятных условий

  2. перехода в состояние скрытой жизни


Задание № 29.


1. Дайте понятие природных ресурсов и способов их охраны.

2. Охарактеризуйте охрану лесных ресурсов в России.

3. Решите задачу. Анабиоз – это

  1. зимняя спячка медведя

  2. сохранение спор сибирской язвы в могильниках погибших животных

  3. замерзание одноклеточных организмов в водоеме зимой

  4. способность верблюда длительное время находится без воды

  5. сбрасывание деревьями листьев осенью


Задание № 30.


1. Обозначьте возможности управления экологическими системами на примере лесных биогеоценозов.

2. Обозначьте возможности управления экологическими системами на примере водных биоценозов.

3. Решите задачу. На бульварах города в суровую зиму вымерзал часть тополей. Больше всего пострадали деревья, растущие возле уличных фонарей. Почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!