СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

За страницами учебника. Биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для подготовки учащихся к успешной сдачи ЕГЭ по биологии. Поможет учителю обратить внимание на самые трудные вопросы и их разобрать.

Просмотр содержимого документа
«За страницами учебника. Биология»







ПРОГРАММА

За страницами учебника

БИОЛОГИИ

(для учащихся 10-11 классов)








Составитель:

Качаева Людмила Александровна,

учитель биологии

Кемерово 2020-2021



Содержание



Пояснительная записка…………………………………………………………..3

Содержание курса………………………………………………………………...5

Календарно-тематическое планирование………………………………………7

Литература……………………………………………………………………….10












































Пояснительная записка


Программа «За страницами учебника биологии» адресо­вана для учащихся 10, 11 классов.

Структура и содержание данной программы ориентированы на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии.

Цели курса:

освоение знаний о биологических системах (вирусы, бактерии, клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе углубления и расширения знаний по биологии;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Задачи

  • усвоение учащимися знаний о многообразии живых тел природы, уровнях организации биологических систем, сущности происходящих в биологических системах процессов и их особенностях;

  • ознакомление учащихся с методами познания живой природы;

  • проведение наблюдений за биологическими объектами, явлениями; использование приборов и инструментов для рассматривания клеток, тканей, органов, организмов; организация и проведение натурных и лабораторных экспериментов;

  • овладение учащимися умениями находить и использовать информацию о биологических объектах и явлениях, современных исследованиях в биологии, медицине, экологии, о факторах здоровья и риска для организма человека;

  • работать с определителями и справочниками, графиками и таблицами;

  • использовать знания для объяснения биологических процессов;

  • приобретение учащимися компетентности в рациональном использовании природных ресурсов, защите окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов;

  • становление и развитие познавательных интересов учащихся, мыслительных и творческих способностей в процессе изучения живой природы и использование приобретённых знаний в повседневной жизни;

  • формирование целостного мышления при познании живой природы;

  • воспитание рационального мировоззрения учащихся, ценностного отношения к живой природе в целом и отдельным её объектам и явлениям;

  • формирование у учащихся экологической, генетической грамотности, общей культуры поведения в природе;

  • интеграция естественнонаучных знаний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения:

1) реализации этических установок по отношению к био­логическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признания высокой ценности жизни во всех её прояв­лениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания в области микробиологии в свя­зи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здо­ровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами программы по микробиологии в 10 классе являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проект­ной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, де­лать выводы и заключения, структурировать материал, объяс­нять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологиче­ской информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализи­ровать и оценивать информацию, преобразовывать информа­цию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой приро­де, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами в 10 классе являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объ­ектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядер­ных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворе­ние);

объяснение роли микробиологии в формировании научного мировоззрения; вклада микробиологических теорий в формирование со­временной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие и здоровья человека; влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций.

приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;

умение пользоваться микробиологической терминологией и символикой;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, микробиологической информации, получаемой из разных источников;

оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодо­творение, направленное изменение генома).

3. В сфере трудовой деятельности:

овладение умениями и навыками постановки микробиологиче­ских экспериментов и объяснения их результатов.

4. В сфере физической деятельности:

обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.




Содержание учебного предмета

Вводное занятие. Биология как научная и учебная дисциплина, объ­екты ее изучения.

1. Растения. Животные. Вирусы

Общая характеристика вирусов как представителей растений, животных,

не­клеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строе­ние вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов, ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактерио­фагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.

Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические ос­новы защиты культурных растений от вирусов.

Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насеко­мых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.

2. Бактерии

Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бакте­рий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круго­вороте биогенных химических элементов. Бактерии — продуцен­ты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.

Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвен­ного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бак­териальные удобрения и их использование в земледелии. Бакте­рии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологи­ческие основы защиты растений от болезней.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма живот­ного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болез­ни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. При­родные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма челове­ка, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бак­териозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в при­роде, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.

Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — проду­центы аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.

3. Грибы

Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразо­вания и плодородия почвы.

Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.

Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их ис­пользование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилакти­ки и лечения микозов растений.

Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравле­ния. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.

Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных био­органических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).

4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии
Генетическая инженерия — направление новейшей био­технологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроор­ганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инже­нерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганиз­мы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.

5. Микроскопические растения и животные

Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простей­шие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.


































Календарно-тематический план

Наименование темы, раздела

Основная характеристика деятельности обучающихся

1

Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований

Определяют объект изучения микробиологии. Характеризуют краткую историю развития микробиологии. Раскрывают значение микробиологических те­орий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира

Растения. Животные. Вирусы (33 часа)

2-12

Растения

Разделы растений. Отделы растений

13-23

Животные

Разделы животных. Типы животных

24

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни

Определяют понятия: микромир, вирусы, бактериофаги.

Выделяют особенности строения и размножения. Раскрывают значение в природе и жизни человека

25

Взаимоотношения вируса

и клетки-хозяина.

Методы обнаружения вирусов

Характеризуют меры про­филактики распространения вирусных заболева­ний. Профилактика СПИДа.

26

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги)

Определяют понятия: бактериофаги, нуклеопротеин, белковый капсид. Характеризуют многообразие орга­низмов. Сравнивают Одноклеточные, многоклеточные и коло­ниальные организмы.

27

Вирусы растений и вызываемые ими болезни

Определяют понятия: вирион. Характеризуют многообразие орга­низмов

28

Диагностика вирусных болезней растений


29

Защита растений от вирусов

Определяют понятия: андийская крапчатость картофеля, розеточной мозаики персика, пожелтения картофеля, латентной мозаики персика, оспы сливы.

30

Вирусы животных и вызываемые ими болезни

Определяют понятия: инфекционный фон, гены устойчивости

31

Вирусы человека и вызываемые ими болезни

Метод прямой и косвенной диагностики: вирусных включений, электронной микроскопии, молекулярно-биологические методы: ДНК-зонды, серологическая индикация, растения- индикаторы.

32-34

Заключительное занятие по темам «Растения. Животные. Вирусы»

Обобщение полученных знаний

Бактерии (13 часов)

35, 36

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов

Рассматривают понятия: Форма, цвет, величина, фактура бактериальных колоний. L-формы и R-формы бактерий

37,38

Обмен веществ и энергии

у бактерий, их роль в экосистемах

Характеризуют обмен веществ и превращения энергии — свой­ство живых организмов. Определяют понятия: гомеостаз, пластический и энергетический обмен, его основные этапы: подготовительный этап, гликолиз, клеточное дыхание (анаэробное и аэробное дыхание).


40

Азотфиксируюшие симбиотические бактерии

Раскрывают особенности обмена ве­ществ у бактерий.

41

Фотосинтезирующие бактерии

Раскрывают особенности обмена ве­ществ у бактерий, фототрофы, фотосинтетическое фосфорилирование

42

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека

Раскрывают роль бактерий в природе

43

Бактериальные болезни растений

Определяют понятия: черный бактериоз, красный бактериоз , бактериальный ожог, кольцевая гниль, черная ножка, бактериоз, рябуха, туберкулез и др.

44

Бактериальные болезни животных и человека

Сибирская язва, столбняк, дифтерия, лептоспироз, чума, туляремия, европейская гнильца, сап, лептоспироз, орнитоз и др.

45

Молочнокислое брожение

Молочнокислые бактерии, дрожжи, анаэробные кокки, клостридии, бифидобактерии, кишечная палочка, лактобактерии. Продукты брожения.

46

Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения

Рассматривают Методы изучения

47

Использование бактерий в биотехнологии

Характеризуют биотехнологию, ее достижения, перспективы развития. Сравнивают этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование че­ловека). Выполняют практическую работу.

Определяют понятия: клеточная и генная инженерия.

Грибы (15 часов)

48-51

Общая характеристика грибов

как эукариотических гетеротрофных

микроорганизмов

Определяют понятия: фунги , особенности строения. Гифы грибов

52

Грибница плесневых (мицелиальных) грибов

Характеризуют Низшие и высшие грибы, ооспоры, амебоид, плазмоид, ризоморфы, мицелиальные шнуры, ризоморфы, столоны, склероции и др.

53

Бесполое размножение грибов

Определяют понятия: бесполое размножение

54

Половое размножение грибов

Определяют понятия: бесполое размножение, вегетативное размножение, кариокинез и цитокинез


55

Классификация и важнейшие систематические группы грибов

Высшие, низшие грибы, плесневые. Базидиомицеты, аскомицеты. Зигомицеты , дейтеромицеты, хитридиевые, оомицеты. Настоящие грибы, Слизевики

56

Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах

Целлюлаза, хитиназа, инвертаза, хитин, целлюлоза, гликоген, трегалоза

57, 58

Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами

Характеризуют Стадии спиртового брожения. Верховое и низовое брожение

59

Взаимоотношения грибов и растений

Грибы-паразиты, грибы - симбионты

60

Симбиоз грибов и растений

Паразиты растений – капустная белянка, яблонная медянка., микориза.

61

Грибы — паразиты животных и человека

Аскосфера пчелиная, парша, стригущий лишай,аспергиллез, кандидоз, микроспория

62

Использование грибов в биотехнологии

Получение кефира, сыра (рокфор, бри, камамбер)

Роль микроорганизмов в генетической инженерии (6 часов)

63, 64

Биологические основы

и направления использования

микроорганизмов в генетической

инженерии

Определяют понятия: наследственность и изменчивость, генетика, чистые линии. Характеризуют общие свойства генетического аппарата: способность к самовоспроизведению, сохранение по­стоянства своей организации, способность приобретать изменения и воспроизводиться; предмет, задачи, методы исследования генетики. Раскрывают связь генетики с другими нау­ками, основные направления генетики.


65

Заключительное занятие

по теме «Роль микроорганизмов

в генетической инженерии»

Раскрывают значение генетики для медицины и селекции. Характеризуют генетические основы селекции микроорганизмов.

66

Решение задач по генетике

Сайт решу ЕГЭ

67, 68

Диагностическое тестирование





















Литература


  1. Богданова, Т.Л., Солодова, Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  2. Болгова, И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

  3. Захаров, В.Б., Мамонтов, С.Г., Сонин, Н.И. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений - М.: Дрофа, 2005.

  4. Рис, Э., Стернберг, М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в молекулярную биологию: Пер с англ. – М.: Мир, 1988.

  5. Гончаров, О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

  6. Иванова, Т.В., Калинова, Г.С., Мягкова, А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

  7. Медников, Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.

  8. Пименов, И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion






12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!