СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

XVIII столетие в истории французской архитектуры распадается на два этапа. Первая его половина связана с угасанием барокко, с его последней стадией — так называемым стилем рококо.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«XVIII столетие в истории французской архитектуры распадается на два этапа. Первая его половина связана с угасанием барокко, с его последней стадией — так называемым стилем рококо.»

XVIII столетие в истории французской архитектуры распадается на два этапа. Первая его половина связана с угасанием барокко, с его последней стадией — так называемым стилем рококо.

Исторически весь XVIII век проходил в условиях обостряющейся классовой борьбы, борьбы сословий, окончившейся шквалом Великой Французской буржуазной революции. Феодальная монархия, высшее дворянство и духовенство испытывали натиск со стороны третьего сословия — буржуазии. Неудачные войны начала XVIII века, колоссальные затраты королевского двора и верхушки господствующих классов опустошили государственную казну, уже не было возможности вести монументальное строительство в тех размерах, в каких оно велось в предыдущем столетии. В старых королевских резиденциях осуществляются лишь отдельные разрозненные строительные работы, главным образом производится переоформление старых помещений в новом стиле и возводятся отдельные парковые павильоны.

Каждая дворянская семья хочет иметь в Париже собственный дом, где можно было бы замкнуться, уйти от участия в политической жизни, не сулившей ничего хорошего. Отсюда строительство в Париже городских особняков-отелей. Вместе с тем увеличившееся в численности третье сословие — мелкая буржуазия — нуждалось в жилье, в городских квартирах. В связи с этим в Париже начинается строительство доходных четырех-пятиэтажных домов с квартирами, сдаваемыми внаем.

Ограниченное строительство, которое проводилось в это время, не давало возможности в полной мере раскрыться талантам архитекторов. Поэтому крупные зодчие известны по сравнительно мелким работам, преимущественно связанным с постройкой небольших частных особняков и отделкой интерьеров. Эта тема была наиболее значительной в строительстве рассматриваемого времени.

Характерным аристократическим особняком является отель Матиньон в Париже (арх. Ж. Куртон). Двухэтажное прямоугольного плана здание с полувальмовыми невысокими крышами поставлено, как и большинство других особняков, в глубине участка, на границе между подъездным двором и садом (отсюда распространенное определение — «дом между двором и садом»). Двор отделяется от улицы высокой глухой стеной с воротами. Простоте, умеренности фасадного решения (в обработке применены лишь наличники окон и плоский руст) противостоит изысканность внутреннего оформления. Здание состоит из небольших, но уютных комнат и салонов, иногда овальных, круглых очертаний, часто углы помещений закругляются, смягчаются.

Главным и почти единственным средством декорировки интерьеров служит орнамент, который становится мелкомасштабным, измельченным в рисунке. Орнаментальные формы и мотивы сильно стилизуются. Очень часто орнамент приобретает асимметричные очертания.

Стиль рококо не был стилем больших монументальных сооружений, это был стиль внутренних отделок дворянских аристократических салонов, стиль интерьерный: отсюда кратковременность его существования; он не имел предпосылок для длительного развития. Выше отмечалось, что для французской архитектуры характерно было расхождение стиля экстерьеров и интерьеров. В первой половине XVIII века в «век рококо», это различие ощущается особенно сильно.

В начале XVIII в., в период правления Людовика XV (1715—1774) барокко перерастает в рококо. Это проявляется прежде всего в архитектуре парижских особняков, где плоскость стены начинает преобладать над классическим членением, а более всего в решении интерьеров.

Рококо является прежде всего стилем интерьеров и деталей, для него типичен мелкий, пластичный и игривый декор. Характерно цветовое решение: наиболее популярными были белый, светло-голубой, серый, жемчужный и золотой цвета.

Все значительные архитекторы того периода были увлеченными теоретиками (например, Ж. Ф. Блондель). Период рококо во Франции был относительно коротким (1750—1780). Архитектура опять возвращается к классике, но это происходит уже в период правления Людовика XVI (1774—1792).

Название этого стилевого направления в европейском искусстве первой половины XVIII в. происходит от французского слова, означающего «узор из камней и раковин». Искусство рококо было завершением и поздней, наиболее утонченной и облегченной стадией искусства барокко. Но в нем появились и совершенно новые черты. Для рококо характерен уход от противоречий жизни в мир фантазии, мифологических и пасторальных сюжетов, экзотических (китайских, турецких) полусказочных образов. В декоративных композициях господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм, в отделку внутренних помещений вводятся сложнейшие лепные и резные узоры, завитки, раковины, маски, живописные и скульптурные панно в замысловатых обрамлениях, зеркала причудливых очертаний, воздушная легкость, изысканность, асимметрия. В целом для произведений стиля рококо характерны светлые тона, отказ от строгой тектоники и прямых линий. Скульптура и живопись рококо изящны, декоративны, но неглубоки; архитектура (особенно интерьеры особняков) отличается уютом, пространственной свободой, отходит от парадных регулярных схем планировки. Особенно успешно развивалось декоративное искусство, проникнутое духом комфорта и внимания к личному удобству. Рококо возникло и получило развитие во Франции, где были созданы лучшие интерьеры этого стиля.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!