СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

XI Епархиальные Рождественские образовательные Чтения -2021

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю познакомиться с содержанием статьи "Юности честное зерцало": актуальные наказы для современной молодежи". Статья написана в рамках проведения ежегодных Епархиальных Рождественских образовательных Чтений, в 2021г. приуроченных к 350-летию со дня рождения императора России Петра I. Содержание будет интересным для классных руководителей, учителей истории, родителей, молодежи. 

Просмотр содержимого документа
«XI Епархиальные Рождественские образовательные Чтения -2021»

XI Епархиальные Рождественские образовательные чтения

«К 350-летию со дня рождения Петра I:

секулярный мир и религиозность» 







Православие и молодежь





«Юности честное зерцало»: актуальные наказы для современной молодежи





Фамилия, имя, отчество Боровик Вероника Юрьевна

Название места работы МБОУ «Многопрофильный лицей»

Наименование муниципального образования г. Муравленко

Наименование населённого пункта г. Муравленко



















2021 г.



Тезисы доклада

Проблема воспитания подрастающего поколения остается актуальной для современного российского общества. Более того, сегодня очевидно, что вопросы воспитания детей становятся едиными для государства, для общества в целом, для отдельно взятой семьи и отдельного человека. Сегодня мы являемся очевидцами следующих процессов: стремительно ускоряется темп жизни общества и каждого человека; происходит разрушение привычных стереотипов мышления и поведения, появляются альтернативные позиции, связанные с обновлением культуры и культурных ценностей. Вместе с этим, нарастает грубость в отношениях и равнодушие к окружению, что объясняется отсутствием взаимопонимания и недостатком уважения и любви к ближним.

Автор доклада обращается к историческому источнику начала XVIII века «Юности честное зерцало» или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», популярному для того времени и почти забытому в наше время. Автором затрагивается история появления этой книги (или книжки, как иногда ее называют журналисты), а также предпринимается попытка ответить на вопрос: обладает ли сегодня «зерцало» культурным потенциалом или оно сохраняется исключительно в качестве «русского литературно-педагогического памятника начала XVIII в.», как пишут о нем словари и энциклопедии.

Содержание доклада будет интересным любому читателю: человеку, имеющему собственный жизненный опыт, учителю и преподавателю, родителям, а также ученикам старших классов и студентам средних профессиональных учреждений.












«Создавая человека будущего,

мы обращаемся к источникам прошлого.

Важно знать историю государства».

I Всероссийский форум классных руководителей,

октябрь 2021г.


4 февраля 1717 года, ровно 304 года назад, свет увидела одна из первых российских книг воспитательного характера − «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В основе издания − свод правил, которые, по замыслу царя Петра Первого, были предназначены детям дворян для их обучения этикету и хорошим манерам. Предположительно авторами «Юности честного зерцала» являются Гавриил Фёдорович Бужинский (обер-иеромонах флота и будущий епископ Рязанский и Муромский Гавриил) и Яков Вилимович Брюс (сподвижник Петра Первого, генерал-фельдцейхмейстер, а позднее - генерал-фельдмаршал, реформатор русской артиллерии), источниками же − иностранные, в основном немецкие, книги схожего назначения. Есть предположение, что в создании отдельных глав принимал участие и сам Петр Великий. Произведение сразу стало настолько востребованным, что в том же 1717г. было издано 2 книги, а в 1719г. появилось 4-е издание и до конца XIX неоднократно переиздавалось. «В первой части книги представлена новая для того времени азбука и арабские цифры, именно поэтому документ считается пособием на пути перехода России от церковно-славянского шрифта к гражданскому на письме и в печати. Кроме азбуки и новых цифр, в первой части содержатся несколько нравоучительных писем, основным посылом которых стали идеи о том, что Бог и царь − единственные, кого стоит бояться, главные, кого стоит любить, первые, кого стоить чтить. Вторая часть – это собственно «зерцало», т.е. правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. «Зерцало» стало настольной книгой о том, как должен себя вести, выглядеть молодой дворянин. Историки определяют историческое назначение «зерцала» в том, что фактически - это первый в России учебник этикета; сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Поэтому за ним закрепилась репутация издания, кардинально изменившего нормы общественного поведения, и именно от него принято отсчитывать историю развития этикета в России1. Психологи же определяют назначение «Зерцала» как нужной книги, определяющей решение вечной проблемы – проблемы молодого человека, вступающего в новую жизнь, которую он еще не знает.

Воспитывая учеников на уроке и внеклассных мероприятиях, мы педагоги, решаем главную задачу: подготовить ребенка к взрослой жизни. Какой она будет, никто не знает, и четкого ответа мы, к сожалению, уж точно не озвучим, потому что слишком быстро все меняется: ритм жизни, профессии, умения и навыки, привычные стереотипы мышления и поведения, круг общения и т.д. А что остается неизменным? Сам человек с его духовной сущностью, базовыми умениями и навыками, которые мы совместно с другими социальными институтами развиваем. Обдумывая содержание своего доклада, невольно задумалась над вопросом о том, а в каком обществе живут и хотят жить мои ученики 10 класса. Предложила ответить на три вопроса:

1) «Считаете ли вы современное общество культурным?»,

2) «Кто рассказывал вам о культурных нормах?»,

3) «Культурное общество дает человеку….».

Ответ на первый вопрос получился следующим: 4 ученика из 22 респондентов (18%) ответили положительно на это вопрос; 10 респондентов (45%) – отрицательно, отметив при этом такие характеристики современного общества как грубость, жестокость, равнодушие, невоспитанность молодежи; 2 респондента (9%) ответили, что им без разницы в каком обществе жить; 6 респондентов (27%) ответили, что современное общество и культурное, и бескультурное, но отметили положительную динамику в плане развития воспитания населения. Ответ на второй вопрос получен не менее интересным. Мы, педагоги, привыкли к ответам детей, что культурным нормам учат родители, школа, друзья и люди старшего поколения. Эти агенты социализации отмечены большинством респондентов. Однако, есть и такие ответы: жизнь, интернет, я сама (сам) – 9 респондентов (41%)! Ответы на третий вопрос вызвали у меня невероятный интерес и уважение к потребностям современных детей жить в культурном обществе. Ответы представлены ниже в таблице.

Таблица 1.

Варианты ответов

Культурное общество дает человеку безопасность, комфорт и приятные ощущения

В культурном обществе люди добрые и ведут себя достойно

В культурном обществе интересная жизнь

В культурном обществе люди думают о других людях

В культурном обществе уважают друг друга

В культурном обществе спокойнее жить

В культурном обществе приятно общаться с людьми

Какое общество – такой ты сам

Мне представляется очевидным, что ответы учеников дают почву для размышления и дальнейшего разговора c ними. Но разговор должен быть не нравоучительный, а поучительный, содержащий в себе что-нибудь полезное, служащий уроком, обогащающий знаниями, опытом2 . Именно такое определение слова дает толковый словарь Ожегова С.И. И действительно, если человек умеет читать и писать, то это лишь основы для развития культурности. Дальше нужно открывать доступ к еще более глубоким знаниям, для усвоения которых требуется достаточное количество времени. Уроки истории могут быть средством для формирования более глубоких знаний по культурологии (и не только), потому что этот предмет дает возможность критически анализировать исторический источник как объект исторической информации, вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Вести разговор о культуре человека достаточно непросто, потому что дети считают, что мы, взрослое поколение, их не понимаем, не понимаем, что изменилось время, и многие нормы, которым нас когда-то обучали, утратили свое значение. Именно поэтому учителю необходимо искать то, что одновременно и заинтересует детей, и обогатит их знания. Одним из таких источников может служить книга «Юности честное зерцало», отдельные советы которой стали применяться именно после появления издания и сегодня воспринимаются как должное. Правила, описанные в источнике, должны были помогать молодым людям (и юношам, и девушкам) ориентироваться в любой жизненной ситуации. Изучению содержания этой книги нужно посвятить несколько занятий с обязательным прочтением оригинала документа. Считаю, что через поучительный разговор с детьми можно будет актуализировать мировоззренческие позиции у школьников, направить личностное развитие на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма и приспособленчества. Тематикой урока или классных часов могут быть двадцать добродетелей, некоторые из которых описаны более подробно:

1) «Отцы и дети» (советы из книги о правилах общения с родителями, «Заботься об отце, когда он станет старым»).

2) «Девической чести добродетели венец». Девушка должна быть:

  • быть приветливой («приятность и услужливость с благочестными, но с умыслу не изображать»);

  • соблюдать личную гигиену и выглядеть опрятно («в пристойном убранстве себя содержать умеет»);

  • быть трудолюбивой («дабы человек из младости привыкал к работе и мысли»);

  • быть благочинной («человек все свое злое желание обузданным воздержит, что в устах, что в поступках»);

  • быть милосердной («со благонравием сожаление и терпение имеет»);

  • быть стыдливой («человек злой славы и бесчестия боится и от явного греха бегает»);

  • соблюдать целомудрие («человек без всякого пороку и внутренне душою чисто себя вне супружества содержит»);

  • быть бережливой («в настоящем времени тем, что ему бог определил, довольствуется»);

  • быть щедрой («человек из собственного своего нищим уделяет»);

  • отличаться молчаливостью («охотнее надлежит слушать, а не говорить»);

  • иметь смирение – состояние внутреннее, должна «иметь сердце человеческое, любящее».

3) «Правила поведения юноши – младого отрока». (13 советов, «младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник»).

4) «Правила хорошего тона за столом» (как принимать пищу за столом, например, вареное яйцо).

«Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» - интереснейший литературно-педагогический памятник начала XVIIIв., живой источник, к которому восходят современные правила хорошего тона и который остается быть актуальным не только для молодежи, но и для взрослого населения. Его нужно исследовать, читать в оригинале, обсуждать прочитанное для того, чтобы учиться и научиться взаимодействию, коммуникации друг с другом, в том числе в условиях новой виртуальной реальности. Во второй части книги достаточно много мудрых советов, которые могут пригодиться всем нам и в наши дни: не держать в себе гнев и ярость, не устраивать вражды и ссор, не провоцировать скандалы и др. Культура, и ее духовно-нравственные ценности могут служить ори­ентиром в жизни молодого человека, защитой его духовного здоровья и путе­водителем от негативных качеств личности к позитивным, от ошибочных взглядов к их преодолению. Поколение, воспитанное на истинных ценностях, сможет безошибочно отличить истину от лжи, добро от зла, красивое от без­образного, подлинно художественное от подделки, вечное от преходящего, причем не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.3









Список литературы

1. Капкан М.В., Лихачева Л.С. «Юности честное зерцало»: этикетные традиции и новации. Известия Уральского федерального университета. Выпуск 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2018, стр. 114-126.

2. Кириллов В.В., Бравина М.А. История. История России до 1914г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни/В.В. Кириллов, М.А. Бравина; под ред. Ю.А. Петрова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.

3. Моторин А. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания. http://www.pravoslavie.ru/1365.html

4. Моральное воспитание подрастающего поколения.

https://cyberpedia.su/12x6346.html

5. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие/ авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Савохина – Москва; Проспект, 2020.

6. Юдин А. Телепередача «Наблюдатель»: «Свод правил «Юности честное зарцало», канал «Россия. Культура», 27.02. 2018г.

7. «Юности честное зерцало»: каким правилам поведения учили детей дворян. https://activityedu.ru/Blogs/interesting/yunosti-chestnoe-zercalo-kakim-pravilam-povedeniya-uchili-detey-dvoryan/

8. «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Электронная копия. https://www.prlib.ru/item/463992/












1 Капкан М.В., Лихачева Л.С. «Юности честное зерцало»: этикетные традиции и новации. -2018, стр. 115

2 Толковый словарь Ожегова. http://slovarozhegova.ru/

3 https://cyberpedia.su/12x6346.html

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей