Слайд 1
Взрослая трагедия глазами ребенка
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Цель: 1. Формировать представление учащихся о Холокосте в годы Второй мировой войны через анализ художественного произведения и исторические факты.
Задачи: 1.Познакомить учащихся с темой Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики фашистов в годы Второй мировой войны.
Формировать умение анализировать и сопоставлять исторические факты и литературный текст.
Воспитывать чувства гуманизма, гражданской ответственности
Воспитывать творческого читателя
Оформление: На доске Взрослая трагедия глазами ребенка
Высказывания- отзывы
Форма проведения: “круглый стол”.
Оборудование урока: компьютерная презентация
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Холокосте, о тематике и проблематике романа, написать рецензии на произведение
Ход урока
Слайд 2. Ведущий: 27 января Международный день памяти жертв Холокоста. И именно поэтому мы собрались сегодня, чтобы поговорить об одном из самых значительных произведений ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», провести читательский круглый стол.
Хотелось бы начать наше мероприятие словами Д. Бойна: “Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке”.
«Мальчик в полосатой пижаме». История создания.
Слайд 3. Джон Бойн — автор семи романов, два из которых переведены на русский язык, но мировое признание ему принес «Мальчик в полосатой пижаме». Книга номинирована на почти два десятка литературных премий, в том числе и на престижнейшую British Book Award. Роман издан более чем в 50 странах, издан более чем на 30 языках. Автор говорил, что его привлекла сама идея написать о колючей проволоке именно с точки зрения ребенка, не понимающего сути происходящего.
Слайды 4-6.
Ведущий: Что же мы узнаём о сюжете произведения?
История показана глазами девятилетнего немецкого мальчика Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине, вместе со своей семьей и друзьями. Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как семья вынуждена переехать в Аж-Высь, на самом деле это Аушвиц, более известное, леденящее душу название которого – Освенцим, потому что у отца новое важное назначение по службе. Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Тогда он отправляется исследовать территорию, которая виднелась ему из окна, где люди разгуливали в одинаковых полосатых пижамах. Там он и встретил своего нового друга — еврейского мальчика Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Они регулярно встречались у ограды, но время шло, и родители решили, что Бруно с мамой и сестрой должны вернуться в Берлин. Тогда он решил сходить попрощаться со своим другом. Именно в этот момент Бруно приходит безумная мысль, помочь Шмуэлю разыскать отца. Переодевшись, он становится похожим на остальных узников, в таком виде мальчик пролезает на ту сторону ограды.
Ведущий: О тематике и проблематике романа расскажет нам ххх
Слайд 7. В романе показана фашистская Германия времён Второй мировой войны. Мальчик Бруно живёт, как всем кажется, в счастливой семье. Но в доме высказываются полярные мнения об исторической сути фашизма. Осмысливаются вечные истины, такие простые и, казалось бы, очевидные, но забытые и извращённые временем и людьми. Взрослым трудно разобраться в происходящем. А каково девятилетнему мальчику? Он пытается найти ответы на волнующие его проблемы и понять происходящее. Итак, тема романа - мир нацизма глазами ребёнка.
- Что такое концентрационные лагеря? Сколько заключённых в них находилось, сколько погибло? Как содержались пленные, в каких условиях находились дети в лагере? Слово ххх
Слайд 8. Концентрацио́нный ла́герь (сокращённо концла́герь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания.
Всего на территории Европы нацисты организовали 30 лагерей. Первый концлагерь на территории Германии был открыт в 1933 году. Последний из действующих был захвачен советскими войсками в 1945-м. Между двумя этими датами – миллионы замученных заключенных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных эсэсовцами и погибших от "медицинских опытов". Сколько было этих, последних, точно не знает никто. Сотни тысяч…
Первоначально термин использовался в отношении лагерей для военнопленных и интернированных лиц, но в настоящее время он, как правило, ассоциируется с концлагерями Третьего рейха.
Слайд 9. Главными лагерями жестокости и бесчеловечности гитлеровского рейха были Бухенвальд, Освенцим. В сентябре-ноябре 1941 года в лагеря смерти один за другим стали поступать транспорты с советскими военнопленными. Фашисты пригоняли в концлагеря и тысячи детей. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских государственных работников. Оторванные от родителей, они испытывали все ужасы жизни в лагерях смерти и умирали в газовых камерах.
Освенцим: концлагерь Аушвиц-Биркенау. Вход в лагерь венчает знаменитая надпись «Arbeit macht frei», что означает «Работа дарит освобождение». Фраза в качестве лозунга была размещена на входе многих нацистских концентрационных лагерей — то ли в насмешку, то ли для придания ложной надежды. Но, как известно, никому труд не подарил желанной свободой в этом концентрационном лагере. В Аушвице было 4 газовые камеры и 4 крематория. Новые заключенные ежедневно прибывали на поездах в лагерь Биркенау со всей оккупированной Европы. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства. Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены, кроме того, немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры непосредственно по прибытии. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено около 2 миллионов человек, большинство из которых составляли евреи.
Концентрационный лагерь СС Бухенвальд был создан в 1937 году. Первоначально он назывался Эттерсберг и был предназначен для изоляции противников правящего режима. На главных воротах Бухенвальда было размещено изречение Цицерона "Jedem das Seine" - "Каждому - своё". Первые советские военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года.
Но даже среди жестокого издевательства и массового истребления людей были отважные узники – антифашисты, которые помогали больным и слабым, спасали жизнь многим обреченным на смерть. Запомните! Благодаря антифашистам концлагеря Бухенвальд смогли выжить 904 ребенка.
Главный герой книги. Работа с текстом.
Слайд 10. Вы прочитали роман Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Познакомились с героями этого произведения. Кто главный герой книги? (Девятилетний немецкий мальчик Бруно)
Все события мы видим глазами маленького немецкого мальчика. Бруно - обычный мальчик. Он занят обычными мальчишескими делами. Что он любит делать? (Съезжать по перилам, смотреть в окно на город, играть с друзьями, исследовать, играть в спектаклях бабушки)
Слайд 11. Что вам известно о его семье? (Бруно живет в Берлине вместе с матерью, отцом и старшей сестрой, у него есть бабушка и дедушка).
Слайд 12. У мальчика есть сестра. Как он к ней относится? Как он ее называет?
Расскажите о взаимоотношениях Бруно и Гретель.( Бруно называет свою сестру «Безнадежный случай»).
Слайд 13. Хорошая, дружная семья. Беззаботная жизнь. И только одно событие было Бруно неприятно. Какое событие? (Переезд)
-Итак, новое место, новый дом. А почему Бруно не понравилось на новом месте? (Нет детей, не с кем играть.)
-Что видят дети (Бруно и его сестра Гретель) из окна своего нового дома? Их предположения по этому поводу найдем в 4 главе (46 стр.) Читаем со слов «Впрочем, начиналось…»
Предположения детей и Реальность. Вначале вспомним название нового места. Как его называет Бруно? (Аж-Высь)
Предположение Реальность
Крестьянское хозяйство. Ферма концлагерь (лагерь смерти)
Длинные строения бараки
зданий с печными трубами крематорий
Тысячи людей - крестьяне узники
Полосатые пижамы форма узников
Много не понимая, живя в благополучной обеспеченной семье, Бруно не задумывается о том, что происходит в мире.
В Европе было спокойно. Взрослые, конечно, знают о войне, и герои книги Джона Бойна об этой войне порой говорят в семье, называя ее Великой войной. В доме появляются военные, сам отец ходит в новой форме. Более того из-за новой военной формы отца в семье возникла крупная ссора.
-Как отнеслись к новой форме члены семьи? (Все, кроме Натали, бабушки Бруно, любуются новой формой. Взрослые люди в одной семье имеют разное мнение: дедушка гордится своим сыном, а бабушке стыдно за него. Она осуждает сына за то, что он стал военным, а военные, по ее мнению, «творят ужас»).
Натали поссорилась с Ральфом, хлопнула дверью. Семья уехала на новое местожительства, не попрощавшись с ней. А через некоторое время она умерла. Родных на похоронах не было.
Так что же осуждает Натали? (Фашизм. Войну. Создание лагерей смерти. Преследование людей разных национальностей. Политику Германии).
-Отец Бруно не только не осуждает фашизм, а даже принимает высокую ответственную должность. Кем он стал? (Комендантом концлагеря, лагеря смерти.)
-Почему Бруно ничего не знает о своем отце, о войне, о лагерях смерти? (Родители, чувствуя свою вину, оберегают своих детей: отправляют в свою комнату, как только наступает серьезный разговор. Бруно не интересуется ни историей, ни географией).
-Поэтому мальчик Бруно даже не подозревает, где находится его новый дом. Он называет это место Аж-Высь. А это был концлагерь Аушвиц, второе его название Освенцим.
Слайд 14. Я просила вас подготовить небольшую рецензию на произведение. Давайте послушаем и обсудим их.
(Выступления, обсуждение)
Слайд 15. Вспомните эпизод, когда Бруно переоделся в полосатую пижаму. Что подумал Шмуэль в этот момент? Гл. 19. Стр. 271. Прочитаем. («…Они были совершенно одинаковые»).
-Нет разницы между людьми, все люди одинаковы, какой бы национальности они не принадлежали, прежде всего - они люди. Но между тем один находится за колючей проволокой. Почему? Как Шмуэль попал в концлагерь? Расскажите этот эпизод. (Шмуэль – еврейский мальчик. И только это сделало его узником лагеря смерти).
-Однако отец Бруно считает по-другому. Вспомните, как называет Ральф людей за колючей проволокой? (Они – не люди. Только потому, что евреи.)
Слайд 16. Евреи, по мнению фашистов, не люди, поэтому их можно грабить, поэтому они за колючей проволокой, поэтому их можно убивать. Преследование и уничтожение евреев во время второй мировой войны называют Холокостом. День освобождения лагеря Освенцима (27 января 1945 года) является Международным днем памяти жертв Холокоста. Шмуэль был узником Освенцима. И его судьбу, как это ни ужасно, можно было предугадать. Но что произошло с немецким мальчиком Бруно? Кратко расскажите, как закончилась история дружбы Бруно и Шмуэля.
Слайд 17. Кто виноват в гибели детей? (Взрослые люди, те, кто считают себя
«высшей расой», кто разжигает войны, кто уничтожает людей.)
Книга, правдивая и грустная, рассказывает о самом страшном, что было в истории человечества – массовом, хладнокровном истреблении ни в чем не повинных людей, о Холокосте, жертвой которого мог стать любой человек.
Слайд 18. И эта взрослая трагедия показана глазами невинных детей.
Заканчивается книга словами: «Конечно, всё это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке». Как хочется верить в это... Однако жизнь показывает, что это не так.
Учитывая исторический опыт, преклоняясь перед духовным подвигом выживших из этого чада бесчеловечности, помня и скорбя по погибшим в концлагерях, современное человеческое сообщество должно уберечь, сохранить столь хрупкий мир не только от таких явлений, но и понятий, как геноцид, нацизм, фашизм.
3