СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взрослая трагедия глазами ребенка. Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская конференция в День памяти жертв Холокоста

Просмотр содержимого документа
«Взрослая трагедия глазами ребенка. Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»»


Слайд 1

Взрослая трагедия глазами ребенка

Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Цель: 1. Формировать представление учащихся о Холокосте в годы Второй мировой войны через анализ художественного произведения и исторические факты.

Задачи: 1.Познакомить учащихся с темой Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики фашистов в годы Второй мировой войны.

  1. Формировать умение анализировать и сопоставлять исторические факты и литературный текст.

  2. Воспитывать чувства гуманизма, гражданской ответственности

  3. Воспитывать творческого читателя

Оформление: На доске Взрослая трагедия глазами ребенка

Высказывания- отзывы

Форма проведения: “круглый стол”.

Оборудование урока: компьютерная презентация 

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Холокосте, о тематике и проблематике романа, написать рецензии на произведение


Ход урока

Слайд 2. Ведущий: 27 января Международный день памяти жертв Холокоста. И именно поэтому мы собрались сегодня, чтобы поговорить об одном из самых значительных произведений ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», провести читательский круглый стол.

Хотелось бы начать наше мероприятие словами Д. Бойна: “Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке”.

«Мальчик в полосатой пижаме». История создания.

Слайд 3. Джон Бойн — автор семи романов, два из которых переведены на русский язык, но мировое признание ему принес «Мальчик в полосатой пижаме». Книга номинирована на почти два десятка литературных премий, в том числе и на престижнейшую British Book Award. Роман издан более чем в 50 странах, издан более чем на 30 языках. Автор говорил, что его привлекла сама идея написать о колючей проволоке именно с точки зрения ребенка, не понимающего сути происходящего.

Слайды 4-6.

  1. Ведущий: Что же мы узнаём о сюжете произведения?

История показана глазами девятилетнего немецкого мальчика Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине, вместе со своей семьей и друзьями. Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как семья вынуждена переехать в Аж-Высь, на самом деле это Аушвиц, более известное, леденящее душу название которого – Освенцим, потому что у отца новое важное назначение по службе. Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Тогда он отправляется исследовать территорию, которая виднелась ему из окна, где люди разгуливали в одинаковых полосатых пижамах. Там он и встретил своего нового друга — еврейского мальчика Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Они регулярно встречались у ограды, но время шло, и родители решили, что Бруно с мамой и сестрой должны вернуться в Берлин. Тогда он решил сходить попрощаться со своим другом. Именно в этот момент Бруно приходит безумная мысль, помочь Шмуэлю разыскать отца. Переодевшись, он становится похожим на остальных узников, в таком виде мальчик пролезает на ту сторону ограды.

Ведущий: О тематике и проблематике романа расскажет нам ххх

Слайд 7. В романе показана фашистская Германия времён Второй мировой войны. Мальчик Бруно живёт, как всем кажется, в счастливой семье. Но в доме высказываются полярные мнения об исторической сути фашизма. Осмысливаются вечные истины, такие простые и, казалось бы, очевидные, но забытые и извращённые временем и людьми. Взрослым трудно разобраться в происходящем. А каково девятилетнему мальчику? Он пытается найти ответы на волнующие его проблемы и понять происходящее. Итак, тема романа - мир нацизма глазами ребёнка.

- Что такое концентрационные лагеря? Сколько заключённых в них находилось, сколько погибло? Как содержались пленные, в каких условиях находились дети в лагере? Слово ххх

Слайд 8. Концентрацио́нный ла́герь (сокращённо концла́герь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания.

Всего на территории Европы нацисты организовали 30 лагерей. Первый концлагерь на территории Германии был открыт в 1933 году. Последний из действующих был захвачен советскими войсками в 1945-м. Между двумя этими датами – миллионы замученных заключенных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных эсэсовцами и погибших от "медицинских опытов". Сколько было этих, последних, точно не знает никто. Сотни тысяч…

Первоначально термин использовался в отношении лагерей для военнопленных и интернированных лиц, но в настоящее время он, как правило, ассоциируется с концлагерями Третьего рейха.

Слайд 9. Главными лагерями жестокости и бесчеловечности гитлеровского рейха были Бухенвальд, Освенцим. В сентябре-ноябре 1941 года в лагеря смерти один за другим стали поступать транспорты с советскими военнопленными. Фашисты пригоняли в концлагеря и тысячи детей. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских государственных работников. Оторванные от родителей, они испытывали все ужасы жизни в лагерях смерти и умирали в газовых камерах.

Освенцим: концлагерь Аушвиц-Биркенау. Вход в лагерь венчает знаменитая надпись «Arbeit macht frei», что означает «Работа дарит освобождение». Фраза в качестве лозунга была размещена на входе многих нацистских концентрационных лагерей — то ли в насмешку, то ли для придания ложной надежды. Но, как известно, никому труд не подарил желанной свободой в этом концентрационном лагере. В Аушвице было 4 газовые камеры и 4 крематория. Новые заключенные ежедневно прибывали на поездах в лагерь Биркенау со всей оккупированной Европы. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства. Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены, кроме того, немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры непосредственно по прибытии. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено около 2 миллионов человек, большинство из которых составляли евреи.

Концентрационный лагерь СС Бухенвальд был создан в 1937 году. Первоначально он назывался Эттерсберг и был предназначен для изоляции противников правящего режима. На главных воротах Бухенвальда было размещено изречение Цицерона "Jedem das Seine" - "Каждому - своё". Первые советские военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года.

Но даже среди жестокого издевательства и массового истребления людей были отважные узники – антифашисты, которые помогали больным и слабым, спасали жизнь многим обреченным на смерть. Запомните! Благодаря антифашистам концлагеря Бухенвальд смогли выжить 904 ребенка. 

Главный герой книги. Работа с текстом.

Слайд 10. Вы прочитали роман Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Познакомились с героями этого произведения. Кто главный герой книги? (Девятилетний немецкий мальчик Бруно)

Все события мы видим глазами маленького немецкого мальчика. Бруно - обычный мальчик. Он занят обычными мальчишескими делами. Что он любит делать? (Съезжать по перилам, смотреть в окно на город, играть с друзьями, исследовать, играть в спектаклях бабушки)

Слайд 11. Что вам известно о его семье? (Бруно живет в Берлине вместе с матерью, отцом и старшей сестрой, у него есть бабушка и дедушка).

Слайд 12. У мальчика есть сестра. Как он к ней относится? Как он ее называет?

Расскажите о взаимоотношениях Бруно и Гретель.( Бруно называет свою сестру «Безнадежный случай»).

Слайд 13. Хорошая, дружная семья. Беззаботная жизнь. И только одно событие было Бруно неприятно. Какое событие? (Переезд)

-Итак, новое место, новый дом. А почему Бруно не понравилось на новом месте? (Нет детей, не с кем играть.)

-Что видят дети (Бруно и его сестра Гретель) из окна своего нового дома? Их предположения по этому поводу найдем в 4 главе (46 стр.) Читаем со слов «Впрочем, начиналось…»

Предположения детей и Реальность. Вначале вспомним название нового места. Как его называет Бруно? (Аж-Высь)

Предположение Реальность

Крестьянское хозяйство. Ферма концлагерь (лагерь смерти)

Длинные строения бараки

зданий с печными трубами крематорий

Тысячи людей - крестьяне узники

Полосатые пижамы форма узников


Много не понимая, живя в благополучной обеспеченной семье, Бруно не задумывается о том, что происходит в мире.

В Европе было спокойно. Взрослые, конечно, знают о войне, и герои книги Джона Бойна об этой войне порой говорят в семье, называя ее Великой войной. В доме появляются военные, сам отец ходит в новой форме. Более того из-за новой военной формы отца в семье возникла крупная ссора.

-Как отнеслись к новой форме члены семьи? (Все, кроме Натали, бабушки Бруно, любуются новой формой. Взрослые люди в одной семье имеют разное мнение: дедушка гордится своим сыном, а бабушке стыдно за него. Она осуждает сына за то, что он стал военным, а военные, по ее мнению, «творят ужас»).

Натали поссорилась с Ральфом, хлопнула дверью. Семья уехала на новое местожительства, не попрощавшись с ней. А через некоторое время она умерла. Родных на похоронах не было.

Так что же осуждает Натали? (Фашизм. Войну. Создание лагерей смерти. Преследование людей разных национальностей. Политику Германии).

-Отец Бруно не только не осуждает фашизм, а даже принимает высокую ответственную должность. Кем он стал? (Комендантом концлагеря, лагеря смерти.)

-Почему Бруно ничего не знает о своем отце, о войне, о лагерях смерти? (Родители, чувствуя свою вину, оберегают своих детей: отправляют в свою комнату, как только наступает серьезный разговор. Бруно не интересуется ни историей, ни географией).

-Поэтому мальчик Бруно даже не подозревает, где находится его новый дом. Он называет это место Аж-Высь. А это был концлагерь Аушвиц, второе его название Освенцим.

Слайд 14. Я просила вас подготовить небольшую рецензию на произведение. Давайте послушаем и обсудим их.

(Выступления, обсуждение)

Слайд 15. Вспомните эпизод, когда Бруно переоделся в полосатую пижаму. Что подумал Шмуэль в этот момент? Гл. 19. Стр. 271. Прочитаем. («…Они были совершенно одинаковые»).

-Нет разницы между людьми, все люди одинаковы, какой бы национальности они не принадлежали, прежде всего - они люди. Но между тем один находится за колючей проволокой. Почему? Как Шмуэль попал в концлагерь? Расскажите этот эпизод. (Шмуэль еврейский мальчик. И только это сделало его узником лагеря смерти).

-Однако отец Бруно считает по-другому. Вспомните, как называет Ральф людей за колючей проволокой? (Они – не люди. Только потому, что евреи.)

Слайд 16. Евреи, по мнению фашистов, не люди, поэтому их можно грабить, поэтому они за колючей проволокой, поэтому их можно убивать. Преследование и уничтожение евреев во время второй мировой войны называют Холокостом. День освобождения лагеря Освенцима (27 января 1945 года) является Международным днем памяти жертв Холокоста. Шмуэль был узником Освенцима. И его судьбу, как это ни ужасно, можно было предугадать. Но что произошло с немецким мальчиком Бруно? Кратко расскажите, как закончилась история дружбы Бруно и Шмуэля.

Слайд 17. Кто виноват в гибели детей? (Взрослые люди, те, кто считают себя

«высшей расой», кто разжигает войны, кто уничтожает людей.)

Книга, правдивая и грустная, рассказывает о самом страшном, что было в истории человечества – массовом, хладнокровном истреблении ни в чем не повинных людей, о Холокосте, жертвой которого мог стать любой человек.

Слайд 18. И эта взрослая трагедия показана глазами невинных детей.

Заканчивается книга словами: «Конечно, всё это случилось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке». Как хочется верить в это... Однако жизнь показывает, что это не так.

Учитывая исторический опыт, преклоняясь перед духовным подвигом выживших из этого чада бесчеловечности, помня и скорбя по погибшим в концлагерях, современное человеческое сообщество должно уберечь, сохранить столь хрупкий мир не только от таких явлений, но и понятий, как геноцид, нацизм, фашизм.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!