СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязи социально-психологической адаптации и совладающего поведения подростков-мигрантов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

курсовая работа

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязи социально-психологической адаптации и совладающего поведения подростков-мигрантов»

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САРАТОВСКИЙ национальный исследовательский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»




Кафедра социальной психологии образования и развития



Взаимосвязи социально-психологической адаптации и совладающего поведения подростков-мигрантов



КУРСОВАЯ РАБОТА


студентки 4 курса 441 группы

направления 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиля «Психология образования»

факультета психолого-педагогического и специального образования



КУЛИКОВОЙ НАТАЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ



Научный руководитель

канд. психол. наук, доцент ________________ Е.Е. Бочарова


Зав. кафедрой

доктор психол. наук, профессор ________________ Р.М. Шамионов






Саратов 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ 7

1.1 Проблема социально-психологической адаптации мигрантов в трудах отечественных и зарубежных ученых 7

1.2 Специфика социально-психологической адаптации подростков- мигрантов 13

1.3 Понятие о совладающем поведении личности

Выводы по главе 1……………………………………………………………….18

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ- МИГРАНТОВ 25

2.1 Организация и методы исследования 25

2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования 27

Выводы по главе 2…………………………………………………………….…33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

ПРИЛОЖЕНИЯ 42

Приложение А Проверка на нормальность распределения (λ критерий Колмогора Смирнова) 42

Приложение Б Корреляционная матрица 43





ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация на всей своей территории являются многонациональным государством. Миграция является распространенным феноменом, однако, острота связанной с ним проблемы не снижается.

В психологическом плане процесс миграции напрямую связан с мучительными переживаниями личности об интеграции в новый социум, приспособлении к новым условиям жизни. Следовательно, в процесс миграции, обязательно включен адаптационный компонент, который подразумевает активную деятельность личности по изменению собственных установок и стереотипов, согласно стимулам малоизвестной окружающей среды.

Особое внимание стоит уделить адаптации подрастающему поколению. В одном образовательном пространстве оказываются дети с разными культурными ценностями и стереотипами поведения, что в некоторых случаях может затруднить процесс установления оптимальных взаимоотношений.

В наиболее затруднительном положении находятся подростки-мигранты. Данный период жизни человека считается самым кризисным и противоречивым. Кроме того, именно на этот этап приходиться формирование ценностных ориентаций и направленности личности. В случае дезадаптации возникает риск деформации смысловой сферы личности и нарушения процессов социализации-индивидуализации.

Успешность процесса адаптации зависит от эффективности индивидуальных способов человека совладания с трудными жизненными ситуациями. Под термином совладающее (копинг) поведение понимается совокупность осознаваемых когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий, направленных на изменение или разрешение критической ситуации.

Актуальность выбранной нами темы продиктована тем, что на подростковый возраст приходиться один из кризисных периодов жизни человека, на котором складывается его смысложизненная концепция, формируются ценностные ориентации, направленности личности, осваиваются разнообразные социальные роли, вырабатываются модели поведения. Несмотря на большое количество исследований посвященных изучению адаптации и преодолевающего поведения в рамках социальной, клинической, возрастной психологии, проблемы взаимосвязи социально-психологической адаптации и совладающего поведения подростков-мигрантов полностью не раскрыта.

Цель работы – изучить взаимосвязь социально-психологической адаптации и совладающего поведения подростков-мигрантов.

Объект исследования – характеристики социально-психологической адаптации в подростковом возрасте.

Предмет исследования – взаимосвязь социально-психологической адаптации и совладающего поведения подростков-мигрантов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации личности, специфике социально-психологической адаптации подростков-мигрантов.

  2. Проанализировать известные теоретические положения о совладающем поведении личности.

  3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации и совладающего поведения подростков-мигрантов.

Для реализации вышеозначенной цели и задач могут быть использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме социально – психологической адаптации и совладающего поведения подростков-мигрантов.

2. В эмпирическом исследовании использовалась совокупность методов, направленных на решение поставленных задач: наблюдение, индивидуальная беседа, психодиагностическое тестирование. В качестве диагностического метода использовались: «Опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) (подростковый вариант)», Методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (С. Хобфолл, адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой).

3. Статистический анализ достоверности полученных результатов выполнен с использованием: t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа по Пирсону, с последующим психологическим осмыслением данных. Компьютерная обработка результатов выполнена с помощью пакета Microsoft Excel и SPSS Statistics.

Предварительная гипотеза исследования основана на предположении о том, что существует взаимосвязь социально-психологической адаптации и особенностей совладающего поведения в стрессовых ситуация подростков-мигрантов.

Теоретической основой работы стали:

  • исследования социально-психологической адаптации личности в работах А. Адлера, М.В. Григорьевой, И.В. Малышева, А.Г. Маклакова, З. Фрейда, Э. Эриксона, В.А. Якунина и др.;

  • исследования проблемы миграции в работах С.К. Бондырева, В.В. Гриценко,  В.В. Константиновв, Г.У. Солдатовой,  Т.Г. Стефаненко, Н.Д. Султанова, К.Е. Тарасова, и др.;

  • исследования межкультурной адаптации и аккультурации Дж. Берри, А.В. Бурцева, С.Д. Гуриева, Т.А. Кинунен, Н.М. Лебедева, Л.Э. Орбан-Лембрик, Л.Г. Почебут, А.А. Реан, и др.;

  • исследования социально-психологической адаптации детей, подростков из семей мигрантов Д.В. Богатова, Т.В. Бурковская, А.С. Горячих, А.Н. Гуляева, Е.Ю. Захарченко, Н.И. Ковалева, Д. Пачель, Л.А. Шайгерова, О.А. Шарова, Г. Хайнрикс, X. Тамм, Г. Эсингер, и др.

  • исследования совладающего поведения А.К. Акименко, Л.И. Анцыферовой, Е.Е. Бочаровой, М.А. Кленовой, Х. Киллерман, Х. Конте, Д.А. Коломацкого, Т.Л. Крюковой, Р. Лазаруса, Н.Н. Мельниковой, Р. Моос, Л. Перлина, Р. Плутчика, Н. Хана, С. Фолкмана, Д. Шеффера, К. Шулера и др.

Эмпирическая база исследования: подростки-мигранты, обучающиеся в МОУ «ООШ с.Константиновка имени М.М. Расковой» (60 человек), в возрасте от 12 до 14 лет.

Структура работы: Курсовая работа общим объемом 43 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Список использованных источников включает 35 публикаций. В приложении представлены результаты статистического анализа эмпирических данных.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ

1.1 Проблема адаптации личности, социально-психологической адаптации мигрантов в трудах отечественных и зарубежных ученых

В настоящее время в России и за рубежом проблематика адаптации личности остается актуальной (Г.В. Акопова, Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, Дж. Бэрри, А.В. Петровский, С.В. Сарычев, А.Н. Сухова, В.И. Слободчиков, Г. Триандис, и другие). Связано это с многогранностью проблемы адаптации, с использование разных подходов к ее изучению.

Адаптация это одно из самых общих понятий, которое обусловливает взаимосвязь человека со средой. Его ввел Г. Ауберт в 1865 году, чтобы наметить изменения чувствительности в период долгого влияния адекватного раздражителя.

Затем данное понятие стало одним из главных в «жизненных» науках: медицине, психологии, философии, физиологии. Для описания феномена адаптации есть множество понятий. Обобщенное описание адаптации говорит, что это приспособление, нужное человеку для адекватного бытия в условиях, которые изменяются; что это процесс включения человека в новую социальную среду, при котором он приспосабливается к новым условиям.

Потребность в адаптации возникает в момент, когда человек соприкасается с системой, с которой имеет некоторое рассогласование, что ведет к необходимости модификаций. Изменения могут быть связанны с самим человеком или с системой, с которой он вступает во взаимодействие или же с нравом данного взаимодействия. Пусковой механизм адаптации человека это замена окружающей среды, в итоге которой его обыкновенное поведение делается малоэффективным или неэффективным и это вызывает необходимость преодолеть трудности, связанные прямо с новизной условий.

Большинство исследователей видят особенность адаптации человека в его способности осознанного и функционального влияния на окружение. Социальная адаптация выступает процессом интеграции личности в новую социальную группу, она полагает, что личность примет групповые нормы, требования, стандарты и стереотипы.

А.Г. Маклаков определяет социальную адаптацию как «процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, при этом важнейшим ее аспектом является принятие индивидом определенной социальной роли (процесс социализации)» [23, с.10]

Под сущностью адаптации подразумевают приведение субъекта адаптации к наилучшему соответствию с запросами ее объекта (социальной среды). Если нарушается постоянство (субъект переходит в иную среду, модифицируется сама среда или ее условия) появляется рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это ведет за собой функциональное расстройство и утрату целостности.

Как итог – появление адаптивной ситуации, в которой система или некоторые ее компоненты стремятся восстановить расстроенное равновесие. Свойственна такая ситуация для каждого вида адаптации индивида, которая трактуется как целенаправленный и функциональный процесс разрешения противоречий, возникающих при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой [27, с. 58].

Адаптация в определении В.А. Якунина это взаимодействие человека с окружающей средой, итогом которого выступает появление модели и стратегии поведения, адекватные изменяющимся в данной среде условиям. В процессе адаптации индивид с помощью подбора или перестройки стратегии поведения приноравливается к изменениям в социальной среде[35, с. 71].

Адаптация представляет собой процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни. Социально-психологическая адаптация не что иное, как приспособление индивида к условия новой для него социальной среды, вид взаимодействия с ней: налаживание контактов в социуме, нахождение своего места в нем, выработка умений действовать исходя из ценностей и норм, присущих для той культуры, в которой они находятся.

Т. Г. Стефаненко дает следующее определение социальной адаптации «результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы» [30, с. 54].

Затруднение на процесс адаптации мигрантов оказывают многочисленные факторы и условия: языковые, этнические и религиозные различия; культурные ценности, нормы и установки; климат; социальные условия жизнедеятельности.

Осознавая трудность адаптации вынужденных мигрантов к изменившимся условиям жизни В. В. Константинов дает следующее определение этого процесса: «перестройку психологических качеств личности, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности вынужденного мигранта в целях их полноценной взаимной деятельности и развития» [20, с. 18].

Автор подчеркивает, что социально-психологическая адаптация мигрантов является двусторонним процессом, который сопровождается тяжелыми переживания не только со стороны мигрантов, но и принимающего общества, изменениям подвергнуты как личность мигранта, так его новое окружение, которое адаптируется к его индивидуальным особенностям. В результате чего вырабатывается совместная стратегия поведения, удовлетворяющая обе стороны.

Стало быть, мы обращаемся к категории «межэтнические отношения» -значимому компоненту социально-психологической адаптации мигрантов.

Г. Симпсон и М. Ингер выделяют следующие типы отношений в контексте взаимоотношений меньшинство-большинство:

1) ассимиляция - полное поглощение этнического меньшинства большей этнической группой.

2) плюрализм, который отражает нежелание членов группы терять самобытность своей культуры и сохраняют свою идентичность;

3) защита прав этнических меньшинств, возникает когда растет тенденция дискриминации и ущемления прав этнических меньшинств (на государственном уровне);

4) переселение представителей этнической группы (насильственное или добровольное);

5) постепенное подчинение - стремление большинства подчинить меньшинство (иногда в насильственной форме);

6) геноцид - полное истребление представителей этнической группы [12, с. 145].

Также, стоит упомянуть о таком понятие как «аккультурация». Р. Редфилд, Р. Линтон и С. Горовиц определяют аккультурацию как «феномен, который возникает, когда группы, принадлежащие разным культурам, вступают в непосредственный и продолжительный контакт, что приводит к изменениям в паттернах одной или обеих групп».

В своих работах Д. Мацумото дает следующее определение аккультурации: «процесс адаптации к культуре или приспособление к другой культуре, отличной от той, в которой воспитывался человек» [24, с. 171].

Выделяют социальную аккультурацию - изменения на групповом уровне, вследствие контакта между разными культурными общностями и психологическую аккультурацию - изменения на индивидуальном уровне [15, 24, 28, 30, 4].

В своих работах Г.Триандис предлагает следующие модели аккультурации:

1) аккомодации (индивид использует новые культурные и поведенческие паттерны, не отказываясь от родных);

2) приверженность новой культуре, даже в большей степени, чем представители основной культуры;

3) этническая аффилиация, (личность направлена на сохранение традицей и ценностей собственной культуры) [32, с. 84].

С. Бочнер предложил 4 стратегии аккультурации, которые могут принять иммигранты:

1. Геноцид (уничтожение представителей этнической группы);

2. Сегрегация (раздельное развитие этнических групп);

3. Ассимиляция (принятие (добровольное или принудительное) культуры большинства, вследствие чего возможно полное растворение в новом обществе);

4. Интеграция (сохранение группами своей культурной идентичности, при объединении их в единое сообщество) [29, с. 105].

Также, автор выделяет 4 типа результатов межэтнического взаимодействия, которые проявляются на индивидуальном уровне:

• «перебежчик» – отбрасывает собственную культуру в пользу чужой;

• «шовинизм» – отбрасывается чужая культура в пользу собственной;

• «маргинал» – колеблется между двумя культурами;

• «посредник» – происходит синтез обеих культур [29, с. 107].

Дж. Берри предлагает свой вариант возможных модели изменений, которые происходят с этнической группой в процессе аккультурации:

1. Ассимиляция (отражает желание мигрантов идентифиироваться с новой культурой и нежеланием поддерживать свою культурную идентичность);

2. Интеграция, которая характеризуется желанием сохранить первоначальную культуру при повседневном взаимодействии и идентификации с новой культурой);

3. Маргинализация характеризует мигрантов, у которых мало возможностей или заинтересованности в сохранении своей культуры, и незначительная заинтересованность во взаимосвязи с другими группами (часто из-за исключения или дискриминации).

4. Сепарация – мигранты придают значение сохранению своей собственной культуры и в то же время хотят избежать взаимодействия с другими культурами.

Дж. Берри подчеркивает, что наиболее высокий уровень адаптации выявлен у мигрантов придерживающихся стратегия интеграции [4, с. 112]. Однако стоит сказать, что «чистые» типы встречаются не всегда и в разных сферах своей жизнедеятельности человек может использовать разные аккультурационные стратегии.

В.В. Константинов выделяет 4 стратегии поведения мигранта в принимающем обществе[19, с.56]:

  1. S-активная адаптация" (происходят конституциональное изменение общественных, психологических, культурных характеристик индивидов и групп в результате установления у мигранта ориентации на длительное пребывание в новой социальной среде);

  2. "S-пассивной адаптации" (стратегия не предполагает глобального освоения культурных традиций принимающего общества, существенных трансформаций образа поведения, коммуникативных моделей и ситемы ценностей не проиходит);

  3. стратегия "S-активный негативизм к местному населению и культуре" (мигранты ориентированы на изоляцию от культуры принимающего коренного населения, отрицают ее и стремятся сохранить связь с родной).

  4. "S-пассивная дезадаптация" (возникает в результате деформации идентичности с родной культурой, и при этом, отсутствие стремления к идентификации с доминирующей культурой принимающего общества).

Попадая в новые социально-экономические, политические, культурные условия мигранты испытывают стресс с той или иной степень выраженности, вследствие чего происходит рассогласование баланса системы личность-среда. Прежние формы взаимодействия с окружающим миром, скорее всего, окажутся неактуальными в новой социальной среде, что и послужит стимулом для запуска механизмов адаптации.

1.2 Специфика социально-психологической адаптации подростков- мигрантов

Процесс адаптации мигрантов в современных российских условиях носит сложный многоуровневый характер. Н.С. Палагина в своих работах акцентирует внимание на следующих сложности, с которыми сталкиваются мигранты: снижение самооценки, уровня притязаний, сломку стереотипов, ценностных ориентаций и социальных установок [26, с. 36]. Что в свою очередь, отражается на поведении мигранта: раздражительность, стремление занять оборонительную позицию, ожидание негативных выпадов со стороны окружающих.

Если говорить о подрастающем поколение, известно, что реакции на одни и те же явления разнятся в подростковом и взрослом периоде. На подростковый возраст приходиться один из кризисных периодов жизни человека, на данном этапе складывается его смысложизненная концепция, формируются ценностные ориентации, направленности личности, осваиваются разнообразные социальные роли, вырабатываются модели поведения.

Таким образом, дети из семей мигрантов – это категория, требующая особого внимания.




Миграция влияет на индивидуально-психологические особенности личности подростка, которые проявляются в особенностях межличностного взаимодействия и специфике межгруппового взаимодействия, обусловленного этнической идентичностью и степенью предрасположенности к предрассудкам. В одном образовательном пространстве оказываются ученики из разных слоев населения с разными культурными ценностями и стереотипами поведения, что в некоторых случаях может затруднить процесс установления оптимальных взаимоотношений.

На данном возрастном этапе формируется такие психологические новообразования как: личностное самоопределение, осознанное стремление занять и отстаивать определенную позицию, сознательная регуляция своих поступков, а также способность учитывать чувства и интересы окружающих и поступать ориентируясь на них. Еще подростковый возраст весьма значим в развитии «Я-концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, которая в свою очередь оказывает влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и развитие личности в целом. Особенность социально-психологической адаптации подростков-мигрантов заключается в том, что он находиться на стыке двух культур, постоянно балансируя между ними и в полной мере не овладевает нормами и ценностями ни одной из них. Также, нередко подростки испытывают внутриличностные конфликты, симптомами которых являются: неорганизованность, чувство одиночества, отстраненность, недоверчивость, подозрительность, раздражительность, агрессивность. Также подростки-мигранты сталкиваются с отвержением со стороны одноклассников, которые указывают на их отличность. Вследствие чего у детей-мигрантов возникает чувство стыда, ущербности и приниженности, что приводит к ответной агрессии в сторону коренного населения. В разрешении проблемы преодоления стресса аккультурации заинтересованы все, кто вовлечен в жизненное пространство мигрантов: от представителей принимающей стороны до социальных служб, которые ответственны за полноценное включение мигрантов в жизнь нового сообщества. Наиболее значимыми факторами, которые обусловливают процесс адаптации подростков, выступают: семья, образовательная организация, социальная ситуация развития, общность происхождения членов этноса, особенности их взаимодействия, этнические стереотипы, СМИ.

Организация приема мигрантов и создание условий для их успешной интеграции – это задачи, оптимальное решение которых возможно при совместных усилиях широких слоев общественности и участии специалистов. Требуется партисипативный подход к решению проблем адаптации подростков-мигрантов, объединяющий усилия педагогов и школьных психологов, администрации школ, департаментов образования, социальных, психологических и других служб.

Психологическая служба, направленная на оказание поддержки детям-мигрантам, на сегодняшний день столкнулась с рядом трудностей, которые связаны с неустоявшейся организационной структурой учреждений, недостатком кадров, не разработанностью научного обоснования деятельности психологов и педагогов.

Весьма актуальной становится проблема адаптации детей из семей мигрантов в образовательной организации, ведь именно она является ключевым институтом социокультурной, социально-психологической адаптации на данном возрастном этапе.

Сегодня проблеме адаптации детей из семей мигрантов исследователи уделяется все больше внимания, создаются специальные условия, разрабатываются программы ориентированные на облегчение этого процесса. Исследователи единогласны во мнении, что для организации психологического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов, необходима комплексная работа на уровне школы. Такая работа должна проводиться не с вновь прибывшими учениками, но и остальных участников образовательного процесса: всех учеников, педагогов, родителей, администрации школы. На первом этапе необходимо изучить личность ребенка, сильные и слабые личности, менталитета. Далее необходимо провести обучение для детей из семей мигрантов навыкам поведения и взаимодействия в новых условиях, возможно резко отличающихся от привычных ему.

В своих работах Бурковская Т.В. делает акцент на том, что такая работа должна вестись на основе межкультурного диалога, учета этнокультурной специфики мигрантских групп, их самосознания, традиций взаимодействия, принятых в культуре [7, с.78].

Захарченко Е.Ю. отмечает, что создание благоприятных условия для адаптации мигрантов в новом образовательном пространстве возможно при:

- развитии коммуникации (построении межкультурного диалога);

- разработке специальных программ, ориентированных на адаптацию детей-мигрантов;

- обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации;

- создании условий для сохранения родного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой;

- подготовке педагогов, ориентированных на работу с детьми-мигрантами [13, с. 49].

Гуляева А.Н. отмечает, что работа в педагогическом коллективе, в котором присутствуют дети мигранты, должна вестись по следующим направлениям:

- обучение русскому языку как неродному;

- знакомство с культурно-историческими особенностями страны;

- психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов;

- проведение уроков толерантности и мероприятий по сплочению коллектива [11].

Первостепенной задачей в работе психологической службы помощи ребенку-мигранту, является обучение коммуникативным навыкам. Целесообразно для этого провести тренинговые занятия по межличностному общению и сплочению коллектива. Показателем успешного проведения данных занятий будет являться: толерантное отношение к инокультурного партнеру, понимание его особенностей и умение правильно интерпретировать поведение другого.

Вместе с тем, следует организовывать совместную деятельность учащихся следующим образом: ребенок-мигрант должен иметь возможность внести свой вклад в общее дело, которое обязательно нужно отметить.

В своих работах Константинов В.В. отмечает, что социально-психологическая адаптация мигрантов осуществляется посредством определенных механизмов осознаваемого или неосознаваемого вхождения личности в социально-ролевые связи и отношения, через овладение личностью ценностями, действиями, социальным опытом, социальными нормами и правилами. К таким механизмам автор относит подражание и идеализацию, которые опираются на симпатию и уважение к ценностям, взглядам и моделям поведения чуждых представителю конкретного этноса культур, детерминируют миграционные намерения [19, с. 54]. Таким образом, полезным для налаживания диалога культур может стать проведение разнообразных праздников, например, «Фестиваля культур», в процессе которого учащимся представится возможность познакомиться с обычаями и традициями разных народов.

Вхождение в любой новый коллектив сопровождается знакомством с ним. Для налаживания контакта можно использовать такой прием, как «Моя визитная карточка», что позволит детям рассказать о себе, своей семье, увлечениях.

В целом, нужно сказать, что социально-психологическая адаптация мигранта к новым социальным условиям является довольно драматичным и сложным процессом. Человек, попавший в подобную ситуацию переживает массу сложностей как субъективного, так и объективного характера. Не возникает сомнений в необходимости создания условий для более безболезненной ситуации интеграции мигрантов к условиям новой социокультурной среды; создании специальные программ для адаптации детей мигрантов. Также следует организовывать психологическое сопровождение этого процесса, осуществлять специальную подготовку педагогов, осуществляющих работу с детьми, налаживать диалог культур, вместе с тем поддерживать самобытность мигрантов, ценить их индивидуальность.



1.3 Понятие о совладающем поведении личности

Успешность социально-психологической адаптации личности зависит от способности человека использовать конструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.

В настоящее время изучением проблемы совладающего поведения занимаются многие отечественные и зарубежные психологи.

В научной литературе для обозначения изучаемого феномена используется следующие термины: «стиль адаптации», «копинг-поведение», «стратегия принятия решения», «совладающее поведение», «тип поведения в стрессе» и т. д.

Т.Л. Крюкова определяет совладающее поведение – как «совокупность поведенческих актов, позволяющих субъекту способами, адекватными его личностным особенностям и самой ситуации, с помощью осознанных действий справиться со стрессом». Автор отмечает, что эти поведенческие акты могут быть направлены на: овладение ситуацией; ее разрешение; смягчение и привыкание к ней; уклонение от предъявляемых ею требований [40, с.148]. Таким образом, преодолевающее поведение является неким стабилизирующим фактором между индивидом и средой.

Совладающее поведение личности в исследованиях рассматривается как:

  • один из способов психологической защиты;

  • относительно постоянная предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом;

  • динамический процесс столкновения субьекта с внешним миром.

Рассмотрим преодолевающее поведение как механизм психологической защиты. Главной целью психологической защиты является ослабление внутриличностного напряжения, связанного с несоответствием инстинктивных импульсов бессознательного интериоризированным требованиям внешней среды.


Р. Плутчик, Х. Конте, Х. Кил-лерман веделяют 8 типов психологических защит:

  • отрицание;

  • подавление;

  • регрессия;

  • компенсация;

  • проекция;

  • замещение;

  • интеллектуализация;

  • реактивное образование.

Психологическая защита являются неосознаваемым явлением, в основе которой лежит механизм подавления, ликвидирующий страх. Говоря о защитном поведении Н. Хан, отмечает, что оно в действительности является ригидным и искажающим реальность. В свою очередь совладающее поведение, по словам автора, ориентировано на реальность, целенаправленно и гибко.

Существует большое количество подходов к анализу механизмов и закономерностей проявления совладающего поведения, однако, единой классификации на сегодняшний день нет. Большинство из них основываются на систематизации психологического преодолевания предложенной Р.Лазарусом и С.Фолкманом:

  • проблемно-ориентированный копинг («работа с проблемой»);

  • эмоционально-ориентированный копинг («работа с отношением к проблеме»).

Развивая данную концепцию Л. Перлин и К. Шулер выдели три основные копинг-стратегии:

  • решение проблемы;

  • изменение способа рассмотрения проблемы;

  • управление эмоциональным дистрессом.


Подобным образом Р. Моос, А. Биллинг и Д. Шеффер классифицировали модели адаптивного поведения:

  • стратегия ориентированная на проблему (модифицирования или устрание источник стресса);

  • стратегия направленная на оценку значимости стрессовой ситуации для личности и поиск способа управления ей путем изменения отношения (когнитивная переоценка);

  • стратегия нацеленная на эмоции (управление чувствами и переживаниями, поддержание аффективного равновесия).

Л. И. Анцыферова систематизировала копинги по 3 основным направлениям:

  • преобразующие (формулировка проблемы, постановка целей и нахождение пути ее разрешения);

  • приспособления (личностные измененеия или смена отношения к проблеме;

  • вспомогательные модели самосохранения (психологический уход или бегство из стрессовой среды) [3, с. 11].

Н.Н. Мельникова в качестве основы для систематизации совладающего поведения предложила использовать следующие критерии: контактность, активность и направленность изменений. В результате автор выделила 8 моделей копинг-поведения:

  1. Активная, контактная, направленная вовне стратегия (активное изменение среды) характеризуется стремлением активного воздействия на среду с целью ее изменения в соответствии с личностными потребностями и особенностями.

  2. Активная, контактная, направленная вовнутрь (активное изменение себя): стратегия строится на активном изменении себя таким образом, чтобы среда перестала восприниматься как фрустрирующая.

  3. Активная, избегающая, направленная вовне (активный поиск новой, в связи с уходом от среды): стратегия представляет собой уход индивида из ситуации с целью поиска новой среды, которая бы более гармонировала с его свойствами.

  4. Активная, избегающая, направленная вовнутрь (активный уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир): стратегия предполагает избегание контакта со средой - сосредоточение на внутреннем мире.

  5. Пассивная, контактная, направленная вовне (пассивная репрезентация себя), реализуясь через пассивную репрезентацию себя, стратегия связана со стремлением самоутвердиться, отстоять своё «Я».

  6. Пассивная, контактная, направленная вовнутрь (пассивное подчинение условиям среды): стратегия выражена тенденцией к пассивному подчинению условиям среды.

  7. Пассивная, избегающая, направленная вовне (пассивное выжидание внешних изменений): стратегия выжидания внешних изменений, реализуя которую человек стремится избежать неприятных влияний среды.

  8. Пассивная, избегающая, направленная вовнутрь (пассивное ожидание внутренних изменений): стратегия внешне похожа на предыдущую, но, руководствуясь этой стратегией, человек ожидает благоприятных изменений не вовне, а внутри себя. Это может быть изменение настроения, «внутреннее созревание», ожидание внутренней готовности [25, с. 63].

В последствии Р. Лазарус разделил копинг-механизмы на:

  • конструктивные модели (выраженный самоконтроль и планирование путей решения проблемы);

  • относительно конструктивные (положительная переоценка ситуации и принятие ответственности за происходящее);

  • неконструктивные (дистанцирование, бегство-избегание, конфронтация).

Е.Е. Бочарова в своем исследовании стратегий совладающего поведения у представителей разновозрастных групп, отмечает, что подростки в стрессовых ситуациях наиболее часто используют сочетание стратегий эмоционально ориентированного копинга, конфронтациионного копинга, избегания, отвлечения, тогда как проблемно ориентированные стратегии совладания используются значительно реже. Эмоционально ориентированные стратегии, с одной стороны, помогают подростку уберечь свою психику от неблагоприятного воздействия стресса. С другой - не позволяют гибко осуществлять преобразующее совладание, направленное на разрешение проблемы, что может привести к формированию деструктивного поведения [6, с. 585].

Следует понимать, что эффективность применения копинг-стратегии ситуативно обусловлена. В различных ситуациях любая из вышеописанных стратегий может быть как продуктивной, так и дезадаптивной. Следовательно, адаптивная функция стратегии достигается только в том случае, когда обеспечивает баланс целостности личности и социальной среды при угрозе её нарушения [2, с. 65].

Таким образом, типология стратегий совладания основывается на дифференциации активных усилий личности, сфокусированных на проблеме и ее решении, и стремлении переформулировать или когнитивно переосмыслить проблему так, чтобы она стала психологически приемлемой и безопасной.




Выводы по главе 1

Социально-психологическая адаптация - приспособление индивида к условия новой для него социальной среды, вид взаимодействия с ней: налаживание контактов в социуме, нахождение своего места в нем, выработка умений действовать исходя из ценностей и норм, присущих для той культуры, в которой они находятся.

Социально-психологическая адаптация мигрантов является двусторонним процессом. Изменениям подвергнуты как личность мигранта, так и его новое окружение, которое адаптируется к его индивидуальным особенностям. В результате вырабатывается новая совместная стратегия поведения, удовлетворяющая обе стороны.

Особенностью социально-психологической адаптации детей-мигрантов является их нахождение на стыке двух культур, постоянное балансирование между ними, и не овладевание в полной мере нормами и ценностями ни одной из них.

В одном образовательном пространстве оказываются ученики с разными культурными ценностями и стереотипами поведения, что в некоторых случаях может затруднить процесс установления оптимальных взаимоотношений.

К наиболее значимым факторам, которые обусловливают процесс адаптации детей-мигрантов, относятся: семья, образовательная организация, социальная ситуация развития, общность происхождения членов этноса, особенности их взаимодействия, этнические стереотипы, СМИ.

Успешность социально-психологической адаптации личности зависит от способности человека использовать конструктивные стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.

Совладающее поведение – это «совокупность поведенческих актов, позволяющих субъекту способами, адекватными его личностным особенностям и самой ситуации, с помощью осознанных действий справиться со стрессом». Поведенческие акты могут быть направлены на: овладение ситуацией; ее разрешение; смягчение и привыкание к ней; уклонение от предъявляемых ею требований.

Эффективность применения копинг-стратегии ситуативно обусловлена. В различных ситуациях любая из них может быть как продуктивной, так и дезадаптивной. Адаптивная функция стратегии достигается только в том случае, когда обеспечивает баланс целостности личности и социальной среды при угрозе её нарушения.

Подростки в стрессовых ситуациях предпочитают использовать сочетание стратегий эмоционально ориентированного копинга, конфронтациионного копинга, избегания, отвлечения. В свою очередь проблемно-ориентированные стратегии используются гораздо реже.

Эмоционально ориентированные стратегии способствуют сохранению психики подростка от неблагоприятного воздействия стресса, однако не позволяют гибко реализовать преобразующее совладание, нацеленное на решение проблемы. В результате чего возрастает риск формирования деструктивного поведения.








2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ

2.1 Организация и методы исследования

Для реализации цели и задач нами проведено эмпирическое исследование, которое включает в себя несколько этапов.

На первом этапе эмпирического исследования мы изучали характеристики социально-психологической адаптации подростков-мигрантов с помощью опросника «Социально-психологическая адаптация» (Р. Даймонд, К. Роджерс) (подростковый вариант). А также особенности совладающего поведения подростков-мигрантов с использованием методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (С. Хобфолл, адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой).

На втором этапе, после интерпретации и психологического анализа полученных результатов, был проведен корреляционный анализ взаимосвязей между показателями социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями.

На третьем этапе эмпирического исследования был проведен сравнительный анализ типологический анализ моделей совладающего поведения подростков-мигрантов с различным уровнем адаптации.

Эмпирическую базу исследования составили подростки-мигранты, обучающиеся в МОУ «ООШ с.Константиновка имени М.М. Расковой» (60 человек), в возрасте от 12 до 14 лет.

Для изучения характеристики социально-психологической адаптации подростков-мигрантов был выбран следующий инструментарий:

Опросник социально-психологической адаптации (Р. Даймонд, К. Роджерс) (подростковый вариант).

Респонденту предлагается 101 утверждение, каждое из которых необходимо оценить по семибалльной шкале в соответствии со своими личностными качествами и предпочтениями. Отличительной особенностью опросника является построение утверждений в 3-м лице единственного числа и отсутствие местоимений. 6 шкал: «адаптация», «приятие других», «интернальность», «самовосприятие», «эмоциональная комфортность», «стремление к доминированию», позволяют изучить особенности социально-психологической адаптации индивида, а также связанные с ними черты личности.

«Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (С. Хобфолл, адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой).

Методика представлена 54 утверждениями, которые необходимо оценить по пятибалльной шкале. Опросник определяет девять моделей преодолевающего поведения: «ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «осторожные действия», «импульсивные действия», «избегание», «манипулятивные (непрямые) действия», «асоциальные действия», «агрессивные действия», а также позволяет вычислить общей индекс конструктивности.



2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования

Первый этап исследования включал изучение особенностей социально-психологической адаптации подростков-мигрантов. Ниже представлены результаты, полученные с помощью опросника социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) (рисунок 1).

Рисунок 1 – Средние значения по шкалам социально-психологической адаптации подростков-мигрантов

Как видно из представленного графика, у подростков исследуемой группы среднее значение показателя «адаптация» равно 59,3%. Что указывает на хорошую способность испытуемых быстро реагировать на изменения внешней среды и успешно адаптироваться к ним.

Самопринятие является обязательным условием изменений и роста личности. Средний показатель по данной шкале равен 73,5%, что свидетельствует об одобрении себя в целом и позитивной самооценке подростков.

По шкале «приятие других» средний балл равен 59%. Следовательно, респонденты дружелюбно относятся к окружающим, терпимы к их слабостям и недостаткам.

Также, мигранты преимущественно прибывают в состоянии спокойствия, уверенности и положительного эмоционального фона. Открыто выражают свои чувства, свободны от страха и тревоги («эмоциональный комфорт» - 58,4%).

Кроме того, респондентам свойственно принимать ответственность за происходящие в их жизни события на себя («интернальность» - 62,3%).

По шкале «стремление к доминированию» - стремление личности занимать лидирующие позиции, не готовность подчиняться и беспрекословно выполнять поставленные кем-то задачи, средний балл равен 53%.

Значение в 18,5 % по шкале «эскапизм» указывает на то, что членам данной выборки не свойственно избегание проблемных ситуаций и стремление уйти в мир иллюзий.

Далее нами были изучены особенности совладающего поведения подростков-мигрантов по средствам методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) (С. Хобфолл, адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой) (рисунок 2).

Рисунок 2 - Показатели совладающего поведения подростков-мигрантов

Из представленной диаграммы видно, что доминирующей стратегией преодолевания является «агрессивные действия» - 75% (44 человека). Объяснить лидирующую позицию асоциальной стратегии можно кризисом, приходящимся на данный возрастной этап. Его отличительной чертой являются эмоционально-нестабильный фон подростка. Кроме того, одно из важнейших новообразований – это ощущение взрослости, введу которого, и возникают конфликтные ситуации. С этим же мы связываем следующие модели поведения, которые свойственны около 40% испытуемых: «асоциальный действия» (22 человека), «импульсивные действия (24 человека).

Также, респонденты в стрессовых ситуациях отдают предпочтение следующим стратегиям совладающего поведения: «вступление в социальный контакт» - 62% (36 человек), «осторожные действия» - 52% (30 человек), «избегание» - 52% (30 человек). При теоретической подготовке к нашему исследованию нами были изучены научные работы, в которых отмечалось, что в большинстве случаев испытуемые, которые не страдают психическими расстройствами, предпочитают именно активные и пассивные конструктивные копинги. Полученные нами данные не противоречат этому наблюдению. Преимущественно подростки выбирают пассивные конструктивные копинги. В отличие от ассертивных действий, где проявляется способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него – 44% (26 человек).

В наименьшей степени испытуемые предпочитают искать поддержку из вне («поиск социальной поддержки» - 31% (18 человек)) и манипулировать окружающими («манипулятивные действия»- 27% (16 человек)).

Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между характеристиками социально-психологической адаптации и моделями совладающего поведения подростков-мигрантов.

Перед началом исследования мы проверили полученные результаты на нормальность распределения данных (приложение А). Для этого мы использовали критерий Колмогорова - Смирнова. Полученные результаты имели значимость p

Исходя из этого, для подтверждения нашего предположения можно использовать корреляционный анализ изучаемых явлений по Пирсону (приложение Б). В ходе анализа было выявлено большое количество связей (p

Таблица 1 – Значимые корреляционные связи между показателями социально-психологической адаптации и моделями совладающего поведения подростков-мигрантов

 

Адаптация

Самопринятие

Принятие других

Эмоц. комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

Эскапизм

Ассертивные

действия

0,450*

0,240

0,303

0,113

0,322

0,492**

-0,307

Поиск социальной поддержки

-0,381*

-0,252

-0,271

-0,247

-0,059

-0,322

0,411*

Осторожные

действия

0,534**

0,405*

0,452*

0,585**

0,537**

0,221

-0,337

Импульстивные действия

-0,529**

-0,355

-0,536**

-0,350

-0,156

-0,303

0,475**

Непрямые действия

0,087

0,041

-0,024

0,021

0,375*

0,148

0,075

Асоциальные действия

0,343

0,247

0,205

0,310

0,408*

0,260

-0,154

Агрессивные

действия

-0,561**

-0,381*

-0,611**

-0,460**

-0,184

-0,210

0,386*

Примечания: 1.*Корреляция является значимой на уровне 0,05 (2‑сторонняя). 2. **Корреляция является значимой на уровне 0,01 (2-сторонняя).

В результате корреляционного анализа данных были обнаружены значимых связей между копинг-стратегией «ассертивные действия» и следующими показателями СПА: «адаптация» (r = 0,450), «стремление к доминированию» (r = 0,492). Следовательно, активная стратегия преодолевания «ассертивные действия» характерна для подростков с лидерскими задатками, которым присуще уверенность и напористость. Именно благодаря этим качествам им удается занять «свое место» и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Модель преодолевания «поиск социальный поддержки» имеет положительно значимую корреляционную связь с показателем «эскапизм» (r = 0,411) и отрицательно значимую связь с показателем «адаптация» (r = ‑0,381). Таким образом, респонденты склонные уходить от реальности, предпочитаю в сложных жизненных ситуациях искать социальную поддержку. В результате чего их процесс адаптации может занимать более длительный временной промежуток.

Стратегия совладания «осторожные действия» имеет положительно значимую связь со следующими шкалами СПА: «адаптация» (r = 0,534), «самопринятие» (r = 0,405), «принятие других» (r = 0,452), «эмоциональный комфорт» (r = 0,585), «интернальность» (r = 0,537). Хотя копинг «осторожные действия» и относится к пассивным стратегиям преодолевания, респонденты придерживающиеся его комфортно чувствую себя в коллективе и успешно адаптируются в новых условиях. Способствует этому их точное понимание своих сильных и слабых сторон, дружелюбный настрой к окружающим и принятие ответственности за происходящие события на себя.

«Импульсивные действия» напротив затрудняют процесс адаптации подростков-мигрантов («адаптация» r = -0,529), исключают внимательное отношение к чувствам и мыслям окружающих («принятие других» r = -0,536), предполагают избегание «неприятного» («эскапизм» r = 0,475).

Интегральный показатель СПА «интернальность» имеет прямые корреляционные связи со стратегиями «непрямые действия» (r = 0,375) и «асоциальные действия» (r = 0,408). Таким образом, можно сказать, что испытуемые, осознанно выбирают манипулятивную или жесткие, циничные формы взаимодействия с окружающими.

Копинг «агрессивные действия» коррелирует со следующими показателями социально-психологической адаптации: «адаптация» (r = -0,561), «самопринятие» (r = -0,381), «принятие других» (r = -0,611), «эмоциональный комфорт» (r = -0,460), «эскапизм» (r = 0,386). Можно сказать, что подростки склонны выбирать данную асоциальную стратегию поведения в тех случаях, когда обладают низкой самооценкой, находятся в конфликте с окружающими, а в качестве механизма защиты предпочитают «уход от реальности». В результате чего, их адаптационные возможности личности находятся на низком уровне.

На следующем этапе эмпирического исследования был проведен типологический анализ моделей совладающего поведения подростков-мигрантов со средним (48 человек) и высоким (12 человек) уровнем адаптивности (таблица 2).

Таблица 2 – Показатели преодолевающего поведения подростков-мигрантов с различным уровнем адаптивности.


Уровень адаптивности

t-критерий Стьюдента

Значимость

Средний

Высокий

Ассертивные действия

21,08

25,60

0,971

0,002

Поиск социальной поддержки

22,88

18,80

0,016

0,001

Осторожные действия

22,00

26,40

0,004

0,001

Импульстивные действия

19,08

13,80

0,024

0,001

Асоциальные действия

18,29

20,80

0,124

0,048

Агрессивные действия

22,92

17,40

0,718

0,001

В результате сравнительного анализа моделей совладающего поведения подростков-мигрантов с высоким и средним уровнем адаптивности обнаружены достоверные различия по следующим шкалам: «Ассертивные действия», «Поиск социальной поддержки», «Осторожные действия», «Импульстивные действия», «Асоциальные действия», «Агрессивные действия».

Таким образом, наилучшие показатели социально-психологической адаптации показывают подростки, придерживающиеся одной из трех моделей поведения: активное вступление в социальный контакт; осторожные действия, во избежание столкновений; асоциальных действий для поддержания статуса.



Выводы по главе 2

На основе данных полученных с помощью корреляционного анализа Пирсона и t-критерия Стьюдента можно сделать следующие выводы:

  1. Копинг стратегию «ассертивные действия» выбирают подростки с высокой самооценкой и лидерскими качествами. В конфликтных ситуация способные с достоинством отстаивать свои права, при этом не попирая прав оппонентов.

  2. Респондентов, предпочитающих стратегию «осторожные действия» условно можно назвать «сторонними наблюдателями». Комфортно чувствовать себя в коллективе им помогает, точное понимание своих сильных и слабых сторон, дружелюбный настрой к окружающим и принятие на себя ответственности за происходящие в жизни события.

  3. Совершая «асоциальные действия» подростки находят поддержку в среде сверстников и утверждаются в своей исключительности. В результате корреляционного анализа была обнаружена связь копинга «асоциальны действия» с показателем «интернальность» - степень принятия / не принятия ответственности за происходящие события на себя. Таким образом, можно сказать, что подростки осознанно выбирают данную стратегию преодолевани и стремятся не злоупотреблять ей.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое исследование на тему «Взаимосвязи социально-психологической адаптации и совладающего поведения подростков-мигрантов» позволило сформулировать следующие выводы:

  1. Социально-психологическая адаптация – процесс активного приспособление индивида к условиям новой для него социальной среды, вид взаимодействия с ней.

  2. Процесс социально-психологической адаптации мигрантов является двусторонним и сопровождается тяжелыми переживаниями не только со стороны мигрантов, но и принимающего общества. Изменениям подвергнуты как мигранты, так и социум, который адаптируется к его индивидуальным особенностям. В результате вырабатывается совместная стратегия поведения, удовлетворяющая обе стороны.

  3. Особенность социально-психологической адаптации подростков-мигрантов заключается в том, что он находиться на стыке двух культур, постоянно балансирует между ними и в полной мере не овладевает нормами и ценностями ни одной из них.

  4. Успешность социально-психологической адаптации личности зависит от способности человека использовать эффективные стратегии совладающего поведения.

  5. Совладающее поведение – совокупность поведенческих актов, позволяющих субъекту способами, адекватными его личностным особенностям и самой ситуации, с помощью осознанных действий справиться со стрессом. Поведенческие акты могут быть направлены на: овладение ситуацией; ее разрешение; смягчение и привыкание к ней; уклонение от предъявляемых ею требований.

  6. Эффективность применения копинг-стратегии ситуативно обусловлена. В различных ситуациях любая из них может быть как продуктивной, так и дезадаптивной. Адаптивная функция стратегии достигается только в том случае, когда обеспечивает баланс целостности личности и социальной среды при угрозе её нарушения.

В ходе эмпирического исследования:

  1. Высокий уровень адаптивности обнаружен у 48 респондентов, средний – у 12. Испытуемых с низким уровнем не выявлено. Остальные показатели СПА находятся в пределах нормы, что свидетельствует об успешной адаптации подростков-мигрантов в новом социуме.

  2. При исследовании моделей совладающего поведения подростков-мигрантов наибольшие показатели обнаружены по шкале «агрессивные действия». Выбор данного копинга обусловлен кризисом, приходящимся на данный возрастной этап, отличительной чертой которого, являются эмоционально-нестабильный фон человека.

  3. Определены статистически значимые корреляционные связи между показателями социально-психологической адаптации и моделями совладающего поведения. По его результатам наиболее предпочтительная модель совладающего поведения «агрессивные действия» взаимосвязана со следующими показателями СПА: «адаптация», «самопринятие», «принятие других», «эмоциональный комфорт», «эскапизм». Психологической службе школы были даны рекомендации по проведению тренингов: «повышения самооценки», «коммуникативных умений» и «групповой слоченности».

  4. Сравнительный анализ данных позволил выявить статистически значимые различия в предпочитаемых моделях совладающего поведения подростков-мигрантов с высоким и средним уровнем адаптивности. Высокий уровень адаптации в школьном коллективе достигается:

  1. Путем активного вступления в социальный контакт, что позволяет подростку «занять свое место»;

  2. Благодаря позиции «стороннего наблюдателя» в конфликтных ситуациях, преимуществом которой является «место для маневра»;

  3. Нахождением социальной поддержки и подтверждением своей исключительности с помощью асоциальных действий.

Цели и задачи, поставленные в начале исследования, были достигнуты в полном объеме. Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Данная тема исследования представляет практический интерес, и ее изучение может быть продолжено на более широком массиве испытуемых.








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акименко, А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности / А.К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Т 5. № 2. 2016. С. 151-157.

  2. Акименко, А.К. Стратегии адаптивного поведения студенческой молодежи и их характеристика. / А.К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Т3. № 1. 2014. С. 63-74.

  3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 1. С. 3-18.

  4. Берри, Д.В. Кросс-культурная психология: Исследования и Применение / Д.В. Берри, А.X. Пуртинга, М.X. Сигалл, П.Р. Дасен. Харьков: Гуманитарный центр, 2017. 560 с.

  5. Богатова, Д.В. Проблемы социальной адаптации детей мигрантов на территории города Иркутска / Д.В. Богатова // Иркутский национальный исследовательский технический университет. 2017. С. 180 – 188.

  6. Бочарова, Е.Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп / Е.Е. Бочарова // Russian Journal of Education and Psychology. № 5 (49). 2015. С. 580-589.

  7. Бурковская, Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Бурковская. Брянск, 2003. 205 с.

  8. Бурцева, А.В. Социальные институты и адаптация мигрантов / А.В. Бурцева // Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований сборник научных статей. 2018. С. 4‑14.

  9. Горячих, А.С. Адаптация детей - мигрантов в условиях образовательного учреждения / А.С. Горячих // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества сборник статей по итогам Межд. научно-практической конференции. 2018. С. 63 – 65.

  10. Григорьева, М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т.3. № 43. С. 259-263.

  11. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов [Электронный ресурс] / А.Н. Гуляева // Психологическая наука и образование. 2010. №5. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Gulyaeva.shtml

  12. Гуриева, С.Д. Межэтнические отношения и конфликт / С.Д. Гуриева // СПб.: Нестор-История, 2014. 366 с.

  13. Захарченко, Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы / Е.Ю. Захарченко // Педагогика. 2002. № 9. С. 47-53.

  14. Кармова, М.Р. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации мигрантов / М.Р. Кармова // Вестник московского городского педагогического университета. 2018. № 1. С. 85‑90.

  15. Кинунен, Т.А. Аккультурация как кризис идентичности / Т.А. Кинунен, С.Д. Гуриева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып.1. С. 268-279.

  16. Кленова, М.А. Особенности выбора стратегий преодолевающего поведения / М.А. Кленова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т.4. № 4 С. 322-326.

  17. Коломацкий, Д. А. Половые особенности взаимосвязи социально-психологической адаптации и копинг-стратегии у педагогов / Д.А. Коломацкий // Вестник Екатерининского института. 2014. № 4 (28). С. 116-121.

  18. Константинов, В.В. Зависимость успешности социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни от типа проживания: дис. … канд. психол. наук / В.В. Константинов. Самара, 2004.

  19. Константинов, В.В. Системно-динамический подход к социально- психологической адаптации мигрантов / В.В. Константинов // Человеческий капитал. 2018. № 4. С. 49-62.

  20. Константинов, В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов в условиях диффузного и компактного проживания / В.В. Константинов // Психологический журнал. 2005. Т.26. №2. С.16‑21.

  21. Константинов, В.В. Стратегии поведения мигрантов в процессе их социальнопсихологической адаптации к новым условиям жизни / В.В. Константинов // Мир науки, культуры, образования. № 2. 2018. С. 422‑425.

  22. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. С. 147- 152.

  23. Маклаков, А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: автореферат дис. … д-ра психол.наук. / А.Г. Маклаков. СПб, 1996. 37 с.

  24. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. СПб.: ПраймЕврознак, 2012. 416 с.

  25. Мельникова, Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999. 194 с.

  26. Палагина, Н.С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса: дис. … канд. психол. наук / Н.С. Палагина. Таганрог, 2015. 175 с.

  27. Погодин, И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие — 3-е изд., стер. / И.А. Погодин. М.: ФЛИНТА, 2016. 333 с.

  28. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности / Л.Г. Почебут. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 281 с.

  29. Солдатова, Г.У. Психологическая помощь мигрантам / Г. У. Солдатовой, Л.А Шайгерова, В.К. Калиненко, О.А. Кравцова. М.: Смысл, 2002. - 479 с.

  30. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. 4-е изд. М.: Аспект Пресс, 2014. 368 с.

  31. Стефаненко, Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации / Т.Г. Стефаненко. М.: Наука, 2010. 320 с.

  32. Триандис, Г.К. Культура и социальное поведение / Г.К. Триандис. М.: Форум, 2013. 382 с.

  33. Трущенко, М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе / М. Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. Москва: Буки-Веди, 2012. С. 13-16.

  34. Хазели Р. Проблемы социальной адаптации мигрантов в принимающем сообществе / Р. Хазели // Труд и социальные отношения. 2018. № 2. С. 82 – 90.

  35. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В.А. Якунин. СПб: Питер, 2007. 450 с.



Приложение А

Проверка на нормальность распределения (λ критерий Колмогора‑Смирнова).

 

λ критерий

Значимость

Адаптация

0,542

0,931

Самопринятие

0,772

0,184

Принятие других

1,091

0,184

Эмоц. комфорт

1,039

0,230

Интернальность

1,324

0,060

Стремление к доминированию

0,699

0,713

Эскапизм

0,864

0,445

Ассертивные действия

0,966

0,308

Вступление в соц контакт

0,628

0,825

Поиск социальной поддержки

0,606

0,857

Осторожные действия

0,605

0,858

Импульстивные действия

0,745

0,620

Избегание

0,595

0,871

Непрямые действия

1,067

0,205

Асоциальные действия

0,987

0,284

Агрессивные действия

1,217

0,103




Приложение Б

Корреляционная матрица.

 

Адаптация

Самопринятие

Принятие других

Эмоц. комфорт

Интернальность

Стремление к доминированию

Эскапизм

Ассертивные действия

Вступление в соц контакт

Поиск социальной поддержки

Осторожные действия

Импульстивные действия

Избегание

Непрямые действия

Асоциальные действия

Агрессивные действия

Адаптация

1
















Самопринятие

0,888**

1















Принятие других

0,893**

0,827**

1














Эмоц. комфорт

0,801**

0,806**

0,780**

1













Интернальность

0,664**

0,638**

0,689**

0,635**

1












Стремление к доминированию

0,328

0,044

-0,047

-0,015

-0,131

1











Эскапизм

-0,458*

-0,414*

-0,451*

-0,479**

-0,122

-0,181

1










Ассертивные действия

0,450*

0,240

0,303

0,113

0,322

0,492**

-0,307

1









Вступление в соц контакт

-0,338

-0,231

-0,158

-0,149

-0,314

-0,329

-0,037

-0,336

1








Поиск социальной поддержки

-0,381*

-0,252

-0,271

-0,247

-0,059

-0,322

0,411*

-0,146

0,360*

1







Осторожные действия

0,534**

0,405*

0,452*

0,585**

0,537**

0,221

-0,337

0,349

-0,248

0,043

1






Импульстивные действия

-0,529**

-0,355

-0,536**

-0,350

-0,156

-0,303

0,475**

-0,510**

-0,047

0,393*

-0,152

1





Избегание

-0,176

-0,011

-0,100

0,053

-0,158

-0,347

0,334

-0,713**

-0,006

-0,079

-0,346

0,269

1




Непрямые действия

0,087

0,041

-0,024

0,021

0,375*

0,148

0,075

-0,008

-0,467**

-0,259

0,149

0,399*

0,095

1



Асоциальные действия

0,343

0,247

0,205

0,310

0,408*

0,260

-0,154

0,057

-0,474**

-0,462**

0,338

0,088

0,210

0,792**

1


Агрессивные действия

-0,561**

-0,381*

-0,611**

-0,460**

-0,184

-0,210

0,386*

-0,465**

0,081

0,231

-0,375*

0,721**

0,189

0,478**

0,167

1

Примечания: 1. *Корреляция является значимой на уровне 0,05 (2-сторонняя). 2. **Корреляция является значимой на уровне 0,01 (2-сторонняя).






Скачать

© 2021 1225 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!