Профессиональное самоопределение в современных рыночных условиях направлено не столько на реализацию своих возможностей в русле определенной профессии, а сколько, на выбор жизненного пути, то есть все чаще речь идет не столько о выборе профессии и построении карьеры, сколько о выборе образа жизни.
Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка»
Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка
В подростковом возрасте особенно остро стоит проблема выбора профессии, профессионального самоопределения и самореализации, профессиональной ориентации. Профессиональное самоопределение в современных рыночных условиях направлено не столько на реализацию своих возможностей в русле определенной профессии, а сколько, на выбор жизненного пути, то есть все чаще речь идет не столько о выборе профессии и построении карьеры, сколько о выборе образа жизни. На профессиональное самоопределение детей в подростковом возрасте оказывает влияние сочетание неоднородных факторов. Однако роль единства профессиональных и ценностных ориентаций (как необходимого фактора гармонического развития личности) по сравнению с остальными является наиболее значимой, поэтому на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Исходя из вышесказанного, была сформулирована цель нашей работы.
Цель. Изучить особенности взаимосвязи профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении в подростковом возрасте.
Объект исследования – профессиональное определение подростков.
Предмет исследования – взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростков.
Гипотеза исследования составило предположение о том, что существует взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций в профессиональном определении подростков.
Задачи исследования
1) Осветить теоретические аспекты изучения проблемы профессионального самоопределения в подростковом возрасте на основе анализа психологической литературы.
2) На основе теоретического анализа выделить факторы, влияющие на формирование профессиональных и ценностных ориентаций детей в подростковом возрасте.
3) Провести исследование особенностей профессиональных ориентаций и особенностей ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
4) Исследовать взаимосвязь особенностей профессиональных ориентаций и особенностей ценностных ориентаций в подростковом возрасте школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) Обзорно-аналитический метод
2) Эмпирические методы: методика «Якоря карьеры Шейна», методика Б.С. Круглова «Определение уровня сформированности ценностных ориентаций».
3) Метод математико-статистического анализа полученных результатов (ранговая корреляция Спирмена).
Для достижения поставленной цели нами было проведено эмпирическое исследование на базе Костанайской (Р. Казахстан) общеобразовательной школы № 115 в декабре 2013 года. В нем принимали участие 26 учеников 9х классов. Исследование проводилось за два дня с перерывом между ними в три дня.
В результате проведенной исследовательской работы была выдвинута гипотеза о существовании связи профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении в подростковом возрасте. Таким образом, по результатам исследования инструментальных и терминальных ценностей у подростков, можно сказать, что для старшего подросткового возраста характерна дробная и дифференцированная система оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Так же полученные данные в результате статистического анализа свидетельствуют о том, что существует связь между ценностными ориентациями личности подростка и ориентациями в выборе карьеры. Интересен и тот факт, что положительных связей между карьерными ориентациями и терминальными ценностями выявлено гораздо больше, чем между карьерными ориентациями и инструментальными ценностями.
На основании этого исследования можно сделать следующие вывод о том, что в соответствии с полученными результатами наша гипотеза о существовании связи эмпирически доказана и статистически подтверждена.
Список литературы:
Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М. – М: 2001
Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеренбург.2003
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,2004