СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное самоопределение в современных рыночных условиях направлено не столько на реализацию своих возможностей в русле определенной профессии, а сколько, на выбор жизненного пути, то есть все чаще речь идет не столько о выборе профессии и построении карьеры, сколько о выборе образа жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка»

Взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростка

В подростковом возрасте особенно остро стоит проблема выбора профессии, профессионального самоопределения и самореализации, профессиональной ориентации. Профессиональное самоопределение в современных рыночных условиях направлено не столько на реализацию своих возможностей в русле определенной профессии, а сколько, на выбор жизненного пути, то есть все чаще речь идет не столько о выборе профессии и построении карьеры, сколько о выборе образа жизни. На профессиональное самоопределение детей в подростковом возрасте оказывает влияние сочетание неоднородных факторов. Однако роль единства профессиональных и ценностных ориентаций (как необходимого фактора гармонического развития личности) по сравнению с остальными является наиболее значимой, поэтому на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Исходя из вышесказанного, была сформулирована цель нашей работы.

Цель. Изучить особенности взаимосвязи профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении в подростковом возрасте.

Объект исследования – профессиональное определение подростков.

Предмет исследования – взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении подростков.

Гипотеза исследования составило предположение о том, что существует взаимосвязь профессиональных и ценностных ориентаций в профессиональном определении подростков.

Задачи исследования

1) Осветить теоретические аспекты изучения проблемы профессионального самоопределения в подростковом возрасте на основе анализа психологической литературы.

2) На основе теоретического анализа выделить факторы, влияющие на формирование профессиональных и ценностных ориентаций детей в подростковом возрасте.

3) Провести исследование особенностей профессиональных ориентаций и особенностей ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

4) Исследовать взаимосвязь особенностей профессиональных ориентаций и особенностей ценностных ориентаций в подростковом возрасте школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1) Обзорно-аналитический метод

2) Эмпирические методы: методика «Якоря карьеры Шейна», методика Б.С. Круглова «Определение уровня сформированности ценностных ориентаций».

3) Метод математико-статистического анализа полученных результатов (ранговая корреляция Спирмена).

Для достижения поставленной цели нами было проведено эмпирическое исследование на базе Костанайской (Р. Казахстан) общеобразовательной школы № 115 в декабре 2013 года. В нем принимали участие 26 учеников 9х классов. Исследование проводилось за два дня с перерывом между ними в три дня.

В результате проведенной исследовательской работы была выдвинута гипотеза о существовании связи профессиональных и ценностных ориентаций при профессиональном самоопределении в подростковом возрасте. Таким образом, по результатам исследования инструментальных и терминальных ценностей у подростков, можно сказать, что для старшего подросткового возраста характерна дробная и дифференцированная система оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Так же полученные данные в результате статистического анализа свидетельствуют о том, что существует связь между ценностными ориентациями личности подростка и ориентациями в выборе карьеры. Интересен и тот факт, что положительных связей между карьерными ориентациями и терминальными ценностями выявлено гораздо больше, чем между карьерными ориентациями и инструментальными ценностями.

На основании этого исследования можно сделать следующие вывод о том, что в соответствии с полученными результатами наша гипотеза о существовании связи эмпирически доказана и статистически подтверждена.

Список литературы:

  1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М. – М: 2001

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеренбург.2003

  3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.,2004


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!