СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь между инфляцией, безработицей и экономическим ростом

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повтор и обобщение знаний учащихся по темам «Инфляция», «Безработица», «Экономический рост». Выявление взаимосвязи между инфляцией, безработицей и экономическим ростом.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь между инфляцией, безработицей и экономическим ростом»

Тема: «Взаимосвязь между инфляцией, безработицей и

экономическим ростом».

(Экономика 11 класс).


Задачи урока

Повторить и обобщить знания учащихся по темам «Инфляция», «Безработица», «Экономический рост». Выявить взаимосвязь между инфляцией, безработицей и экономическим ростом.

Развивать умения учащихся сопоставлять, анализировать, сравнивать.

Способствовать экономическому воспитанию учащихся.

Метод

Словесный, иллюстративно-демонстративный.

Тип урока

Комбинированный.

Оборудование

Схемы и графики по теме.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа по вопросам.

1.Что такое экономический рост?

2.Что такое безработица?

Что такое инфляция?

III. Мотивация учебной познавательной деятельности.

Вводное слово учителя.

Условием нормального развития экономики является соответствие совокупных доходов совокупным расходам. Если доходы значительно превышают расходы, то часть продукции превратится в излишки и в следующем периоде производство может сократиться, что приведёт к росту безработицы. Если расходы значительно превысят, доходы это значит, что экономика тратит больше, чем может, живёт в долг, либо увеличивает количество денег в обращении, что приводит к инфляции.

Таким образом, мы видим, что существует определённая зависимость между инфляцией и безработицей. Инфляция и безработица всегда влияютна

экономическое развитие страны. Сегодня на нашем уроке мы повторим и обобщим Ваши знания по темам «Инфляция», «Безработица», «Экономический рост» и установим взаимосвязь между этими экономическими явлениями.

IV. Изучение нового материала.

Учитель объявляет тему урока, учащиеся делают запись в тетради «Взаимосвязь между инфляцией, безработицей и экономическим ростом».

Вопрос. Назовите основные цели любой экономической системы.

Учитель обобщает ответы учащихся и вывешивает на доске схему «Основные экономические цели».


Экономический

рост





Полная

занятость

Макроэкономическая

Постоянный

Уровень цен

стабильность





Торговый

баланс



Учитель. Общие расходы в экономике представляют собой совокупный спрос, а общие доходы, формируясь в результате производства продукции, отражают совокупное предложение. Несоответствие между доходами и расходами, спросом и предложением ведёт к макроэкономическим колебаниям – неравномерному развитию экономики с периодическими подъёмами и спадами. Подъёмы и спады сопровождаются инфляцией и безработицей, а их периодичность позволяет говорить о цикличности развития.

Вопросы.1. Назовите фазы экономического цикла.

2. Назовите причины циклического развития.

На доске вывешивается схема «Экономический цикл». Учитель обобщает и дополняет ответ.

Пол Самуэльсон говорил: «Экономика никогда не находится в состоянии покоя. Процветание сменяется паникой и крахом. Национальный доход, занятость и производство падают. Цены и прибыли понижаются, а рабочие выбрасываются на улицу. В конце концов достигается нижняя точка, и начинается оживление. Восстановление может быть медленным или быстрым. Оно может быть неполным или наоборот, настолько сильным, что породит новый бум». Экономика Украины в 1991-1999 г.г. пребывала в состоянии кризиса, объём производства сократился вдвое.

Вопрос. Был ли кризис в Украине цикличным? Почему нет?

Учитель. Из схемы «Основные экономические цели», мы видим, что второй целью является полная занятость населения.

Вопрос. Как Вы понимаете «полная занятость населения»?

Учитель. Оборотной стороной занятости является безработицы.

Фронтальный опрос.

Вопросы.Почему существует безработица.

Назовите факторы, которые определяют предложение труда и спрос на него (на магнитной доске ученик составляет схему)

Какие виды безработицы бывают?

Как определить уровень безработицы?

Что значит естественный уровень безработицы? (на доске вывешиваются формулы)

Учитель зачитывает классическую фразу: «Молодой человек солгал: у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было квартиру отпереть».

Вопрос. О ком идёт речь? О чём свидетельствует отсутствие всех этих вещей? Можем ли мы назвать Великого комбинатора безработным? Почему? Учитель. В 90-х годах ХХ века в Украине возникает проблема безработицы.

Вопрос. Как вы думаете, каковы причины безработицы в Украине?

Какие виды безработицы были в Украине?

Учитель обобщает ответы учащихся.

Оказывается, безработица замедляет темпы экономического роста, что отражается в законе Оукена.

Учащиеся делают запись в тетради «Влияние безработицы на экономический рост».

Закон Оукена:

Если фактический уровень безработицы больше «естественного» на 1%, то следует ожидать недопроизводства ВНП в размере 2,5% .

Это отношение (1:2,5) т.е. отношение уровня безработицы к «отставанию» объема ВНП позволяет вычислить абсолютные потери продукции, обязанные с любым уровнем безработицы.

Задача. Экономика страны характеризуется следующими показателями:

Фрикционная безработица 6 млн.чел.

Структурная безработица 6 млн.чел.

Циклическая безработица 8 млн.чел.

Численность населения 400 млн.чел.

Численность занятых 180 млн.чел

Фактический ВВП 4000 млрд.грн.

Определить естественный уровень безработицы. На сколько процентов при данном уровне безработицы фактический ВВП будет отставать от потенциального?

Решение.

Рабочая = занятые +безработные =180+6+6+8=200 млн.чел.

Фактический уровень безработицы = (фрикционная безработица + структурная безработица + циклическая безработица) / рабочая сила х 100% =(6 + 6 + 8) / 200 х 100% = 10%.

Уровень циклической безработицы = уровень фактической безработицы – уровень естественной безработицы = 10 – (6 + 6) / 200 х 100% = 10% - 6% = 4% т. к. циклический уровень безработицы составляет 4%, то согласно закону Оукена потери ВВП будут составлять 1 : 2,5 = 4 : х.

х = 10%; это означает, что фактический ВВП 4000 млрд.грн. - это 90% от потенциального ВВП. Следовательно, ВВПпот. = 4000 / 90%х 100% = 4444 млрд.грн.,а потери ВВП из-за безработицы равны 4444 – 4000 = 444 млрд.грн.

Ответ: потери ВВП, из-за безработицы, составляют 444 млрд. грн.

Учитель делает вывод о взаимосвязи между безработицей и экономическим ростом .

Обратимся опять к отрывку, но уже из другого бессмертного романа Ильфа и Петрова (эти авторы прекрасно владели основными экономическими категориями) и определим о каком экономическом явлении идет речь.

“Молодые люди, без определенных занятий, кучками бродили по улицам, бесшабашно распевая песенку о деньгах, потерявших свою цену.

Залетаю я в буфет

Ни копейки денег нет,

Разменяйте 10 миллионов.

Александр Иванович с беспокойством видел, как деньги, которые он наживал с великими ухмурениями, превращаются в ничто. Тиф валил людей тысячами. Саша торговал крадеными сосклада медикаментами. Он заработал на тифе 500 млн., но денежный курс за месяц превратил их в 5 млн. На сахаре он заработал миллиард. Курс превратил эти деньги в порошок”.

Вопрос. Из какого произведения прозвучал отрывок? О каком явлении идёт речь?

Учитель обобщает ответы учащихся.

Возвращаемся к нашей схеме “Основные экономические цели”. Третьей целью любой экономической системы является постоянный уровень цен, обратной стороной которого, является инфляция, о ней шла речь в отрывке из романа “Золотой телёнок”.

Фронтальный опрос.

Вопросы.

Почему возникает инфляция спроса? (при ответе используется схема). Почему возникает инфляция предложения? (при ответе используется схема).

Какие виды инфляции вы знаете? (при ответе используется схема).

О каком виде инфляции идет речь в отрывке?

Учащиеся делают запись в тетради: “Взаимосвязь между инфляцией и экономическим ростом”.

Учитель. Считается, что незначительные темпы инфляции спроса (5-10%), содействует экономическому росту: небольшое увеличение совокупных расходов ведёт к увеличению объёмов производства.

Без сомнения, инфляция издержек нежелательна, т.к. вслед за ростом цен на экономические ресурсы включается, так называемая спираль «зарплата – цены”: рост издержек → рост цен → рост зарплаты → рост цен → рост зарплаты и т.д.

Проблема инфляции в Украине в 90-х годах ХХ века была чрезвычайно актуальной. В первой половине 90-х годов (до денежной реформы 1996 г.) наблюдалась гиперинфляция и галопирующая, с очень высокими показателями, однако и во второй половине 90-х годов проблема инфляции не была решена окончательно. Только с 2001 г. инфляция достигла значения умеренной.

Вопрос. Какой по характеру и содержанию была украинская инфляция? Назвать факторы инфляции . (составление схемы на доске).

Задача. Буханка хлеба в октябре стоила 1 руб. 10 коп., а в ноябре – 1руб. 30 коп. Определите темпы инфляции. Какой это вид инфляции?

Решение.

Iц = 1,3 / 1,10 = 1,18

I = (Iц – 1) 100% = 18%, т.е. цены выросли на 18%.

Ответ: цены выросли на 18%.


Вопрос. Как Вы думаете, какой по характеру была инфляция в Украине в декабре 2004 г.?

Учитель обобщает ответы учащихся: «В декабре в Украине была инфляций ожидания потребителей, которая реализуется в чрезмерно низкой склонности к накоплению и стремлении любой ценой и как можно быстрее каждую заработанную денежную единицу вложить в товары. Чтобы избавится от инфляционного ожидания, необходимы идеальные условия, когда граждане абсолютно доверяют правительству».

И последний вопрос, который мы должны сегодня выяснить, это какая существует взаимосвязь между инфляцией и безработицей.

Учащиеся в тетрадях делают запись «Взаимосвязь между инфляцией и безработицей».

Учитель. Чтобы определить эту взаимосвязь мы решим задачу.

Задача. Постройте график по следующим данным.

Уровень безработицы,%


Темп роста цен,%

2

8

4

4

10

2

16

1


Ученик строит график на доске, а учащиеся в тетради.

Определить: 1. какой уровень инфляции соответствует уровню безработицы 8% (ответ 2,5%)

2.Определить, какой уровень безработицы связан с ростом цен до 6% (ответ 2%).

Вопрос. Какая зависимость изображена на графике?

Учитель. Данный график показывает обратную зависимость между инфляцией и безработицей и называется он кривой Филлипса.

Этому есть простое логическое объяснение, чем выше безработица, тем меньше объём производства, доходы людей, а значит и платёжеспособный спрос. Чем больше людей получают работу, тем выше доходы. Ростспроса на товары постепенно вызывает рост цен на них.

В 70-80-ые годы ХХ веке экономика многих развитых стран столкнулась с двумя проблемами со спадом производства и одновременным ростом цен.

Стагнация + инфляция = стагфляция

На графике это явление может быть отражено как сдвиг кривой Филлипса вправо и вверх.

V. Закрепление.

Вопросы для закрепления.

1. Что можно определить с помощью закона Оукена?

2. Докажите на конкретном примере о взаимосвязи инфляции и безработицы.

3. Что такое стагфляция?

4. Какое влияние инфляция в Украине оказала на экономическое развитие?

VI. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке.

VII. Домашнее задание: выучить конспект; задача.

Задача.ВВП в стране в 2000 г.был равен 25 млрд. д. ед. При этом уровень безработицы в стране составлял: структурной - 1,6%; фрикционной - 2,4%;

циклической- 7,0%.

Определить величину потенциального ВВП.

Решение.

Отклонение фактического уровня безработицы от естественного уровняравен уровню циклической безработицы, т.е. 7%.

Отклонение фактического ВВП от потенциального, по закону Оукена равно 7 х 2,5 = 17,5%.

Это значит, что фактический ВВП 25 млрд. д. ед. Это составляет 82,5% (100% - 17,5%) от потенциального ВВП.

Следовательно, ВВПпот. = 25/82,5 100% = 30,3 млрд. д. ед.

Ответ: величина потенциального ВВП составляет 30,3 млрд. д. ед







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!