Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях логопедической группы
Баранова Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Говорова Анна Юрьевна,
учитель – логопед МБОУ «Центр образования № 15», г. Тула
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия учителя – логопеда и семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Представлены практические рекомендации по осуществлению коррекционно – развивающей работы в домашних условиях.
Ключевые слова: дошкольное образование, семья, учитель – логопед, коррекционно – развивающая работа, домашнее задание.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя - логопеда и родителей.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому нужно уделять большое внимание работе с родителями. Провожу консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи, презентации, наглядная информация в родительских уголках.
На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
По заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка родителям разъясняю сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком. Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:
- развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;
- расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;
- развитие диалогической и монологической форм речи.
На каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач.
Каждого из родителей необходимо настраивать на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время. На консультациях и совместных занятиях родителям показываю логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения.
На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Консультация с учителем-логопедом, другими педагогами и специалистами может разрешить многие проблемы.
Чтобы домашние занятия были успешными необходимо:
1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы:
10-15 минут - для детей младшей группы;
15-20 минут - для детей средней группы;
20-30 минут - для детей старшей группы.
3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать - учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
5. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.
6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т.д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой.
7. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
8. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.
Правильно организованная система взаимодействия учителя - логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Список источников
1. Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Коррекционно-развивающая образовательная программа для детей 3-6 лет. - М.: Издательство «Русская Речь», 2019. - 158 с.
2. Иванов А.В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ: учеб. пособ. - М.: Перо, 2019. – 111 с.
3. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М.: Academia, 2017. - 576 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.
5. Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учеб. пособие / под ред. С. Н. Юревич. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 181 с.
6. Юревич С.Н., Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие / под ред. С.Н. Юревич. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 181 с.