СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя-логопеда в работе школьного ПМПк

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом объединении учителей, работающих по адаптированным программам

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя-логопеда в работе школьного ПМПк»

Роль логопеда в школьном ПМПк

Развитие современной школы требует знания особенностей каждого школьника, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут воспитанника с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей.

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует создавать психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.

В школе консилиум создан для обсуждения проблем развития, обучения и воспитания ребенка, для уточнения причин, вызывающих эти проблемы, выработки рекомендаций, необходимых для устранения недостатков.

В системе комплексного обследования детей в работе ПМПк одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка.

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка.


Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. В последнее время в печати появилось большое количество пособий, посвященных обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста. В основу, которых положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии Галины Васильевны Чиркиной, Татьяны Борисовны Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Т.А. Фотековой и др.

Это--- И. А. Смирнова Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

---Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.

--- Альбом для логопеда Иншаковой Ольги Борисовны,

---Иллюстрированная методика логопедического обследования Волковской Татьяны Николаевны.

Грибова Ольга Евгеньевна описала технологию обследования структуры речевого дефекта с учетом принципов анализа речевых дефектов, принятых в российской логопедии: развития, системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста и прочее.


Цель работы логопеда:

своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.


Задачи:


1.Диагностика звукопроизношения , фонематического восприятия и анализа,

грамматического строя речи, связной речи, письма и чтения учащихся (начальных классов общеобразовательной школы и учащихся, обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ.)


2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по

предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи

учащихся.



Этапы:

1.Работа по запросу учителя.

2. Подписание соглашений с родителями уч-ся, беседа с родителями

3. Обследование устной и письменной речи, изучение работ ребенка

-анкетные данные

- краткий анамнез (изучение медицинская карты ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невролога, психоневролога, отоларинголога и др. По ходу изучения медицинской документации составляется представление о возможной причине речевого нарушения)


Характер дидактического материала будет зависеть:

-от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);

-уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);

-уровня психического развития ребенка;

-уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, но не заучен ребенком).


- обследование артикуляционного аппарата

- общее развитие ребенка (беседа, счет, цвета, геом. фигуры, ориентировка во времени и пространстве, логическое мышление)


- обследование фонематического восприятия и элементов звукового анализа и синтеза (повторение звуковых рядов, слов, выделение первого и последнего звука в словах )

- обследование звукопроизношения (на специально подобранном речевом материале на определенную группу звуков)


- обследование связной речи (составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок, пересказ, рассказ-описание или по представлению)


- обследование грамматического строя речи ( образование мн.числа сущ-х, образование уменьшительно-ласкательной формы им.сущ-х, согласование прил-х с с сущ-ми, сущ-х с числительными, образование приставочных глаголов)


- обследование словаря ( предметный словарь, глагольный словарь, обобщение слов, подбор антонимов, синонимов, образование прилагательных)


- обследование слоговой структуры слова ( воспроизведение слов и предложений)


- обследование чтения ( способ чтения, скорость чтения. Понимание прочитанного)


-обследование письма (списывание, запись под диктовку. наличие орфографических и дисграфических ошибок)


Если у ребенка недостатки письма обусловлены недостаточностью других психических функций, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности и каким образом страдают.

Если у ребенка присутствуют ошибки, которые обусловлены несформированностью устной стороны речи, необходимо изучить и выявить причины в этой сфере.



4. По результатам обследования логопед ставит заключение и намечает направления коррекционно-логопедической работы.



5. Рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию учащегося







План индивидуальной логокоррекционной работы на 2017/2018 уч. год с учащейся ___класса, _________________

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи, обусловленное стойким

нарушением познавательной деятельности.

Несформированность процессов чтения и письма.Дизартрия.

Цель– коррекция дефектов устной и письменной речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащейся.


п/п

Основные направления логокоррекционной работы

Виды занятий

Примечание

1

Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

--- игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

---- мимические упражнения;

— самомассаж языка, губ.

Развитие мелкой и общей моторики.


Индивидуальные








2

Формирование диафрагмального выдоха.

Выработка силы голоса.

Упражнение в сопряженной, четкой, плавной речи.


Индивидуальные


3

Формирование правильного звукопроизношения:

ц, ш-ж-щ, л-л, р-р


Индивидуальные


4

Развитие фонематических процессов


Индивидуальные


5

Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам:сад,огород,лес,фрукты,овощи,животные,птицы,семья,посуда,игрушки,одежда,почта,транспорт,дом,зоопарк,море,деревья,рыба, цирк,профессии.


Индивидуальные


6

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов


Индивидуальные


7

Совершенствование грамматического строя речи:

— употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

— согласование имен числительных с именами существительными;

— образование уменьшительно-ласкательных форм;

---согласование прилагательных с существительными;


Индивидуальные


8

Развитие связной речи


Индивидуальные


9

Работа над формированием процессов чтения и письма


Индивидуальные


10

Совершенствование психологической базы речи:

расширение объема зрительной и слуховой памяти;

— развитие вербального мышления


Индивидуальные



Дисграфия- частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок.


К специфическим ошибкам относятся:

1.Артикуляторно-акустическая (как говорю,так и пишу) замены, пропуски букв соответствуют заменам и пропускам звуков в устной речи.

Певично-нарушение звукопроизношения, вторично-нарушение фонематического слуха. Иногда замены остаются, хоть в устной речи и исправлены.(с-ш, з-ж, ч-ц, к-т и др.)


2. Акустическая дисграфия (пишу не то, что говорят, а что услышал, неточность слуховой дифференциации, произношение –N)

- замены букв, обозначающих фонетически сходные звуки, устная речь без дефектов: ч=ть, ч=щ, ц=т, ц=с

- неправильное обозначение мягкости на письме (писмо, лубит)

- замены гласных звуков даже в ударных положениях у-о, е-и (радом, туча-точа)

- замены далеких по характеристикам звуков л=к

- нарушение слуховой дифференциации

- недоразвитие фонематического слуха


3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (причина: нарушение формирования языкового анализа и синтеза, анализ предложений на слова)

- неправильное деление предложений на слова

-искажение структуры слова и предложения

-перестановки , добавление букв

-пропуск гласных, слогов , их перестановки

- слитное написание предлогов со словами

- раздельное написание приставок


4. Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматического строя речи)

- пропуски слов и нарушение последовательности их в предложении

- искажение морфологической структуры слова (нарушение предложных конструкций- на столом, нарушение согласования –белая дом)


5. Оптическая дисграфия ( недоразвитие зрительного узнавания и зрительной памяти)

- искажение букв на письме

- замены графически сходных букв

-зеркальное написание букв

-пропуски элементов букв и написание лишних элементов



Дислексия- специфическое расстройство чтения.


  1. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка.

(- замены б — п, д — т, с — ш, ж — ш

- пропуски согласных при стечении и слогов в словах марка -мара»,лопата-лата );

- во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»);

- в перестановках звуков(утка — «тука»);

2. Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. 

3. Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются:

- изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»);

--неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»);

-- изменение числа местоимения («все» — «весь»);

--неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»);

-- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»)

4. Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их заменах. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3—5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.

5. Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах.

Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т — Г, Ь — Р, Н — П — И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.










Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  1. Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;

  2. Затруднения в восприятии написанной информации;

  3. Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;

  4. С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;

  5. Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;

  6. Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!