Роль логопеда в школьном ПМПк
Развитие современной школы требует знания особенностей каждого школьника, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут воспитанника с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей.
На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует создавать психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.
В школе консилиум создан для обсуждения проблем развития, обучения и воспитания ребенка, для уточнения причин, вызывающих эти проблемы, выработки рекомендаций, необходимых для устранения недостатков.
В системе комплексного обследования детей в работе ПМПк одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка.
Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка.
Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. В последнее время в печати появилось большое количество пособий, посвященных обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста. В основу, которых положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии Галины Васильевны Чиркиной, Татьяны Борисовны Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Т.А. Фотековой и др.
Это--- И. А. Смирнова Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
---Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.
--- Альбом для логопеда Иншаковой Ольги Борисовны,
---Иллюстрированная методика логопедического обследования Волковской Татьяны Николаевны.
Грибова Ольга Евгеньевна описала технологию обследования структуры речевого дефекта с учетом принципов анализа речевых дефектов, принятых в российской логопедии: развития, системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста и прочее.
Цель работы логопеда:
своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.
Задачи:
1.Диагностика звукопроизношения , фонематического восприятия и анализа,
грамматического строя речи, связной речи, письма и чтения учащихся (начальных классов общеобразовательной школы и учащихся, обучающихся по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ.)
2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по
предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи
учащихся.
Этапы:
1.Работа по запросу учителя.
2. Подписание соглашений с родителями уч-ся, беседа с родителями
3. Обследование устной и письменной речи, изучение работ ребенка
-анкетные данные
- краткий анамнез (изучение медицинская карты ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невролога, психоневролога, отоларинголога и др. По ходу изучения медицинской документации составляется представление о возможной причине речевого нарушения)
Характер дидактического материала будет зависеть:
-от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
-уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
-уровня психического развития ребенка;
-уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, но не заучен ребенком).
- обследование артикуляционного аппарата
- общее развитие ребенка (беседа, счет, цвета, геом. фигуры, ориентировка во времени и пространстве, логическое мышление)
- обследование фонематического восприятия и элементов звукового анализа и синтеза (повторение звуковых рядов, слов, выделение первого и последнего звука в словах )
- обследование звукопроизношения (на специально подобранном речевом материале на определенную группу звуков)
- обследование связной речи (составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок, пересказ, рассказ-описание или по представлению)
- обследование грамматического строя речи ( образование мн.числа сущ-х, образование уменьшительно-ласкательной формы им.сущ-х, согласование прил-х с с сущ-ми, сущ-х с числительными, образование приставочных глаголов)
- обследование словаря ( предметный словарь, глагольный словарь, обобщение слов, подбор антонимов, синонимов, образование прилагательных)
- обследование слоговой структуры слова ( воспроизведение слов и предложений)
- обследование чтения ( способ чтения, скорость чтения. Понимание прочитанного)
-обследование письма (списывание, запись под диктовку. наличие орфографических и дисграфических ошибок)
Если у ребенка недостатки письма обусловлены недостаточностью других психических функций, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности и каким образом страдают.
Если у ребенка присутствуют ошибки, которые обусловлены несформированностью устной стороны речи, необходимо изучить и выявить причины в этой сфере.
4. По результатам обследования логопед ставит заключение и намечает направления коррекционно-логопедической работы.
5. Рекомендации педагогам и родителям по обучению и воспитанию учащегося
План индивидуальной логокоррекционной работы на 2017/2018 уч. год с учащейся ___класса, _________________
Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи, обусловленное стойким
нарушением познавательной деятельности.
Несформированность процессов чтения и письма.Дизартрия.
Цель– коррекция дефектов устной и письменной речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащейся.
п/п | Основные направления логокоррекционной работы | Виды занятий | Примечание |
1 | Развитие артикуляционной моторики: — артикуляционные упражнения; --- игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия; ---- мимические упражнения; — самомассаж языка, губ. Развитие мелкой и общей моторики. | Индивидуальные | |
2 | Формирование диафрагмального выдоха. Выработка силы голоса. Упражнение в сопряженной, четкой, плавной речи. | Индивидуальные | |
3 | Формирование правильного звукопроизношения: ц, ш-ж-щ, л-л, р-р | Индивидуальные | |
4 | Развитие фонематических процессов | Индивидуальные | |
5 | Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам:сад,огород,лес,фрукты,овощи,животные,птицы,семья,посуда,игрушки,одежда,почта,транспорт,дом,зоопарк,море,деревья,рыба, цирк,профессии. | Индивидуальные | |
6 | Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов | Индивидуальные | |
7 | Совершенствование грамматического строя речи: — употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа; — согласование имен числительных с именами существительными; — образование уменьшительно-ласкательных форм; ---согласование прилагательных с существительными; | Индивидуальные | |
8 | Развитие связной речи | Индивидуальные | |
9 | Работа над формированием процессов чтения и письма | Индивидуальные | |
10 | Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; — развитие вербального мышления | Индивидуальные | |
Дисграфия- частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок.
К специфическим ошибкам относятся:
1.Артикуляторно-акустическая (как говорю,так и пишу) замены, пропуски букв соответствуют заменам и пропускам звуков в устной речи.
Певично-нарушение звукопроизношения, вторично-нарушение фонематического слуха. Иногда замены остаются, хоть в устной речи и исправлены.(с-ш, з-ж, ч-ц, к-т и др.)
2. Акустическая дисграфия (пишу не то, что говорят, а что услышал, неточность слуховой дифференциации, произношение –N)
- замены букв, обозначающих фонетически сходные звуки, устная речь без дефектов: ч=ть, ч=щ, ц=т, ц=с
- неправильное обозначение мягкости на письме (писмо, лубит)
- замены гласных звуков даже в ударных положениях у-о, е-и (радом, туча-точа)
- замены далеких по характеристикам звуков л=к
- нарушение слуховой дифференциации
- недоразвитие фонематического слуха
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (причина: нарушение формирования языкового анализа и синтеза, анализ предложений на слова)
- неправильное деление предложений на слова
-искажение структуры слова и предложения
-перестановки , добавление букв
-пропуск гласных, слогов , их перестановки
- слитное написание предлогов со словами
- раздельное написание приставок
4. Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматического строя речи)
- пропуски слов и нарушение последовательности их в предложении
- искажение морфологической структуры слова (нарушение предложных конструкций- на столом, нарушение согласования –белая дом)
5. Оптическая дисграфия ( недоразвитие зрительного узнавания и зрительной памяти)
- искажение букв на письме
- замены графически сходных букв
-зеркальное написание букв
-пропуски элементов букв и написание лишних элементов
Дислексия- специфическое расстройство чтения.
Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка.
(- замены б — п, д — т, с — ш, ж — ш
- пропуски согласных при стечении и слогов в словах марка -мара»,лопата-лата );
- во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»);
- в перестановках звуков(утка — «тука»);
2. Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.
3. Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются:
- изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»);
--неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»);
-- изменение числа местоимения («все» — «весь»);
--неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»);
-- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»)
4. Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их заменах. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3—5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.
Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти.
5. Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах.
Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т — Г, Ь — Р, Н — П — И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.
Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:
Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
Затруднения в восприятии написанной информации;
Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал