СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие молекул.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие молекул.»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе по ФГОС

Урок 47. Взаимодействие частиц вещества.


Тип урока: урок–исследование.

Автор УМК: О.Ф.Кабардин, Физика 7 класс. -М.: Дрофа, 2017 год

Цели урока: выяснение физического смысла взаимодействий молекул.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

  • умение анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы.

  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Метапредметные:

        • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели (планирование и проведение эксперимента), умение выдвигать гипотезы, проверять их, оценивать свою работу в группе, проводить контроль и коррекцию своей работы;

Предметные: изучение основных положений молекулярно-кинетической теории строения вещества о взаимодействии частиц (молекул);

Оборудование: резиновый мяч; кристаллики марганцовки и колба или стакан со слабым раствором марганцовки; ветка дерева; свинцовые цилиндрики, гири 1 и 2 кг, штатив; прямоугольная пластинка из тонкого стекла, кусочек мела и пластилина; два пластмассовых колпачка от шариковых ручек,  спиртовка; два куска медной проволоки, нагретый паяльник, тюбик с клеем, две полоски кожи или металла.


Используемые технологии: информационно — коммуникативные технологии, здоровьесберегающая

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.










Основные этапы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1.Оргмомент (инициализация )(1мин)

Настроить учащихся на работу.

Метод «Релаксация» Здравствуйте. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

Отвечают на приветствие учителя. Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Коммуникативные УУД:

Взаимодействуют с учителем.

Регулятивные УУД: мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. Умение настраиваться на занятие

2. Вхождение в тему.

(2 минуты).

Создание проблемной ситуации

Я предлагаю вам, мои юные естествоиспытатели, найти ответ на вопрос: Существуют ли кирпичики мироздания?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?


Запишите тему нашего урока «Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества».

Выслушиваются ответы учеников.


Учащиеся формулируют тему урока и цели урока


Ученики записывают тему.


Коммуникативные УУД:

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Регулятивные УУД: обсуждают вопрос, ищут ответ, развивают способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации и письма

3. Закрепление изученного

(10 мин)



Для проверки домашнего задания выполним самостоятельную работу.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам

Приложение 1

Личностные УУД: развивают действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение.

Коммуникативные УУД:

Отвечают на поставленный вопрос

3. Первичное усвоение материала. (инпут) (15 мин)

Выяснение физического смысла взаимодействий молекул

Сейчас разобьемся на группы и проведем фронтальные эксперименты, затем коллективное обсуждение полученных результатов.

У вас на столах: кусочек мела, пластилин, стеклянные пластины, деревянный брусок, ластик, сосуд с водой.

Опыты по группам:

  • С деревянным бруском на растяжение – сжатие;

  • С ластиком на сгибание;

  • Мел разломить, невозможность соединения;

  • Пластилин – возможность деления на части и соединение разделённых кусочков;

  • Соединение стеклянных пластинок сухих, потом смочить их водой и опять соединить.


Вы проделали эксперименты, а теперь ответьте на мои вопросы

Вопрос 1. Какова основная цель нашего урока?




Вопрос 2. Какие методы используются в физике для получения новых знаний?

Вопрос 3. Какие наблюдения и опытные факты позволяют судить о том, что вещества несплошные?


Но это только предположение (гипотеза), которое выдвигается на основе вышеуказанных опытных фактов.

Вопрос 4. Что убеждает нас и доказывает достоверно, что вещества состоят из частиц, между которыми есть промежутки? (Фотографии молекул и атомов веществ, полученные с помощью электронного микроскопа)



Работа в группах

Слушают учителя




Каждая группа проводит свой опыт и делают выводы.







Отвечают на вопрос.


Доказать, что между молекулами веществ существует взаимодействие.  

Наблюдения и опыты


Каждая группа приводят свои результаты экспериментов (Изменение объема стального шара при нагревании и охлаждении, расширение жидкости в колбе при нагревании, уменьшение объема воздуха в резиновом мяче при сдавливании, равномерное окрашивание воды марганцовкой).


Регулятивные УУД:

развивают способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

Выделяют количественные характеристики объектов, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные УУД:

развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания, владения монологической и

диалогической формами речи



Развивать умения и навыки

применения полученных теоретических знаний на практике

Какую схему мы использовали при доказательстве наличия промежутков между частицами вещества?

Мы использовали следующую схему:

1. собрали опытные факты, провели наблюдения, свидетельствующие о том, что тела несплошные;

2. перешли к формулировке гипотезы (научного предположения) о существовании промежутков между молекулами;

3. «провели эксперимент» («фотографировали» с помощью электронного микроскопа молекулы и атомы), подтверждающий гипотезу;

4. сделали окончательный вывод о том, что вещества состоят из частиц, между которыми есть промежутки.

Опыт 1. Анализ по фотографии формы жиринок в бульоне.

Жиринки имеют форму круга и не расплываются по поверхности бульона.

Что удерживает молекулы жира друг возле друга?


Существованием сил притяжения между молекулами дерева объясняется и невозможность без значительных усилий сломать даже сухую ветку дерева.

Опыт 2. Ученые провели опыт. В полый толстостенный свинцовый шар залили воду. Запаяли отверстие и ударили по шару молотом. Вода не сжалась, а просочилась через слой свинца и осела на наружной поверхности шара в виде капелек.

Это опыт доказывает, что между молекулами существуют промежутки. Несжимаемость воды можно объяснить только наличием сил отталкивания между молекулами при сжатии жидкости.

Опыт 3. Прилипание свинцовых цилиндриков после сжатия их гладко отшлифованных поверхностей. Удержание цилиндриками гирь массой 1 и 2 кг.

Между молекулами и атомами твердых тел существуют силы притяжения. Эти силы достаточно велики, т.к. позволяют удерживать «на весу» гири большой массы.



Заслушиваются ответы учеников













Объясняют результаты опыта




По-видимому, силы притяжения молекул.




Объясняют результаты опыта









Объясняют результаты опыта



Регулятивные УУД:

развивают способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

Выделяют количественные характеристики объектов, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные УУД:

развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания, владения монологической и

диалогической формами речи




Какой можно сделать вывод из приведенных опытов?


Для демонстрации зависимости сил притяжения от расстояния между молекулами проведем ряд опытов.

Опыт 4. Сломать пополам тонкую стеклянную пластинку и попробовать соединить две ее части в одну, сдавливая друг с другом в месте разлома. Повторить опыт с кусочком мела.

Невозможность соединения кусочков стекла и мела указанным выше способом можно объяснить тем, что большинство молекул этих веществ находятся при сжатии на расстоянии, на котором силы притяжения между молекулами очень малы или не действуют.


Действительно, ничтожно малой щели (меньше 0,000001 см) достаточно, чтобы притяжение между молекулами значительно ослабло.

Какой можно сделать вывод из этого опыта?














Какими же способами можно уменьшить щели между твердыми телами   или их частями, чтобы соединить между собой?


Вывод 1. Между молекулами и атомами газообразных, жидких и твердых тел существуют силы притяжения и отталкивания.


Объясняют результаты опыта







Вывод 2. Между молекулами и атомами газообразных, жидких и твердых тел существуют силы притяжения и отталкивания, величина которых зависит от расстояния между частицами:

  • на некотором расстоянии друг от друга силы притяжения молекул равны силам отталкивания;

  • при увеличении расстояния между молекулами силы притяжения преобладают над силами отталкивания;

  • при уменьшении расстояния между молекулами силы отталкивания преобладают над силами притяжения.



Заслушиваются ответы учеников.

Регулятивные УУД:

развивают способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

Выделяют количественные характеристики объектов, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные УУД:

развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания, владения монологической и

диалогической формами речи




На опытах проверим ваши предположения.

Опыт 1. Расплавить на спиртовке концы пластмассовых палочек. Сжать их.

Опыт 2. Склеить две полоски кожи или металла быстросохнущим клеем.


Чем можно объяснить результаты опытов?


Причина: силы притяжения между молекулами воды слабее, чем между молекулами воды и молекулами стекла.

Объясните следующий опыт 3. Опустить пластинку парафина в воду.


Причина: силы притяжения между молекулами воды сильнее, чем между молекулами воды и молекулами парафина.

На демонстрационный стол выставлены – сосуд с нефтью или мазутом, птичье перо белого цвета; оборудование для проведения экспериментов: отрезки карандашей, пластилиновые шарики, кусочки мыла, деревянные бруски.

Опыт 7. Опустить птичье перо в стакан с нефтью. Оно покрывается слоем нефти.


Нефть смачивает птичьи перья, что ведет к гибели птиц. Вот почему нефть, разлитая по поверхности морских и речных вод, так вредна для фауны.






Притяжением молекул объясняется смачивание и несмачивание твердых тел жидкостями.


Объяснение результатов опыта: на поверхности парафина каплей воды значительно меньше, они легко стряхиваются, следовательно, вода парафин не смачивает.





Объяснение результатов опыта

Регулятивные УУД:

развивают способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

Выделяют количественные характеристики объектов, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные УУД:

развивают навыки конструктивного общения, взаимопонимания, владения монологической и

диалогической формами речи


5 Осознание и осмысление.

(7 мин)


Решение задач: №70-77





Работа с задачником.

Один ученик отвечает у доски, остальные работают в рабочих тетрадях.



Личностные УУД: развивают действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания, самопознание и самоопределение.

6. Домашнее задание.

(2 мин)

Объявить домаш-нее задани

§26,составить план параграфа, устно ответить на вопросы, подготовить сообщение «Явление смачивания и не смачивания в быту».


Работа с дневниками

Регулятивные УУД:

Осознают качество и уровень усвоения.


8.Рефлексия.(2 мин)

Подвести итоги урока.

Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Лестница успеха». Каждый ученик с помощью магнита указывает свою фамилию на нарисованной на ватмане лестнице. Название ступеней лестницы:

1-я ступень – урок трудный, я совсем не уверен в своих силах, нужна помощь.

2-я ступень – урок трудный, я не совсем справился, нужна помощь.

3-я ступень – урок трудный, но я почти справился, не нуждаюсь в помощи.

4-я ступень – урок не трудный, я справился, помощь не нужна.

5-я ступень – урок не трудный, я уверен в своих силах, помощь не нужна

Отвечают на вопросы.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

развивают самооценку

Обучающиеся анализируют деятельность на уроке.

Регулятивные УУД:

Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся в диалоге рефлексируют свои действия



Список использованной литературы:

1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике 7 класс. – М.:ВАКО, 2012

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: Для 7-9 классов бщеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012

3. Кабардин О.Ф. Физика 7 –М.: Просвещение, 20

3. Пёрышкин А.В. Физика 7-М.: Дрофа, 2017 г.

4. Кузин В.Ф. Урок-исследование "Притяжение и отталкивание молекул" с использованием опорного компонента. 7-й класс, http://festival.1september.ru/articles/534930/

























Самостоятельная работа к уроку № 47 7класс

Вариант 1_________________________________

  1. Какой множитель означает приставки мега-_________________, санти-__________

  2. З апишите в стандартном виде: 100=________, 6400000=____________, 0,00032=______

  3. Определите показания прибора с учетом погрешности.

с=________________=с=___________ показания прибора =___________

  1. Почему, проходя мимо столовой, мы знаем, какое блюдо там готовят?

__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Самостоятельная работа к уроку № 47 7класс

Вариант 2_________________________________

  1. Какой множитель означает приставки кило-_____________, мили-__________

  2. З апишите в стандартном виде:700000=________,0,000081=___________, 0,000000015=______

  3. Определите показания прибора с учетом погрешности.

с=________________=с=___________ показания прибора =___________

  1. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?________________________________

__________________________________________________________________________



Самостоятельная работа к уроку № 47 7класс

Вариант 3_________________________________

  1. Какой прибор служит для определения температуры тела?________________________

  2. Запишите в стандартном виде:

  • н евооруженным глазом на небе видно 6000 звезд ______________

  • масса Солнца 2000000000000000000000000000000_______________

  • длина бактериальной клетки равна 0,000003м _______________

  1. Определите показания прибора с учетом погрешности.

с=________________=с=__________ показания прибора =___________

  1. При ремонте дороги асфальт разогревают. Почему запах разогретого асфальта ощущается издалека, а запах остывшего мы не чувствуем?________________________

________________________________________________________________________


Самостоятельная работа к уроку № 47 7класс

Вариант 4_________________________________

  1. Какой прибор служит для определения массы тела?________________________

  2. З апишите в стандартном виде:

  • Температура на поверхности Солнца 6000 0С ______________

  • масса Земли 6000000000000000000000000_______________

  • диаметр молекулы воды 0,000000000276 м _______________

  1. Определите показания прибора с учетом погрешности.

с=________________=с=__________ показания прибора =___________


  1. Для того, чтобы свежие огурцы быстрее засолить, их заливают горячим рассолом. Почему засолка огурцов в горячем рассоле протекает быстрее?__________________________________

___________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!