Взаимодействие ДОУ с родителями. Социальное партнерство.
В течение многих лет дошкольное образование существовало отдельно от семьи, во всем полагаясь на себя в решении проблем обучения , воспитания и развития детей. Реформа дошкольного образования создала условия для изменения данного постулата. В частности, указывается, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что родители являются первыми педагогами. Именно они должны создать фундамент нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте . То есть для личностного развития ребенка-дошкольника необходима совестная деятельность со взрослым, что возможно только при участии семьи в образовании ребёнка. Семья становится субъектом, имеющим индивидуально-личностное отношение к воспитательной и образовательной деятельности, с определенным местом в этой деятельности
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОУ И СЕМЬИ
Современная модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка .
Модель социального партнерства
Модель социального партнерства Родитель – ДОО решается в трех направлениях :
- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Этапы построения доверительного делового контакта
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть использованы ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками).
Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно.
Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.
Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения, может быть «Давайте узнавать вместе!»
СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Качественная реализация образовательной программы ДОУ невозможна без социального партнерства, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения непосредственным образом влияют на оптимальную социализацию ребенка-дошкольника, способствуют развитию творческой самореализации всех участников образовательного процесса. Развитие социальных связей детского сада с объектами города дает дополнительный положительный импульс и для развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родительской общественностью. Обогащение эмоциональных впечатлений детей также позитивно влияет на развитие их творческих способностей, придает им эстетическую насыщенность.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ С СОЦИУМОМ
Задачи, решаемые в процессе сотрудничества ДОУ с социальным окружением многогранны, интегративны. Их можно рассматривать с различных позиций: с точки зрения реализации образовательных областей, с точки зрения контингента участников и т.п. В целом, задачи можно определить так:
1. Образовательные:
Расширение кругозора детей и взрослых в пределах возрастной и познавательной компетенции.
Знакомство с деятельностью и функционалом объектов социального окружения района, где расположен ДОУ.
Знакомство с миром профессий.
Воспитание нравственно-этических норм
Эстетического восприятия, вкуса
Воспитание коммуникативных навыков
2. Развивающие:
Развитие творческих способностей
Развитие познавательных психических процессов
Развитие мелкой моторики
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИУМОМ
В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает участие в различного рода выставках, конкурсах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса.
ЗАДАЧИ РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
- создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями;
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- работа в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- материалы размещенные на Сайте ДОУ
- участие родителей в подготовке досугов и проведении праздников;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
Наглядно – информационный аспект работы:
- родительские уголки;
- папки- передвижки ;
- «Советы Айболита!»;
- фотовыставки;
- выставки семейных рисунков;
- «Это интересно!»;
- «Поиграйте с детьми».
- Выставки поделок к праздникам
Совместная деятельность родителей и воспитателя:
- оформление центров группы;
- изготовление дидактических пособий;
- изготовление атрибутов для совместных праздников и развлечений;
- помощь в создании предметно – развивающей среды в группе;
- подготовка участка к летне – оздоровительной кампании (покраска оборудования и уборка территории);
Социальное партнерство педагогов с родителями
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.
Результаты работы
- родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя;
- повысилась психолого - педагогическая грамотность родителей ;
- улучшились детско - родительские отношения;
- повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе;
- принимали участие в различных мероприятиях:
- конкурс «Мой папа самый сильный»
- конкурсы детского рисунка на асфальте;
- малые Олимпийские игры в ДОУ;
- Конкурсы поделок к Новому году.Осенинам,8 марта и др.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДОУ И СОЦИУМА
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей МБДОУ, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с такими социальными институтами:
Санаторий «Марьино»
Дом культуры поселка «Марьино»
ДОУ
Библиотека
поселка
ДЮСШ г.Рыльск
Начальная школа
Конечно, в понятие «социальное окружение» для детского сада входит гораздо больше объектов, это и другие объекты социального назначения (поликлиника, почта России, магазины, банк, мастерская, больница, аптека).
ДОУ
Аптека
Почта России
Банк
Магазины
Поликлиника
Спасибо за внимание!