Условия для эффективного развития самооценки. Уровни сформированности самооценки.
Умение учиться очень тесно связано с самооценкой и контролем.
Важно сознательное регулирование процесса учения и достаточно правильное оценивание своих результатов. Обычно первоклассники относительно хорошо контролируют свое внешнее поведение, однако держать под контролем свою умственную деятельность им в этом возрасте не легко. И причина здесь не столько в легкой отвлекаемости детей, сколько в непонимании ими необходимости самооценки и контроля, а также в несформированности действий контроля. Например, прочитав один раз правило, у ребенка возникает чувство, что он его понял, а значит знает. Однако когда мы просим его рассказать это правило, ученик не может ничего вспомнить. Он начинает ссылаться на то, что у него плохая память («Все из головы вылетело».) или его отвлекают («Не могу – и все, не получается у меня ничего»).
Что же делать, какие условия необходимы, чтобы способствовать эффективному развитию самооценки?
Одно из условий - оценивание образовательных достижений (слайд 2).
Класс, в котором я работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение необходимо сделать вариативным с учетом индивидуальных особенностей детей. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии.
Уделяю внимание формированию рефлексивной самооценки, т.е. знанию о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. Это в итоге развивает способность оценивать себя, а значит осознанно выбирать уровень сложности заданий. «Я уверен в себе», «Я хочу сделать эти задания», «Мне это по силам», «Я постараюсь быть внимательным и решить правильно все задачи» - так обосновывают дети свой выбор сложности заданий.
Следующее условие. (Слайд 3)
Мнение родителей и стиль домашнего воспитания, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.
В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника.
3 условие
Наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценку учителя. Формирование учебной самостоятельности младшего школьника не возможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой являются контроль и оценка. Согласно Л.М. Фридману, оценочный компонент занимает ведущее место в учебно-познавательной деятельности школьника. Подчеркивая ведущую роль оценки, Л.М. Фридман говорит о двух видах контрольно оценочной деятельности: внешней и внутренней. ( Слайд 4).
Оценка учителя, прежде всего, должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка, поэтому важно научить младших школьников с помощью учителя вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу.
4 условие (Слайд 5)
Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев.
5 условие (Слайд 6)
Собственный жизненный опыт является следующим фактором, влияющим на формирование самооценки младшего школьника. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.
6 условие
Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки (Слайд 7):
- тексты, содержание которых может быть использовано для развития у школьников нравственных и эстетических чувств;
И задания к нему:
1. составьте правила;
2. нарисуйте знаки;
3. придумайте весёлую сказку;
4. придумайте и разыграйте сценку;
5. придумайте рассказ от имени…;
- различные задания творческого характера;
- ролевые игры, театрализации, игры – тренинги;
- проблемные ситуации, в ходе решения которых ученику предоставляется возможность сформулировать свое мнение или предположение, вступить в дискуссию;
- групповая работа. (Слайд 8).
Развитие коммуникативных умений, повышение общей культуры, формирование важных установок нравственного характера, а так же формирования адекватной самооценки, наиболее успешно можно решать, работая в группах на любом уроке. Школьники становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству. В процессе общения в группе на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то неизвестном, незнакомом. При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, умения объективно оценивать свою работу и работу сверстников.
7 условие
В учебной деятельности не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
8 условие
Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.
9 условие
Создание ситуации успеха, где можно выделить такие технологические операции, как: ( Слайд 9)
- Снятие страха – « Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает».
- Внесение мотива – «Без тебя и твоей помощи нам не справиться».
- Авансирование успешного результата – «Ты справишься с этим».
- Персональная исключительность – «Только на тебя я и могу положиться».
- Высокая оценка определенной детали – «Здорово придумал». «Тебе особенно удалось».
Уровни сформированности самооценки (Слайд 10).
1. Оптимальный - ученик проявляет интерес к общению с одноклассниками, активен, владеет интонационными особенностями речи, использует невербальные средства общения;
- следит за результатами общения, старается соблюдать общепринятые правила речевого взаимодействия, способен управлять своим эмоциональным состоянием;
- требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает одноклассникам помощь и прислушивается к их советам.
2. Допустимый.
- ученик стремится к общению, но на пути к успешному общению ему препятствует неспособность ориентироваться в ситуации общения, мало использует невербальные средства общения;
- не всегда следит за результатами общения и правильно оценивает замечания одноклассников, не всегда умеет управлять своим эмоциональным состоянием;
- не всегда требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает одноклассникам помощь и прислушивается к их советам.
3. Критический.
- ученик слабо проявляет интерес к общению, отсутствует стремление к успеху;
- отсутствует способность свободно общаться с окружающими, полностью теряется в ситуации конфликта, не управляет своим эмоциональным состоянием;
- не умеет осознавать свое поведение в коллективе учащихся и следовать адекватным формам поведения.
Еще могут быть такие уровни (Слайд 11).
1. Отсутствие оценки. Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия - ни самостоятельно, ни по просьбе учителя. Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
2. Адекватная ретроспективная оценка. Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. Критически относится к отметкам учителя; может оценить действия других учеников.
3. Неадекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт - знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия. Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи.
Слайд 12.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.