СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Условия для эффективного развития самооценки.Уровни сформированности самооценки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей начальных классов. Может быть использован в качестве выступления на методических объединениях или родительских собраниях в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Условия для эффективного развития самооценки.Уровни сформированности самооценки".»

Условия для эффективного развития самооценки. Уровни сформированности самооценки.

Умение учиться очень тесно связано с самооценкой и контролем.

Важно сознательное регулирование процесса учения и достаточно правильное оценивание своих результатов. Обычно первоклассники относительно хорошо контролируют свое внешнее поведение, однако держать под контролем свою умственную деятельность им в этом возрасте не легко. И причина здесь не столько в легкой отвлекаемости детей, сколько в непонимании ими необходимости самооценки и контроля, а также в несформированности действий контроля. Например, прочитав один раз правило, у ребенка возникает чувство, что он его понял, а значит знает. Однако когда мы просим его рассказать это правило, ученик не может ничего вспомнить. Он начинает ссылаться на то, что у него плохая память («Все из головы вылетело».) или его отвлекают («Не могу – и все, не получается у меня ничего»).

Что же делать, какие условия необходимы, чтобы способствовать эффективному развитию самооценки?

Одно из условий - оценивание образовательных достижений (слайд 2).

Класс, в котором я работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение необходимо сделать вариативным с учетом индивидуальных особенностей детей. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии.

Уделяю внимание формированию  рефлексивной самооценки, т.е. знанию о собственном знании и незнании, о  собственных возможностях и ограничениях. Это в итоге развивает способность оценивать себя, а значит осознанно выбирать уровень сложности заданий.  «Я уверен в себе», «Я хочу сделать эти задания», «Мне это по силам», «Я постараюсь быть внимательным и решить правильно все задачи»  -  так  обосновывают дети свой выбор сложности заданий.

Следующее условие. (Слайд 3)

Мнение родителей и стиль домашнего воспитания, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.

В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника.

3 условие

Наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценку учителя. Формирование учебной самостоятельности младшего школьника не возможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой являются контроль и оценка. Согласно Л.М. Фридману, оценочный компонент занимает ведущее место в учебно-познавательной деятельности школьника. Подчеркивая ведущую роль оценки, Л.М. Фридман говорит о двух видах контрольно оценочной деятельности: внешней и внутренней. ( Слайд 4).

Оценка учителя, прежде всего, должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка, поэтому важно научить младших школьников с помощью учителя вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу.

4 условие (Слайд 5)

Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев.

5 условие (Слайд 6)

Собственный жизненный опыт является следующим фактором, влияющим на формирование самооценки младшего школьника. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

6 условие

Использование ценностно-ориентированных воспитывающих ситуаций для младших школьников на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки (Слайд 7):

- тексты, содержание которых может быть использовано для развития у школьников нравственных и эстетических чувств;

И задания к нему:

1. составьте правила;

2. нарисуйте знаки;

3. придумайте весёлую сказку;

4. придумайте и разыграйте сценку;

5. придумайте рассказ от имени…;

- различные задания творческого характера;

- ролевые игры, театрализации, игры – тренинги;

- проблемные ситуации, в ходе решения которых ученику предоставляется возможность сформулировать свое мнение или предположение, вступить в дискуссию;

- групповая работа. (Слайд 8).

Развитие коммуникативных умений, повышение общей культуры, формирование важных установок нравственного характера, а так же формирования адекватной самооценки, наиболее успешно можно решать, работая в группах на любом уроке. Школьники становятся более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству. В процессе общения в группе на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то неизвестном, незнакомом. При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, умения объективно оценивать свою работу и работу сверстников.

7 условие

В учебной деятельности не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

8 условие

Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

9 условие

Создание ситуации успеха, где можно выделить такие технологические операции, как: ( Слайд 9)

- Снятие страха – « Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает».

- Внесение мотива – «Без тебя и твоей помощи нам не справиться».

- Авансирование успешного результата – «Ты справишься с этим».

- Персональная исключительность – «Только на тебя я и могу положиться».

- Высокая оценка определенной детали – «Здорово придумал». «Тебе особенно удалось».

Уровни сформированности самооценки (Слайд 10).

1. Оптимальный - ученик проявляет интерес к общению с одноклассниками, активен, владеет интонационными особенностями речи, использует невербальные средства общения;

- следит за результатами общения, старается соблюдать общепринятые правила речевого взаимодействия, способен управлять своим эмоциональным состоянием;

- требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает одноклассникам помощь и прислушивается к их советам.

2. Допустимый.

- ученик стремится к общению, но на пути к успешному общению ему препятствует неспособность ориентироваться в ситуации общения, мало использует невербальные средства общения;

- не всегда следит за результатами общения и правильно оценивает замечания одноклассников, не всегда умеет управлять своим эмоциональным состоянием;

- не всегда требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает одноклассникам помощь и прислушивается к их советам.

3. Критический.

- ученик слабо проявляет интерес к общению, отсутствует стремление к успеху;

- отсутствует способность свободно общаться с окружающими, полностью теряется в ситуации конфликта, не управляет своим эмоциональным состоянием;

- не умеет осознавать свое поведение в коллективе учащихся и следовать адекватным формам поведения.

Еще могут быть такие уровни (Слайд 11).

1. Отсутствие оценки. Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия - ни самостоятельно, ни по просьбе учителя. Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

2. Адекватная ретроспективная оценка. Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. Критически относится к отметкам учителя; может оценить действия других учеников.

3. Неадекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт - знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия. Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи.

Слайд 12.

Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!