СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление: "Технологическая карта урока - основа формирования личностных и познавательных УУД на уроках географии", выступление на педагогическом совете:"Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете с приведенными примерами с уроков географии и внеурочных мероприятий по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Выступление: "Технологическая карта урока - основа формирования личностных и познавательных УУД на уроках географии", выступление на педагогическом совете:"Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС".»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 61

имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско»

299006, г.Севастополь, ул. Косарева, 12. Тел (8692)42-94-00, е-mail school6172@mail.ru




Педагогический совет

«Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС»





Выступление: «Технологическая карта урока - основа формирования личностных и познавательных УУД»





Председатель МО учителей предметов естественного цикла учитель географии М.Г. Фетисова – высшая квалификационная категория, педагогическое звание – «Учитель-методист».















Мы знаем, что в России с 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, для нас, учителей Севастополя, вопрос стал ключевым с 2015 года, т. е. мы приступили к решению основной задачи – формирование универсальных учебных действий. Мне, как и практически каждому из нас пришлось самостоятельно изучить вопрос о том, что собою представляют универсальные учебные действия. При этом я заинтересовалась вопросом о технологических картах, и ответила для себя самой на целый ряд вопросов:

- чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта урока?

- как ТК позволяет формировать УУД?

- как ТК позволяет учителю на каждой стадии урока контролировать формирование УУД?

- переходить ли с традиционных конспектов уроков на технологические карты?

По этим вопросам и целому ряду других, относительно ТКУ, мне было предложено выступить на одном из методических совещаний в прошлом учебном году.

И тогда мы пришли к выводу: стандарты второго поколения легче реализовать, работая по ТКУ. Я позволю себе привести в качестве примера самую первую ТК в 9 классе.

В предложенную технологическую карту не надо вчитываться, достаточно ее только обозреть, чтобы согласиться с вышеприведенным выводом:

-на каждом этапе урока четко прослеживаются деятельность учителя и учеников и виды УУД, в зависимости от целей и задач на каждом этапе урока, а это значит эффективно контролировать формирование УУД.

Технологическая карта позволяет внедрить в учебный процесс целый ряд принципов:

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Принцип целостности


А это значит управлять процессом формирования УУД учеников.





Технологическая карта урока №1-2 от 06.09.16., 08.09.16.

Тема: «Учимся с «Полярной звездой» Предмет изучения географии в 9 классе»

Цели урока:

Образовательные цели: познакомить уч-ся с новым курсом географии и учебником, его структурой и содержанием;

создать мотивацию для изучения географии в 9 классе и сдаче Единого государственного экзамена;

Развивающие: раскрыть порядок изучения курса географии России;

сформировать понятие о географическом положении России.

Воспитательные цели: воспитание чувства гордости и патриотизма за свою Отчизну.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений о курсе география России;

формирование интереса к изучаемому предмету;

Метапредметные: освоение основных приемов работы с учебником.

Личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Основное содержание: географическая исследовательская практика. Особенности изучения географии России в 9 классе.

Тип урока: урок – изучения нового учебного материала.

Способы действий учащихся:

Проанализировать текст §1; выбрать способ подготовки к экзамену.

Оборудование: Учебник для общеобразовательных организаций География 9 класс.

Серия «Полярная звезда» под редакцией доктор географических наук А.И. Алексеева, Физическая карта России, Политическая карта мира, тетради для практических работ.

Ценностный компонент урока: определение значимости изучения географии России; создание ценностной шкалы «Что для меня самое главное в географии»; определение перспектив личного роста.


Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку, их приветствие.

Самоконтроль подготовки к уроку, приветствие учителя.

Регулятивные:

умение настроится на урок.

2.Целеполагание.

1.Предлагаю ученикам вспомнить какие основные темы изучались по географии в 8 классе и предположить, что будет предметом изучения в 9 классе.

2. Даю полезные советы по организации собственной учебной деятельности.

(Учитель помогает формулировать цель и задачи урока).

Предлагают варианты ответов: …, мы их совместно обсуждаем.




Ученики высказываются по вопросу организации подготовки к экзамену.

Коммуникативные: умение слушать учителя, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи урока.

3.Содержательный этап.

Организация изучения новой темы по следующим вопросам:

1.Предмет изучения географии в 9 классе.

2.Особенности подготовки к экзамену по географии.

3.Организация выполнения П.Р. №1 «Определение положительных и отрицательных черт географического положения России».



Ответы учеников на основе знакомства с содержанием на стр. 239-240.

Анализ текста учебника на стр.4-5.


Ученики выполняют практическую работу №1.

Личностные:

умение спрогнозировать свою учебную работу.

Познавательные:

умение выполнять практическую работу.

4.Закрепление знаний.

1.Что нужно сделать, прежде чем приступить к работе с параграфом?

2.На что нужно обращать внимание при изучении домашнего параграфа?

3.Вчем заключаются особенности курса географии в 9 классе?


Ученики пытаются дать ответы на поставленные вопросы, возможно, с применением учебника

Познавательные: анализ текст.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения

5.Рефлексия

Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему?

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Выставление оценок ученикам.

Да, выполнили.

Рассуждения учеников.

Личностные: умения оценивать свою работу на уроке

6.Домашнее задание.

§1, читать, устно отвечать на вопросы на стр.7, учитель собирает тетради на проверку.

Ученики записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы учителю.

Коммуникативные: умение делать правильный выбор.



Из всех видов УУД, я бы хотела выделить личностные и познавательные. Нельзя сказать, что они главные, а коммуникативные и регулятивные являются второстепенными или дополнительными. Считаю, что личностные УУД являются основой, так как учебно-воспитательный процесс создан для конкретной личности ребенка, он ложится на плечи каждого конкретного ученика с его определенной генетической предрасположенностью к учению и воспитанию; познавательные - потому, что главная задача школы – обучение детей и их воспитание, прежде всего через урок, его содержание и организацию. Наиболее тесная связь именно в этой паре УУД – личностный и познавательный.

Личностные и познавательные УУД можно формировать только сотрудничая с каждым конкретным учеником и совместно работая с каждым из них над определенной темой. Например, в 9 классе мы изучаем экономические районы, ориентируясь на личностный фактор, ученикам с низким уровнем учебной мотивации я предлагаю остановиться на вопросах состава и особенностях ЭГП экономического района, ученикам более мотивированным в учебном труде, способным применять межпредметные связи, предлагаю рассмотреть вопросы историко-географического формирования территории района, его природно-ресурсного потенциала и влияния на отрасли специализации.

Конечно, это возможно только при создании доброжелательной среды в классе, основанной на равноправном общении учеников и учителя.

А, высокомотивированные ученики, в изучении предмета, которых можно заинтересовать дополнительной информацией, подключить к ее поиску, которые могут анализировать различный учебный материал, ученики которые принимают проблемную ситуацию, способных работать над конструированием решений … такие ученики - получают возможность не только работать над проектами, но еще, и выступать в других классах.

Именно таких учеников я объединила в лекторскую группу, в которой они охотно работают.

Формирование познавательных УУД невозможно без проектной деятельности.

Постановка проблемы, ее анализ, поиск информации, выработка решения - вот основные стадии работы над проектом. Чтобы эта работа была результативной, необходимо заранее назвать по каким темам можно подготовить презентации, нужно найти время вне урока их посмотреть, отредактировать и проконсультировать, и подсказать, как выступить на уроке. На своих уроках я постоянно пытаюсь гуманизировать каждую изучаемую тему. И в первую очередь, географию России, то есть курсы географии в 8 и 9 классах. Гуманизация предмета позволяет ученику воспринимать предмет через великих ученых, которые создавали и развивали географическую науку и продолжают это делать сейчас. Поэтому в прошлом учебном году со своим учениками посвятили изучение географии 170-летию Русского географического общества, в этом учебном году – 305-й годовщине со дня рождения М.В. Ломоносова. Были подготовлены презентации по вкладу в развитие географической науки О.Ю. Шмидта, И.Д. Папанина, С.И. Дежнева, Ф.Ф. Конюхова. С указанной информацией ученики 9 классов выступили в 6, 7, 9 классах и были сделаны попытки выступлений в 4 классах. А ученики школы могли ознакомиться с информацией на одном из стендов школы. Итог проектной деятельности был подведен на конференции, посвященной истории строительства транспортного перехода через Керченский пролив, над которым ученики 9Б класса работали не только ответственно, но по их словам с большим интересом и удивлением, потому, что сами узнали очень много нового. Такая дополнительная работа по предмету крайне важна при изучении географии России – самого большого по площади государства, самого богатого по природным ресурсам, самого холодного государства планеты, весьма разнообразного по национальному составу, уникальному государству по природным и культурным объектам Всемирного наследия, нашего государства. Может быть, небольшим результатом проведенной работы явилось активное участие учеников нынешних 9-х классов в Первом и Втором Всероссийском географическом диктанте. Команда нашей школы была самой многочисленной.


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!