СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении приведены формы и методы контроля и оценки компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА"»

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

Чудакова Л.И.

Требование измеримости в отношении компетенций как объекта контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане, так как общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют. Тем не менее, задача оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС третьего поколения ставится вполне определенно, ее необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств ОУ.

Если традиционная педагогика («педагогика ЗУНов») аналитична, потому что предполагает разделение на части единого процесса профессиональной деятельности, выделяя в нем прежде всего теоретический и практический аспекты, то современная педагогика («педагогика компетенций»), не отрицая необходимости аналитического разделения при

обучении, выступает за дальнейшее объединение теории и практики, что достигается в процессе непосредственной профессиональной деятельности или ее игровой имитации.

По дисциплинам естественнонаучного цикла мы используем следующие формы и методы контроля и оценки компетенций:

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • кейсы;

  • деловые игры;

  • индивидуальные или групповые проекты;

  • практические задания и лабораторные работы;

  • портфолио, включающее в себя результаты различных форм контроля и другие данные.


1. Стандартизированные тесты, разделяя их по уровням сложности.

2. Кейс-метод (название происходит от английского слова «кейс» – папка, чемодан, портфель (в то же время перед нами явная языковая игра, так как «кейс» можно перевести и как «случай, ситуация»). Метод был разработан

педагогом Робертом Мери. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой

информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Цели кейс-метода состоят в следующем:

  • активизация обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;

  • повышении мотивации к учебному процессу;

  • приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;

  • отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

  • моделирование решений, представление различных планов действий;

  • приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;

  • приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения;

  • приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Структура кейса:

  • предъявление темы программы или урока;

  • формулировка проблемы, вопросов, задания;

  • подобное описание практических ситуаций;

  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

  • учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

  • рекомендации «Как работать с кейсом»;

  • литература основная и дополнительная;

  • режим работы с кейсом;

  • оценка работы по этапам.

3. Деловая игра. Деловая игра – метод обучения и оценки компетенций, применяемый в сфере среднего, общего, среднего и начального профессионального образования. Деловая игра представляет собой моделирование реальной (реже условной, воображаемой) ситуации, в

которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью (коммуникабельность, инициативность).

4. Проекты. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. В утвержденных ФГОС-3 в числе видов деятельности, к которым должны быть подготовлены выпускники СПО – это

проектная деятельность. Именно с проектной деятельностью сегодня неразрывно связываются понятия инициативности, самостоятельности мышления, креативности т. д. Для каждого из участников проекта оцениваются:

  • профессиональные теоретические знания в соответствующей области;

  • умение работать со справочной и научной литературой;

  • умение составлять и редактировать тексты;

  • умение пользоваться информационными технологиями;

  • умение работать в команде;

  • умение представлять результаты собственной деятельности в СМИ и публично;

  • коммуникабельность, инициативность, творческие способности.

5. Практические задания и лабораторные работы

6. Портфолио – папка индивидуальных учебных достижений обучающихся. Они могут содержать их рефераты, отзыв на курсовую работу, решения задач – все, что свидетельствует об уровне образования и духовной эволюции обучающегося. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания и учения,

новую культуру учения. Так идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия преподавателя и обучающегося, появляются новые цели и новые способы достижения старых целей обучения.

Портфолио позволяет выяснить не только то, что знает обучающийся, но и как он пришел к этим знаниям, подталкивает к диалогу между преподавателем и обучающимся. При этом важно, что обучающийся сам решает, что именно будет входить в его портфолио, то есть вырабатывает навыки оценки собственных достижений.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ НАПОЛНЕНИЯ ФОС

Традиционные формы контроля:

Примерные формы контроля

Примерные варианты наполнения ФОС

  • Опрос

  • Собеседование

Вопросы по разделам и/или темам.

Критерии оценки.

  • Типовые задания (ФГОС) для самостоятельной работы студентов

  • Контрольные работы (ФГОС)

  • Лабораторные и практические работы

Варианты заданий, контрольных работ по разделам, темам.

Тематика лабораторных и практических работ.

Критерии оценки.

Методические рекомендации по проведению и/или выполнению.

  • Тесты (ФГОС): письменные и/или компьютерные

Бланк тестов по разделам или темам.

Инструкция по выполнению.

Критерии оценки.

  • Реферат

  • Курсовая работа

  • Статья, научный доклад по теме НИИРС

Тематика рефератов, курсовых работ, научных исследований. Методические рекомендации по написанию, защите.

Критерии оценки.

  • Творческие задания.

  • Ситуационные задачи (кейсы)

Набор творческих и ситуационных заданий. Инструкция по выполнению и/или методические рекомендации по выполнению. Критерии оценки.

Интерактивные формы

Примерные формы контроля

Примерные варианты наполнения ФОС

  • Круглый стол. Диспут. Дискуссия. Мозговой штурм.

  • Деловые, ролевые игры

Тематика. Программа проведения и/или методические рекомендации по подготовке и проведению. Критерии оценки.

  • Презентации

  • Виртуальные проекты или задания с использованием интерактивной доски.

Тематика. Программа проведения и/или методические рекомендации по подготовке и проведению. Критерии оценки.

  • Творческий проект в рамках одной дисциплины.

  • Междисциплинарный проект

Программа проекта и/или методические рекомендации по выполнению проекта. Критерии оценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!