г. Сланцы
2015г.
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики.
Программные умения и навыки | Содержание программных умений и навыков |
Общетрудовые умения |
Умение ориентироваться в задании | Самостоятельно ориентироваться в задании. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы. Слабые уч-ся к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в отдельных случаях самостоятельно. |
Умение планировать ход работы | Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания. Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно. |
Умение контролировать свою работу | Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализировать свое изделие и изделие товарища. Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарищей с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно. |
Специальные трудовые (элементарные и сложные) умения |
Организационные умения | Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности. |
Двигательные трудовые умения | Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей) |
Пространственная ориентировка | Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объемных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во втором классах. Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов |
Программные умения и навыки | Содержание программных умений и навыков |
1 класс | 2 класс | 3 класс |
Общетрудовые умения |
Умение ориентироваться в задании | Рациональное расположение материала на рабочем месте. Понимание инструкции учителя и предметно-операционного плана. Ориентировка в задании частично с помощью учителя | Сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно. Понимание объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельное определение его функции. Анализ образца, включающий выделение основных его признаков и свойств (название, форма, величина, цвет деталей, из которых состоит предмет, пространственный признак, материал), с помощью учителя и самостоятельно. Анализ условий труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы | Самостоятельно ориентироваться в задании. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы. Слабые уч-ся к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в отдельных случаях самостоятельно. |
Умение планировать ход работы | Планирование трудовых действий: - выполнение изделия с планированием ближайшей операции по предметной карте. В сложных изделиях операция указывается учителем. | 1. Планирование трудовых действий: - умение с опорой на образец и графические обозначения на наглядных материалах отвечать на вопросы учителя при составлении плана работы над изделием; выполнять изделие по образцу учителя с опорой на инструкцию и самостоятельно; придерживаться планирования при изготовлении изделия. 2. Определение инструментов: - умение по вопросам учителя и самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий. | Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания. Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно. |
Умение контролировать свою работу | Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков | 1. Осуществление контроля действий в ходе работы с помощью учителя: - умение проверять по требованию учителя правильность изготовленных деталей (по образцу, шаблону, линейке, способом наложения, визуально); обнаружить ошибку и исправить ее под руководством учителя. 2. Осуществление заключительного контроля: - умение с опорой на образец обнаружить ошибки в изготовленном изделии, установить причину их появления (уточнить размеры, разобрать изделие на части, заменить детали); умение самостоятельно составить устный отчет о проделанной работе по операциям; сделать подробный анализ своего изделия и изделия своего товарища по вопросам учителя и самостоятельно | Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализировать свое изделие и изделие товарища. Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарищей с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно. |
Специальные трудовые (простые и сложные) умения |
Организационные умения | Подготовка и содержание в порядке рабочего места: - каждый работает на своем рабочем месте; - подготовить рабочее место; - следить за порядком на рабочем месте. Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности | Подготовка и содержание в порядке рабочего места: - умение понимать и самостоятельно выполнять указания уч-ля правильно подготовить рабочее место к работе; выполнять требования уч-ля содержать рабочее место в порядке Работа с разделение труда в коллективе: - умение изготавливать детали для себя и своего товарища; собирать изделие из своих деталей и деталей, сделанных товарищем; выполнять поручения по уборке класса Соблюдение правил гигиены и правил безопасности | Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности. |
Двигательные трудовые умения | Экономно расходовать трудовые усилия и время. Понимать указания учителя. Правильно держать, передавать инструменты. Уметь ими пользоваться. С помощью учителя выполнять работу с опорой на предметно-операционный план | Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать и самостоятельно исполнять указания учителя, работая необходимыми инструментами и приспособлениями(пользоваться ножницами, линейкой, вдевать нитку в иголку, шить с наперстком, прокалывать отверстия шилом). Под руководством учителя и самостоятельно определять высоту, длину и ширину предмета, выполнять разметку изготавливаемых изделий по шаблону, трафарету, по линейке | Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей) |
Пространственная ориентировка | Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: верх, низ, правая, левая сторона листа, разделить лист на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям, длинные и короткие детали | Ориентирование в пространстве листа бумаги. Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов | Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объемных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во втором классах. Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов |
Умение узнавать и называть свойства объекта труда | Узнавание и называние цвета бумаги (красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, коричневый), различать не цветную бумагу (белая, серая, черная); различать бумагу плотную, тонкую, гладкую, шероховатую, блестящую, матовую… Узнавать и называть геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг) Узнавание и называние геометрического тела- шар | Узнавание, называние и различение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник) Узнавание и называние геометрических тел (кубик, брусок, цилиндр, конус, шар) Узнавание и называние цвета картона (белый, серый, желтый, окрашенный в разные цвета), цвета ниток. Отделывание изделия цветным пластилином. Различение тканей по окраске: гладкоокрашенные или с рисунком | Узнавание и называние видов проволоки: медная, алюминивая, стальная Узнавание и называние переплетных тканей: коленкор, ледерин и т.д. Узнавание и называние наждачной бумаги (крупнозернистая и мелкозернистая) Узнавание и называние деталей металлоконструктора (планки, пластины, скобы, планшайбы, гайки, винты) |