СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на совещании «Формирование общеучебных навыков уч-ся 1-3 классов на уроках ручного труда школы VIII вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на совещании "Формирование общеучебных навыков уч-ся 1 - 3 классов школы VIII вида"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на совещании «Формирование общеучебных навыков уч-ся 1-3 классов на уроках ручного труда школы VIII вида"»

ГОУ ЛО «Сланцевская специальная школа-интернат»





Выступление на совещании


«Формирование общеучебных навыков

уч-ся 1-3 классов

на уроках ручного труда»







Подготовила: Воробьева О.В.,

учитель начальных классов






г. Сланцы

2015г.

Обучение труду в младших классов направлено на решение следующих задач:

- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

- уважение к людям труда;

- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Коррекционная работа на уроках трудового обучения:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием;

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики.


















Трудовое обучение в 1-3 классах

1 класс

2 класс

3 класс

Работа с глиной и пластилином

Работа с природным материалом

Работа с бумагой и картоном

Работа с текстильными материалами

Работа с нитками (свойства, связывание, наматывание, завязывание узелков, связывание бантиком, петлей, кисточка из ниток)

Работа с нитками, раскрой ткани по готовой выкройке (квадрат, прямоугольник), ручные стежки, сметочный стежок, шнурок

Косой обметочный стежок, вышивание по линиям рисунка

-

-

Работа с древесиной

-

-

Работа с металлоконструктором













Содержание умений и навыков, которыми должны овладеть уч-ся 3 кл.

Программные умения

и навыки

Содержание программных умений и навыков

Общетрудовые умения

Умение ориентироваться в задании

Самостоятельно ориентироваться в задании. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы.

Слабые уч-ся к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в отдельных случаях самостоятельно.

Умение планировать ход работы

Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания.

Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно.

Умение контролировать свою работу

Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализировать свое изделие и изделие товарища.

Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарищей с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно.

Специальные трудовые (элементарные и сложные) умения

Организационные умения

Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности.

Двигательные трудовые умения

Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей)

Пространственная ориентировка

Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объемных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во втором классах.

Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов

Формирование общеучебных умений и навыков уч-ся 1 – 3 классов

Программные умения и навыки

Содержание программных умений и навыков

1 класс

2 класс

3 класс

Общетрудовые умения

Умение ориентироваться в задании

Рациональное расположение материала на рабочем месте.

Понимание инструкции учителя и предметно-операционного плана.

Ориентировка в задании частично с помощью учителя

Сравнение образца с натуральным объектом, иллюстрацией, игрушкой, муляжом с помощью учителя и самостоятельно.

Понимание объяснения учителя о назначении изделия и самостоятельное определение его функции.

Анализ образца, включающий выделение основных его признаков и свойств (название, форма, величина, цвет деталей, из которых состоит предмет, пространственный признак, материал), с помощью учителя и самостоятельно.

Анализ условий труда, включающий определение вида труда, материалов и инструментов, необходимых для работы

Самостоятельно ориентироваться в задании. Самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом. Самостоятельно подбирать инструменты и материалы для работы.

Слабые уч-ся к концу учебного года эту работу выполняют с помощью учителя, в отдельных случаях самостоятельно.

Умение планировать ход работы

Планирование трудовых действий:

- выполнение изделия с планированием ближайшей операции по предметной карте. В сложных изделиях операция указывается учителем.

1. Планирование трудовых действий:

- умение с опорой на образец и графические обозначения на наглядных материалах отвечать на вопросы учителя при составлении плана работы над изделием; выполнять изделие по образцу учителя с опорой на инструкцию и самостоятельно; придерживаться планирования при изготовлении изделия.

2. Определение инструментов:

- умение по вопросам учителя и самостоятельно определять тот или иной инструмент для выполнения необходимых действий.

Составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя. Изготавливать изделия с помощью учителя и самостоятельно. Придерживаться плана при выполнении задания.

Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь составлять план работы над изделием с помощью учителя, изготавливать изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно.

Умение контролировать свою работу

Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя.

Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков

1. Осуществление контроля действий в ходе работы с помощью учителя:

- умение проверять по требованию учителя правильность изготовленных деталей (по образцу, шаблону, линейке, способом наложения, визуально); обнаружить ошибку и исправить ее под руководством учителя.

2. Осуществление заключительного контроля:

- умение с опорой на образец обнаружить ошибки в изготовленном изделии, установить причину их появления (уточнить размеры, разобрать изделие на части, заменить детали); умение самостоятельно составить устный отчет о проделанной работе по операциям; сделать подробный анализ своего изделия и изделия своего товарища по вопросам учителя и самостоятельно

Осуществлять самостоятельно несложные контрольные действия. Самостоятельно контролировать последовательность изготовления изделия. Рассказывать о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализировать свое изделие и изделие товарища.

Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарищей с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно.

Специальные трудовые (простые и сложные) умения

Организационные умения

Подготовка и содержание в порядке рабочего места:

- каждый работает на своем рабочем месте;

- подготовить рабочее место;

- следить за порядком на рабочем месте.

Соблюдение правил гигиены и правил техники безопасности


Подготовка и содержание в порядке рабочего места:

- умение понимать и самостоятельно выполнять указания уч-ля правильно подготовить рабочее место к работе; выполнять требования уч-ля содержать рабочее место в порядке

Работа с разделение труда в коллективе:

- умение изготавливать детали для себя и своего товарища; собирать изделие из своих деталей и деталей, сделанных товарищем; выполнять поручения по уборке класса

Соблюдение правил гигиены и правил безопасности

Самостоятельно подготавливать и содержать в порядке рабочее место. Экономно расходовать поделочные материалы. Соблюдать правила гигиены и правила техники безопасности.

Двигательные трудовые умения

Экономно расходовать трудовые усилия и время. Понимать указания учителя. Правильно держать, передавать инструменты. Уметь ими пользоваться. С помощью учителя выполнять работу с опорой на предметно-операционный план

Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать и самостоятельно исполнять указания учителя, работая необходимыми инструментами и приспособлениями(пользоваться ножницами, линейкой, вдевать нитку в иголку, шить с наперстком, прокалывать отверстия шилом).

Под руководством учителя и самостоятельно определять высоту, длину и ширину предмета, выполнять разметку изготавливаемых изделий по шаблону, трафарету, по линейке

Экономно расходовать трудовые усилия и время. Самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями. Понимать указания учителя и самостоятельно или с помощью учителя выполнять технологические операции (разметка заготовки, выделение деталей из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей)

Пространственная ориентировка

Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: верх, низ, правая, левая сторона листа, разделить лист на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям, длинные и короткие детали


Ориентирование в пространстве листа бумаги. Определение и самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов

Пространственно ориентироваться при изготовлении плоских и объемных изделий, правильно располагать детали, соблюдать пропорции. Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, слова и фразы, усвоенные в первом и во втором классах.

Слабые уч-ся к концу учебного года должны уметь отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов

Умение узнавать и называть свойства объекта труда

Узнавание и называние цвета бумаги (красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, коричневый), различать не цветную бумагу (белая, серая, черная); различать бумагу плотную, тонкую, гладкую, шероховатую, блестящую, матовую…

Узнавать и называть геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг)

Узнавание и называние геометрического тела- шар

Узнавание, называние и различение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник)

Узнавание и называние геометрических тел (кубик, брусок, цилиндр, конус, шар)

Узнавание и называние цвета картона (белый, серый, желтый, окрашенный в разные цвета), цвета ниток.

Отделывание изделия цветным пластилином.

Различение тканей по окраске: гладкоокрашенные или с рисунком

Узнавание и называние видов проволоки: медная, алюминивая, стальная

Узнавание и называние переплетных тканей: коленкор, ледерин и т.д.

Узнавание и называние наждачной бумаги (крупнозернистая и мелкозернистая)

Узнавание и называние деталей металлоконструктора (планки, пластины, скобы, планшайбы, гайки, винты)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!