СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на РМО. Учебный проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ожидаемые результаты.

1 .Самоопределение учащегося в различных видах и формах  проектной деятельности.

2.Cамооценка и рефлексия  процесса и результата собственной художественной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на РМО. Учебный проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся.»

Деятельностные технологии обучения.  Учебный  проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся .  Типология учебных проектов .

Деятельностные технологии обучения. Учебный проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся . Типология учебных проектов .

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [Бухаркина М.Ю.].

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [Бухаркина М.Ю.].

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках  проекта. Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя.  В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе.  Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов…Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя.

В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе.

Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов…Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Этапы работы над проектом  Степень участия педагога.   5–6-е классы Проблематизация 7–8-е классы Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирую- щей и обучаю- щей помощи и руководства, не подменяющее самостоятель- ной работы ребенка Целеполагание 9–10-е классы  Участие по запросу учащегося Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося. Целеполагание Планирование .Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь. Реализация Плана.Рефлексия Незначительная помощь,оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя Планирование Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуж- дений по запро- су учащегося Реализация плана Рефлексия Презентация

Этапы работы над проектом Степень участия педагога.

5–6-е классы

Проблематизация

7–8-е классы

Максимальное

участие на всех

этапах в форме

организующей,

стимулирую-

щей и обучаю-

щей помощи и

руководства, не

подменяющее

самостоятель-

ной работы ребенка

Целеполагание

9–10-е классы

Участие по запросу учащегося

Минимальное участие на всех

этапах в форме консультации,

советов, обсуждений по запросу учащегося. Целеполагание Планирование .Организующая

и стимулирующая помощь. В

отдельных случаях обучающая помощь. Реализация

Плана.Рефлексия Незначительная помощь,оказываемая в отдельных

случаях по инициативе учителя

Планирование

Минимальное

участие на всех

этапах в форме

консультации,

советов, обсуж-

дений по запро-

су учащегося

Реализация

плана

Рефлексия

Презентация

Цель проектного метода: Развитие исследовательских умений и художественных способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Задачи проектного метода: - использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся; -формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства; - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала; - овладение практическими умениями и навыками  в проектной художественно творческой деятельности ; -формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям; воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности  Ожидаемые результаты. 1 .Самоопределение учащегося в различных видах и формах  проектной деятельности. 2.Cамооценка и рефлексия  процесса и результата собственной художественной деятельности.

Цель проектного метода: Развитие исследовательских умений и художественных способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Задачи проектного метода:

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

-формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;

- овладение практическими умениями и навыками  в проектной художественно творческой деятельности ;

-формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям;

  • воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности

Ожидаемые результаты.

1 .Самоопределение учащегося в различных видах и формах  проектной деятельности.

2.Cамооценка и рефлексия  процесса и результата собственной художественной деятельности.

Раздел I. Основные компоненты проектной деятельности учащихся.  Е.С.Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом».  Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода: - наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы); - реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта; - обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы; - наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; - представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

Раздел I. Основные компоненты проектной деятельности учащихся.

Е.С.Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:

  • - наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
  • - реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;
  • - обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
  • - наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;
  • - представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.
Проект Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация

Проект

Проблема

Проектирование

(планирование)

Поиск

информации

Продукт

Презентация

Проект на уроке изо.  Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную ,неурочную деятельность учащихся.

Проект на уроке изо.

Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную ,неурочную деятельность учащихся.

Прикладной Ролевой Творческий Поисковый Исследовательский  Практико- ориентированный Раздел II.  Методические аспекты использования метода проекта , применяемого на уроках изобразительного искусства   Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Проект

Прикладной

Ролевой

Творческий

Поисковый

Исследовательский

Практико-

ориентированный

Раздел II.  Методические аспекты использования метода проекта , применяемого на уроках изобразительного искусства 

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проект

Исследовательские проекты  по структуре приближены к подлинному научному исследованию и требуют доказательства актуальности темы, определения проблемы, предмета и объекта исследования, обозначения задачи, методов, источников информации, выдвижения гипотез, обобщения результатов и их оформления, обозначения новых проблем.
  • Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию и требуют доказательства актуальности темы, определения проблемы, предмета и объекта исследования, обозначения задачи, методов, источников информации, выдвижения гипотез, обобщения результатов и их оформления, обозначения новых проблем.
Творческие проекты , которые не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), однако оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
  • Творческие проекты , которые не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), однако оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные проекты предполагают сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, они схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.
  • Информационные проекты предполагают сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, они схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.п. ценность проекта заключается в реальности использо­вания продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, плана всей деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы, поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Практико-ориентированный проект

  • нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.п. ценность проекта заключается в реальности использо­вания продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, плана всей деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы, поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Приключенческие, игровые, ролевые. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участ­никами ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Приключенческие, игровые, ролевые.

  • Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участ­никами ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Проект  По содержанию проект учащегося может быть монопредметным  (выполняется на материале конкретного предмета)  и межпредметным   (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).  По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными , средней продолжительности  (от недели до месяца) и долгосрочными.   Проект может быть индивидуальным и групповым .

Проект

По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным   (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).

По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными , средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными.

Проект может быть

индивидуальным и групповым .

Этапы проекта Подготовка Защита Самооценка

Этапы проекта

Подготовка

Защита

Самооценка

Классификация проектов          Мини-проекты  могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини- работа в группах. Индивидуальные п роекты на уроках в   5классе : - «Древние образы в народном искусстве»;  - «Единство конструкции и декора в народном жилище»; - «Народные промыслы их истоки и современное развитие»; - «Современное выставочное искусство» и др.

Классификация проектов

         Мини-проекты  могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини- работа в группах.

Индивидуальные п роекты на уроках в   5классе :

- «Древние образы в народном искусстве»; 

- «Единство конструкции и декора в народном жилище»;

- «Народные промыслы их истоки и современное развитие»;

- «Современное выставочное искусство» и др.

Классификация проектов  Краткосрочные проекты   требуют выделения 1-2  уроков.  Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства:   -«Народные праздничные обряды»; - «Журнал мод Василисы Прекрасной»; - «Музей народных промыслов» и др.

Классификация проектов

Краткосрочные проекты   требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы.

Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства:

  -«Народные праздничные обряды»;

- «Журнал мод Василисы Прекрасной»;

- «Музей народных промыслов» и др.

Проект Недельные проекты  выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла.  Годичные или четвертные   проекты  могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и  во внеурочное время.   Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция  или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра.

Проект

Недельные проекты  выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла.

Годичные или четвертные   проекты  могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и  во внеурочное время.

  Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция  или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра.

План работы над проектом

1.Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

2.Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

3.Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации.

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

5.Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

6.Аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами.

Проблема оценивания в современной школьной практике и проектная деятельность.

Проблема оценивания в современной школьной практике и проектная деятельность.

Перечень критериев оценивания проектов   Постановка цели и обоснование проблемы проекта.  Планирование путей ее достижения.  Глубина раскрытия темы проекта.  Разнообразие источников информации, целесообразность их исполь­зования.  Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию про­екта.  Анализ хода работы, выводы и перспективы.  Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.  Соответствие требованиям оформления письменной части.  Качество проведения презентации.  Качество проектного продукта.

Перечень критериев оценивания проектов

  • Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
  • Планирование путей ее достижения.
  • Глубина раскрытия темы проекта.
  • Разнообразие источников информации, целесообразность их исполь­зования.
  • Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию про­екта.
  • Анализ хода работы, выводы и перспективы.
  • Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  • Соответствие требованиям оформления письменной части.
  • Качество проведения презентации.
  • Качество проектного продукта.
Критерии оценивания проектов учащихся 5-6-х классов   Критерий 1.  Постановка цели проекта -(максимум 3 балла): Цель не сформулирована- 0 Цель сформулирована, но не обоснована-1 Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах-2 Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована-3 Критерий 2.  Планирование путей достижения цели проекта- (максимум 3 балла) План достижения цели отсутствует-0 Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели-1 Краткий план состоит из основных этапов проекта-2 Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели-3

Критерии оценивания проектов учащихся 5-6-х классов

Критерий 1.

Постановка цели проекта -(максимум 3 балла):

Цель не сформулирована- 0

Цель сформулирована, но не обоснована-1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах-2

Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована-3

Критерий 2.

Планирование путей достижения цели проекта- (максимум 3 балла)

План достижения цели отсутствует-0

Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели-1

Краткий план состоит из основных этапов проекта-2

Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели-3

Как пользоваться критериями оценивания. Перевод технических баллов в отметку   Так для 5-6-х классов 100% это - 24 балла; для 7-8-х классов 100% это - 27 баллов; для 9-10-х классов 100% это - 30 баллов. Таблица перевода Проценты Отметки От 1% до 40 % -2 От 41% до 74% -3 От 75% до 95% -4 От 96% до 100% -5

Как пользоваться критериями оценивания. Перевод технических баллов в отметку

Так для 5-6-х классов 100% это - 24 балла; для 7-8-х классов 100% это - 27 баллов;

для 9-10-х классов 100% это - 30 баллов.

Таблица перевода

Проценты Отметки

От 1% до 40 % -2

От 41% до 74% -3

От 75% до 95% -4

От 96% до 100% -5

Описание эталона работы с помощью критериев оценивания Возрастные особенности учащихся и критерии оценивания проектов

Так, для учащихся 5-6-х классов эталонным проектом считается работа, в которой:

  • цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована;
  • развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;
  • тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;
  • работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;
  • работа отличается творческим подходом, собственным оригиналь­ным отношением автора к идее проекта;
  • работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соот­ветствии с установленными правилами;
  • на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют требованиям проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;
  • проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям).
Из опыта работы. Основа - Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Автор- Мария Анатольевна Ступницкая

Из опыта работы.

Основа - Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся.

Автор- Мария Анатольевна Ступницкая

 Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка - 10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
  • Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока.
  • Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут
  • (подготовка - 10 минут,
  • презентация каждой группы - 2 минуты).

Этапы урока. Проблематизация - 2 Целеполагание - 3 Планирование - 5 Реализация плана - 20  Презентация -8  Рефлексия -2

Этапы урока.

  • Проблематизация - 2
  • Целеполагание - 3
  • Планирование - 5
  • Реализация плана - 20
  • Презентация -8
  • Рефлексия -2
формирование проектной группы. В идеале все ее участники должны быть активными, самостоятельными и ответственными. Кроме того, чтобы группа успешно справилась с проектом, среди ее участников должны быть: «генератор идей» - тот, кто придумывает, «эрудит» - тот, кто много знает, «критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет. «держатель времени»

формирование проектной группы.

  • В идеале все ее участники должны быть активными, самостоятельными и ответственными. Кроме того, чтобы группа успешно справилась с проектом, среди ее участников должны быть:
  • «генератор идей» - тот, кто придумывает,
  • «эрудит» - тот, кто много знает,
  • «критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.
  • «держатель времени»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!