СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете на тему" «Игровые технологии на уроках в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления на педсовете для учителей начальных классов на тему" Игровые технологии на уроках в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете на тему" «Игровые технологии на уроках в начальной школе».»



Статья по теме:

«Игровые технологии на уроках в начальной школе».



Изучение учебного материала диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:

- игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Предлагаю следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. Согласно по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое при­менение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами М. Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячом, веревками, резинками, ка­мушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предмет­ные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или уст­ной инструкции. Так знакомят его с разными способами переда­чи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде ри­сунка.

В развивающих играх в этом заключается их главная особен­ность — удалось объединить один из основных принципов обуче­ния — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, ког­да ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и не­посредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжа­ют игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправ­ленности программы игр в сочетании с обычными дидактически­ми упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охва­тывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельностьблагодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.

2.   Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 1985.

3.   Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.

4.   Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.

5.   Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

6.   Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.

7.   Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.

8.   Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.

9.   Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1977.

10.            Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.

11.            Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!