Педагогическая культура учителя.
«Педагог – человек высокой культуры,
её носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создаёт культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре».
О.С.Газман
Культура педагога – комплексное многоуровневое явление, включающее и личностные качества – черты характера, общительность, общую эрудицию, творческий потенциал в целом.
Компоненты педагогической культуры учителя:
1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.
2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.
3. Педагогическое мастерство.
4. Установка на постоянное самосовершенствование.
5. Культура поведения и общения, педагогический такт.
6. Личностная самостоятельность учителя.
7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.
8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.
Качества необходимые для эффективной работы:
1. Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников.
2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение стилем неформального общения с воспитанниками.
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
9. Креативность.
10. Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя.
Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе: Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе: Трудоспособный и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.
Педагог, предпочитаемый детьми.
1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.
2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность. 3.Деловые качества. Знания своего предмета. Умения заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.
Педагог, предпочитаемый детьми.
1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.
2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность. 3.Деловые качества. Знания своего предмета. Умения заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.