Выступление на педсовете .
Внеурочная деятельность «Культура народов Поволжья».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся на основе методических рекомендаций «Культура народов Поволжья» А.Ш.Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина.- Ульяновск; ИПК ПРО,2012г.
Настоящая программа имеет краеведческую направленность.
В настоящее время идёт активный процесс самосознания и самоопределения наций, возрождение традиций, языка, культуры. Одной из задач системы образования является защита национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
Приобщение школьников к социальной действительности, воспитание маленького гражданина - актуальная проблема современного образования. Важным аспектом этой проблемы является поликультурное воспитание учащихся. Поликультурное воспитание понимается нами как воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает воспитанник, с приоритетом для него культуры его национальности.
Культура ближайшего окружения обеспечивает личностное общение, непосредственный эмоциональный контакт ребенка и взрослого и практическое действие через овладение основами художественных традиций народа.
Воспитание у детей уважения к правам народов, к их национальной и культурной самобытности, языку и семейным ценностям - главная цель создания в сознании детей образов мира; дружбы, сотрудничества между людьми разных национальностей.
Целью программы является гражданско-правовое и нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе освоения основ культуры народов Поволжья.
Задачи программы: обучающие:
дать знания учащимся о культуре русского, татарского, чувашского и мордовского народа, их быте, традициях;
познакомить с устным народным творчеством, играми, прикладными видами
искусства.
дать знания о писателях и поэтах, представителях разных национальностей, ознакомить с их произведениям;
познакомить детей с проявлениями народной культуры в Поволжье
развивающие:
формировать устойчивую потребность и навыки общения с представителями различных культур;
развивать чувство толерантности;
развивать национально-культурное самочувствие ребёнка через самоидентификацию его личности;
воспитательные:
воспитывать уважение к культуре и традициям разных национальностей;
способствовать формированию детского коллектива;
создание благоприятного микроклимата в учебной группе;
воспитывать интерес к устному народному творчеству;
воспитывать гордость и уважение к родной земле, ее культуре.
Работа программы строится на следующих принципах:
Принцип системности и последовательности организации процесса погружения в этнокультуру региона.
Краеведческий принцип: использование русских, татарских, чувашских, мордовских традиций, бытующих на территории Симбирско - Ульяновского Поволжья.
Принцип единства педагога и семьи, приобщение семьи к процессу познания и освоения этнокультурных традиций.
Принцип личностного подхода, ориентация на общение и воспитание, формирование личностной культуры ребёнка, его национального самосознания.
Принцип деятельностного подхода к образованию ребенка через совершенствование и поиск путей для развития его познавательной и творческой активности.
Для обеспечения формирования народного мировоззрения у школьников использую следующие методы работы:
1) методы, обеспечивающие развитие национального мироощущения:
-чтение стихотворений,
-прослушивание фонограмм песен ,сказок.
-разучивание игр
-рассматривание сохранившихся фотографий, памятных вещей и т.д.;
2)методы, обеспечивающие формирование миропонимания и
миропринятия:
беседы о людях разных национальностей,
знакомство с фольклором: сказками, народным юмором, пословицами, поговорками, загадками;
3)методы, обеспечивающие миродействие:
-обыгрывание ситуаций,
инсценирование фольклорных текстов,
изготовление атрибутов, элементов костюма,
свобода выбора ребенком деятельности и действия в ней.
На занятиях часто использую игру - увлечение.
История игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры народа, являются древнейшим средством физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Учащиеся должны знать:
Обычаи,
обряды и традиции народов Поволжья;
-лучшие произведения УНТ
-особенности цветовой гаммы народов Поволжья, орнамента,вышивки
-композицию национальной одежды;
-об историческом прошлом народа , инсценировать сказки, легенды;
-знать и уметь играть в различные игры;
-_знать культуру и самобытность народов, живущих в Среднем Поволжье: русские, татары, чуваши, мордва,
-историю возникновения древних праздников;
-ремесла и промыслы народов;
-творчество писателей и поэтов ;
Учащиеся должны уметь:
создавать иллюстрации по легендам, мифам народов Поволжья;
составлять эскизы народных костюмов;
передавать в речи доброжелательное отношение к гостям;
составлять рассказы по картине, используя различные методы и приёмы;
составлять эскизы растительного орнамента;
выполнять творческую работу по собственному замыслу;
Занятия внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья» ведется в нашем классе второй год. Весной прошлого года мы подготовили коллективный творческий проект занятие-отчет «Дружба народов Поволжья». Была подготовлена выставка :национальные костюмы, украшения, обувь, предметы быта и национальные блюда- выпечка. Обучающиеся пели песни на татарском, чувашском и мордовском языках, читали стихи, исполняли татарский танец в национальных костюмах. После занятия всех желающих угостили пирогами. Огромную помощь оказали родители, с большим желание откликнулись на просьбы детей.
В феврале этого года в рамках недели родного языка мы знакомились с устным народным творчеством с мордовскими сказками. По мотивам мордовских сказок посмотрели мультфильм «Куйгорож», подготовили и инсценировали мордовскую сказку «Вирява».Учащиеся с огромным желанием участвуют в таких мероприятиях и сами предлагают новые проекты по данной теме.