СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете "Адаптация пятиклассников"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчетное выступление о процессах адаптации учащихся к школе (1-е, 5-е классы). Основное внимание уделяется именно 5-м классам.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Адаптация пятиклассников"»

Выступление на педсовете "Адаптация пятиклассников"

План

  1. Адаптации первоклассников к школе.

  2. Диагностики адаптации пятиклассников к средней школе.

  3. Рекомендации педагогам-предметникам.

  4. Планируемые мероприятия.


Начало обучения в школе, переход из начальной в среднюю, со средней – в старшую справедливо считают кризисными периодами. Подобные переходные периоды в жизни и деятельности детей выдвигают особые проблемы, которые требуют особого внимания как педагогов так и родителей - от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 


Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.


   У учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов меняется их социальное окружение, новые условия обучения и воспитания выдвигают более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к уровню сформированности у детей учебных знаний, умений, навыков.


1) Процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

  • Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой

  • Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения

  • Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные.

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

  1. Несформированность «внутренней позиции школьника».

  2. Слабое развитие произвольности.

  3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.

  4. Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.

  5. Общение с учителем.

  6. Принятие учебной задачи.

  7. Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.

  8. Отношение к себе.

  9. Завышенные требования со стороны родителей.

  10. Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.

  11. Соматически ослабленные дети.

  12. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).

  13. Леворукие.

  14. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.


2) Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V—IX классах школы.

Родители считают детей этого возраста трудными, педагоги и психологи называют этот период "переходным", "критическим". Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Начало перестройки организма связано с активизацией деятельности гипофиза. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Основные задачи развития в 5 классе: овладение базовыми школьными знаниями и умениями; формирование умения учиться в средней школе; развитие учебной мотивации, формирование интересов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе; формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; переоценка своих возможностей; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность

Адаптация зависит от: 1. интеллектуальной готовности ученика; 2. коммуникативных навыков; 3. соблюдения школьных правил; 4. ориентации в новых ситуациях; 5. требований родителей. 6. требований учителей.

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Следует обратить внимание на факторы, препятствующие успешной адаптации. Это прежде всего: противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов; На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами; В 5 классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы рядом нет; Смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней.

Все эти факторы могут привести к дезадаптации ребенка в новых условиях. Что в свою очередь приведет к деструктивным изменениям личности. Таким как: Снижение интереса к обучению, успеваемости; нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями; появление признаков тревожности, ухудшение здоровья; отчуждение от школы, семьи; неблагоприятный социальный статус.


Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.


Некоторые проблемы пятиклассников * В письменных работах пропускает буквы. Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку. С трудом решает математические задачи. Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян. Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы. Не умеет работать самостоятельно. С трудом понимает объяснения учителя. Постоянно что-то и где-то забывает. Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради). Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний. Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

Интегральной характеристикой адаптированности пятиклассников является показатель тревожности.

С целью выявления текущего состояния пятиклассников было проведено психодиагностическое обследование. В качестве диагностического инструментария применялась методика исследования школьной тревожности Филлипса. В исследовании приняло участие 39 учеников 5-х классов. В ходе проведенного обследования удалось выявить следующее.


Уровень тревожности

Общая тревож-ность

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыра-жения

Страх проверки знаний

Страх несоответ-ствия ожиданиям окружающих

Низкая сопротив-ляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

нет

21

23

23

28

13

10

18

27

29

Повышенная

14

12

14

10

18

19

19

9

10

высокая

4

4

2

1

8

10

2

3

0

Несколько повышена общая тревожность в школе у 30% испытуемых (12 чел.) Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, они расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п. У 67 % испытуемых (26 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что дети переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. Возможно, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих. Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих , который выявлен у 54 % школьников (21 ученика) - дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями. 69 % испытуемых нормальная физиологическая сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана (страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах).

В 5-Б была проведена методика выявления уровня агрессивных тенденций Баса Дарки, в результате которой был выявлен повышенный уровень агрессивности и враждебности в коллективе. С целью уточнения результатов было проведено социометрическое обследование, в результате которого был выявлен низкий уровень сплоченности коллектива.

В параллели 5-х классов с целью исследования индивидуальных особенностей личностей учащихся были проведены методики «Человечки» (положение в классе, школе, эмоциональное состояние), характерологический опросник Айзенка (на выявление типа темперамента). Результаты данных методик позволят лучше понять процессы адаптации учащихся в школе.

С целью выявления особенностей отношения к школе учащихся были проведены опросники:

Опросник «Чувства в школе»

Кол-во / %

Спокойствие

Усталость

Скука

Радость

Уверенность в себе

Беспокойство

Неудовлетворенность собой

Раздражение

Сомнение

Обида

Чувство унижения

Страх

Тревога за будущее

Благодарность

Симпатию к учителям

Желание приходить в школу



















Опросник «Отношение к учебным предметам»



Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

История

Природоведение

Физкультура

Труд

ИЗО

Музыка

Украинский язык

Украинская литература

Информатика

Гражданственность

Изучаю с интересом

18

34

24

18

34

23

36

25

32

12

7

8

24

24

Равнодушен

17

6

5

9

6

10

4

10

8

5

11

8

9

6

Не люблю

8

3

14

15

1

7

2

5

2

-

22

24

4

8



Опросник «Идеальный учитель»

Кол-во / %

Хорошо знает предмет

Строгий, дает прочные знания

Относится ко мне по-человечески

Считается с возможностями

Общается с нами после уроков

Не требует многого

Интересно на уроках

Дает работать самостоятельно, сделать что-то свое

Выделяет меня из класса

Допускает короткую дистанцию между собой и учениками

31

25

35

21

27

25

33

14

13

8

3) Рекомендации классным руководителям и педагогам: Чтобы снизить границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную поддержку со стороны родителей, учителей, повысить обучаемость ребенка, обеспечить индивидуальный подход к каждому школьнику и т.д. Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и требует от педагога проявления особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности. Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требования разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Характерными признаками дезадаптации являются отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков.

В 5А, 5Б классах ситуация соответствует норме. Можно говорить о том, что общее эмоциональное состояние детей не превышает показателей критических значений..

Т.о. в ходе проведенного обследования была выделена группа детей с повышенным уровнем тревожности (5А – 2 человек; 5Б – 2 человека). С этими ребятами будет организована дополнительная работа, по результатам которой будет проведена дополнительная диагностика.


4)     Для гармонизации отношений и предупреждение поведенческой и социальной дезадаптации необходимо:

  • развивать положительную Я – концепцию ребенка;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • снимать эмоциональное напряжение с помощью упражнений на расслабление;

  • развивать произвольность;

  • формировать нравственные представления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!