Выступление на педагогическом совете, посвященном
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОМУ ПОДХОДУ В ОБУЧЕНИИ КАК УСЛОВИЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемное образование
С каждым годом жизни изменяющегося общества педагогический процесс становится все менее плодотворным. Сегодня вредно учить и воспитывать «как всегда», необходимы коренные преобразования в самой модели подготовки человека к жизни, в практике этой работы.
Согласно Государственного образовательного стандарта «Педагогика из науки о воспитании, образовании и обучении человека должна стать наукой об управлении развитием творческой индивидуальности в целостном педагогическом процессе».
Такая модель современного образования требует и новые элементы подхода в обучении:
-отказ от традиционной модели «учитель-рассказчик» в пользу модели совместного исследования;
-отказ от традиционной модели «обучение предметам» в пользу «научения компетенциям»;
-новая обучающая среда, то есть от «ученик-объект» к «ученик-субъект».
Таким образом, можно сказать, требованием современного образования является «обучать, исследуя – исследуя обучать».
Поэтому из всех современных образовательных технологий, которые работают над решение этой проблемы, можно выделить технологию проблемного образования. Так что же такое проблемное образование? «Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением и их активную самостоятельную деятельность по её разрешению». С этим согласны и психологи, которые утверждают, что «источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации, которая является сложным материалом, либо теоретическим, либо практическим, и требует поиска решения и, конечно, исследования. Она побуждает ребенка к проявлению познавательной потребности, а через нее педагоги и родители могут управлять ходом получения новых знаний ребенком.
В проблемном обучении выделяют три метода:
1. Проблемного изложения – учитель сам формулирует проблемную ситуацию, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути её решения, как бы ведет поиск и выдает результат - учащиеся являются заинтересованными слушателями.
2. Поисковый – проблемную ситуацию формулирует учитель, но постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту - в этом методе учащиеся весьма активны.
3. Исследовательский – самый продуктивный метод, но и самый трудоемкий, который предполагает наивысшую самостоятельность учащихся на всех этапах решения поставленной перед ними проблемной ситуации.
Создание проблемной ситуации лежит в основе процесса проблемного обучения. Процесс проблемного обучения есть не что иное, как движение и развитие этой проблемной ситуации. Он может быть выражен схемой:
Проблемная ситуация проблема познавательная деятельность система знаний.
При этой технологии образования мы видим, что учителю отводится роль организатора, координатора, консультанта, помощника и наблюдателя.
Пример урока.
Тема урока. Выталкивающая сила.
Цель урока. Дать понятие выталкивающей силы при погружении тела в жидкость. Сформулировать основные свойства выталкивающей силы. Ввести определительную формулу для вычисления выталкивающей силы.
Проблемная ситуация. Предлагается учащимся вспомнить четверостишие с одновременной демонстрацией небольшого мячика, брошенного в сосуд с водой:
«Наша Таня громко плачет,
уронила в речку мячик.
Тише Танечка не плачь,
не утонет в речке мяч».
Проблема. Почему мяч не тонет?
Мозговой штурм. Выдвижение гипотез и их обсуждение.
Для выяснения основных свойств выталкивающей силы – класс делится на пять групп, которые для этого выполняют проблемные опыты.
Таким образом, можно сказать, что проблемная ситуация – обязательный компонент учебного познания.
Мыслить человек начинает лишь тогда, когда возникает проблема что-то понять.