СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете, посвященном СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОМУ ПОДХОДУ В ОБУЧЕНИИ КАК УСЛОВИЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Проблемное образование

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня вредно учить и воспитывать «как всегда», необходимы коренные преобразования в самой модели подготовки человека к жизни, в практике этой работы. 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление педсовет»

Выступление на педагогическом совете, посвященном

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОМУ ПОДХОДУ В ОБУЧЕНИИ КАК УСЛОВИЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемное образование

С каждым годом жизни изменяющегося общества педагогический процесс становится все менее плодотворным. Сегодня вредно учить и воспитывать «как всегда», необходимы коренные преобразования в самой модели подготовки человека к жизни, в практике этой работы.

Согласно Государственного образовательного стандарта «Педагогика из науки о воспитании, образовании и обучении человека должна стать наукой об управлении развитием творческой индивидуальности в целостном педагогическом процессе».

Такая модель современного образования требует и новые элементы подхода в обучении:

-отказ от традиционной модели «учитель-рассказчик» в пользу модели совместного исследования;

-отказ от традиционной модели «обучение предметам» в пользу «научения компетенциям»;

-новая обучающая среда, то есть от «ученик-объект» к «ученик-субъект».

Таким образом, можно сказать, требованием современного образования является «обучать, исследуя – исследуя обучать».

Поэтому из всех современных образовательных технологий, которые работают над решение этой проблемы, можно выделить технологию проблемного образования. Так что же такое проблемное образование? «Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением и их активную самостоятельную деятельность по её разрешению». С этим согласны и психологи, которые утверждают, что «источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации, которая является сложным материалом, либо теоретическим, либо практическим, и требует поиска решения и, конечно, исследования. Она побуждает ребенка к проявлению познавательной потребности, а через нее педагоги и родители могут управлять ходом получения новых знаний ребенком.

В проблемном обучении выделяют три метода:

1. Проблемного изложения – учитель сам формулирует проблемную ситуацию, выдвигает проблемную задачу, излагает сложные пути её решения, как бы ведет поиск и выдает результат - учащиеся являются заинтересованными слушателями.

2. Поисковый – проблемную ситуацию формулирует учитель, но постоянно обращается к учащимся с просьбой сформулировать гипотезы, предложить методы решения задач, дать объяснение и сделать вывод по проведенному опыту - в этом методе учащиеся весьма активны.

3. Исследовательский – самый продуктивный метод, но и самый трудоемкий, который предполагает наивысшую самостоятельность учащихся на всех этапах решения поставленной перед ними проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации лежит в основе процесса проблемного обучения. Процесс проблемного обучения есть не что иное, как движение и развитие этой проблемной ситуации. Он может быть выражен схемой:

Проблемная ситуация проблема познавательная деятельность система знаний.

При этой технологии образования мы видим, что учителю отводится роль организатора, координатора, консультанта, помощника и наблюдателя.

Пример урока.

Тема урока. Выталкивающая сила.

Цель урока. Дать понятие выталкивающей силы при погружении тела в жидкость. Сформулировать основные свойства выталкивающей силы. Ввести определительную формулу для вычисления выталкивающей силы.

Проблемная ситуация. Предлагается учащимся вспомнить четверостишие с одновременной демонстрацией небольшого мячика, брошенного в сосуд с водой:

«Наша Таня громко плачет,

уронила в речку мячик.

Тише Танечка не плачь,

не утонет в речке мяч».

Проблема. Почему мяч не тонет?

Мозговой штурм. Выдвижение гипотез и их обсуждение.

Для выяснения основных свойств выталкивающей силы – класс делится на пять групп, которые для этого выполняют проблемные опыты.



Таким образом, можно сказать, что проблемная ситуация – обязательный компонент учебного познания.

Мыслить человек начинает лишь тогда, когда возникает проблема что-то понять.







Просмотр содержимого презентации
«Проблемный метод обучения»

Проблемное обучение Педагогика из науки о воспитании, образовании и обучении человека должна стать наукой об управлении развитием творческой индивидуальности в целостном педагогическом процессе.  Образовательный стандарт

Проблемное обучение

Педагогика из науки о воспитании, образовании и обучении человека должна стать наукой об управлении развитием творческой индивидуальности в целостном педагогическом процессе.

Образовательный стандарт

Элементы новой модели современного образования

Элементы новой модели современного образования

  • Отказ от традиционной модели «учитель-рассказчик» в пользу модели совместного исследования
  • Отказ от традиционной модели «учитель-рассказчик» в пользу модели совместного исследования
  • Отказ от традиционной модели «обучения предметам» в пользу «научения компетенциям»
  • Отказ от традиционной модели «обучения предметам» в пользу «научения компетенциям»
  • Новая обучающая среда
  • Новая обучающая среда
Требование современного дня Обучать, исследуя – исследовать обучая

Требование современного дня

Обучать, исследуя – исследовать обучая

Сущность проблемного обучения

Сущность проблемного обучения

  • Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением и их активную самостоятельную деятельность по её разрешению.
Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации, которая требует поиска решения и , конечно, исследования.
  • Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации, которая требует поиска решения и , конечно, исследования.
МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Проблемного изложения Поисковый Исследовательский метод

МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проблемного изложения

Поисковый

Исследовательский метод

Создание проблемной ситуации лежит в основе процесса проблемного обучения. Проблемная ситуация проблема Познавательная деятельность, связанная с решением проблемы Система знаний

Создание проблемной ситуации лежит в основе процесса проблемного обучения.

Проблемная ситуация

проблема

Познавательная деятельность, связанная с решением проблемы

Система знаний

Роль учителя на уроке помощник наблюдатель консультант организатор координатор

Роль учителя на уроке

помощник

наблюдатель

консультант

организатор

координатор

Мыслить человек начинает лишь тогда, когда возникает проблема что-то понять.

Мыслить человек начинает лишь тогда, когда возникает проблема что-то понять.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!