СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом марафоне, посвященного Году литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные технические средства дают возможность использовать на уроках литературы кадры из кинофильмов, помогающих детям понять произведения литературы. В данной материале мы описываем, каким образом используем кинематограф на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом марафоне, посвященного Году литературы»

Название: «За кадром, за страницей – жизнь…»

Краткое содержание:

Разные виды искусства, обладая каждый своим
языком, воссоздают разные образы мира, но только
два из них — искусство слова и кинематограф —
пользуются целым набором языков, позволяющих
воссоздать предельно полный образ реальности.
Ю. М. Лотман

Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий.

Понять своеобразие литературы как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение литературы с другими видами искусства, прежде всего с живописью, музыкой, кино.

Современные технические средства дают возможность использовать на уроках литературы кадры из кинофильмов, помогающих детям понять произведения литературы.

Через кино на уроках литературы решаются следующие задачи:

– становление духовного мира ребенка;

– приобщение к систематическому чтению через увиденное на экране;

– воздействие на сознание учащихся через экранизацию;

– слияние читательского и зрительского вкуса;

– формирование умения сопоставлять литературные образы с кинообразами;

– развитие навыков экранного восприятия, нахождения общего и различного в литературном произведении и фильме.

Опыт показал, что лучше всего смотреть фильм после изучения произведения, когда работа над текстом помогла сформировать определённые представления о герое и его характере.

Сопоставление двух произведений даёт учащимся простор для самостоятельной творческой работы, для самостоятельного исследования.

Уместной и интересной с нашей точки зрения в школьной практике является применение такого вида работы, как конференция — обсуждение и написание рецензии на просмотренный фильм, и сопоставление фильмов, поставленных по одному произведению. Работа по написанию рецензии организована по следующему плану:

1. Общие впечатления.

2. Режиссёрский замысел и соответствие авторскому замыслу.

3. Игра актёров:

1) самая удачная, на ваш взгляд, роль и почему;

2) самая неудачная, на ваш взгляд, роль и почему.

4. Музыка.

5. Операторская работа.

6. Самая сильная, на ваш взгляд, сцена.

7. Выводы, итоги, рекомендации зрителям, не видевшим картины.

Ученики читают рецензии вслух, дорабатывают, обсуждают (по желанию автора) и только после этого пишут начисто и отдают учителю для оценивания.

В течение учебного года обучающиеся 5 классов Саргатского лицея познакомились со следующими экранизациями: фильмом Евгения Тетерина «Муму» (1959) - по одноименной повести И.С.Тургенева и драмой Киры Муратовой «Среди серых камней» (1983) – по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

По ранее представленному плану обучающиеся написали рецензии по предложенным экранизациям произведений. Сразу заметим, что мы намеренно отказались от такого дополнительного вида работы, как сопоставление фильмов, поставленных по одному произведению, в связи с тем, что для обучающихся в 5 классе это пока еще новая и неосвоенная форма работы на уроке литературы. В 6 классе мы обязательно с ребятами углубим наш опыт работы.

Например, наиболее интересной и продуктивной, с нашей точки зрения, была работа с произведением В.Г. Короленко «В дурном обществе». Скорее всего, объясняется это тем, что у обучающихся уже имелся опыт работы с рецензией на примере фильма Евгения Тетерина «Муму».

Хотелось бы представить вашему вниманию одну из рецензий обучающихся 5 класса.

Рецензия на фильм Киры Муратовой «Среди серых камней» ученицы 5 «Б» класса МБОУ «Саргатский лицей» Шарыповой Анны.

«Авторский взгляд режиссера Киры Муратовой на произведение Короленко «В дурном обществе» произвел на меня двойственное впечатление. С одной стороны, я узнаю книгу автора, а с другой – многие герои выглядят иначе, чем я представляла их, читая саму книгу. Эпизоды кажутся отрывочными, словно мысль режиссера пытается выхватить главное.

Самой яркой актерской работой я считаю роль Тыбурция. Видно, что актер вложил в нее душу, эмоционально и проникновенно исполняя авторский замысел. Ему веришь, его хочется слушать. Остальные актеры не произвели на меня особого впечатления, я считаю их игру обычной.

Музыки немного, в основном она печальная или волнующая, помогает лучше понять характеры героев, обстоятельства, в которых они живут.

Я пока не очень разбираюсь в операторской работе, но думаю, что изображение подземелья в черно-белых тонах показывает безрадостную, черно-белую жизнь нищих обитателей.

На мой взгляд, самой сильной сценой является сцена с куклой. Все тяжело переживали болезнь Маруси, девочка страдала. Благородный поступок Васи принес хоть и временное, но облегчение ей. От этого выступают слезы на глазах.

Я советую сначала прочитать книгу, чтобы иметь возможность сравнить авторское видение Короленко и режиссерский взгляд Киры Муратовой».

В конце учебного года совместно с обучающимися мы провели КИНОФЕСТИВАЛЬ для того, чтобы подвести итоги нашей работы.

КИНОФЕСТИВАЛЬ прошел по следующей программе:

1.обучающиеся по ранее составленному рейтингу снова просматривают небольшие ролики из полюбившихся кинофильмов по изученным произведениям;

2. выступление «кинокритиков» (обучающихся с самыми лучшими рецензиями);

3. Церемония наград премии «Лучший кинокритик»;

4. Закрытие КИНОФЕСТИВАЛЯ.

Хотелось бы отметить, что проведение КИНОФЕСТИВАЛЯ нашло большой эмоциональный отклик у детей. По результатам проведенного КИНОФЕСТИВАЛЯ действительно отмечается продуктивность такой формы итогового занятия:

-систематизируется изученный материал;

-происходит понимание проделанной работы.

Таким образом, мы продолжим работать в данном направлении, стараясь закрепить полученный результат и попробовать новые формы работы использования кинематографа на уроке литературы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!