СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на Олимпиаде по МХК 11 класс на тему "Влияние культуры Древней Греции на русскую культуру"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Олимпиаде по МХК ученицы 11 класса МБОУ "Куйбышевская СОШ им. Хрусталёва Н.Т." Сотниковой Александры на тему "Вличние культуры Древней Греции на русскую культуру". Руководитель Громова И.О. 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на Олимпиаде по МХК 11 класс на тему "Влияние культуры Древней Греции на русскую культуру"»

Выступление и презентация на олимпиаде по МХК

Ученицы 11 класса МБОУ «Куйбышевская СОШ им. Хрусталёва Н.Т.»

Сотниковой Александры

на тему: «Влияние культуры Древней Греции на русскую культуру»


Вступление:

Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков, или эллинов. Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участие лишь в немногих исторических сражениях, и мало кто из греческих полководцев сумел снискать великую славу. Более двух последних тысячелетий этот народ находился под властью иноземных завоевателей, и лишь полтора века назад Греция вновь обрела независимость и появилась на карте как самостоятельное государство.

Казалось бы, Греция в прошлом ничем не отличалась от своих соседей - ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями. Однако именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века казался недосягаемым. Дошедшие до нас образцы художественного творчества - скульптура, архитектура, росписи и керамика, а также мифы и сказания Древней Греции - принадлежат к высочайшим, поистине бесценным творениям человечества.

Хотя классической Греции давно не существует, влияние ее наследия на мировую культуру будет продолжаться еще долгие и долгие годы.

  1. Начиная с эпохи Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков. Придя в любой из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров русского изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья Икару”), К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”), И. Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю”), Ф. Бруни (“Смерть Камиллы, сестры Горация”), В. Серова (“Похищение Европы”), скульптур таких выдающихся мастеров, как М. Козловский (“Ахилл с телом Патрокла”), В. Демут-Малиновский (“Похищение Прозерпины”), М. Щедрин (“Марсий”).

  • Греческая мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку, читающему стихотворения А.С. Пушкина и неосведомленному о мифологических персонажах, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл того или иного произведения. Это справедливо в отношении стихов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, басен И.А. Крылова и других. Всё это лишь подтверждает замечание Фридриха Энгельса о том, что без того культурного фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Сильнейшее влияние, которое оказала греческая культура на развитие всех европейских народов, таким образом, не подлежит сомнению.

  • В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, неподвижных звезд и целых созвездий взяты из античной мифологии: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий, Плутон, звезды Кастор и Поллукс, созвездия Персея, Пегаса, Ориона, Андромеды, Кассиопея.

  • В XVII-XX вв. многие военные суда различных европейских стран назывались именами божеств и героев античной мифологии. Русский героический шлюп “Меркурий”, фрегат “Паллада” в XIX в., крейсеры эпохи первой мировой войны - “Аврора”, “Паллада”, “Диана”.

  1. Древняя Греция оказала огромное влияние на политическое и религиозное мышление, литературу и искусство, на философские и юридические взгляды всех народов Европы и мира в целом. Гуманистическое начало культуры Древней Греции стало идейным арсеналом почти всех эпох.

Первая половина ХХ века, заимствуя античные темы, переосмысливает их, наполняет новым содержанием и отражает в произведениях разных видов искусства. Вторая половина, особенно последние десятилетия ХХ века, находит отражение этих явлений особенно ярко и полно выражено в искусстве постмодернизма.

В современном зарубежном кинематографе до сих пор используются сюжеты и герои древнегреческих мифов.

Утонченная красота античных красавиц вдохновляет и многих современных дизайнеров, которые создают изящные и женственные коллекции одежды в греческом стиле! Платье в греческом стиле остается модным трендом многих сезонов моды, и его предпочитают женщины, обладающие хорошим вкусом и чувством стиля.

Основные признаки платья в греческом стиле — это прямой силуэт, завышенная талия, многослойная прозрачная ткань, драпировки и обнаженные плечи. Модельеры продолжают создавать струящиеся наряды с вертикальными складками и яркой декоративной отделкой, а прозрачные шифоновые туники в комбинации с изящными кожаными сандалиями стали популярными хитами женского современного европейского гардероба. Модные новинки в греческом стиле — асимметричное платье, обнажающее только одно плечо или наряды с крестообразной драпировкой на груди - очень популярно в Европе.

  • До сих пор, со времен античной цивилизации, осталась традиция проводить Олимпийские игры. Возрождение Олимпийских игр после долгого перерыва началось в Европе. Среди традиционных ритуалов Олимпийских игр зажжение олимпийского огня на церемонии открытия (огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в город Олимпийских игр); произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которые происходят Олимпийские игры, олимпийской клятвы от имени всех участников игр; произнесение от имени судей клятвы о беспристрастном судействе; вручение победителям и призерам соревнований медалей; поднятие государственного флага и исполнение национального гимна в честь победителей. Пьер де Кубертен, барон, французский педагог, возродивший Олимпийские игры в 1896 г., говорил: «Главное в жизни – не победа, а участие в состязании». Возможно, современный спорт и утратил провозглашенные им идеалы, но тем не менее каждые 4 года Олимпийские игры объединяют весь мир.

  • Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению. Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости, Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском бульваре.

  • Петербургские поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности. Классический стиль в русской литературе - отголоски античного мира. Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии, напоминают о наследии.

  • Древние греки первыми поняли необходимость обучать детей – давать людям знания.

Из далёкого античного мира к нам пришло много современных слов:

алфавит ( от первой буквы греч. алфавита «альфа»),

пенал ( от латинского пенна),

тетрадь ( от греч. «тетра»).

В Древней Греции залы для спортивных занятий называли гимнасиями. Отсюда произошло слово гимназия.

В лицеях Древней Греции изучали риторику, астрономию.

Петербург всегда был центром Российского образования. Первый в России и самый известный Лицей открыли в Царском Селе 19 октября 1811 года. Первая в России академия наук – это Кунсткамера. Слово «академия» произошло от имени мифического героя Академа.

  • Россиянам помогали знакомиться с античным миром прежде всего императоры Пётр I, Екатерина II, Александр I, а также богатые и образованные петербуржцы – коллекционеры. Знаменитые вельможи-коллекционеры: Лаваль, Строганов.

Петербургские учёные-антиковеды работают в зданиях Петербургского Университета. Первый в России известный антиковед М. С. Куторга.

На Васильевском острове жил купец, поверивший Гомеру. Впоследствии, он стал основателем Микенской археологии.

  • В 1868 г. немецкий торговец Г. Шлиман отправился на поиски легендарной Трои воспетой Гомером в поэме «Иллиада». До Шлимана события, описанные в поэме, считались красивым мифом. Но он еще в детстве поверил Гомеру и решил во чтобы то ни стало отыскать Трою. «Иллиада» стала для него путеводителем. Когда Генрих не обнаружил у деревни Бунарбаши (считалось, что Троя была именно там) холодного и горячего ключей, то – отправился в другое место.

В 1870 г. он обнаружил ключи у дер. Гиссарлык и решил приступить к раскопкам. Несколько недель тяжелой работы не приносили результата, но наконец рабочие наткнулись на мощную крепостную стену. Всего в раскопе было обнаружено 37 слоев. Самый древний относился к III тысячелетию до н. э. Шлиман был убежден, что нашел Трою. 15 июня 1873 г. был обнаружен богатейший клад из золотых и серебряных вещей. Шлиман решил, что это клад царя Приама и еще более убедился в мысли, что сумел обнаружить легендарную Трою.

Весь Мир был поражен находками, но Шлиман на этом не остановился и решил отправиться в Миккены.

  • Залы Античности в Государственном Эрмитаже Здание Нового Эрмитажа (Миллионная ул., 35) было возведено в 1842-1851 годах по проекту архитектора Л. фон Кленце. Портик Нового Эрмитажа украшен десятью гигантскими фигурами атлантов. В Петербурге подлинные произведения искусства Древней Греции и Рима хранятся в Эрмитаже. В средине XIX века для античной коллекции построили новое здание – Новый Эрмитаж.

Античные произведения искусства привозились из-за границы по приказу императоров, их покупали у коллекционеров, иногда их дарили музею, также коллекция пополнялась за счет находок археологов. Античная экспозиция в Эрмитаже представлена в следующих залах: аттической керамики, древнегреческой скульптуры, античных гемм, римской скульптуры. Древнегреческие скульптуры – исторические источники. Многие скульптуры изображены в хитонах до самых ступней ног – древнегреческих одеждах. Также мы можем видеть прически, головные уборы. Все это дает нам понимание, как выглядели древние греки. Скульптуры – произведения искусства. Как могли древние скульпторы достичь такого совершенства в изображении человека?

  • С помощью математики, мастера определяли идеальные пропорции человеческого тела. Венера Таврическая (Афродита. Богиня красоты и любви), приобретенная еще при Петре I в Италии. Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало. Подлинные античные рукописи, старинные переводы античных авторов – хранятся в Петербурге в здании Российской национальной библиотеки на площади Островского.

Архитектурный стиль, образцом которого служили античные сооружения, называют классическим. Здание Биржи, называют также Российским Парфеноном. Потому что прообразом для него послужили древнегреческие храмы, в первую очередь величественный Парфенон, будто вырастающий из–под земли, окруженный мощными колоннами. Тома де Томон (архитектор здания) - ориентировал здание Биржи на водораздел реки Невы – главной водной магистрали города. Здание Биржи – знаменитый храм торговли. Его украшают скульптурные группы “Нептун с двумя реками” и “Навигация с Меркурием и рекой”. Культура Древней Греции сильно повлияла на материальную и духовную культуру современной России.

Заключение

Таким образом, влияние элементов древних культур на современную реальность очевидна. Образы древнегреческой культуры проявляются в искусстве и культуре современной цивилизации повсеместно, потому как невозможно построить собственную традиционную культуру без фундамента античности. Это, своего рода, опыт человечества накопленный веками, который претерпевал постоянные видоизменения. Так ни одна из культур не может развиваться обособленно, идет взаимообмен не только между культурными общностями, но и между культурными слоями. Кроме того, всегда наблюдался интерес к античности с точки зрения перенятая художественных форм, внедрение античного стиля в дизайне помещений, архитектурных форм, таким образом, потребность в элементах древних культур остаётся актуальным и по сей день.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!