СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей начальных классов "Система оценивания по ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      В соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итогового контроля подготовки выпускников на ступени начального общего образования. В статье приведены основные теоретические и методические положения, на которых основывается эта система оценки, а также конкретные примеры контрольных материалов. 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей начальных классов "Система оценивания по ФГОС"»

Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС НОО

(выступление на МО начальных классов учителя: Маховицкой Л.Г.)

2014 -2015 уч.г.


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итогового контроля подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Приведу основные теоретические и методические положения, на которых основывается эта система оценки, а также конкретные примеры контрольных материалов. Перечислю основные концептуальные подходы к системе оценки:


- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

– использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

– оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода (оценка способности к выполнению учебнопрактических и учебнопознавательных задач);

– оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

– сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

– использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

– уровневый подход к разработке планируемых результатов, их представлению, к разработке инструментария;

– использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений («портфель достижений» или иные формы);

– использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты,практические и творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение и др.;

– использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Используются следующие инновационные формы и методы оценивания:


1. Приоритетность продуктивных заданий в диагностике.

2. Обязательное наличие метапредметных диагностических работ, требующих не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

3. Диагностика результатов личностного развития (оценка своих поступков, обозначение своей позиции).

4. Изменение традиционной оценочноотметочной шкалы по принципу прибавления и уровневого подхода.

5. Введение «портфеля достижений»: итоговая оценка складывается исходя не из годовых предметных отметок, а из всех результатов (предметных, метапредметных, личностных и пр.), накопленных в портфолио младшего школьника за 4 года.


Правила технологии оценивания образовательных достижений:


1. Что оценивать? (Результаты –предметные, метапредметные и личностные.)

2. Кто оценивает? (Учитель и ученик вместе.)

3. Сколько ставить отметок? (По числу решённых задач.)

4. Где накапливать оценки и отметки? (В таблицах образовательных результатов и в «портфеле достижений».)

5. Когда ставить отметки? (Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.)

6. По каким критериям оценивать? (По признакам трёх уровней успешности: необходимый уровень – решение типовых задач, повышенный уровень – решение нестандартной задачи, максимальный уровень – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи».)

7. Как определять итоговые оценки? (Предметные четвертные – по таблицам предметных результатов, итоговые – на основе всех положительных результатов и диагностики предметных и метапредметных результатов.)

Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов: начальный, стандартный и максимальный.


Этапы совместной контролирующей деятельности ученика и учителя: раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось); совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось); совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).


В соответствии с данными положениями во ФГОС НОО определены основные планируемые результаты.

Личностные результаты выпускников начального общего образования в соответ­ствии с требованиями стандарта не подле­жат итоговой оценке. Однако текущая (вы­борочная) оценка личностных результатов осуществляется:

  1. в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагнос­тики развития личности;

  2. в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):

  • оценка личностного прогресса в фор­ме портфолио (или других форм накопи­тельной оценки, используемых в образова­тельном учреждении);

  • оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);

  • психологическая диагностика (прово­дится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).

Оценка личностных результатов уча­щихся отражает эффективность воспита­тельной и образовательной деятельности школы.

Для определения уровня освоения предметных результатов и выявления при­чин затруднения в освоении предметных результатов в учебном процессе проводят­ся диагностические работы — промежуточ­ные и итоговые проверочные работы. Ре­зультаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируют­ся в форме накопительной оценки — «Портфеля достижений» (или другой формы, принятой в образовательном уч­реждении).

Для контроля и учета достижений обуча­ющихся используются следующие формы: текущая аттестация (устный опрос, пись­менная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тесты, графичес­кая работа, изложение, сочинение, доклад,творческаяработа, посещение уроков по программам наблюдения, диагностическая работа), итоговая аттестация (контрольная работа, диктант, изложение, проверка осоз­нанного чтения).

Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе накоплен­ной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение как минимум трех итоговых работ по русскому языку, мате­матике и комплексной работы на межпред­метной основе.

Решение об успешном освоении прог­раммы начального образования и переводе ученика на следующую ступень общего об­разования принимается педагогическим со­ветом школы на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов ос­воения основной образовательной програм­мы начального общего образования.

Решение педагогического совета о пере­воде выпускника принимается одновремен­но с рассмотрением и утверждением харак­теристики выпускника начальной школы, в которой отмечаются:

  • образовательные достижения выпуск­ника и его положительные качества;

  • приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как дости­жений, так и психологических проблем раз­вития школьника;

  • психолого-педагогические рекомен­дации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следую­щей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в ха­рактеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объек­тивными показателями.

«Портфель достижений» учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных дости­жений ученика, а также предполагает ак­тивное вовлечение учащихся и их родите­лей в оценочную деятельность. Формиро­вание навыков рефлексии, самоанализа, са­моконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, быть готовым к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственнос­ти за их результаты.

Структура «Портфеля достижений»:

1.Раздел «Знакомьтесь: это — я» (фото­графия, сведения о себе, о семье, родослов­ное древо, чем я люблю заниматься и пр.).

2.Раздел «Я ученик» (первые диагнос­тические работы, рисунки, небольшие тексты — «Мой класс», «Мой первый учи­тель», «Распорядок дня», «Я читаю»; за­полнение таблицы — «Чему научусь» (в начале года или в каждой четверти), «Че­му научился» (в конце года или в каждой четверти):


Предмет

Чему научусь

Чему научился

Русский язык



Литературное чтение



Математика



Окружающий мир





3.Раздел «Коллектор» (правила пове­дения в школе, законы жизни в классе, пе­речень литературы для самостоятельного и семейного чтения, памятка, как посту­пать в стрессовых ситуациях (пожар, опас­ность и пр.), памятка «Правила работы в группе» и т.д.).

4.Раздел «Рабочие материалы» (вкла­дываются диагностические и проверочные работы по предметам).

5.Раздел «Мои достижения» (лучшие работы, по мнению самого ученика, грамо­ты за участие в праздниках, мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, небольшие тексты о личных достижениях, материалы, продукты проектной работы или фотогра­фии и т.д.).

Педагог передает ученику нормы и способы оценивания (не выставления отме­ток, а фиксации качества, например, раз­борчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствует выработке у учащегося самооценки своего труда. Отбирая в свой «Портфель достижений» твор­ческие, проектные работы, школьник проводит рефлексию сделанного, а педагог мо­жет отследить, как меняются, развиваются интересы ученика, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика обра­зовательных достижений учащихся за пе­риод обучения станет очевиднее, если нако­пительная система оценивания начнет действовать с начала обучения, поэтому так важно сохранить первые тетради (или от­дельные страницы), первые творческие ра­боты ученика.


Широко распространённой формой контроля в современном образовании является тестирование. Тестирование – одна из форм массового контроля знаний, представляющая собой задания, сформулированные в форме утверждений (которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или

ложные высказывания) или вопросов, открытых или сопровождающихся вариантами ответов.



Приведу примеры использования тестов различных типов.

1. Задания открытого типа.


Допиши:

Глагол – это часть речи, которая обозначает ...


Задания свободного изложения.

Сформулируй и запиши главную мысль данного текста.


Задания дополнения.


1) Вставь нужное слово.

Часть слова, стоящая перед корнем, называется …


2) Впиши правильный ответ.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы …


2. Задания с альтернативным ответом.


Подчеркни правильный ответ.

Глаголы изменяются по временам:

а) да; б) нет.


3. Задания с единичным/множественным выбором ответа.


1) Выбери верное утверждение:

а) корень – это часть слова;

б) корень – это часть речи;

в) корень – это часть предложения.


2) Выбери сочетания слов, в которых глаголы употреблены в форме единственного числа:

а) поселились бобры; б) ребята наблюдают; в) лебедь окреп; г) территория

преобразилась; д) отцветает саксаул;

е) созревают плоды.


4. Задания на восстановление соответствия.


1) Соедини стрелкой названия падежей и вопросы:

Винительный о ком? о чём?

Творительный кого? что?

Предложный кем? чем?


2) Установи соответствие между частями речи и примерами слов:

Существительное бегает

через

прилагательное бег

белизна

глагол окно

красивейший

предлог белеть

белый


3) Восстанови порядок действий при написании слов с безударными гласными в корне:

а) под ударением...;

б) ставлю его под ударение, изменив слово или подобрав однокоренное;

в) в безударном слоге пишу ту же букву гласного, что и …;

г) слышу в корне безударный гласный звук.


5. Тестовые задания «по аналогии».


Вместо точек впиши правильный ответ.

Слово шарф так относится к имени существительному, как слово зелёный к

а) предлогу, б) имени прилагательному, в) глаголу.


6. Тестовые задания на исключение лишнего.


Подчеркни лишнее слово в списке:

девочка, играть, жизнь, машина, птица, фея, игра, облако.


7. Тестовые задания на классификацию.


Запиши слова в два столбика в зависимости от особенностей их правописания:


молодеж..., приёмыш..., матч..., дрож..., смерч..., роскош..., манеж..., брош..., мощ..., реч..., лихач..., москвич...


8. Тестовые задания на переконструирование.


Укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры:


1 2 3 4 5 6


не сани не свои садись в

( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( )

При составлении тестовых заданий можно воспользоваться следующими методическими рекомендациями:


1) текст задания состоит из 10–20 слов;

2) 1 задание = одно умение;

3) в правильных утверждениях не используются слова иногда, часто,

обычно и в неправильных – всегда, иногда, невозможно;

4) задания располагаются по возрастанию трудности;

5) правильные ответы располагаются в случайном порядке;

6) ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другиевопросы.


Система оценивания тестовых проверочных работ:


– оценка «5» ставится за 95–100%

правильных ответов;

– оценка «4» ставится за 70–95%

правильных ответов;

– оценка «3» ставится за 50–70%

правильных ответов;

– оценка «2» ставится за 49% и ме_

нее правильных ответов.


По итогам проведения теста на каждого ученика составляется индивидуальная контрольная схема.


№ раздела

№ задания

Результаты выполнения тестовых заданий

Задания, ответы на которые даны полно и правильно

Задания, ответы на которые даны неполно, но правильно

Задания, ответы на которые даны неравильно

Задания, ответы на которые не даны








Пример анкеты для самонаблюдения, самооценивания ученика:


1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?

Всегда. Не всегда. Никогда.


2. Уверен ли ты в том, что всегда правильно определишь число имени существительного?

Всегда. Не всегда. Никогда.


3. Затрудняешься ли ты в определении рода имён существительных?

Всегда. Не всегда. Никогда.


4. Испытываешь ли ты трудности в правописании имён собственных и нарицательных?

Всегда. Не всегда. Никогда.


5. Понимаешь ли ты различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными?

Всегда. Не всегда. Никогда.


Формы оценки ученика начальной школы:

1) безоценочное обучение – 1,2-й классы;

2) пятибалльная система – 3–4-й классы;

3) накопительная система оценки – «портфель достижений», процентная шкала достижений (для метапредметных результатов).

Система оценки в соответствии с ФГОС НОО ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытие своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирает, что является для ученика результатом на сегодняшний день. Оценочная

деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!